Как отказаться от предвзятых суждений

Бог – не судия, ему это не присуще.

«Курс на чудеса»

«Курс на чудеса» советует нам запомнить кое‑что очень важное: каждый раз, когда мы собираемся на кого‑то накинуться, пусть даже только словесно, мы как будто замахиваемся острым мечом. Но тонкость в том, что меч обрушивается не на того, на кого мы нападаем, а на нас самих. Поскольку любая мысль – это мысль о себе, то осуждать кого бы то ни было значит осуждать самого себя.

Как избавиться от привычки всех судить? Очень помогает такой подход: научитесь иному восприятию и толкованию того, что оцениваете. Взгляните на людей с любовью. «Курс на чудеса» призывает нас отличать грех от ошибки: «Грех – это поступок столь дурной, что заставляет Бога разгневаться на нас». Но поскольку мы не можем сделать ничего, что изменило бы нашу подлинную сущность, чистую, совершенную и невинную, то Богу не за что на нас гневаться. Ведь единственное, что реально, – это любовь. Сын Божий безгрешен и не способен согрешить, следовательно, и мы по своей Божественной природе неспособны согрешить. Мы можем лишь допускать ошибки – и допускаем их в огромных количествах. Но отношение Бога к нашим ошибкам далеко от гнева и осуждения: он желает лишь исцелить нас. Поскольку мы сами склонны гневаться и карать, то сочинили себе образ гневного и карающего Бога. Но мы сотворены по образу и подобию Божию, а не наоборот. Поскольку мы – продолжение Бога, то являем собой воплощенное сострадание и, когда наш разум не замутнен страхом, стремимся не судить, а помогать и исцелять. Мы исцеляем с помощью прощения. Когда кто‑то ведет себя с нами не по любви, например когда на нас кричат, распускают сплетни, обкрадывают нас, это означает, что такой человек потерял связь со своей истинной сущностью. Он забыл, кто он на самом деле. Но, как гласит «Курс на чудеса», любой человеческий поступок – это или проявление любви, или просьба о любви. Если с нами обходятся заботливо и любовно, то, естественно, мы отвечаем на это любовью. Если же с нами обходятся озлобленно и трусливо, мы должны воспринимать это как мольбу о любви.

Есть очень наглядная иллюстрация того, как важно решить, видишь ли ты в человеческих поступках грех или ошибку. Этой иллюстрацией служит нам американская тюремная система. Мы воспринимаем преступников как виновных и стремимся их покарать. Но все, что мы творим с другими людьми, мы творим и с самими собой. Печальная статистика показывает, что тюрьмы становятся школами, где оступившихся людей учат совершать дальнейшие преступления: большая часть преступлений совершается теми, кто уже побывал в тюрьме. Таким образом, наказывая других, мы наказываем себя: помещая преступника в тюрьму, мы учим его совершать новые преступления. Значит ли это, что насильника нужно простить, сказать ему: «Да, у тебя просто был тяжелый день, вот ты и сорвался» и отпустить домой с миром? Конечно, нет! Нужно попросить Господа о чуде. Чудом в данном случае будет изменение точки зрения: не надо воспринимать тюрьму как место, где наказывают, но следует воспринимать ее как место, где исправляют и помогают душевно и нравственно исцелиться. Когда мы сознательно меняем цель тюремной системы со страха на любовь, сразу возникает бессчетное количество возможностей для чуда.

Прощение – это боевое искусство для сознания. Как известно, в айкидо и других боевых искусствах есть такой прием: нужно скорее уклоняться от атаки противника, нежели давать ему отпор, и это принесет победу. При такой реакции энергия нападения бумерангом вернется к самому нападающему. Секрет нашей силы в том, чтобы не реагировать на атаку, не отвечать агрессией на агрессию. Точно так же работает и механизм прощения. Когда мы нападаем в ответ (а защита – это форма нападения), мы тем самым развязываем войну, в которой не может быть победителей. Поскольку реальна лишь любовь, обделенность любовью неспособна повлиять на нас или окружающих. Проблема, разумеется, в иллюзиях, которые царят в нашем сознании и заслоняют от нас истину. Если вы стремитесь к чуду, то нужно не принимать участия в мирских битвах, но скорее просить о том, чтобы Господь поднял вас над ними. Святой Дух напоминает нам, что любое такое сражение – лишь иллюзия.

Хорошо известное библейское изречение «Мне отмщение, и Аз воздам»[5]означает призыв Бога к человеку: «Оставь всякие помыслы о мести, это не твое дело». Бог сам управится со всяким злом, но сделает это не посредством нападения, осуждения или наказания. У нас часто возникает иллюзия, будто мы правы в своем пылком и праведном гневе, но на самом деле праведного гнева в природе не существует, поскольку агрессия в принципе не может быть правильной или справедливой. В детстве я частенько ссорилась и даже дралась с братом или сестрой, и мама, придя домой, сердилась на нас за это. И обычно кто‑нибудь из детей обязательно заявлял: «Он первый начал!» – указывая на другого. На самом деле совершенно не важно, кто «первый начал». Нападаете вы или защищаетесь, вы в любом случае орудие агрессии, гнева и страха, а не любви.

Несколько лет назад я попала на вечеринку, где вступила в очень бурный спор об американской внешней политике. Позже, ночью, мне было то ли видение, то ли сон. Передо мной возник некий господин, который сказал: «Простите, мисс Уильямсон, но мы подумали, что надо вам сообщить: в космическом распределении ролей вас признали ястребом, а не голубем». Я была возмущена до глубины души и воскликнула в ответ: «Но ведь я выступаю за мир во всем мире! Я самый настоящий кроткий голубь!» Господин откликнулся: «Увы, боюсь, что нет. Я просмотрел наши записи, и у меня тут отчетливо помечено: Марианна Уильямсон, боец. Вы сражаетесь с Рональдом Рейганом, с Каспаром Вайнбергером, с ЦРУ, по сути, со всей американской системой. Прошу меня извинить, но вы натуральный ястреб».

Конечно, я поняла, что он прав. У меня в голове было столько же боевых зарядов, сколько и у Рейгана. Я считала, будто он не имеет права осуждать коммунистов, но при этом полагала, что сама‑то вправе осуждать его. Почему? Разумеется, потому, что я права!

Много лет я прожила разгневанной «левачкой», прежде чем осознала, что сердитое поколение не способно добиться мира. Все, что мы делаем, пропитано энергией и эмоциями, с которыми мы это делаем. Как сказал Махатма Ганди: «Мы должны сами стать переменой». «Эго» не дает нам увидеть, что оружие, с которым мы боремся и от которого призываем отказаться, находится у нас в голове.

Выбери любовь

Путь «эго» ведет к вине; если хочешь обрести невинность, выбери путь Святого Духа.

«Курс на чудеса»

«Эго» всегда подчеркивает, что ты или другой в чем‑то виноват. Святой Дух всегда подчеркивает, что человек поступил правильно. «Курс на чудеса» сравнивает «эго» с псом‑падальщиком, который выкапывает малейшие свидетельства провинностей ближнего и складывает их у ног хозяина. Святой Дух тоже ведет поиск, но он стремится найти свидетельства чистоты и невиновности человека. Важно вот что: мы сами выбираем, что хотим увидеть, еще до того, как начинаем смотреть. Мы получаем то, что запрашиваем. Точка зрения во многом определяет увиденную картинку. Мы находим в жизни именно то, что ищем. Согласно «Курсу на чудеса», мы полагаем, что человека надо узнать поближе, чтобы понять, достоин он любви или нет. Но чтобы узнать человека поближе и понять, его нужно сначала полюбить. Духовный путь помимо всего прочего подразумевает, что вы сознательно берете на себя ответственность за свой выбор; вы сами решаете, что предпочитаете видеть в людях: провинности или невиновность, грехи или ошибки. Мы видим невиновность ближнего, когда решаем, что хотим видеть только ее. Мы видим греховность ближнего, только когда сами выбираем такую точку зрения. Люди несовершенны – точнее сказать, они пока еще не умеют полностью внешне выразить свое внутреннее, духовное совершенство. На чем сосредоточиться – на греховности или на чистоте, – решать нам.

Следует помнить: то, что мы по привычки считаем грехами и провинностями ближнего, на самом деле – его страх. Все негативные проявления и ошибки берут свое начало в страхе. Если человек гневается, значит, он боится. Если грубит – значит, ему страшно. Если манипулирует другими, им тоже движет страх. Жестокость также порождается страхом. Но нет такого страха, который бы не растворила и не победила великая сила любви. Нет такой ошибки и такого негативного проявления, которое не может быть преображено прощением.

Темнота – это всего лишь отсутствие света, а страх – всего лишь нехватка любви. Невозможно победить темноту, колотя ее дубинкой, потому что колотить нечего. Если хочешь победить темноту, нужно зажечь свет. Точно так же, если хочешь избавиться от страха, нет смысла бороться с ним – нужно заменить его любовью. И тогда свет любви рассеет тьму страха.

Выбор в пользу любви не всегда дается легко. «Эго» ставит множество преград тому, кто решил переключиться на точку зрения, основанную на любви. Ведь в большинстве своем мы привыкли на все реагировать со страхом. Вот тут‑то на помощь и приходит Святой Дух. Изменять мировоззрение – не наша работа, это дело Бога. От нас требуется лишь принять решение, выразить свою готовность к переменам и попросить Господа изменить нас.

Предположим, муж ушел от вас к другой женщине. Изменить окружающих вам не по силам, и попросить Бога изменить их вы тоже не можете. Однако вы можете попросить его, чтобы он изменил ваше отношение к ситуации – и тогда вы увидите ее в ином свете. Вы можете вознести молитву о ниспослании вам душевного мира и покоя. Попросите Святого Духа изменить ваше восприятие. Чудо в том, что, как только вы отпустите прочь свои суждения о муже и другой женщине, ваша душевная боль начнет утихать.

В подобной ситуации «эго» заявит, что вы ни за что не обретете душевного покоя, пока ваш муж не вернется. Но душевный покой не определяется внешними обстоятельствами. Его обеспечивает нам прощение. Душевная боль возникает не потому, что нам не хватает чьей‑то любви, но скорее потому, что мы обделили кого‑то любовью. Часто кажется, будто вас ранил поступок ближнего. На самом деле произошло нечто иное: другой человек закрыл для вас свое сердце, и это побудило вас закрыть свое, и потому вас ранит недостаток собственной любви. Вам плохо, оттого что вы не можете простить того, кто, как вы считаете, вас обидел. Именно поэтому чудо заключается в том, чтобы изменить восприятие случившегося: несмотря на то что творится у вас в душе, захотеть открыть свое сердце для любви.

Чудо возможно всегда, в любой ситуации, потому что никто не может решить за нас, как воспринимать мир и все происходящее. «Курс на чудеса» учит нас: «Есть лишь две эмоции: любовь и страх». Страх мы можем толковать как призыв к любви, сигнал, что любви не хватает. Согласно «Курсу», исполнители чудес источают душевную щедрость в своих собственных интересах. Мы помогаем людям, потому что это обеспечивает душевное равновесие нам самим.

«Эго» утверждает, что мы можем направить свой гнев на другого человека и при этом не чувствовать его на себе. Но поскольку все души связаны и представляют собой единое целое, то мы продолжаем ощущать любое чувство, которое направили на ближнего. Возможно, если излить свой гнев на кого‑то, то на некоторое время вам станет лучше, но в конечном итоге страх и чувство вины вернутся к вам. Если осудить другого человека, то он в ответ осудит вас, а если и не осудить, у вас все равно возникнет ощущение, будто он это сделал.

Жизнь в этом мире приучила нас к неестественным инстинктивным реакциям: чуть что, мы реагируем разными формами страха: гневаемся, занимаем оборонительную позицию, впадаем в паранойю. Вдумайтесь: противоестественные механизмы мышления становятся для нас естественными и привычными, а естественные реакции кажутся чем‑то ненатуральным, потому что они для нас непривычны.

«Курс на чудеса» не призывает замазать гнев розовой краской и притвориться, будто гнева не существует. То, что вредно для психики, вредно и для души. Отрицание или подавление эмоций причиняют вред. Если внутри у вас все кипит от ярости, вы не скажете: «Я не сержусь, правда же, не сержусь. Я следую “Курсу на чудеса” и поэтому больше никогда не гневаюсь». Святой Дух говорит нам: «Не пытайся очиститься прежде, чем придешь ко мне. Только я способен очистить тебя».

Как‑то раз я собиралась выступать с лекцией по «Курсу на чудеса», и тут мне вспомнилась одна знакомая дама, которая меня раздражала. Я тут же принялась старательно загонять мысли о ней в глубину подсознания, потому что полагала: перед лекцией по «Курсу на чудеса» не годится испытывать такие постыдные мысли и чувства, нужно думать о хорошем, чистом и возвышенном, о священном. А потом у меня в голове прозвучал голос: «Ау, я же твой друг. Помнишь?» Святой Дух не осуждал меня за мой гнев и раздражение; он явился, чтобы помочь мне отпустить гнев, а не загнать его в дальний угол сознания. Он помог мне избавиться от этого чувства, а не подавить его.

Помните об основной роли Святого духа. Мы не отрицаем, что расстроены, но в то же время мы откровенно сознаемся, что все наши чувства проистекают из привычки мыслить и воспринимать мир «глазами страха», а не «глазами любви». Мы хотим, чтобы нам помогли исцелиться от этого безлюбовного мышления. Духовный рост и взросление заключаются не в том, чтобы усвоить чьи‑то уроки, но в том, чтобы усвоить собственные уроки. Мы – вовсе не жертвы внешнего мира. С каким бы трудом в это ни верилось, но мы всегда сами ответственны за то, что видим во внешнем мире. Если бы не возникла потребность в спасителе, то его бы и не было. Конечно, в этом мире происходит много такого, что, казалось бы, делает любовь невозможной – жестокие, ужасные вещи, – но Святой Дух всегда с нами, внутри нас, и Он способен совершить невозможное и научить нас любить все сущее. Он делает для нас то, что мы сами для себя совершить не в силах. Он укрепляет нас своей силой, Его разум сливается с нашим, и тогда мышление «эго», трусливое и эгоистичное, исчезает.

Однако, чтобы отпустить мысли «эго», нужно осознавать, что у нас есть «эго». «Курс на чудеса» гласит: «Он не в силах отогнать своими лучами то, что ты прячешь, потому что ты не предложил Ему спрятанное, и потому Он не может забрать это у тебя». Святой Дух никогда не будет менять ваш механизм мышления без вашего позволения, потому что это насилие. Но Он откликнется на молитву, в которой вы просите об этом. Если вы рассержены или расстроены, нужно молиться так: «Я в гневе, но не хочу гневаться. Я хочу увидеть эту ситуацию иначе». Вы просите Святой Дух вникнуть в ситуацию и показать ее вам под другим углом.

Однажды со мной произошел такой случай. Я была у маникюрши, и мне как раз приклеивали накладные ногти. Тут в помещение вошла приятельница маникюрши, которая мне сразу категорически не понравилась. Стоило этой даме открыть рот и заговорить, как у меня возникло чувство, будто кто‑то скребет железом по стеклу. Поскольку процедура маникюра была в разгаре, просто встать и уйти я не могла, а поскольку маникюрша была моей давней знакомой и входила в число слушателей моих лекций, я устыдилась своих чувств. Я начала мысленно молиться и попросила Господа о помощи. Поразительно, с какой скоростью он ответил! Раздражавшая меня дама вдруг начала рассказывать маникюрше о своем детстве и особенно о своих отношениях с отцом. Пока она откровенно описывала условия, в которых росла, и то, как с ней обращались родители, я отчетливо поняла: она выросла лишенной чувства собственного достоинства, с необузданной жаждой привлекать внимание любой ценой, всем нравиться и всех покорять, что в ее понимании и означало быть сильной личностью. Разумеется, ее старания не приносили успеха. Поскольку они проистекали из страха, то все ее попытки завоевать внимание лишь отпугивали окружающих. И внезапно то самое поведение и манеры, которые меня только что раздражали, вызвали у меня глубокое сострадание. Святой Дух предоставил мне те сведения, которые тотчас растопили мое сердце и стерли гнев. Теперь я видела назойливую даму совершенно иначе. Она казалась мне достойной любви и жалости. Свершилось чудо! Ее поведение совершенно не изменилось. Изменилась я, мои чувства и мое восприятие.

Уровни обучения

Божий план включает в себя и чудесные встречи, которые произойдут с каждым исполнителем чудес, с каждым, кто будет учить Божественному.

«Курс на чудеса»

Любые отношения – это своего рода задание. Они – часть плана, который составил Бог для того, чтобы вы обрели просветление. Святой дух для каждого создает свои отношения – такие, которые повышают осознанность и учат любить все сущее. Отношения – это лаборатория, в которой Святой Дух соединяет людей так, чтобы дать им наибольшие возможности для совместного духовного роста. Он оценивает, кто у кого научится наиболее эффективно, и затем сближает этих людей. Подобно огромному вселенскому компьютеру, Он точно знает, какая комбинация энергий, в каком именно контексте сильнее всего будет способствовать Божьему плану по спасению мира. Поэтому случайных встреч не бывает: все они происходят по Высшей воле. «Курс на чудеса» учит нас: «Те, кому предназначено встретиться, встретятся, потому что вместе у них появляется потенциал для священных взаимоотношений».

Согласно «Курсу», в отношениях существует три уровня обучения. Первый – это случайная встреча, например двух незнакомых людей в лифте или ребят, которым оказывается по пути возвращаться из школы домой. Второй уровень – более прочные отношения, в которых двоих людей некоторое время что‑то объединяет. Они оказываются в ситуации, которая позволяет им учить друг друга и учиться друг у друга, а затем они расстаются. На третьем уровне взаимообучения пара встречается и соединяется на всю жизнь и, следовательно, всю жизнь учится друг у друга. На этом уровне не бывает случайностей и каждый человек получает от Высших сил именно того партнера, который дает ему максимум возможностей для духовного роста.

Даже на первом уровне отношений двое незнакомцев, встретившись в лифте, вполне могут улыбнуться друг другу, а школьники могут подружиться. Именно в случайных встречах Бог предоставляет нам возможность оттачивать тонкое искусство сглаживания углов, которые есть в характере у каждого без исключения. Именно те слабые стороны, которые вы проявляете в бытовых взаимодействиях с окружающими, еще отчетливее и резче выступят в более глубоких отношениях. Скажем, если вы раздражительны и вспыльчивы с банковским служащим, то вам будет очень трудно вести себя кротко с самыми близкими людьми.

На втором уровне обучения Господь сводит людей для более глубокой духовной работы. За время, проведенное вместе, они получают разнообразный опыт и впечатления, которые позволяют им усвоить новые уроки. Когда физическая близость уже перестает помогать этим людям повышать свой духовный уровень, Высшие силы расторгают союз партнеров. Может показаться, что на этом отношения заканчиваются, но на самом деле все несколько сложнее. Отношения вечны и не заканчиваются никогда. Они развиваются на уровне разума, а не на уровне тела, поскольку подлинная сущность человека – энергия, а не физическая оболочка. Поэтому физическое разделение, расставание вовсе не означает, что отношения разорваны. Более того, можно спать в одной постели двадцать пять лет подряд и не быть по‑настоящему вместе, а можно – жить на разных материках и быть сплоченным союзом.

Часто можно встретить пару после развода или просто расставания, которая находится в печали и полагает, что их отношения «потерпели крах». Однако если оба партнера успели усвоить то, что им суждено было усвоить в этом союзе, то отношения вовсе не потерпели неудачу: они были удачными, просто им наступил естественный предел по воле Божьей. Теперь, возможно, этой паре пришла пора физически разделиться, чтобы каждый из партнеров мог продолжать обучение иными способами – из других источников, от других людей. А еще разрыв помогает усвоить урок чистой любви, который получаешь, когда отпускаешь отношения и позволяешь им закончиться.

Третий уровень обучения – это отношения длиной в целую жизнь. Такие отношения встречаются крайне редко, потому что сам факт их существования подразумевает, что партнеры одновременно достигли высшей точки духовного роста, на которой взаимное обогащение знаниями идеально. Иными словами, оба участника такого союза в равной степени и учатся друг у друга, и учат друг друга. Это вовсе не означает, что мы всегда с легкостью узнаём тех, кто может стать для нас идеальным партнером на всю жизнь. Как правило, мы, наоборот, чувствуем к такому человеку отторжение. Ведь если перед нами тот, с кем предстоит провести всю жизнь и усвоить максимум жизненных уроков, это подразумевает, что нам придется много учиться и духовно трудиться, ведь присутствие этого человека в нашей жизни заставит нас расти. Иногда таким учителем может быть человек, с которым бок о бок живешь в любви много лет, но с равным успехом уроки жизни может преподать человек, который для нас все равно что нож в сердце. Запомните: тот, кому суждено многому нас научить, вовсе не обязательно должен быть нам симпатичен! Больше всего жизненных уроков преподают нам люди, которые становятся для нас нелестным и правдивым зеркалом. Это те, кто отражают нашу неспособность любить, наши страхи, нашу потребность в любви, те, кто, сознательно или бессознательно, указывают нам на то, что мы живем, руководствуясь страхом. Они показывают нам наши барьеры, наши стены, наши раны – то есть наши уязвимые места. Благодаря людям, которые нам так неприятны, мы узнаём, что утратили способность любить, разучились общаться на глубоком духовном уровне, не умеем оставлять прошлое позади. Эти люди приходят в нашу жизнь неспроста, они помогают нам понять, какие «болячки» души нам нужно лечить в первую очередь. Они способствуют нашему исцелению.

Наши рекомендации