Глава 4: О том, как возникает любовь к Богу, каковы ее признаки и производимые ею действия

Из святого Марка

Кто возлюбил Бога, тот каждый день умирает, то есть превосходит умом всякий помысел и ни о чем другом не думает, кроме как о достижении совершенной любви Христовой, которая есть глубочайшее откровение сердца, которым вошел прежде ради нас Иисус через святое Крещение. Стремясь к такому состоянию с самого начала своей проповеди, святой апостол Павел сказал: <i>Стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос</i> (Флп 3, 12). Эти слова значат: я стремлюсь любить так, как любит меня Христос. Человек, достигший такой любви, уже ни о чем большем не хочет и думать. Он не помнит ни о телесных скорбях, ни о дивных творениях, но отсекает от себя почти любые помыслы, ибо никак не хочет лишиться действия Духа. Апостол объявил, как далека от всего духовная любовь: «<i>Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?</i> И еще: <i>Я уверен, что ни смерть ни жизнь, ни ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не могут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем</i> (Рим 8, 35; 8, 38-39). Мы видим: апостол не допускал никаких помыслов ни о чем, кроме как относящихся к пребыванию в любви Христовой.

Всякое слово Христово показывает милость, правду и премудрость Божию и через слух влагает их силу в тех, кто слушает с наслаждением. Поэтому немилостивые и неправедные без удовольствия слушают Писание и никогда не смогут понять премудрость Божию, но только распинают Бога, к ним обращающегося. Мы сами понимаем, когда мы слушаем Господа с удовольствием. Он сам сказал: <i>Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам</i> (Ин 14, 21). Вот видишь, Господь скрыл в заповедях явление Самого Себя?

Кто избрал преуспеяние в воле Божией, должен положить начало этому незабвенное и приснопамятное. Надлежит в непрестанном размышлении сопоставлять сбывшиеся на тебе промышления и благодеяния человеколюбивого Бога, от самого начала до настоящего времени, как телесные, так и духовные, и поставив их все перед очами, ими занимать ум и хорошенько обо всем этом подумать. Как сказано в Писании: <i>не забывай всех благодеяний Его</i> (Пс 102, 2). Не забывай, и не будь легкомыслен, а то неблагодарно запамятуешь обо всех Его премногих и великих благодеяниях и тогда начнешь без пользы влачить жалкое существование всю оставшуюся жизнь.

Постоянные воспоминания, словно жало, уязвляют сердце и всегда подвигают его к исповеданию, смирению, благодарности с сокрушением души, ко всякому благому усердию, к ответному совершенствованию твоего нрава и образа жизни, чтобы человек всегда осмыслял совестливой мыслью всякую родную Богу добродетель. Как говорит пророческое слово: <i>воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?</i> (Пс 115,3)

Пусть твоя душа вспомнит все благодеяния человеколюбивого Бога от самого начала. Сколько раз Бог избавлял тебя от таких больших опасностей! Пусть она также вспомнит, в какое зло она сама впадала, в какие излишества часто добровольно ввязывалась, и что Бог не предал ее по справедливому суду духам злобы на погибель и смерть, но великодушно прощал прегрешения и хранил и чаял ее обращения.

Бог воспитал душу, которая добровольно, через страсти предала себя в рабство лукавым врагам. Он простирал над ней покров и всячески заботился о ней и, в конце концов, благим изволением направил ее на путь спасения, вложив в сердце тягу к подвижнической жизни. Он дал ей силы с радостью оставить мир со всем его безумием плотских наслаждений. Он украсил ее ангельским образом подвижнического чина, по-отечески принятую святыми наставниками, и подготовил к жизни в братском содружестве.

Какой благомыслящий человек, сопоставив все это, впредь не станет вести жизнь в сокрушении сердца, окружив себя защитным рвом правильно понятых благодеяний свыше и ясно сознавая, что сам он еще не совершил ничего благого? Такой человек навсегда воспримет твердую надежду, исходя из того, что он сам пока никакого блага не сделал, но много раз перед Богом согрешал и впадал в нечистоту плоти и множество других зол, но не по грехам и не по беззакониям Бог ему воздавал, но, напротив, (по милосердию) ниспосылал премногие дары и благодать ко спасению! Поэтому, если ты сейчас полностью возьмешь на себя все труды ради Него во всякой добродетели и чистоте, то сколько благ и духовных дарований удостоит тебя Бог, поощряющий и направляющий всякое благое дело!

Вот почему тот, кто всегда хранит такой помысел и никогда не забывает о великих благодеяниях, легко подвигается сердцем в любви к Богу в едином порыве, дабы отблагодарить Его, насколько возможно, своей добродетельной жизнью, всяким благим подвигом и деланием правды. Такой человек всегда готов охотно исполнять Божью волю, смущенный памятью о таких великих благах, воспринятых от благого и человеколюбивого Владыки. И тогда, как бы само собой, а точнее по содействию вышней благодати, его сердце зажигается еще более горячим стремлением к Божьей любви.

Из святого Диадоха

Никто не может возлюбить Бога сердечным чувством, если прежде не убоится Его всем сердцем. Душа, очистившись и размягчившись под влиянием страха, сможет воспринять деятельную любовь. Но для человека никак не возможно достичь страха Божия названным образом, если он заранее не поставит себя вне всяких житейских помыслов.

Когда ум достигает великого безмолвия и беззаботности, тогда его волнует лишь страх Божий, очищая его с великим чувством от всякой земной тяжести, чтобы возвести его со многой любовью к благости Божией. Страх свойственен очищающимся как средство, приводящее к любви, а совершенная любовь принадлежит уже очистившимся, у которых уже никогда не будет страха. Как сказано в Писании, совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин 4,18).

И страх Божий, и любовь к Богу доступны только праведникам, которые творят добродетели действием Святого Духа. Поэтому говорит Писание: <i>Бойтесь Господа, [все] святые Его</i> (Пс 33,10). И еще. <i>Любите Господа, все праведные Его</i> (Пс 30, 24). Мы должны ясно сознавать, что страх при посредничестве любви есть свойство духовно очищающихся праведных, а духовно очистившиеся, как уже было сказано, обладают совершенной любовью. В них уже нет никакого помысла страха, но только непрестанное воспламенение любви и страстное стремление души к Богу действием Святого Духа. Как сказано в Писании: <i>К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя Одерживает меня</i> (Пс 62, 9).

2. Как старые незалеченные телесные раны не воспринимают лекарства, которое применяют врачи, но после того как их очистят, чувствуют целительное действие лекарств и быстро заживают, так и душа, пока она оставлена без попечения и вся покрыта проказой любви к наслаждениям, то не может чувствовать страха Божия, даже если ее непрестанно предупреждать об ужасающем Божьем могуществе. Но по мере своего тщательного очищения она начинает ощущать страх Божий как некое снадобье для жизни, прижигающее ее обличениями и огнем бесстрастия.

Так постепенно очищаясь, она достигает совершенства. И чем больше она проникается любовью, тем меньше в ней становится страха. Таким образом, она может достичь совершенной любви, в которой нет страха, но лишь бесстрастие, действуемое во славу Божию. Да будет нам в похвалу похвал сначала страх Божий, а потом любовь как <i>исполнение закона</i> (Рим 13, 10) и <i>совокупность совершенства</i> во Христе. (Кол 3,14).

3. Кто любит себя, тот не может любить Бога. А кто не любит себя по причине чрезмерного богатства любви к Богу, тот любит Бога. Ибо такой человек любит не собственную славу, ищет не своей славы, но Божией. А кто любит самого себя, тот ищет собственной славы. Человек, любящий Бога, ищет и любит славу своего Творца.

Свойство чувствующей и любящей Бога души постоянное взыскание славы Божией. Такой человека творит все заповеди и его тешит смирение своей души. Ибо слава Богу подобает в величии, а человеку подобает смирение. Благодаря смирению мы можем породниться с Богом. Если мы будем поступать так, вслед за святым Иоанном Крестителем, радуясь славе Христовой, то без конца станем повторять: <i>Ему должно расти, а мне умаляться</i> (Ин 3, 30).

4. Я знал человека, который так возлюбил Бога и так печалился, что не возлюбил Бога, как должно, что непрестанно молился Богу с таким горячим стремлением, что Бог в нем самом был прославлен, хотя он о себе даже не задумывался, существует ли он на самом деле и кто произносит эти похвалы Богу. Ведь он так стремился к смирению, что даже перестал сознавать за собой какие-либо заслуги. Он совершал литургию пред Богом, так как был священником, но из-за сильнейшей боголюбивой наклонности не допускал даже мысли о своем достоинстве.

Он так глубоко погрузился в Божью любовь, что не мог ничем похвалиться, одухотворенный смирением. Он казался себе в уме каким-то негодным слугой, совершенно чуждым тому достоинству, которое у него было. Вот что такое жажда смирения. Так и мы должны поступать, уклоняясь от всякой почести и славы, благодаря чрезмерному изобилию любви поистине нас возлюбившего Господа.

5. Кто с сердечным чувством любит Бога, тот и принимается Им. И кто с душевным чувством воспринимает любовь Божию, тот и вступает в область любви Божией. Просветив свое ведение, этот человек с такой силой любит Бога, что даже самые кости его проникаются этим чувством, и он уже не сознает себя как себя, но всецело изменяется под влиянием Божьей любви к нему.

Такой человек, хотя еще и находится в нынешней жизни, но духом уже далек от нее. Хотя он еще и пребывает в своем теле, но по любви уже живет в постоянном едином душевном движении к Богу. Любовь беспрестанно обжигает его сердце, и он уже не может не прилепляться к Богу. Он уже порвал с любовью к самому себе, ибо, как сказано в Писании, <i>если мы выходим из себя, то для Бога... Ибо любовь Христова объемлет нас</i> (2 Кор 5,13-14).

6. Если человека переполняет Божья любовь, то в духовном порыве он начинает любить своего ближнего, причем, той любовью, о которой говорит все Писание, ибо обычная плотская любовь легко разрушается, от самой малой причины, потому что она не скреплена духовным чувством.

Поэтому даже если душа, в которой действует Бог, чем то будет взбудоражена, скрепы любви не будут разрушены Ведь такая душа воспламеняется от жара любви к Богу, и в таком случае кратчайшим путем устремится к Богу и с великой радостью возлюбит ближнего, даже если он издевается над тобой и вредит тебе. В сладости Божией истребляется всякая горечь ссоры и спора.

7. Что кажется нам благим, то, словно некая сила, притягивает к себе телесные чувства. Так же точно чувство ума проводится к незримым для нас благам, когда вкусит от божественной благости. Ибо все тянется к подобному себе. Душа, будучи бестелесной, тянется к небесным благам, а тело, будучи перстью, к земному. Поэтому если мы подвергнем тяготам материю, которая в нас, то наш опыт нематериального будет безошибочен.

8. В душе от природы есть только одно чувство, как учит нас действующее в нас святое ведение. Но это чувство после преслушания Адама разделилось на две части. Святой Дух делает чувство единым и простым. Никто не может его познать, кроме тех, кто с радостью освободился от всех житейских вещей в надежде на будущие блага и воздержанием угасил в себе всякое разжение телесных чувств.

Когда ум, ободрившись после отказа от забот, устремляется только к таким вещам, он может несказанным образом ощутить божественную благость. Тогда он в меру собственного преуспевания передает и телу усвоенную им радость, сам безмерно ликуя в любви и исповедании Бога. <i>На него, сказано в Писании, уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое</i>; (Пс 27, 7) <i>и расцвела плоть моя, и я от всей своей души исповедовался Ему</i>. Поистине, возникающая тогда радость и в душе, и теле это безобманное напоминание о нетленной жизни.

9. Любящий Бога и верующий в Него без лукавства, искренне совершает и дела веры. А кто лишь верует, но в любви не пребывает, тот не имеет и веры, о которой только мнит, что имеет. Он верует легкомысленно, а огромная в своей славе любовь к Богу не действует в нем. Самое великое среди всех добродетелей вера, приводимая в действие любовью.

10. Никто не может ни по-настоящему полюбить, ни по настоящему уверовать, пока ему есть за что себя осуждать. Ведь когда наша совесть смущена обличением самой себя, никак невозможно почувствовать благоухания надмирных благ она сразу начинает сама с собой спорить. Такой человек устремляется в горячем порыве к небесам, благодаря предшествующему опыту веры, но никак не может возобновить сердечного ощущения любви из-за того, что его укоряет обличительница совесть. Только очистив самих себя с еще более пристальным вниманием, после многих усилий мы сможем достичь желанного Бога.

11. Благодать Божия в Крещении, нас возродившем, передала нам два блага, одно из которых бесконечно превосходит другое. Одно сразу же нам было даровано: благодать обновила нас в воде Крещения и просветила все уголки души, которая «по образу», всякую нечистоту греха с нас смыв. А другое должно быть соделано при нашем участии уподобление Богу «по подобию».

Когда ум начинает со многим чувством вкушать благость Святого Духа, тогда мы должны знать, что благодать как бы начинает начертывать на том, что «по образу», то, что «по подобию». Как живописцы сначала одним цветом прорисовывают облик человека, а затем, с помощью красок, постепенно расцвечивают изображение, и делают его совершенно подобным человеку, вплоть до сходства в мельчайшем штрихе - так и благодать Божия. Сперва она в Крещении приводит порядок «по образу», делая человека таким, каким он был в начале.

А когда она увидит, что мы от всей души вожделеем красоты подобия и стоим в ее мастерской безупречными, но еще не имеющими ни одной добродетели, тогда она, налагая на нас добродетель за добродетелью, возводит вид души от славы к славе и придает душе все черты подобия. Чувство показывает, насколько мы образовались «по подобию», а признаком совершенного подобия становится просвещение души.

12. Ум воспринимает любые добродетели через чувства и преуспевает в их восприятии постепенно по непонятному уставу. А духовную любовь никто не может приобрести, если сначала не будет, во всяческом извещении, просвещен Духом Святым. Если ум еще не вкусил в совершенстве «по подобию» в видении божественного света, то хоть всеми остальными добродетелями человек обладает, он еще не причастен совершенной любви. А когда он уподобится Богу в добродетели, то есть станет богоподобен настолько, насколько возможно человеку, тогда он и будет нести на себе подобие божественной любви.

13. Как при рисовании самый яркий из цветов, нанесенный на изображение, наделяет изображение подобием до такой степени, что соделывает его живым и улыбающимся, так и при уподоблении Богу достаточно положить на изображение свет любви, так и будет достигнуто полное подобие и «по образу» будет завершено. Никакая другая добродетель не может установить в душе бесстрастие, кроме любви, и исполнение закона достигается только любовью .

Вкушение любви будет с каждым днем все больше обновлять нашего внутреннего человека. Совершенного обновления можно достичь только в полном причастии любви.

14. В начале подвига, когда мы горячо поступаем угодно душа вкушает благодать Святого Духа с полным чувством в ее полном излиянии, чтобы ум в точности узнал совершенную награду за боголюбивые труды. Но потом надолго скрывается из нашего взора бесценность этого жизненного дара, чтобы мы поняли, что даже если все добродетели совершим, то все равно останемся ничем, пока божественная любовь не войдет у нас в привычку.

Тогда бес-ненавистник начинает еще сильнее смущать души подвижников клеветой на тех, кто их любит, и тлетворное действие ненависти может довести людей до разрыва. Тогда душа очень болеет, потому что вспоминает духовную любовь, но не может восстановить в себе это чувство, и ей приходится брать на себя еще более тяжкие подвиги.

Следует принуждать себя к любви, чтобы потом вкусить ее с полным чувством и полным извещением. А совершенную любовь никто, будучи во плоти, не может приобрести, разве что дошедшие до мученичества и совершенного исповедания святые. Тот, кто поднялся до такой высоты, совершенно переменился и даже принимать (земную) пищу не хочет, если ему не напомнят.

Ведь если человек постоянно питаем божественной любовью, разве захочет ли он какихто мирских вещей? Поэтому премудрый Павел, великий сосуд ведения, так говорит о будущем наслаждении праведников, благовествуя нам о том, о чем сам был извещен:« <i>Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе</i> (Рим 14, 17) все названное есть плод совершенной любви.

Вкушать такую любовь, следовательно, могут те, кто достиг совершенства. А совершенства нельзя достичь, если не изгнать все смертное из жизни.

15. Рассказывал мне один человек, который бесконечно возлюбил Бога, что когда он жаждал твердо познать Божию любовь, то смог постичь это благо чувством и извещением.

Он ощутил, по его словам, такое величие ее воздействия на себя, что душа рвалась и хотела выйти из тела от несказанной радости и любви и направиться к Господу, отрекаясь от этой временной жизни.

Кто на опыте узнал такую любовь, даже если его тысячи раз будут оскорблять или притеснять, никогда не станет гневаться, но поведет себя так, будто он за одно с душой оскорбителя и обидчика. Он может возмутиться лишь теми, кто обижает нищих или, как говорится в Писании, говорит неправду на Бога или живет лукаво.

Кто возлюбил Бога более, чем самого себя, а лучше сказать, уже не любит самого себя, но только Бога, не своей чести ищет, но только чести почтившего его Бога и хочет удостоится участи праведника в вечной жизни. И это не какое-то его слабое желание, нет, оно уже вошло в его привычку, благодаря немалому опыту любви к Богу.

Кроме того следует знать: кого Бог ввел в такую великую любовь, тот во время этого Божьего деяния становится даже выше веры. Ибо по великой любви он в сердечном чувстве удерживает Бога, Которого почитал верой. Это ясно обозначает для нас святой апостол, когда говорит: <i>А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше</i> (1 Кор 13, 13). Поэтому кто, обогатившись любовью, удерживает в сердце Бога, тот превосходит даже веру.

Наши рекомендации