Глава о свадебном угощении (уалима)
4331. Определение того, что такое свадебное угощение (уалима) – уалима – это название угощения, которое готовится по случаю свадьбы. Происходит от слова "уальм" – т.е. объединение, слияние.
4332. Каково постановление организовать свадебное угощение (уалима) – обязательно.
4333. Когда необходимо устраивать свадебное угощение (уалима) – на следующий день после брачной ночи.
4334. Засчитывается ли свадебное угощение, если оно было устроено сразу после никаха, до половой близости – да.
4335. Обязательно ли отвечать на приглашение к свадебному угощению (уалима)– да.
4336. Обязательно ли отвечать на приглашение к угощению, но не свадебному – желательно.
4337. Если на уалиму позвали общим (не именным) приглашением, - обязательно ли ответить на такое приглашение – это подобно коллективной обязанности так, что конкретно ты ответить не обязан. Но и нежелательным это также не является. Но, если человек знает, что именно его присутствие обрадовало бы хозяина угощения, то ему необходимо прийти.
4338. Обязательно ли ответить христианину или иудею, если он позвал на свадебное угощение – не обязательно. Но, если есть надежда, что посещение станет причиной его принятия Ислама или приближения к Исламу, то ответить желательно. Но, если такой надежды нет, а также, если на этом угощении будут одни только иудеи и христиане, то отправляться туда нежелательно. А если еще и известно, что там будут запретные явления (спиртное, запретная пища, музыка, смешение полов и т.п.) – то запрещено.
4339. Обязан ли человек покушать, если пришел на уалиму, или может уйти, не покушав – если он держит в этот день уразу, то кушать он не обязан. Если же он не держит уразу, то кушать он также не обязан, кроме как, если это приведет к дурным последствиям – как если они сочтут его высокомерным или обидятся, посчитав, что значит еда была приготовлена не должным образом и т.п.
4340. Что лучше для держащего уразу, если его позвали на уалиму, - продолжить уразу, или разговеться и покушать – лучше ему продолжить уразу, кроме как, если это приведет к дурным последствиям, как если ты, например, основной гость, или пригласили только тебя и т.п., то лучше уразу прервать, а затем ее можно возместить в иной день.
4341. Как поступить, если тебя позвали на уалиму, на которой будет запретное (спиртное, музыка, смешение полов и т.п.) – здесь может быть три большие ситуации: 1) если ты заранее (еще до того, как пошел к ним) знал, что там будет присутствовать запретное. В этом случае, если он способен исправить запретное, то ему нужно отправиться, и это станет для него ответом на приглашение и исправлением дурного. Если же он не способен исправить это запретное, то ему запрещено туда отправляться. 2) если он уже пришел, и только после этого увидел запретное. В этом случае, если он может исправить запретное, то должен сделать это, если же не может, то должен уйти 3) если он пришел и узнал, что в доме есть запретное, но он его не видит и не слышит, то в этом случае он может как уйти, так и остаться, и делает из этих двух действий то, что принесет больше пользы и меньше вреда.
4342. Оставаться ли на уалиме, если в доме присутствуют занавески с изображениями живых существ – если он может исправить это, то должен исправить. Если же не способен на исправление, то должен уйти в знак порицания этого явления, но не потому, что запрещено находиться в доме, в котором есть изображения.
4343. Можно ли входить в дом, стены которого завешаны чем-либо, но без изображения живых существ – если это приглашение на свадебное угощение, то его, в этом случае, не обязательно принимать. Но, вместе с этим, разрешено входить в такой дом, хоть в этом и есть что-то из нежелательности.
4344. Как поступить, если тебя позвали на свадебное угощение (уалима) повторно (на второй день, третий и т.д.) – если ты уже ответил в первый день, то ответить в следующие дни не является обязательным, а если человек понял, что угощение устраивается в течение нескольких дней для показухи и высокомерия, то в этом случае отвечать нежелательно. Если же тебя не позвали, например, в первый или второй день, а только на третий, то ответить обязательно.
4345. Можно ли входить в дом, в котором изображения живых существ, если тебя позвали не на свадебное угощение – вход в этот дом разрешен, но, при этом, человек должен порицать это явление, а если не способен, то необходимо покинуть этот дом в знак порицания. Если же эти изображения скрыты так, что человек знает о них, но не видит их, то он может остаться, а может и уйти, выбрав из этих двух действий наиболее полезное.
4346. Разъяснение того, что уалима считается действительной, даже, если на ней не было мяса – желательно, чтобы уалима состояла из мяса хотя бы из одного барашка, но, если она будет устроена вообще без мяса, то это также действительно.
4347. Как поступить и кому ответить, если тебя позвали сразу на две уалимы – ты должен пойти на обе уалимы. Если же этого сделать невозможно (т.к. время обоих уалим одно и тоже, или если расстояние между двумя местами уалим слишком большое так, что человек не успеет на вторую уалиму, если посетит первую), то отвечает тому, кто позвал его первее. Если же они позвали тебя одновременно, то необходимо ответить тому, кто является твоим родственником. Если же они оба родственники или оба не родственники, то тому, чья дверь ближе к двери твоего дома. Если же и в этом они равны, то тому, кто более религиозен и богобоязнен внешне. Если же и в этом равны, то бросает жребий.
4348. Каково постановление кушать, опираясь на локоть или руку – нежелательно.
4349. Каково постановление произнесения Имени Аллаха перед едой (бисмиЛлях) – обязательно.
4350. Как поступить, если человек забыл сказать бисмиЛлях перед едой, но вспомнил уже в процессе приема пищи – ему необходимо сказать: "бисмиЛляхи аууаляху уа ахираху".
4351. Какая фраза считается произнесением Имени Аллаха перед едой – "бисмиЛлях".
4352. Каково постановление кушать и пить правой рукой – обязательно, а левой запрещено.
4353. Каково постановление кушать с того места, которое перед тобой, не переходя на те части еды, которые перед другими людьми – это установленная Сунна, в которой нет разногласия. А кушать с того места, которое перед другими людьми как минимум нежелательно, а если это приносит им неприятность, то может быть даже запретным. Если же человек кушает со своей семьей и знает, что они не против того, чтобы он кушал также и с тех мест, которые перед ними, и это не доставляет им неприятности, то это разрешено.
4354. Можно ли кушать с середины тарелки или подноса – нежелательно.
4355. Можно ли ругать и критиковать пищу и питье – нет, кроме как, если он делает это в адрес своей жены так, что она не обидится от этого, но он делает это для того, чтобы исправить какие-то недостатки в ее готовке пищи, чтобы эти недостатки не превратились в постоянство.
4356. Каково постановление дуть или дышать на еду или питье – в хадисах приходит запрет на оба эти действия.
4357. Некоторые адабы (культура) принятия пищи и питья, не упомянутые в прошлых вопросах – 1) восхваление и восславление Аллаха после еды 2) помыть руки перед едой, если в этом есть нужда (это берется их общих доводов, вместе с тем, что отдельного хадиса на это не установлено) 3) мытье рук после еды 4) если человек есть рукой, то тремя пальцами, а затем не обтирать пальцы, пока человек не оближет их 5) желательно облизать пальцы после еды, а также тарелку, либо вытереть ее куском хлеба или чем-либо подобным 6) если упал кусок твердой еды, то желательно поднять его, удалить с него загрязнение и съесть 7) желательно удалить остатки еды, оставшиеся между зубов 8) нежелательно есть слишком горячую пищу, и желательно есть такую, от которой не идет пар.