Глава 13: О том, что молитва должна сопровождаться делами, иначе она может быть не принята Богом
Из Отечника
Старца спросили о тех, кто приходят, просят у всех молитв, а сами живут в полном небрежении и относятся ко всему спустя рукава. Старец ответил: - <i>Много может усиленная молитва праведника</i> (Иак 5, 16), если он сам содействует и способствует ей, то есть испытывает необходимость в молитве и со всем старанием и сердечной болью ограждает себя от лукавых помыслов и дел. А если человек проводит свою жизнь в безразличии, то никакой пользы от этого не будет, даже если все святые будут молиться о нем. Ибо в Писании сказано: <i>Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления?</i> (Сир 34, 23).
Расскажу вам историю, произошедшую в наше время.
Один святой авва, (духовный) отец киновии, украшенный всякой добродетелью и более всего смиренномудрием и снисходительностью, был милостив и сострадателен к людям и многих превосходил в любви. Он молился Богу так: «Господи, я знаю, что я грешник. Но, зная щедрость Твою и милость Твою, уповаю, что Ты спасешь меня. Молю благость Твою, Владыко, не отлучайся от моей братии и в будущем веке, но по милости Своей удостой их вместе со мной Твоего Царства Небесного».
Он постоянно творил эту молитву, и человеколюбивый Бог исполнил его просьбу таким образом. В монастыре, стоявшем неподалеку, должен был состояться праздник в память святых. Хотя авва не хотел идти, но во сне он услышал глас: «На праздник иди, но вперед пошли своих учеников, а затем пойди сам один».
Христос, снизошедший к нам грешным и ставший всем для всех, чтобы всех спасти, принял облик нищего и больного и лег посреди дороги. Когда ученики проходили мимо и увидели страждущего нищего, то спросили:
- Что случилось с тобой?
- Я разбился. Ехал на коне, но он сбросил меня и убежал. И некому помочь мне.
- Мы тоже ничем не можем помочь тебе, авва, - мы пешие, - сказали они и ушли, оставив его на дороги.
Через некоторое время мимо проходил авва, увидел его, неподвижного и стонущего, понял, что произошло, и спросил:
- Тут только что проходили монахи, неужели они не заметили тебя?
- Заметили, - ответил несчастный, - но узнав, что произошло, ушли, сказав: «Ничем не можем помочь тебе, авва, - мы пешии?»
- Ты сможешь хоть чуть-чуть ходить - так мы вместе дойдем потихоньку?
- Не могу, - сказал пострадавший.
- Тогда я возьму тебя на плечи, и с помощью Божией доберемся.
- Разве ты сможешь пройти такое расстояние? Лучше пойди, помолись обо мне.
- Я тебя не оставлю. Видишь рядом камень. Сначала я затащу тебя на камень, а потом взвалю на плечи.
Он так и сделал.
Сначала авва еле передвигался под его тяжестью. Но с каждым шагом ему становилось все легче и легче, нести его стало удобно и, наконец, совсем легко. Он удивлялся, как это может быть, и вдруг пострадавший стал невидим.
Тут, - продолжал свой рассказ старец, - Христос обратился к авве и сказал: «Ты всегда молился о своих учениках, чтобы они вместе с тобой удостоились Царства Небесного. Но одна мера у тебя, а другая у них. Убеди их достичь меры твоих дел и получишь то, чего ты просишь, ибо Я правосуден и воздаю каждому по Его делам».
2. Брат пришел к старцу в Лавру Совки, что выше Иерихона, и спросил его:
- Как поживаешь, отче?
- Плохо, - ответил старец.
- Почему, авва?
- Вот уже тридцать лет как я каждый день становлюсь на молитву пред Богом, сам себя проклинаю и говорю Богу: <i>Не пощади ни одного из нечестивых беззаконников</i> (Пс 58, 6), и <i>Ты укротил... проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих</i> (Пс 118,21), а сам каждый день уклоняюсь от заповедей и творю беззакония. Богу говорю: <i>Ты погубишь говорящих ложь</i> (Пс 5,7), а сам всякий раз лгу. Держу зло на брата, Бога же прошу: <i>Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим</i> (Мф 6,12). На деле забочусь лишь о том, как бы поесть, а устами твержу: <i>Я забываю есть хлеб мой</i> (Пс 101, 5). Сам сплю до утра, а пою в псалме: <i>В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои</i> (Пс 118, 62). Я вовсе не стяжал умиления, тем не менее говорю: <i>Утомлен я воздыханиями моими</i> (Пс 6, 7) и стали слезы мои мне хлебом днем и ночью (Пс 41 4). Сам преисполнен всяких лукавств, а говорю Богу: <i>Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою</i> (Пс 18, 15). Совсем не пощусь, а лицемерно хнычу: <i>Колени мои изнемогли от поста</i> (Пс 108, 24). И весь исполненный превозношением и поблажками плоти, я притворно воспеваю: <i>Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои</i> (Пс. 24, 18). Совершенно не готовый к встрече с Богом, тем не менее утверждаю: <i>Готово сердце мое, Боже</i> (Пс 56, 8). Одним словом, все мои действия и молитвы стали моим обличением и позором».
- Думаю, отче, - сказал брат, - что Давид все это говорил только про самого себя.
- Да что там говорить, брат! - воскликнул старец и вздохнул. - И в самом деле, если мы не соблюдем то, что поем перед Богом, то отправимся в погибель.
3. Старец рассказывал: «В Скиту был брат, усердный на богослужении, но во всем остальном нерадивый. Однажды сатана явился одному старцу и сказал:
- Как удивляет меня такой-то монах. Он прячет меня у себя за пазухой, чтобы я не отступил от него, и делает все, что пожелаю, но при этом всякий раз говорит Богу: «Господи, избави мя от лукавого».
4. Сказал авва Моисей:
- Если твое делание не согласуется с молитвой, то ты трудишься напрасно.
- Что значит - согласовывать делание с молитвой? - спросил его кто-то.
- Если мы молимся о чем-нибудь, - ответил старец, - то это и нужно делать. Если человек оставит свою волю, тогда Бог примирится с ним и примет его молитву
5. Сказал авва Моисей Велийский: «Послушанием воздается за послушание. Когда человек послушен Богу, и Бог его слышит».
6. Сказал авва Исайя: «Если человек совершает богослужение со смирением, чувствуя себя недостойным, то получает силу от Бога. А если вспоминает, кто сейчас спит или кто пренебрегает своими обязанностями, и осуждает их, его труд напрасен».
7. Он же сказал: «Если кто взыскует Господа в ведении сердца, Господь слышит его. Просить Господа нужно в ведении, не привязываясь ни к чему из мирских вещей, и при этом думать, что душа со страхом предстанет перед судом Христовым, не спотыкаясь на том, что она в силах преодолеть, ибо без трудов, усилий и скорбей человек не будет услышан Богом, о чем говорит все Писание».
Из святого Варсонофия
Брат спросил старца:
- Может ли вера человека помочь другому человеку, не проявляющему веры, как, например, расслабленному помогла вера тех, кто его принес?
- Если бы, - ответил старец, - расслабленный не имел веры, он бы не позволил его нести, причиняя ему множество неприятностей, так что у него тоже была вера, как и у тех, кто его принес. Пока человек не покажет своей веры в Бога, он не получит никакой пользы. Поэтому не нужно оправдывать свое бездействие, возлагая свое бремя на другого. Иеремия веровал, что Бог помилует его народ, и поэтому молился за него. Но так как в народе веры не было, то пророк говорил все напрасно, и Бог не услышал его. Конечно, у пророка вера была не меньше, чем у тех, кто принес расслабленного. То же самое можно увидеть и в других таких случаях.
- Отче, окажи милость, скажи: дочь хананеянки (Мф 15. 22-28) и раб сотника (Лк 7, 2-10), чем помогли своему исцелению? И еще: другой расслабленный просил только о телесном здравии, но получил прощение грехов, чем он добился этого?
И Господь, когда говорил: <i>Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе</i> (Мф 18, 18) и кому простите грехи, тому простится (Ин 20, 23), не прибавил, какое требуется для этого содействие прощаемых людей. Прошу, объясни мне это.
- Брат, такие затруднения в понимании могут испытывать только те, кто не знают вещи, как они есть. Дочь хананеянки и раб сотника были без сознания (дочь хананеянки была одержима, а раб сотника лежал, разбитый болезнью). Поэтому они никак не могли содействовать верой тем, кто за них просил.
А расслабленный верил в то, что его тело может стать здоровым, поэтому он удостоился и того, чего не ожидал - человеколюбия Божия. Спаситель, чтобы люди уверовали, что это Он, поначалу творил чудеса без содействия веры людей и исцелял даром, чтобы исполнилось пророчество, что Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф 8,17).
С людей тогда нельзя было спрашивать веры, и поэтому они исцелялись благодатью Христовой. От них не требовалось содействия исцелению, но только осторожности после исцеления. Как сказано: <i>Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже</i> (Ин 5,14).
Иоанн сказал о Нем: <i>Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира</i> (Ин 1, 29). А те, кто не приняли Его, не удостоились исцеления, о чем ясно говорит нам апостол: <i>Если неверующий хочет развестись, пусть разводится</i> (1 Кор 7,15).
А что Господь дал Апостолам власть исцелять и отпускать грехи тем людям, которые содействуют этому своими намерениями, подтверждает Апостол Иаков, получивший эту власть, когда определенно говорит: <i>Много может усиленная молитва праведного</i> (Иак 5, 16). А когда исцелял Спаситель, все, кто приняли Его, исцелились и спаслись, а кто не принял - погиб.
Так будем и мы утверждаться в вере и спасаться именем Божьим.