Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью
2) вопросительных предложений:
· Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
· Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься чад следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов?
3) процитировать:
В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, в таких случаях можно использовать цитату:
· «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» — такова проблема, которая находится в центре внимания Д. С. Лихачёва.
В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как и при выявлении проблемы, важно обращать внимание на речь, портрет и, самое главное, на поступки героя.Ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его речи и поступкам. Чтобы определить позицию автора художественного текста, нужно ответить на следующие вопросы:
1. Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
2. Как относятся к герою окружающие его персонажи?
3. Как сказываются поступки героя на других героях произведения?
4. Согласен автор с героем или нет?
5. Автор осуждает или одобряет поведение героя?
6. Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
Например, в рассказе В. Астафьева «На закате дня» авторская позиция не выражена прямо: писатель не даёт оценки действиям героев, словесно не выражает своего негативного отношения к девушкам. Однако портретные и речевые характеристики героев, их поступки, а также различные средства языковой выразительности (оценочная и разговорная лексика, метафоры, градация, авторская ирония, доходящая до сарказма) позволяют безошибочно определить позицию автора.
Задание, которое можно дать ученикам:
Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные маркером элементы, которые позволяют выявить однозначную авторскую позицию.
На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками. На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты. Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.
Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили» усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое.
По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запылённом халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке.
Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгрёб мусор, понёс его, словно пойманную пташку. Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, тёрла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и всё улыбался.
Одна девица домучила мороженое, скомкала обёртку, небрежно швырнула её под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. Две другие девицы также шлёпнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомлённо, куда себя девать или чего ещё выкушать?
Подошёл мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:
— Тётенька подметает, а вы сорите. Как нехорошо!
— Ой, дурак! Дурак! — тыча в него пальцами, оживились девицы.
Лицо мальчика дрогнуло. Ещё плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстранённо-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.
Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обёртки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой — перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать её сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.
— Девушки! Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?
— Ой! А как вы узнали?! — соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?
— Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные.— И безбожно засластил пилюлю: — По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.
— А-а! — согласились девицы и обмякли. Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали своё место на их лицах. Лишь какое-то время спустя до одной девицы дошло:
— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — Если выпили, так не вяжитесь к людям! Пошли отсюда, девочки! — И, уходя, обрушила на меня тяжёлый взгляд сытых глаз: — Бр-родят тут всякие! 3-заразы!..
Я сидел, обняв чехол с удочками. На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор.
(По В.Астафьеву)
Использованная литература: Русская язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012