Гидрокостюмы и Защитные костюмы
Отличить гидрокостюм от защитного костюма по внешним признакам не всегда возможно, поскольку основные различия между ними заключены в разных теплоизоляционных характеристиках. Различия в теплоизоляционных свойствах связаны, в первую очередь, с их основным назначением:
· Основное назначение гидрокостюма - уменьшение теплопотерь человека, оказавшегося в воде при оставлении судна.
· Основное назначение защитного костюма - уменьшение теплопотерь человека, занимающегося спасательной операцией, т.е. человека, не находящегося постоянно в воде.
Конструкция защитного костюма рассчитывается на активные действия человека, поэтому костюм должен не допускать как переохлаждения, так и перегрева организма. Но поскольку, теплоизоляционные требования к гидрокостюму выше, то соответственно, у защитного костюма могут отсутствовать некоторые элементы, обязательные для гидрокостюма.
Гидрокостюм - это костюм, уменьшающий потерю тепла телом человека в холодной воде (МК СОЛАС-74). Гидрокостюм изготавливается из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:
| |
Защитный костюм - это костюм, предназначенный для использования расписанными на дежурные шлюпки или морские эвакуационные системы членами экипажа (МК СОЛАС-74). Защитный костюм изготавливается из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:
|
Свойства | Гидрокостюм | Защитный костюм |
Собственная термоизоляция | По степени собственной термоизоляции гидрокостюмы бывают:
| По степени собственной термоизоляции защитные костюмы бывают:
|
Собственная плавучесть | По наличию собственной плавучести гидрокостюмы бывают: 1. не обладающие плавучестью спасательных жилетов (требуется надевание спасательного жилета); 2. обладающие плавучестью спасательных жилетов. | Защитные костюмы обязаны иметь собственную плавучесть не менее 70 Н, но использоваться без спасательных жилетов они могут лишь в том случае, если они отвечают всем требованиям, предъявляемым к спасательному жилету. |
Теплозащитные свойства | Гидрокостюм, изготовленный из материала, не обладающего теплоизоляционными свойствами, должен иметь такую конструкцию, чтобы, будучи надетым вместе с теплой одеждой и спасательным жилетом (если гидрокостюм требует его использования) он продолжал обеспечивать достаточную теплозащиту после прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м так, чтобы температура тела человека не падала более чем на 2оС после пребывания его в течение часа в циркулирующей воде с температурой 5оС при отсутствии волнения. Гидрокостюм, изготовленный из материала, обладающего теплоизоляционными свойствами, сам по себе или со спасательным жилетом (если гидрокостюм требует его использования) должен обеспечивать достаточную теплозащиту после прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м так, чтобы температура тела человека не падала более чем на 2оС после пребывания его в течение 6 ч в циркулирующей воде с температурой от 0 до 2оС при отсутствии волнения. | Защитный костюм должен быть таким, чтобы будучи надетым в соответствии с нанесенной на него инструкцией, он продолжал обеспечивать достаточную тепловую защиту человеку после одного прыжка в воду с полным погружением в спокойную циркулирующую воду с температурой 5°С, чтобы температура тела человека не падала быстрее чем на 1,5°С в час после первого получаса. |
Требования к остойчивости | Гидрокостюм, предназначенный для использования без спасательного жилета, должен обладать всеми свойствами спасательного жилета. | Человек в защитном костюме должен быть способен переворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх не более чем за 5 с и сохранять это положение. Костюм не должен способствовать перевороту человека лицом вниз в условиях волнения. |
Комплектация | Если гидрокостюм требует использования спасательного жилета, то спасательный жилет должен надеваться поверх гидрокостюма. Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета, должен быть снабжен сигнальным огнем и свистком, а также должен обеспечиваться отсоединяемым средством плавучести, которое можно закрепить к костюму другого человека в воде. | Если защитный костюм требует использования спасательного жилета, то спасательный жилет должен надеваться поверх защитного костюма. Защитный костюм, должен быть снабжен сигнальным огнем и свистком. |
2.4. ТЕПЛОЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА
Теплозащитное средство - это мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью.
Основной задачей теплозащитных средств является защита организма от переохлаждения при нахождении человека на спасательном средстве. Теплозащитные средства не предусматривают активную деятельность человека, поэтому они могут иметь самую разнообразную конструкцию, в которой главным критерием является низкая теплопроводность.
Теплозащитное средство должно:
- изготавливаться из водонепроницаемого материала, обладающего теплопроводностью не выше 7800 Вт/(кв.м * К);
- иметь такую конструкцию, которая снижала бы потерю тепла телом человека как конвекционным путем, так и через испарение;
- закрывать все тело человека любого размера (роста) в спасательном жилете, за исключением лица; руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные перчатки;
- быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без посторонней помощи в спасательной шлюпке, плоту либо в дежурной шлюпке;
- быть таким, чтобы человек в теплозащитном средстве мог снять его в воде не более чем за 2 мин, если оно мешает ему плыть;
- выполнять свои функции надлежащим образом при температуре воздуха от -30 до +20оС.
3.1. Спасательные шлюпки
Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.
Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.
По способу доставки на воду спасательные шлюпки делятся на спускаемые механическими средствами и спускаемые свободным падением.
Шлюпбалки -это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки.
3.1.1. Конструкция корпуса
К конструкции корпуса предъявляется ряд требований, некоторые из которых приведены ниже:
1) Все спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы:
· их можно было безопасно спускать на воду, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения; и
· их можно было спускать на воду и буксировать на переднем ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде.
2) Корпус спасательной шлюпки должен быть жестким из негорючего или не поддерживающего горения материала.
3) Шлюпка должна иметь сверху закрытие, защищающее людей от воздействий внешней среды:
· Если закрытие полностью жесткое, то такая шлюпка является шлюпкой закрытого типа.
· Если часть закрытия является мягким тентом, то такая шлюпка является шлюпкой частично закрытого типа. При этом носовая и кормовая оконечности должны быть защищены не менее чем на 20% длины жесткими элементами закрытия. Тент, обычно, выполняется из двух слоев водонепроницаемой ткани с воздушной прослойкой. В открытом состоянии тент скручен и закреплен над входом.
Пассажирские суда могут комплектоваться шлюпками обоих типов, а грузовые суда - только шлюпками закрытого типа (СОЛАС-74 Глава III правила 21 и 31).
Размещение шлюпок частично закрытого типа на пассажирских судах дает большое преимущество в скорости посадки пассажиров при эвакуации.
4) Спасательные шлюпки должны иметь запас плавучести, позволяющий удерживаться на плаву полностью залитой шлюпке со снабжением и находящимися в ней людьми.
Такая дополнительная плавучесть обеспечивается легкими плавучими материалами, стойкими к воздействию морской воды и нефтепродуктов. Эти элементы обеспечения плавучести обычно располагаются по внутреннему периметру шлюпки под сидениями.
5)Спасательные шлюпки должны быть остойчивы в случае, когда они заполнены 50% числа людей, допустимого к размещению, сидящих в нормальном положении по одну сторону от ее диаметральной плоскости.
6) Спасательные шлюпки закрытого типа должны быть самовосстанавливающимися при опрокидывании.
Опрокидывание может произойти, например, под ударом разрушающегося гребня волны, что наиболее вероятно при выходе шлюпки на мелководье в зону волновой деформации.
3.1.2. Оборудование шлюпки
Схема устройства огнезащищенной спасательной шлюпки, спускаемой на лопарях
Посадочные места.
Посадочные места оборудуются на поперечных и продольных банках или закрепленных сидениях. Способ оборудования посадочных мест обычно связан с типом шлюпки.
Схема расположения посадочных мест в шлюпке, спускаемой на лопарях В шлюпке, спускаемой на лопарях, наибольшая часть посадочных мест оборудована на банках, расположенных вдоль бортов (спиной к борту). На шлюпках большой вместимости, когда ширина позволяет, дополнительные места могут оборудоваться на продольных банках в середине (лицом к борту), либо на поперечных банках. | |
Схема расположения посадочных мест в шлюпке, спускаемой свободным падением В шлюпках, спускаемых свободным падением, устанавливают сиденья со спинками и подголовниками. Устанавливают их поперечными рядами так, чтобы люди сидели лицом к корме, что обеспечивает принятие спинкой инерции человека при входе шлюпки в воду. |
Для полностью закрытых шлюпок требуется, чтобы сидения были оборудованы привязными ремнями.
Поскольку полностью закрытые шлюпки являются самовосстанавливающимися, то ремни рассчитываются на удержание человека на месте не только во время качки, но и на время, когда шлюпка находится в перевернутом состоянии. |
Двигатель
Каждая спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания. На спасательных шлюпках устанавливаются двигатели с воспламенением от сжатия, отвечающие следующим требованиям:
1) Двигатель способен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды.
Это позволяет запускать двигатель для периодических проверок вне воды, а в случае оставления судна - опустить шлюпку на воду уже с запущенным двигателем и немедленно отойти от судна.
2) Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз, и не менее 2 узлов при буксировке спасательного плота наибольшей вместимости, установленного на данном судне, нагруженного полным комплектом людей и снабжения.
3) Запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.
Для обеспечения возможности использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.
Пуск двигателя |
Осушение
1) Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь ручной насос для удаления воды.
2) Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном.
Спускной клапан (один или два в зависимости от размеров шлюпки) устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. Обычно эту задачу выполняет клапан поплавкового типа.
Каждый спускной клапан для его закрывания снабжается колпачком или пробкой, прикрепленными штертом или цепочкой рядом с клапаном.
При хранении шлюпки на борту судна спускной клапан должен быть открыт для обеспечения стока любой попавшей в шлюпку воды.