Гуманистические ценности. Нравственные ценности

Нравственные ценности, этика гуманизма составляют ядро гу­манистического мировоззрения.

Пространство нравственных отноше­ний исключительно обширно, оно обнимает все сферы внутреннего ми­ра человека и все области его внешних социальных отношений. Всегда и везде человек может и должен стремиться к тому, чтобы вести себя нравственно, хотя далеко не всегда мы абсолютно уверены в фактической благо­творности нашего морального поступка или в том, что мы поступили наилучшим образом. Нередко мы совершаем выбор между различными нравственными ценностями, неизбежно принося какие-то из них в жертву другим.

Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оце­ниваем как добрые, благие, хорошие и т.п.

В основе нравственного поступка лежат (1) естественные моральные чувства человека, уходящие своими корнями в мир общения высших животных; (2) позитивные качества человека; (3) благоприобретенные нормы и принципы морального поведения личности. Современный американский гуманист Пол Куртц в работе «Запретный плод. Этика гуманизма» предлагает следующий каталог общих моральных норм: честность, правдивость,обязательность, ис­кренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, согласие на сексуаль­ные отношения, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, от­ветственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.

Самой общей категорией для обозначения моральных ценно­стей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопре­деленно большую совокупность действий, принципов и норм нрав­ственного поведения. Одним из наиболее трудных вопросов этического разума является про­блема природы добра, нравственного. В этой связи де­батируются вопросы о происхождении этического: дано ли оно людям свыше? присуще ли оно человеку естественно, априорно (от рождения)? порождается ли оно социумом или коренится в самой личности?

Кроме того, здесь ставится вопрос, существуют ли какие-то общие моральные принципы, которые выходят за индивидуальные, национальные и культурные рамки и присущи, в принципе, всем людям? Мо­жем ли мы считать их статус объективным, т.е. независящим не только от человека, но и от общества и даже богов (как сказал бы Сократ)?

Этика гуманизма склонна утвердительно ответить на вопрос о существовании общих моральных принципов. Эти принципы частью опираются на биоэтические задатки людей. Они коренятся в его природе, как бы генетически закодированы. Вместе с тем, они оттачивались исторически на опыте многих и многих поколений людей. То и другое сообщает им статус незыблемых, самоочевидных и общепринятых. Свою основательность и истинность они доказали успешностью своего применения в невероятно многообразных жизненных обстоятельствах. Легко себе представить, что бесчисленные индивиды, племена и даже общества гибли, когда ошибались в выборе добра и зла. Можно даже утверждать, что человечество не вымерло в том числе и потому, что руководствовалось определенными нравственными нормами. Их эмпирическая основа настолько глубока, что позволяет говорить о трансформации в них историко-эмпирического базиса в онтологический, бытийственный. Другими словами, общие нравственные принципы спрессовались временем и опытом так, что стали казаться абсолютными, а для некоторых – данными свыше или сверхъестественными.

Но гуманистическая этика отдает себе отчет в том, что этические принципы все-таки историчны, они складываются в обществе, имеют социальное происхождение и бытование. Общие этические нормы – значит и об­щественные, хотя и одинаково понимаемые и оцениваемые превалирующим большинством людей, одинаковые для всех и для каж­дого.

Естественные предпосылки этического в человеке не менее важны для понимания генезиса и природы морали. Человек из­начально этичен, от рождения заключает в себе огромный нравственный потенциал, своего рода матрицу не­обозримого множества нравственных задатков, склонностей, возмож­ностей и т.п.

Главное для гуманизма – исходить из уже потенциально или актуально существующей человечности каждого че­ловека, как наиболее перспективной и надежной точки отсчета, начала, в котором и с которого здесь и теперь начинается формирование, рас­крытие, функционирование и развитие нравственного чувства и мыш­ления, где начинается установление (конституирование) и обогащение мира нрав­ственных ценностей и нравственного совершенствования человека.

Как бы велика ни была роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым главным, по сути, единственным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей в области той жизни, которую он может назвать своей.Сформировавшийся, ставший человек способен радикально изменять ценностные приоритеты. Как существо самостоятельное он способен непрестанно взращивать и творить добро. И быть в этом смысле ак­тивным, ведущим, целевым началом, по отношению к которому все ос­тальное: общество, природа, небытие и неизвестность, – могут выступать в качестве условия, среды и средства.

Одной из важных форм практического доказательства акту­ального, а не генетического морального приоритета личности является ее нравственное совершенствование.

Если наше обычное нравственное поведение можно условно сравнить со скоростью, то нравственное восхожде­ние – с ускорением, поскольку здесь речь идет не о количестве совершаемых нами добрых дел, а об их качестве, о прогрессе самого этического в человеке.

Существует масса этических учений, которые не только предписывают лич­ности определенный перечень ценностей и норм поведения, но предлагают и свои принципы совершенствования. Среди них, например, этика любви, этика смирения (ненасилия), этика добродетелей, религиозные этики закона, богобоязненности, послушания, искупления и спасения и т.д. Все они предлагают совершенствование, соответственно, в страхе, любви, сми­рении, жертвенности, служении, молитве, аскезе (т.е. в самоограничении и воздержании) и т.д.

Гуманизм не предлагает этики, фиксируемой и сконцентриро­ванной на какой-либо одной нравственной ценности, этическом прин­ципе или позитивном качестве человека. Коротко говоря, этика гума­низма – это этика человечности. Но что такое человечность? Практически все люди, если не знают (не в состоянии четко сформулировать, что это такое), то могут в жизни чувствовать и различать человечность от бесчеловечности. Скорее всего, человечность – это сложное человеческое состояние и способность. В ней соединяются забота о человеке, его признание как ценности и любовь к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. В основе человечности лежат три краеугольных принципа: уважение, доброжелательность и совестливость. Венчает все это созвездие добродетелей, освещая их своим светом, – разум, который делает человечность мудрой и зрелой, зрячей и эффективной.

Но, защищая этику человечности, гуманизм стремится дополнить ее некоторого рода перспективизмом и динамикой.

Гуманистическая этика – это этика свободного и осмысленного морального самоопределения, самоактуализации, самореализации, совершенствования и прорыва к другим, лежащим вне личности реальностям – себе подобному, обществу и природе.

То, что здесь названо прорывом, составляет высшую точку, кульминацию нравственной жизни человека, его нравственных достижений. Поистине удивителен факт, что всякое личное успешное, творческое и плодотворное усилие человека неизбежно увенчано стремлением поделиться с другими, сообщить другим, дать другим, разделить с другими то, что открылось, что оказалось достигнутым этой личностью. Архимеда из ванной вытолкнула не вода, а та же сила, которая заставила его бежать по улице и кричать человеку и человечеству «Эврика!». Так был открыт и сообщен другим один из знаменитых физических законов.

Оказывается, что высшей точкой его творчества было сообщить, сделать достоянием человечества открытие, совершенное личным усилием.Личность превосходит себя, она способна на это. Это – одна из самых богатых и благородных форм счастья. А сама эта способность личности прорываться за собственные границы к новому, и далее – к людям и миру, называется трансцендированием (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы).

Этика гуманизма – это этика восхождения, этика гуманных до­стижений, этика человечного творчества и творческого совершен­ствования человечности человека. Это – этика добродетельного участия и приношения даров на алтарь человечества.

Вопросы к лекции

1. Является ли стремление к добру и способность совершить зло естественными или благоприобретенными?

2. Назовите основные моральные ценности.

3. Каково гуманистическое понимание природы нравственных норм?

4. Какие типы этик входят в этику гуманизма?

5. В чем специфика этики человечности?

6. Почему и как этика гуманизма связана с творчеством и совершенствованием?

Вопросы для размышления

1. Необходимо ли подключение к моральному чувству ресурсов разума?

2. Возможно ли этическое познание на базе научной методологии?

3. Почему в этике гуманизма первостепенная роль связана с методами этического познания и самовоспитания, а не с анализом и выбором той или иной системы ценностей?

4. Какова природа добра?

Лекция 18. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВО

Наши рекомендации