Правило 1. О покаянии, о времени покаяния, о свойствах и о плодах его
Свт. Василий Великий
Творения. Ч.3
Нравственные правила
Оглавление
Правило 1. О покаянии, о времени покаяния, о свойствах и о плодах его. 1
Правило 2: О том, что тщание желающих благоугодить Богу должно быть ни с чем противным не соединяемо и чисто 2
Правило 3: О любви к Богу и о том, какой ее признак. 2
Правило 4: Что такое – честь Богу, и что – бесчестие. 3
Правило 5: О взаимной любви друг к другу и о свойствах ее. 3
Правило 6: О дерзновении в исповедании Бога и Христа Его. 3
Правило 7: О том, что исповедание Господа преступающим заповеди Его недостаточно ко спасению.. 4
Правило 8: О вере, и несомненности глаголов Господних. 4
Правило 9: О знании и незнании того, что до нас касается. 5
Правило 10: Какой конец греха, и какой конец заповеди Божией. 5
Правило 11: О судах Божиих и о страхе, какой должны они внушать. 6
Правило 12: Об отриновении Божиих изволений, и о прекословии оным, или о послушании Божией воли и о соблюдении оной 6
Правило 13: О готовности во всякое время и о неукоснительном тщании тех, которые стараются о благоугождении Богу 7
Правило 14: О благовременности каждого дела, взятого в отдельности. 8
Правило 15: О надежде на чужие заслуги. 8
Правило 16: О думающих, будто бы могут они воспользоваться тем, что живут с людьми добродетельными и богоугодными, тогда как сами себя не исправляют. 8
Правило 17: Как должно располагать собою в рассуждении настоящего времени. 8
Правило 18: О том, как и с каким расположением исполняет заповедь Божию старающийся об этом исполнении 8
Правило 19: О том, кто препятствует, и о том, кто встречает препятствие к исполнению заповеди Божией. 9
Правило 20: О крещении; какое намерение и какая сила крещения. 10
Правило 21: О приобщении Тела и Крови Христовых, и какое намерение оного. 11
Правило 22: как иной отчуждается от Бога, и посредством чего делается близким Богу. 11
Правило 23: Об одолеваемых даже теми грехами, которых ненавидят. 12
Правило 24: О лжи и истине. 12
Правило 25: О празднословии, и о наблюдении, чтобы речи были полезны.. 12
Правило 26: К подтверждению того, что делаем или говорим, надобно, прежде всего, пользоваться свидетельствами Писания, а потом уже и тем, что известно из общего употребления. 12
Правило 27: Об уподоблении, по возможности, Богу и Святым.. 13
Правило 28: О различении людей добрых и недобрых. 13
Правило 29: О том, как можем уверять в своем звании. 13
Правило 30: О чествовании того, что посвящено Богу. 13
Правило 31: Об употреблении того, что отделено для Святых. 14
Правило 32: О долгах и уплате оных. 14
Правило 33: О соблазняющих и соблазняемых. 14
Правило 34: Об обязанности каждого быть для других в своей мере образцом добродетелей. 15
Правило 35: Об унижающих доброе в других. 15
Правило 36: О чествовании Святых и о расположении к ним.. 16
Правило 37: Об усердствующих, по мере сил, милостию.. 16
Правило 38: Как надобно угощать. 16
Правило 39: О твердости в соблазнах. 16
Правило 40: О преподающих новые учения. 17
Правило 41: Об отсечении соблазнителей, и о пощаде тех, которые более немощны.. 17
Правило 42: О том, что Господь пришел исполнить Закон. 17
Правило 43: О различии заповедей Закона и Евангелия. 17
Правило 44: О том, что бремя Господне легко, а грех тяжел. 18
Правило 45: О равном всех чествовании и о смиренномудрии. 18
Правило 46: О тщательном преуспеянии в великом или малом.. 18
Правило 47: О богатстве и о нищете, и о том, что за ними последует. 19
Правило 48: О благотворении братиям, и о занятии для этого работою.. 19
Правило 49: О входящем в тяжбу и ищущем удовлетворения себе или другому. 20
Правило 50: О мире и примирении. 21
Правило 51: Каков должен быть тот, кто покушается исправить ближнего. 21
Правило 52: О скорби при виде согрешающих; как должно обращаться с ними, когда их бегать, и когда принимать в свое общество. 21
Правило 53: Какое осуждение тем, которые за нанесенную им, по мнению их, обиду помнят зло. 22
Правило 54: О произнесении суждения, и о медлении в суждении. 22
Правило 55: Об усердии к Богу, об исповедании Божиих дарований, и о благодарении за них. 25
Правило 56: О молитве; когда, о чем, как и за кого должно молиться. 25
Правило 57: О превозношении заслугами. 26
Правило 58: О приобретении и о сообщении другим Божиих дарований. 26
Правило 59: О чести и славе человеческой. 27
Правило 60: О различии Божиих дарований, и о взаимном согласии тех, которые по этим дарованиям стоят выше или ниже 27
Правило 61: О малозначительности на человеческий взгляд тех которые приемлют Божию благодать. 28
Правило 62: Об искушениях, когда их должно уклоняться, и когда вступать с ними в борьбу; и как встречать противников 28
Правило 63: О робости и смелости в напастях. 29
Правило 64: О радости, какую должно ощущать в страданиях за Христа. 30
Правило 65: Как должно молиться и при самой кончине. 30
Правило 66: О тех, которые оставили подвизающихся за благочестие, и о тех, которые вместе с ними подвизаются 30
Правило 67: О тех, которые скорбят об умирающих. 30
Правило 68: О различии настоящего и будущего века. 31
Правило 69: О том, что запрещается или одобряется в Писании совокупно и наравне. 31
Правило 70: О тех, кому вверена проповедь Евангелия, когда, кого и чему должны они учить…... 33
Правило 71: О том, что наравне заповедано предстоятелям.. 40
Правило 72: О слушателях. Как учащиеся должны различать духовных учителей от не таковых; какие иметь к ним расположения, и как принимать их уроки. 40
Правило 73: О живущих в супружестве. 41
Правило 74: О вдовах. 42
Правило 75: О рабах и господах. 42
Правило 76: О детях и родителях. 43
Правило 77: О девах. 43
Правило 78: О воинах. 43
Правило 79: О государях и подданных. 43
Правило 80: Каковы вообще, по требованию Слова Божия, должны быть христиане и предстоятели. 44
Правило 1. О покаянии, о времени покаяния, о свойствах и о плодах его
Глава 1: Верующие в Господа должны прежде всего покаяться, по проповеди Иоанновой и по проповеди Самого Господа нашего Иисуса Христа. Ибо те, которые ныне не каются, осуждены будут более осужденных прежде Евангелия.
(Мф. 4, 17): «С того времени Иисус начал проповедыватъ и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф. 11, 20-22): «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам», и прочее.
Глава 2. Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке праведный суд воздаяния.
(Мк. 2, 10): «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», глаголет. (Мф. 18, 18-19): «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». (Ин. 5, 28-29): «ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». (Рим. 2, 4-6): «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его». (Деян.17, 30-31): «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную».
Глава 3. Кающиеся должны горько плакать и прочее, что свойственно покаянию, изъявлять от сердца.
(Мф. 26, 75): «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько». (2 Кор. 7, 6-7): «Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне». И вскоре потом (11): «Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле». (Деян. 19, 18-19): «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми».
Глава 4. Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды достойные покаяния.
(Мф. 3, 7-10): «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
Глава 5. По отшествии из сей жизни нет уже времени для добрых дел, потому что Бог, по долготерпению Своему, время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу.
(Мф. 25, 1-12): «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас». (Лк. 13, 24-25): «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы». (2 Кор. 6, 2-4): «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божий». (Гал. 6, 10): «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем».