Жизнь человека истинная и ложная
Тема 1.1
(Письма 1 – 4)
Письмо 1. 1.Замысел переписки о духовных вопросах. 2.Польза от внимания к истинной жизни. 3.Причина неурядиц в жизни.
Милость Божия буди с Вами!
1.Замысел переписки о духовных вопросах.
После того, как мы условились перед Вашим отъездом в Москву вести беседу о нужных для Вас вещах письменно, мне естественно было ожидать, что по прибытии на место Вы дадите знать о себе и новой для Вас обстановке. Ждал и жду, но вот, сколько уже времени прошло – ничего не дождался. Что-то случилось? Здоровы ли Вы? Храни Вас Матерь Божия.
Может намерение переменили?! Всякое бывает, и это возможно. Пишу на тот случай, если появилась мысль, что Вам, дескать, обременять меня не следует, или подобные опасения в мой адрес. Выбросьте всё это из головы.
Переписка с Вами о вопросах духовной жизни не будет мне в тягость. Напротив, составит немалое удовольствие, и внесет некое разнообразие в обычные мои занятия.
Скажу нечто большее, если не состоится задуманное нами, то я буду себя чувствовать так, как чувствует себя человек, понесший какой-либо убыток или потерявший нечто. Как это, не стану объяснять, но уверяю, что сие так будет, ибо так быть должно. Вот и приходится не совет Вам давать, а прошение прилагать: пишите.
2.Польза от внимания к истинной жизни.
Хоть большой мудрости нечего от меня ожидать, но уже сам пересмотр всего, что относится к истинной жизни человека, принесет Вам немалую пользу: оживёт в памяти вся эта область жизни, сосредоточится на ней внимание, а, может быть, и возгорится особая энергия - благодать Божия. А в ней-то всё благо нашей жизни!
3.Причина неурядиц в жизни.
Замечу по случаю, если бывает, что жизнь наша не складывается, то происходит это почти всегда не столько от недостатка ума или худости сердца, сколько от недостатка внимания к духовным вопросам и устремленности к истинной жизни.
Так пишите же.
Благослови Вас, Господи!
Вопросы для углубленного изучения текста
1.Замысел переписки о духовных вопросах.
1.Кому пишет святитель?
2.О чём договорились святитель с девушкой?
3.Чего ждал и не дождался святитель?
4.Что встревожило святителя?
5.Какое отношение к переписке у святителя?
6.Чего опасается святитель?
7.Какое прошение прилагает святитель?
2.Польза от внимания к истинной жизни.
1.В каких словах выразилось смирение святителя?
2.Какую пользу видит святитель в переписке?
3.О какой энергии упоминает святитель?
4.В чём благо нашей жизни?
3.Причина неурядиц в жизни
1.Какое замечание делает святитель?
2.К чему приводит невнимание к духовным вопросам?
3.Почему человек должен стремиться к истинной жизни?
*****
Письмо 2. 1.Ответ о причине молчания. 2.Необходимая простота и откровенность в переписке. 3.Одуряющее свойство светской жизни.
Милость Божия буди с Вами!
1.Ответ о причине молчания.
Я уже растерялся в догадках: что бы такое с Вами случилось? А вот что! Бабушка болела. Ну, бабушка – победоносное слово. Для внучек нет теплее места, как у бабушек. Нет и для бабушек дороже лиц, как хорошие внучки. И за это надо Бога благодарить.
А Вы чаще утешайте бабушку и повнимательнее слушайте, что она говорит. У стариц – мудрость, опытом и трудами жизни приобретенная. И они часто невзначай, в простых фразах, высказывают такие мудрые уроки, которых и в книгах поискать – не найдешь.
Хоть Вы и представили удовлетворительное объяснение, почему не писали так долго, но всё же следовало бы на Вас наложить небольшую епитимью для исправления. Впрочем, может, Вы лучше расположитесь к исправной переписке, если поблагодарю Вас. Благодарю, что всё же написали, и за содержание написанного.
2.Необходимая откровенность и простота в переписке.
Обещаете быть откровенною. Это хорошо! Откровенность – первое дело в переписке, иначе нечего было её и затевать.
Пишите всегда «с плеча» – всё, что есть на душе. Особенно же полнее излагайте вопросы, которые зашевелятся в голове и станут настойчиво требовать решения. Тогда и решения будут приниматься, как земля жаждущая впитывает воду. Это есть самый лучший способ для приобретения и закрепления в душе понятий, разъясняющих суть предметов и дел, которые мы для себя считаем необходимыми.
Какой был бы толк, если б я писал Вам об одном, а душа Ваша была бы занята другим? Это было бы пусторечие, похожее на разговор двух лиц, которые, обратясь друг к другу спиною, рассказывают о том, что у них пред глазами.
Договоримся с Вами, что не будем заниматься отвлечёнными понятиями, рисовать планы и сочинять теории. Поведём речь так, как вести её заставят текущие явления жизни. Так и будем идти шаг за шагом.
3.Одуряющее свойство светской жизни.
Пишете, что у Вас «…рябит в глазах. Дня с два, - говорите, - случилось мне пробыть в обычных здесь общественных увеселениях: то в театре посидела, то погуляла, то была на вечере. И что это за толкотня! Какие речи, такие обо всём мудрёные суждения, какие приёмы в обращении? Всё это мне дико! Теперь от суеты – мыслей не соберу».
Поостерегитесь! Это на первый раз Вам так показалось, а потом, если будете продолжать так жить, то привыкните. Впечатление, Вами испытанное, после покойной простой семейной жизни в деревне совершенно в порядке вещей. Я бы сказал Вам: по этому и судите, где истина жизни, а где ложь.
Не знаю, что у Вас от всего бывшего запало в душу. Ибо возможно, что на поверхности будто и неодобрение таких порядков, а поглубже – сочувствие им и желание повторения.
Жизнь, частичку которой Вы видели, имеет одуряющее свойство. Её участники, хотя и понимают, что всё это не то, но всё же тянутся к её порокам. Как привыкший к опиуму знают, что будет как сумасшедший, а всё же принимает его. Видимо, потому и принимают, что хочется сумасшествия.
А Вы как себя чувствуете? Тянет Вас ещё туда же? Желательно ли Вам так проводить жизнь? Прошу хорошенько разобраться и расписать мне всё это – только по правде.
Благослови Вас, Господи!
Вопросы для углубленного изучения текста
1.Ответ о причине молчания.
1.За что в начале письма святитель предлагает благодарить Бога?
2.О какой заповеди Божьей напоминает святитель, когда пишет об уважении к бабушке?
3.Почему святитель настойчиво рекомендует внимательно слушать, о чём говорят старицы?
4.Что означает епитимья, которую предлагает наложить святитель?
2.Необходимая простота и откровенность в переписке.
1.Почему откровенность в духовной жизни является делом первоочередным?
2.Как святитель рекомендует задавать наболевшие вопросы?
3.Какой приём рекомендует святитель для закрепления в душе понятий?
4.Почему в духовном разговоре необходимо единодушие?
3.Одуряющее свойство светской жизни.
1.О каких последствиях светских развлечений пишет девушка?
2.По каким проявлениям можно судить о том, где истинная жизнь, а где ложная?
3.Какую опасность для души представляет сочувствие светской жизни?
4.Какое характерное свойство имеет светская жизнь?
5.Почему святитель сравнивает с сумасшедшими тех, кто увлекается светской жизнью?
*****
Письмо 3. 1.Пустота и односторонность светской жизни. 2. Мысль и чувство скрепляются понятием. 3.Закон человеческой жизни. 4. Жить нам надо так, как Бог создал нас.
Милость Божия буди с Вами!
1.Пустота и односторонность светской жизни.
Как Вы обрадовали меня Вашим ответом! «Не тянет, напротив, отталкивает. Не один день после того я была как разбитая, душа моя томилась и тосковала, и я сладить с собою не могла. Насилу-насилу отлегло».
Что же это Вы прошлый раз не написали об этом? Мне и показалось, что, умалчиваете о чем-то. Дай-то Бог, чтоб такое отталкивающее от светской жизни и увеселений чувство навсегда сохранилось в Вас.
Однако же будьте бдительны. Как видно, Вам нельзя не соприкасаться с такой жизнью. Если не будете беречься, то, возможно, что и полюбится. Во второй раз будет уж не так разрушительно и смутительно для души, в третий – ещё меньше, а потом и привыкните.
Так говорят о водочке: первая чарка колом, вторая соколом, а там уж только подавай.
Или, например, о чувствах. Что испытывают те, которым впервые приходится зайти в табачную мастерскую? И глаза ест, и в носу першит, и дохнуть нельзя. А те, которые работают тут постоянно? Тем совсем ничего. Да и эти свежие, постояв немного, уж не так жмурятся, чихают и кашляют, а потом и совсем эти неудобства прекращаются.
Смотрите, не случилось бы и с Вами подобного относительно порядков жизни, так возмутивших Ваш душевный покой.
Вы будто упредили моё предостережение и говорите: «И не думаю, чтоб я примирилась когда-нибудь с такою жизнью. Присматриваюсь и нахожу, что это не жизнь. Не умею этого объяснить, но утверждаюсь в мысли, что это не жизнь. Движения тут много, а жизни нет. Вот и моя швейная машинка куда как хлопочет, но что в ней за жизнь?»
2. Мысль и чувство скрепляются понятием.
Прекрасную мысль породила Ваша светленькая головка. Теперь Ваше положение я могу считать более надёжным.
Чувство само по себе непрочно: оно может измениться. Когда же в помощь к нему приходит основательная мысль, то чувство усиливается и собою укрепляет мысль. Вдвоём они похожи на крепость.
Но чтобы эта крепость твёрдо стояла, надо ещё мысль и чувство скрепить понятием.
Вам нужно понять, почему именно нет истинной жизни в той жизни, с которой Вы соприкоснулись.
3.Закон человеческой жизни.
Не живет человек по-человечески, когда в нем не всё силы естества в движении. Таков закон человеческой жизни!
Если продолжатся наши беседы, то со временем подробно выясним, как это происходит. Теперь же только скажу: потому нет в светской жизни истины, что она не всё потребности человеческой жизни занимает и удовлетворяет. Занимает она только малую частичку и притом такую, которая стоит на последнем месте или, вернее, на окраинах жизни, не касаясь её главного центра.
Какие силы заняты в светской жизни, и какие потребности удовлетворяются? Заняты руки, ноги, язык, глаза, уши, обоняние, осязание, память, воображение, фантазия и сметливость. Всё в совокупности – самый низший уровень человека, сторона, одинаковая у него с животными.
Удовлетворяется только одна потребность - животной жизни. Такая же потребность, как и в молоденьких барашках с овечками, которая действует, когда их выгоняют на зеленую поляну.
Но, ведь, кроме этих сил, есть у человека ещё два-три уровня иных сил и ещё главный им центр. Они остаются не востребованными светской жизнью.
Жизнь человеческая сложна и разнообразна. Есть в ней жизнь телесная, есть душевная и есть духовная. Каждая приводит в движение соответствующие силы и способности человеческого естества, имеет свои потребности и способы их удовлетворения.
Только тогда, когда все силы человека бывают в движении, и все потребности удовлетворяются, человек живет. А когда у него в движении только одна часть сил и только несколько потребностей удовлетворяется, то эта жизнь – не жизнь.
Как, например, швейная машинка работает нормально, когда весь её механизм в движении. Прекратись действие какой-либо детали, машинка стала, не живёт. Это видно и телесными очами.
В человеке, когда задействован лишь один уровень жизни, а иные остаются невостребованными и удовлетворяются лишь немногие потребности, а прочие не замечаются – истинная жизнь прекращается. Биологическое существование продолжается, потому прекращение истинной жизни не замечается, но оно есть в действительности! Как и отсутствие жизни в сломанной швейной машинке.
4.Жить нам надо так, как Бог создал нас.
Судите же теперь, может ли та жизнь, которую Вы видели, быть жизнью? Чувство Ваше сказало, что нет тут истинной жизни. Укажу на главную причину, почему нет.
Жить нам надобно так, как Бог создал нас. И когда кто не живет так, смело можно говорить, что он совсем не живет.
Может быть, действие этой причины теперь не очень для Вас ясно, но общая мысль не может не быть понятою. Подробности же уясним со временем. Ибо я имею намерение всё достойное истинной жизни выводить из устройства человеческого естества.
Прошу удовлетвориться пока этим.
Благослови Вас, Господи!
Вопросы для углубленного изучения текста
1.Пустота и односторонность светской жизни.
1.Как вы думаете, какие вопросы поставил святитель в предыдущем письме?
2.Какой ответ на них он получил?
4.Как чувствует себя человек после светских развлечений?
5.В чем упрекает святитель девушку?
6.Какое опасение высказывает святитель относительно увлечения светской жизнью?
7.Какое сравнение приводит святитель о возможности привыкнуть к светской жизни?
8.О чем говорит пример с табачной фабрикой?
9.Какую уверенность высказывает девушка?
10.В какой мысли утвердилась девушка?
11.Какое сравнение делает девушка для подтверждения своей мысли?
2. Мысль и чувство скрепляются понятием.
1.Чему обрадовался святитель?
2.Почему само по себе чувство не твёрдо?
3.Когда чувство укрепляется?
3.Что напоминает крепость?
4.Что еще необходимо, чтобы эта крепость была крепче?
5.Как формируется понятие?
3.Закон человеческой жизни.
1.Какой закон человеческой жизни приводит святитель?
2.Почему нет истинной жизни в светской жизни?
3.Какую часть человеческой жизни питает светская жизнь?
4.Какие силы человека заняты в светской жизни, какие потребности удовлетворяются?
5.С чем сравнивает святитель светскую жизнь?
6.Какие уровни имеет человеческая жизнь?
7.Что приводит в движение каждый уровень жизни?
8.Когда человек живёт действительно истинной жизнью?
9.Когда жизнь становится не человеческой?
10.Как сравнивается жизнь человека с движением механизма машинки?
4. Жить нам надобно так, как Бог создал нас.
1.Какой приговор выносит святитель светской жизни?
2.В чем причина такого приговора?
3.Какой закон истинной жизни человека?
4.Какую оговорку делает святитель о ясности общей мысли и уяснения подробностей?
5.Какое намерение имеет святитель?
6.Как понимать слова: «все достойное истинной жизни»?
7.Что вы знаете об устроении человеческого естества?
*****
Письмо 4. 1.Светская жизнь отнимает свободу и навязывает лицемерие. 2.О чадах века сего. 3.Голод, жажда и духовная слепота у людей, живущих по духу мира. 4.Дух жизни падшего человека – эгоизм. 5.Как жить в этом мире.
Милость Божия буди с Вами!
1.Светская жизнь отнимает свободу и навязывает лицемерие.
Прошлый раз не обо всем я поговорил, чего касались Вы в своем письме. Шлю дополнение. Вы говорите: «Ещё вот что я вижу: что все впопыхах спешат, гонятся за чем-то, чтоб уловить, и никто ничего не успевает поймать.
Случилось мне пройти людною улицею и побывать в людном месте. Какая там суматоха и суета! Но смотрю потом: и в домах то же, то же, вероятно, и в душах у них. И ума не приложу: неужели так можно жить?
И вот что ещё вижу: все друг друга тут теснят, вяжут и тиранят, никто своей воли и свободы не имеет. Одеться не смей, как хочешь. Ступать не смей, как хочешь. Говорить тоже – и ничего не смей, как хочешь. Всё у них подчинено какому-то закону, который не знают, кем написан. Всех он теснит, но никто сломать его не смеет. Зато и сами делаются тиранами друг для друга. Посмей не послушать кого – горе.
Я, например, пою, когда хочется петь. Ведь это рай: и самой приятно, и слушающим. А тут хочешь, не хочешь, – пой. Предлагается это очень вежливо, но отказаться-то считается делом противозаконным. И поешь. Самой тягота невыносимая – чуть грудь не треснет, а надуваешься – показать, что поешь от души. Я замечала это и у других. Вот вам и свобода! А ведь снаружи посмотреть – всё вольница. Вольница, спутанная по рукам и по ногам!
По этому поводу стала я присматриваться, да от души ли они делают и всё прочее. И что же? Может быть, я ошибаюсь, но не увидела ничего, что было бы от души. Ласки напускные, готовность к услугам – тоже, взаимоуважение – тоже. Всё напускное.
За видимостью, гладкою и изящною, прячется совсем другая душа. Если б её вытащить наружу, никто не нашел бы не только изящною, но и сносною. И выходит, что когда мы собираемся, то представляем собою сборище лицедеек и лицедеев. Комедия!
И ещё что мне дивно – это то, что от всех веет холодом. Как же это так?! Ведь всё дружка дружке, кажется, душу готовы отдать, а кругом ходит холод!»
2.О чадах века сего.
Совершенно верно. К Вашему описанию нечего и прибавлять. Всё это давно уже замечено и указано в предосторожность. Ещё Макарий Великий вот как изображал увиденную Вами сумятицу и погоню за чем-то:
«Чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей. И просеиваются среди непостоянных помыслов мира сего. При непрестанном волнении земных дел, желаний и многосплетенных вещественных понятий.
Сотрясает души сатана. И решетом, то есть земными делами, просеивает весь грешный род человеческий.
Со времени падения, как преступил Адам заповедь и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, просеивает обольстительными непрестанными и мятущимися помыслами всех сынов века сего. И приводит их в столкновение в решете земли.
Как в решете пшеница непрестанно бьется, подбрасывается и переворачивается, так и всех людей князь лукавства занимает земными делами, колеблет их души, приводит в смятение и тревогу. Заставляет прилепляться к суетным помыслам, нечистым пожеланиям, земным и мирским связям. Этим и порабощает весь грешный род Адамов.
Князь мира сего волнует всякую душу, не рожденную от Бога. Люди приводятся в волнение то непостоянными помыслами боязни, страха, смущения, то многообразными желаниями, то поисками разнообразных удовольствий и уловляются мирскими обольщениями, плотскими удовольствиями, страхом и смущениями.
Господь предсказал апостолам будущее на них восстание лукавого: сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу. Аз же молихся Отцу Моему, да не оскудеет вера ваша (Лк. 22, 31-32).
Такое же слово и определение было изречено Создателем Каину явно: стеня и трясыйся, в тревоге, будеши на земле (Быт. 4, 12). Служит оно образом и подобием для всех грешников, потому что род Адамов, преступив заповедь и сделавшись грешным, неизбежно принял на себя и сие подобие» (Беседа 5, § 1, 2).
3.Голод, жажда и духовная слепота у людей, живущих по духу мира.
Вот Вам в придаток к Вашему наблюдению! Вы заметили, что есть и как бывает. А святой Макарий указал причину того и первоисточник определил.
Этот взгляд на дело в том круге, о коем мы говорим, не принимается. Даже речи о том заводить нельзя!
Вас же прошу усвоить этот взгляд и всегда держать его в мысли. Он выражает суть дела и, будучи Вами принят с убеждением, послужит для Вас ограждением от обаяний светской жизни.
Чтоб больше об этом подумать и более сродниться с таким образом мыслей, потрудитесь прочитать всю пятую беседу святого Макария. Книгу эту я давал Вашей матушке, и она хотела её приобрести.
Со своей стороны прибавлю, что эта погоня за чем-то и неудовлетворенность ничем зависят от того же, о чем я писал прошлый раз. При таком образе жизни не всё естество человеческое питается, и не все потребности его удовлетворяются. Неудовлетворенная сторона, как голодная, требует пищи в утоление своей алчбы и жажды и гонит человека искать её. Человек и бежит искать; но так как он вращается всё в том же круге, не удовлетворяющем голодающей стороны, то удовлетворения не бывает, голод и жажда не проходят, не утихает и требование пищи, не прекращается и погоня. И никогда она не прекратится в людях, живущих по духу мира.
Враг же держит их в ослеплении. Потому они не замечают ошибки, что не тою дорогою бегут и не туда стремятся. В этом мраке неведения сатана томит и душит эти бедные души. И так их одурачил враг, что и говорить им об их ошибочности не смей никто. Так и зарычат, как лютые звери. Не рыкание ли это того льва, который всюду рыщет, иский кого поглотити?
4.Дух жизни падшего человека - эгоизм.
Что касается других замеченных Вами сторон жизни, скажу только, что иначе сему и быть нельзя. Ибо такая жизнь есть жизнь падшего человечества, в основе которой лежит самолюбие, или эгоизм, себя ставящий целью, а всё и всех вокруг средством. Тут кроется причина того, что всякий хочет навязать свои желания другому, или связать его ими, что назвали Вы очень метко тиранством. Уж как не скрашивает кто своих желаний, но впереди всего стоит эгоизм, желающий повернуть Вас по-своему или сделать Вас средством. Тут причина и лицедейства, суть которого есть ловкое ухищрение всячески прятать свои дурные стороны, не исправляя их; иначе пресечется влияние на других и, следовательно, пользование ими как средствами. Тут причина и того, что от всех холодом веет. Всякий замкнут в себе, и не разливает лучей теплой жизни вокруг себя.
Вам, верно, встречались и некоторые симпатичные лица. Так и льнут к Вам, и берут Вас прямо за сердце. Такое расположение есть остаток родственного чувства, с каким создан человек в отношении к другим. Но тут оно стоит на службе у эгоизма, который пользуется им как лучшим средством к устроению своих дел. Я знаю одно такое лицо. Лучше прямой эгоист или эгоистка, чем такие симпатисты и симпатистки. У эгоистов, хотя заметить можно, куда ведут дело. Обличить же симпатистов редко кому удается. Правда, с их стороны Вы непрестанно почти встречаете услуги. Но делаются они лишь затем, чтобы потом запрячь Вас на десять дел в свою пользу.
Скажете: «Да как же это так? Тут все бьют на честность. В чем-либо показать нечестность, значит, сгубить свое доброе имя». Правда, что так оно есть. Но такая честность - лишь маска эгоизма. Всё дело состоит лишь в том, чтобы не ударить в грязь лицом. А для этого нередко допускаются самые бесчестные поступки. Главное - утаить их от других. Вы даже можете услышать приговор: этот - эгоист, эта - эгоистка! Не подумайте, что говорящие сами чужды эгоизма. Нет, приговор относится к тем, которые не позволяют вертеть собою или употреблять себя в средство для эгоистических целей тех, которые так о них судят. Я слышал, что такие особы даже монахов укоряют в эгоизме: что-де для себя одних живут. Бедные монахи! Ни поесть, ни попить, ни поспать; день и ночь на ногах, в послушаниях, не имея своей воли и своих желаний, – и попали в эгоисты! По этому одному можете судить о достоинстве таких обличений в эгоизме, какие встречаются среди людей светских. Они лишь значат одно: нашла коса на камень.
5.Как жить в этом мире.
Пересмотрев написанное, вижу, что это я очень грубый произнес суд над светской жизнью, но не беру слов назад. Может быть, я и не написал бы того, что написалось. Однако Вы сами заметили довольно темненькие пятна в свете. Вот я и разохотился – запеть в ту же ноту с Вами. Не думаю, чтоб это сколько-нибудь Вас покоробило.
Но ожидаю от Вас вопрос: «Как же быть-то?» Это и будем решать в продолжение всей нашей переписки.
Теперь же замечу только одно: совсем Вам отстраниться от людей, конечно, нельзя. Сколько можно отнекивайтесь входить в круг той жизни. Когда же втянут против воли Вашей, держите себя так, как бы Вас там не было: видя, не видьте и, слыша, не слышьте. Видимое пусть проходит мимо глаз и слышимое мимо ушей. Внешне действуйте, как и все, будто нараспашку, но сердце свое берегите от сочувствий и увлечений. В этом главное: сердце берегите – и будьте там только телом, а не душою, верно исполняя заповедь апостола: да будут требующи мира... яко не требующе (Кор. 7, 31). Мир здесь то же значит, что у нас свет и светская жизнь. Вы будете требующая мира, то есть имеющая нужду соприкасаться со светскою жизнью. Но когда будете держать вдали от всего свое сердце, то будете как не требующая такой жизни. То есть не по сочувствию и желанию в ней участвующая, а будучи вынужденная настоящим своим положением.
Утомил я Вас многописанием, но Вы же меня понудили. Прошу не пропустить без внимания написанного, особенно последних строк.
Благослови Вас, Господи!
Вопросы для углубленного изучения текста
1.Светская жизнь отнимает у человека свободу и навязывает лицемерие.
1.Куда все впопыхах спешат, гонятся за чем-то?
2.От чего на улицах и в людных местах суматоха и суета?
3.Что делается в домах и душах людей?
4.Какой вопрос возник в душе девушки?
5.Как поступают люди друг с другом в светской жизни?
6.Почему никто своей воли и свободы не имеет?
7.Кем написан закон светской жизни?
8.Какае главное свойство этого закона?
9.Может ли кто-нибудь сломать этот закон?
10.Кем становятся люди друг для друга в светской жизни?
11.Что будет с тем, кто не подчинится этому закону?
12.Как чувствуют себе те, кто подчиняется этому закону?
13.Какую свободу поддерживает светская жизнь?
14.От чистого ли сердца живут люди светской жизнью?
15.Что прячется за видимым изяществом светской жизни?
16.Кого и что напоминают светские собрания?
17.Чем веет от всех в светских кругах?
2.О чадах века сего.
1.С чем сравнивает Макарий Великий чад века сего?
2.Через что просеиваются они?
3.Чем перетрясает сатана души людей?
4.Чем сатана приводит людей в столкновение?
5.Чем сатана берет в плен весь грешный род Адамов?
6.Что предрек Господь Апостолам?
7.Какой приговор дал Творец Каину?
8.Кому служит этот приговор образцом?
9. Какую личину принял на себя весь род человеческий?
10.Чем приводятся люди мира в колебания?
11.Чем князь мира уловляет каждую душу, не рожденную от Бога?
3.Голод, жажда и духовная слепота у людей, живущих по духу мира..
1.Чем отличаются наши наблюдения мирской жизни от взгляда святого Макария?
2.Принимается ли этот взгляд в мирском круге?
3.Можно ли о нём заводить речь?
4.Что будет служить ограждением от обаяний светской жизни?
5.Как сродниться с образом мыслей святого Макария Великого?
6.Все ли стороны человеческого естества питает мирская жизнь?
7.Все ли потребности человека удовлетворят мирская жизнь?
8.Чего требует неудовлетворённая сторона человеческого естества?
9.К чему понуждает голод человека?
10.Какая причина того, что удовлетворение не наступает?
11.Какие следствия того, что голод и жажда человеческого естества не утихают?
12.Когда перестанет погоня у тех, кто живёт по духу мира?
13.Почему люди мира не замечают своей ошибки?
14.В чем суть этой ошибки?
15.Можно ли людям мира указать на их ошибку?
16.Какую реакцию выражают они при этом?
17.О рыкании какого льва говорит святитель?
4.Дух жизни падшего человека - эгоизм.
1.Почему иной мирская жизнь и быть не может?
2.В чем причина того, что каждый хочет навязать свои желания другому?
3.Что стоит за прикрашенными желаниями?
4.В чем суть лицедейства?
5.В чем причина того, что от всех холодом веет?
6.Откуда корни человеческой «сердечности»?
7.Как их используют эгоисты?
8.В чем опасность симпатистов?
9.Какой смысл имеют человеческие услуги?
10.Почему честность в мирском кругу является лишь маскою эгоизма?
11.Кого мирские люди называют эгоистами?
12.В чем укоряют мирские люди монахов?
13.Какой вложен смысл в словах: «нашла коса на камень»?
5.Как жить в этом мире.
1.Как характеризует святитель свой приговор светской жизни?
2.Почему приговор светской жизни такой резкий?
3.Какой вопрос будет решаться на протяжении всей переписки?
4.Какое замечание делает святитель про удаление от светской жизни?
5.Что делать, чтоб не входить в круг светской жизни?
6.Как себя держать, когда против воли втянут в круг светской жизни?
7.Как себя сохранить от чар мира?
8.Чем различаются внешнее и внутреннее поведение в миру?
9.Как сберечь сердце свое от сочувствий и увлечений светской жизнью?