И явится настоящая земля

И настоящие люди.

Часть III

СВЕТ И СУМРАК

Глава 1

ЗОРОАСТР

Годы жизни древнеиранского пророка Заратуштры (в греческой транскрипции — Зороастра) неизвестны, однако несомненно, что он существовал как реальная историческая личность за много столетий до Рождества Христова. Так, историки древности Плиний и Плутарх, да и многие последователи зороастризма называют период от 6000 до 1000 лет до нашей эры, современные же исследователи ограничивают возможный период жизни пророка от 700 лет до Рождества Христова до 2500 лет до нашей эры. Место рождения Зороастра также точно неизвестно, называют район Тегерана, район Баку, Алтай, Южный Урал...

Как гласит древнее зороастрийское предание, он родился в Мидии (в северо-западной части Иранского нагорья), в молодости отрекся от мира и стал проповедником нового религиозного учения. Свою проповедь Зороастр сумел распространить по всей Персии и даже за ее пределами. Согласно легенде, пророк погиб в возрасте 77 лет во время молитвы от удара кинжалом, который нанес ему в спину противник новой веры.

Авеста («Наставление» или «Восхваление») — древнее священное писание зороастризма. Изначально священные проповеди Зороастра заучивались наизусть и передавались из уст в уста, поскольку древние иранцы считали письмо дьявольским изобретением. В большинстве своем слушателями Пророка были неграмотные скотоводы и земледельцы. Все его высказывания были записаны много позднее их произнесения на одном из труднейших для перевода индоевропейских языков. По ряду специфических текстуальных признаков можно полагать, что тексты Авесты создавались еще в бронзовом веке, то есть не позднее XIV века до нашей эры. До нашего времени дошли не все ее части, поскольку при исламизации Ирана последователи Зороастра подверглись гонениям, а священные тексты уничтожались.

Дошедший до нас текст Авесты состоит из пяти частей: Ясна, Висперед, Видеват, Яште и Хордэ-Авеста.

Ясна («Богослужение», «Поклонение») включает в себя пять так называемых «Гат» (священных песен), представляющих самую древнюю часть Авесты, возможно, написанную самим Зороастром. Ясна целиком посвящена религиозным обрядам.

Висперед («Все главы, все главные») представляет собой дополнение к Ясне и читается во время религиозных служб в течение года.

Видеват («Закон против демонов») содержит в основе правила ритуального очищения.

Яште — собрание молитв, обращенных к Богу и ангелам.

Хордэ-Авеста («Малая Авеста») — собрание молитв для верующих мирян на каждый день.

В свое время зороастризм был официальной религией могущественной империи, но после завоевания Ирана и части Средней Азии арабами он был полностью вытеснен исламом. Последователи древней религии, отказавшиеся принять мусульманство, жестоко преследовались и вынуждены были бежать в Индию, где и сегодня проживают их немногочисленные потомки, которых называют парсами. Незначительное число последователей зороастризма сохранилось и в самом Иране, там их именуют гебрами. На Западе принято называть зороастризм маздеизмом. Маздеизм происходит от слова «Мазда» («Всезнающий»), по одному из зороастрийских имен Верховного Божества. В настоящее время зороастризм считается угасшей религией, но в древности сила этой религии была необыкновенной.

Даниил Андреев в своем блистальном по полету мысли, интуиции и прозрению труде «Роза Мира» отмечает, что, созерцая Высшие Аспекты верховных мировых религий (точнее, их трансмифы), представшие перед ним в виде исполинских хрустальных пирамид, он пришел в немалое удивление, когда среди пяти явившихся ему пирамид одна (нездешней белизны) оказалась трансмифом зороастризма.

Д. Андреев: «Я до сих пор не могу уяснить, каким образом эта локальная религия, исторически давно угасшая... и, как мне кажется, не столь уж богатая мифологией, оказывается отражением такой колоссальной и только ей исповедуемой реальности».

Среди пирамид, символизирующих трансмифы мировых религий, помимо упомянутой, он отмечает пирамиды, символизирующие иудаизм (золотая), индуизм (сиреневая), буддизм (зеленая) и христианство (голубая)1.

1 Д. Андреев отмечает также, что в числе пяти хрустальных пирамид нет трансмифа ислама — одной из главных мировых религий, которая, отрицая многие основные идеи христианства… регрессировала к упрощенному монотеизму и в сущности не дает ничего нового...

Заглядывая духовным видением в высшие слои метакультур человечества, Д. Андреев отмечает, что ныне великий человекодух, бывший в последнем воплощении на Земле Зороастром, руководит созданием будущего затомиса1общечеловеческой метакультуры (Аримойи. — Авт.), связанной с возникновением и господством грядущей интеррелигии Розы Мира.

Обратимся к корневым истокам маздеизма, который, по древнему преданию, сложился в самом начале белой (арийской) расы задолго до появления остальных мировых религий. Расхожая трактовка маздеизма как религии дуалистической, в основе которой лежит лишь непримиримая борьба Добра со Злом (Ормузда с Ариманом), — ошибочна, и повинны в этом позднейшие зороастрийцы, полностью утратившие чистоту учения самого Зороастра, растворив ее в примитивном веровании и механистических религиозных ритуалах2.

В основе маздеизма лежит совершенное единобожие. Верховное Божество — Агурамазда («Господь Мудрость»). Он вмещает в Себя всю полноту Мироздания. АгураМазда — это Чистый Дух, который пребывает всюду. Древнее предание маздеистов говорит о том, что зло есть всего лишь временное помрачение души и оно не может существовать вечно. В конце концов неведение уступит место просветлению, и зло в мире исчезнет. В Авесте говорится о грядущей огненной гибели старого мира и о дне Воскресения мертвых. В маздеизме, в отличие от христианства, не существует понятия «вечного ада», так как непременно наступит день, когда все творение достигнет божественного совершенства.

В маздеизме человек также представлен как бессмертный дух, и основная задача его быть совершенным проводником божественного влияния на Земле, то есть прямо соучаствовать в эволюционном процессе. Каждый человек сам определяет свою судьбу. Согласно своим поступкам и помыслам он занимает место либо в безднах зла, либо в мирах божественного просветления. Для того чтобы сохранить в себе чистоту, человек должен быть предельно бдителен, поскольку мир Неведения — мир Аримана или силы, противные Эволюции («враждебные силы»), ведут непримиримую борьбу с божественными началами. Маздеизм — религия высочайшей нравственной чистоты.

У зороастрийцев Огонь является вечным символом жизни, движущей Силой всех вселенских процессов. Огонь зороастрийцев — это Эволюционная Энергия, разрушающая старые, отжившие и творящая новые формы.

В зороастризме существует учение о Фраваши — небесном двойнике человека, его Ангеле-Хранителе. Фраваши есть частица Божественного присутствия в «человеке-форме», который является лишь проявлением Фраваши в плотноматериальном мире. Физическое тело человека является его инструментом, равно как и разум. Фраваши — это не что иное, как психическое существо, или душа, которую каждый стремящийся обрести Истину должен открыть в себе.

Причиной падения Небесного Человека, обладающего свободной волей, зороастризм называет самость («эго») — противопоставление себя Целому. А посему разделение на добро и зло есть результат неведения, то есть несовершенства сознания, которое может сохранить свою целостность, лишь пребывая в Божественном. Ощущение себя частицей Бога еще не есть свидетельство Божественности. Истинное обожествление наступает лишь при слиянии сознания индивида с Божественным сознанием, когда полностью исчезает самость. Пребывание в Целом не только не уничтожает индивидуальность, но и дает ей возможность максимально проявиться.

Людей Будущего маздеисты называют людьми «прозрачной расы». «Прозрачность» заключается в том, что эти люди способны ассимилировать и пропускать через себя вибрации высшего порядка. Такие люди уже приходили на Землю, есть они и теперь, но их немного.

Великой идеей зороастризма еще задолго до появления христианства была идея прихода на Землю Бога-Сына — Спасителя человечества — и нисхождение Духа в материальную плоть. Маздеисты называют Спасителя Саошиантом. Спаситель приходит, чтобы поразить Смерть. Именно Спаситель «заражает» человечество вибрациями Света.

Маздеисты не без основания считают Саошиантом Иисуса Христа. Не случайно в повествовании евангелиста Матфея упоминается пришествие в Вифлеем волхвов, по-персидски магов. Магами назывались высокие священнослужители зороастрийского культа. Именно маги определили по звездам время и место рождения младенца Иисуса — Царя Иудейского — и отправились в далекий путь, чтобы воочию увидеть Спасителя и поклониться Ему. Со времени воплощения Спасителя Новый Мир уже присутствует, поначалу незримо, в старом мире, и тот начинает неумолимое движение к грандиозному преображению. В лице Спасителя как Богочеловека в мире плотском обретается равновесная точка совершенного Божественного. С этого момента в человеке становится возможным не только открытие Духа, но и преображение плоти, которая в конце концов должна обрести бессмертное существование. После крестных мучений и смерти Иисус явился Своим ученикам в новом преображенном теле. Именно этот факт является самым важным во всем христианском учении, и именно этот факт стыдливо обходят все скептики, называющие себя христианами. Для маздеистов же обретение Спасителем нового тела — грядущая ступень эволюции.

Второе пришествие Спасителя окончательно утвердит Царство Божие на нашей планете, царство Агурамазды. Появится Новая Земля, Новые Небеса и Новый Человек. Окончательное преображение тела человека произойдет одновременно с преображением всей планеты, включая животный, растительный и неорганический мир. Маздеисты утверждают, что всякое изменение в человеке влияет на планетарные процессы. Войны, эпидемии, социальные катаклизмы, стихийные бедствия и прочее есть результат процессов, происходящих в психической сфере человечества.

Маздеизм по сути своей является религией эволюционного Будущего. Маздеисты первыми в истории человечества провозгласили Путь Сознательной Эволюции как единственную дорогу в царство Истины. Абсолютная преданность Агурамазде, добрые мысли, добрые дела, молитва и покаяние — именно таким путем можно преодолеть неведение и ограниченность ума и открыться преобразующей Энергии, которая произведет в человеке чудесные превращения. Воскресение тела является результатом непрестанной духовной работы по очищению сознания.

Маздеисты знают, что рано или поздно наступит провозглашенное Зороастром пробуждение человечества ото сна, очищающий Огонь поглотит все несовершенное и родится Новый Мир — мир свободный от иллюзий, а потому задача каждого искреннего последователя Великого Пророка — неустанной внутренней работой сознательно приближать этот час.

Глава 2

ДАНИИЛ АНДРЕЕВ

(1906–1959)

Даниил Андреев родился 2 ноября 1906 года в Берлине в семье известного русского писателя Леонида Андреева. Мать его скончалась вскоре после родов от осложнения. Оставшись без матери, мальчик воспитывался в семье своей московской тети, которая привила ему любовь к православной вере. В 14-летнем возрасте, в сквере у храма Христа Спасителя в Москве мальчика коснулось «озарение свыше», которое открыло ему непостижимый мир метаисторической действительности России огромной пространственно-временной протяженности. С течением времени «прорывы в иной мир» происходили у Андреева неоднократно. В дальнейшем именно они послужили основой для написания главного труда жизни Даниила Андреева — «Розы Мира». Закончив в начале 30-х годов Высшие литературные курсы, Андреев не стал профессиональным литератором, а зарабатывал средства к существованию трудом художника-шрифтовика. Имея незаурядные литературные способности, в свободное от работы время он писал стихотворные произведения и прозу, которая была оппозиционна сталинскому режиму. Вскоре после начала Великой Отечественной войны он был призван в армию на нестроевую службу в связи с состоянием здоровья, в «похоронную команду». В 1947 году Андреев и его жена были арестованы, рукописи антисталинского романа были изъяты и уничтожены. Особым совещанием Даниил Андреев был приговорен к 25 годам лишения свободы. Будучи в тюрьме, он начал работу над «Розой Мира» — трудом всей его жизни. Записи, сделанные в тюрьме, чудом сохранились до выхода его на свободу в 1957 году. Судьба отмерила тяжелобольному Андрееву полтора года жизни, чтобы закончить этот труд. Он успел это сделать. 30 марта 1959 года Андреева не стало.

«Роза Мира. Метафилософия истории» Даниила Андреева — что это? Мастерски написанное, захватывающее литературное произведение, изрядно сдобренное элементами мистики, или, как говорит сам автор, — «бред сумасшедшего»? Совершенно очевидно, что это cкрупулезный труд ученого-исследователя (в самом широком смысле этого слова), обладающего потрясающим литературным талантом, исследователя, которого Природа одарила уникальным инструментом («духовидением»), позволившим проникнуть в иноматериальные структуры Вселенной и донести до человечества (довольствовавшегося доселе лишь туманными намеками) откровение о множественных мирах, соседствующих и тесно взаимодействующих с нашим. Эти миры находятся за пределами обычного человеческого восприятия. Несомненно, что Андреев блестяще выполнил начертанное свыше, и мы теперь имеем возможность прикоснуться к неизвестной нам реальности.

Следует сказать, что Андреев в своей работе абсолютно честен как с самим собою, что сделать (знаю это по себе) весьма и весьма трудно, так и с читателем. Все изложенное в «Розе Мира» подкупает предельной искренностью. Те места, где Андреев выдает желаемое за действительное, ясно высвечиваются при медитативном прочтении текста. Кроме того, на первых страницах книги автор предупреждает читателя, что в некоторых моментах писательское воображение и чисто человеческая увлеченность, а также склонность верить в лучшее невольно побуждают его к позитивному фантазированию (особенно при прозрении будущего), но он, прекрасно понимая всю зыбкость подобных отступлений, в конце концов в полном объеме обнажает видимую ему Истину.

Чтение «Розы Мира» требует от читателя исключительного (тотального) внимания, ибо вмешательство рассудка и эмоций не позволяет сердцу читателя резонировать с истинным авторским текстом. Именно это имеет в виду Андреев, когда говорит, что сумевший преодолеть начальные страницы книги непременно дочитает ее до конца: «...если она (рукопись. — Авт.) дойдет когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья духовная жажда заставит их прочитать ее до конца, преодолевая все ее трудности; идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах… книга не умрет все равно, если хоть одни дружественные глаза пройдут глава за главой по ее страницам. Потому что вопросы, на которые она пытается дать ответ, будут волновать людей еще и в далеком будущем». Именно ради такого читателя и написана «Роза Мира». Я убежден — эта книга является чутким индикатором для выявления людей, сознание которых готово к коренным эволюционным изменениям.

Пересказывать содержание книги — занятие бессмысленное. Оно настолько широко и разнопланово, что одно только перечисление затронутых тем займет уйму времени. Только самостоятельная работа (именно работа) с текстом позволяет с каждым новым прочтением вскрывать все более глубокие пласты истинно авторского содержания. Лучшего русскоязычного труда, всецело способствующего глобализации (расширению) сознания, я не встречал. Пожалуй, только «Агни-Йога» близка к нему по эффективности воздействия на сознание читателя в плане расширения сознания.

Практически весь текст «Розы Мира» был троекратно переписан мною в процессе Работы. И впоследствии книга неоднократно перечитывалась, как целиком, так и отдельными фрагментами. Позволю себе кратко остановиться на некоторых, по моему мнению, с практической точки зрения важных моментах указанного труда.

Говоря о Розе Мира как о религии (точнее — интеррелигии), Андреев имеет в виду не форму или способ религиозного отправления, а универсальное учение, указующее такой угол зрения на религии, возникшие ранее, при котором все они оказываются отражениями различных пластов духовной реальности. Иными словами, Роза Мира как универсальное воззрение на истинную природу человека должна положить конец разделению по религиозному принципу, которое принесло и приносит человечеству неслыханное число бед.

Совершенно ложных учений нет и не может быть… Ложными, в строгом смысле слова, могут быть только отдельные частные утверждения, которым способен придавать иллюзию истинности заемный свет от частно-истинных тезисов… Далее следуют учения, в которых ложные утверждения не только обесценивают элемент истинного, но переводят всю систему в категорию отрицательных духовных величин. Подобные учения принято именовать учениями «левой руки». Будущее учение Противобога, которым, по-видимому, ознаменуется последний этап всемирной истории, построится таким образом, что при минимальном весе частно-истинного элемента свет от него будет придавать вид истинности максимуму ложных утверждений. Этим и обусловится то обстоятельство, что это учение будет запутывать человеческое сознание в тенетах лжи прочнее и безвыходнее, чем какое бы то ни было другое… никакие учения, кроме учений «левой руки», распознаваемых, прежде всего, по их душевно-растлевающему воздействию, не могут быть отвергнуты полностью.

Понятие многослойной Вселенной лежит в основе концепции Розы Мира. Под каждым слоем понимается такой материальный мир, материальность которого отлична от других либо числом пространственных, либо числом временных координат.

Каждый слой населен обитателями, которые, в зависимости от числа пространственно-временных координат слоя обитания, имеют характерные психические и физические особенности. Согласно Андрееву, наибольшее число пространственных измерений — шесть, временных — двести тридцать шесть.

Существуют миры восходящего ряда (миры просветления), миры нисходящего ряда (миры возмездия или демонические миры), а также Высшие миры нашей планеты. Излучения этих миров оказывают на человека самое непосредственное влияние, которое проявляется во внезапных сменах настроения, в тоске по хорошо знакомому, но утраченному «нечто», в импульсивных, порою вовсе неконтролируемых действиях и т.п.

Вместе с тем любые эмоции любого существа на Земле генерируют особые излучения, проникающие в соседние слои космоса. Излучения страха, страдания, боли, злобы, ненависти, алчности, похоти людей и животных проникают в демонические слои, восполняя убыль жизненной энергии их обитателей. Демонические существа тонкого мира провоцируют людей на поступки и ставят в ситуации, которые сопровождаются выделением упомянутых излучений.

Согласно Андрееву, человечество в будущем пройдет через этап крушения Розы Мира, когда на Земле воцарится Антихрист. Земля в этот период погрязнет в разврате и жестокости. В связи с этим хотелось бы обратить ваше внимание на один деликатный вопрос, касающийся весьма запутанных (а сказать прямо — низменных) сфер человеческого сознания, в частности сексуальной сферы. Предоставим слово Андрееву.

Жажда власти и жажда крови тайно шевелятся на дне многих душ. Не находя удовлетворения в условиях социальной гармонии, они толкнут некоторых на изобретение доктрин, ратующих за такие социальные и культурные перемены, которые сулили бы в будущем удовлетворение этих неизжитых страстей. А других будет томить скука. Она перестанет быть гостьей, она сделается хозяйкой в их душевном доме… С тоской, с раздражением и завистью будут эти авантюристические натуры знакомиться по книгам с насыщенной приключениями и страстями жизнью других эпох… в человечестве выделится еще один слой: чем сытее, благополучнее будет их существование, тем мучительнее начнет язвить этих людей связанность сексуальных проявлений человека путами морали, религии, традиции, общественных приличий, архаического стыда.

…Здоровый инстинкт самосохранения говорит, что снятие запретов со всех проявлений сексуальной стихии без разбора чревато разрушением семьи, развитием половых извращений, ослаблением воли, моральным растлением поколений и, в конце концов, всеобщим вырождением — физическим и духовным… Здоровый инстинкт силен; но когда с инстинкта сексуальной свободы срывается внешняя узда, этот второй инстинкт оказывается сильнее. Не следует бояться правды: следует признать, что этот центробежный инстинкт потенциально свойственен, в той или иной мере, большинству людей. Его подавляют внутренние противовесы и внешнее принуждение, он угнетен, он дремлет, но он есть. О, сексуальная сфера человека таит в себе взрывчатый материал невообразимой силы! …если найти убедительное и обаятельное учение, которое убаюкало бы человеческий страх перед снятием узды с инстинкта абсолютной сексуальной свободы, произойдет моральная катастрофа, подобных которой еще не происходило никогда. Высвобождение центробежной энергии, заложенной в этом инстинкте, могло бы, переходя в цепную реакцию, вызвать такой сокрушительный общественно-психологический переворот, который сравним с высвобождением внутриядерной энергии в области техники.

То, что я сейчас говорю, останется, боюсь, для многих непонятным и враждебным. Слишком прочно укоренилась в нашем обществе недооценка значения сексуальной сферы. Тем более неприемлемой покажется мысль, будто именно эта сфера таит в себе такие разрушительные возможности… Ах, если бы это было так! Нет сомнения, что соблазны Дуггура (одного из демонических слоев, обитатели которого пополняют убыль жизненных сил излучениями человеческой похоти. — Авт.) остаются в психике большинства из нас, пока что вне круга осмысляемого. Меньшинство же, не подозревая об их трансфизическом источнике и боясь признаться в этих искушениях даже перед собой, в полном уединении, тем не менее смутно их осознает… Лишь ничтожное число людей, сознавая эти соблазны с совершенной отчетливостью, готово не скрывать их в тайниках души, а, напротив, дать им волю при первом случае. Но робкое в этом отношении большинство сделается несравненно отважнее, когда самые авторитетные инстанции — научные, общественные и религиозно-государственные — провозгласят необходимость полной сексуальной свободы, неотъемлемое право на нее каждого человека и системою многообразнейших мер будут ей способствовать, поощрять ее и оборонять.

Жаждать власти будут сотни и тысячи. Жаждать сексуальной свободы будут многомиллионные массы.

…Человечество устанет от духовного света. …Ему опостылеет добродетель. Оно пресытится мирной социальной свободой — свободой во всем, кроме двух областей: сексуальной области и области насилия над другими. …Скука и жажда темных страстей охватят половину человечества в этом спокойном безвластии. И оно затоскует о великом человеке, знающем и могущем больше всех остальных и требующем послушания во всем взамен безграничной свободы в одном: в любых формах и видах чувственного наслаждения.

Кратко прокомментирую этот отрывок. Андреев, несомненно, прав в том, что абсолютное большинство людей не осознают опасности, исходящей из области сексуальной сферы, а она реально существует. Уже сейчас «официальные круги» под видом расширения прав и свобод личности в области творчества и просвещения, по сути, широко узаконивают «сексуальную свободу» в различных сферах «культуры и искусства». Печатные издания, телевизионные передачи, театральные представления и конкурсы, живопись, кинофильмы, видеопродукция и прочее насыщены сексуальными элементами как грубого, циничного, так и тонкого созерцательного свойства, что особенно опасно. В результате соприкосновения человеческого сознания с самыми невинными элементами эротики происходит его обволакивание тонкими вибрациями похоти, которые в результате либо полностью, либо частично блокируют канал — проводник Эволюционной Энергии, и тогда происходит опасное смешение истинного и ложного, с полной невозможностью отделить одно от другого. Именно отсюда возникает убийственная для человеческого сознания теория, что посредством полового акта (либо иных утонченных сексуальных отношений) можно познать Истину и соединиться с Всевышним. Этот тезис подкупает широкие массы «искателей истины» приятной легкостью реализации, и они бездумно практикуют и активно проповедуют это направление «развития» (читай — полной деградации), попадая в конце концов в полную зависимость от сексуальных отправлений.

Мой опыт пребывания в нижних отделах сознания в периоды нисхождения в тело Эволюционной Силы, особенно на ранних этапах Работы, полностью подтверждает высказанные Андреевым (а еще раньше — Шри Ауробиндо) положения. При недостаточной защите Сверху, то есть при не полностью раскрытом (или вовсе нераскрытом) психическом существе, в периоды активной работы Эволюционной Энергии в теле возникает повышенная активизация как сексуального центра, так и соседствующей с ним зоны агрессивности — прямого эволюционного наследия со времен борьбы первых живых организмов за выживание в крайне опасной окружающей среде. А потому неудивительно, что большинство преступлений на сексуальной почве сопровождается различного рода садистскими насилиями над жертвой. Лишь с течением времени, а именно с выходом на передний план психического существа, происходит постепенное снижение активности этих центров. Однако гармонизация сексуальных отправлений и исчезновение агрессивности наступает только после полного раскрытия психического существа в процессе Сознательной Эволюции. Энергия психического существа гарантирует полную безопасность индивида при нисхождении сознания в наиболее опасные регионы.

Если Эволюционная Энергия начинает эволюционное давление в теле, а человек не осознает этого факта, то происходят разного рода неприятности — возникают психические и физические расстройства, совершаются немотивированные поступки и преступления, усиливаются агрессивность и склонность к насилию, пышно расцветают тонкие формы наслаждения и т.п., и все это сопровождается духовной деградацией личности. В результате с человечеством произойдет то, о чем говорит Андреев в последних главах своей книги.

Согласно Андрееву, творческий труд, ведущий к просветлению Вселенной (участие в Сознательной Эволюции. — Авт.), — задача каждой человеческой монады.

Что же мешает каждому из нас выполнить эту задачу?

Глава 3

ЕЛЕНА РЕРИХ

(1869–1955)

Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова) родилась в Петербурге в дворянской семье. Отец ее был академиком архитектуры. Мать принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых. В 16-летнем возрасте Елена окончила с золотой медалью гимназию и поступила в музыкальную школу при Петербургской консерватории. В 1899 году она знакомится с молодым художником Николаем Константиновичем Рерихом и через два года вступает с ним в брак. В 1902 и 1904 годах у Рерихов рождаются сыновья Юрий и Святослав. Супруги проявляют повышенный интерес к загадочным проявлениям «тонкого» мира, к вопросам восточной философии, к индийскому и тибетскому духовному космосу. В период 1907–1909 годов Елена Рерих имела «видение, потрясшее все ее существо». То было явление Учителя, сопровождавшееся вибрационными ощущениями присутствия Высшей Силы. В 1916 году супруги Рерихи, в связи с болезнью Николая Константиновича, переезжают в Карелию. В 1919 году они отправляются в Лондон, потом в США. В 1920 году в Лондоне появляются первые записи книги Учения Живой Этики (Агни-Йоги), работа над которой заняла без малого двадцать лет. В 1923 году супруги приезжают в Индию, откуда и начинают в 1925 году свое долгое и опасное путешествие по труднодоступным районам Центральной Азии, принесшее огромное количество впечатлений и богатейший фактический материал. В 1928 году трансгималайское путешествие было завершено, и Рерихи приобретают дом в долине Кулу, навсегда поселившись в Индии у подножия Гималаев. В период жизни в Кулу Елена Рерих практически завершила работу над серией книг Агни-Йоги, которые большей частью были изданы в Латвии и Западной Европе. Ею также были переведены на русский язык (с английского) труд Е.П. Блаватской «Тайная доктрина», а также «Письма Махатм». В 1947 году после смерти Николая Константиновича Елена Ивановна принимает на себя руководство рериховскими обществами и выполняет эту работу вплоть до своего ухода из жизни 5 октября 1955 года.

Удивительная судьба Елены Рерих прямо связана с главным подвигом ее жизни — Откровением Свыше, вылившимся в серию книг Учения Живой Этики, или Агни-Йоги. В том, что Учение Живой Этики — это именно Откровение, а не литературное произведение на заданную тему, у людей, сердцем прикоснувшихся к его содержанию, сомнений не вызывает. Приведу выдержку из книги С. Ключникова «Провозвестница Эпохи Огня» о жизни и судьбе Елены Ивановны Рерих.

«Живая Этика несводима ни к науке в ее традиционной форме, ни к религии. Не следует ее рассматривать и как сборник экзотических легенд и притч или как уложение житейских предписаний и советов. Еще менее уместно включать Учение в ряд новейших модернизаций классических школ йоги Востока, которыми пестрит наш век, или видеть в ней философскую систему на европейский манер. Однако, несмотря на, так сказать, беспрецедентность Йоги Огня в мировой культуре, она несомненно представляет собою систему воззрений и практик, уходящих своими корнями в далекую древность, с одной стороны, и в новые космические условия, сложившиеся на Земле сегодня, — с другой. Живая Этика — это прежде всего нравственно-духовное Учение, синтезирующее древнюю мудрость Востока с научными и философскими достижениями Запада, поэтические легенды прошлого с современными формулами точного знания, этические основы поведения — со средствами углубленного самопознания. По богатству конкретных приемов и методов работы человека над собой Агни-Йога может быть уподоблена своеобразной энциклопедии совершенствования и восхождения. Другими словами, ее можно считать реальной наукой духа и преобразования человеческой природы».

После первого (предварительного) прочтения книг Учения Живой Этики у меня возникло чувство, что здесь есть Все. Первое прочтение дало колоссальный толчок к расширению сознания. Любая, кажущаяся на первый взгляд мелочь, упомянутая в тексте, находит надлежащее место в космических масштабах — на Пути духовного становления мелочей не бывает. Письменная работа (конспектирование) с текстом Агни-Йоги и каждое последующее прочтение открывали мне все новые и новые пласты в содержании Откровения. По широте охвата проблем общечеловеческого и вселенского свойства Агни-Йогу, пожалуй, можно сравнить только с «Розой Мира» Даниила Андреева. Лучшей работы для медитативного чтения (без вмешательства рассудка и эмоций) найти трудно. Разбивка текста на небольшие параграфы заставляет читающего возвращаться к началу каждого параграфа и повторно его перечитывать с последующими медитативными размышлениями по поводу прочитанного. «Принцип спирали», заложенный в развертывании содержания Агни-Йоги, выражается в углубленном повторении затрагиваемых тем и вопросов, что, несомненно, ненавязчиво способствует интегральному освоению материала.

Основным понятием Учения Агни-Йоги является понятие «огненной энергии» — объективно существующей природной энергии (Эволюционной Энергии. — Авт.) — движителя эволюции. Одной из форм природной энергии также является «психическая энергия», свойственная человеку и им генерируемая. Посредством «огненной энергии» осуществляется внутренняя трансформация сознания — очищение, расширение и утончение.

Рассуждать об Агни-Йоге, комментировать изложенное или пытаться своими словами передать аромат того или иного высказывания — занятие бесполезное, а потому приведу просто несколько выдержек из разных книг Учения. Следует сказать, что попытки систематизации отдельных высказываний из текста Живой Этики по их значимости или по темам существенно снижают эффективность и качество трансформирующего (вибрационного) воздействия материала на сознание читателя.

Очищение религий предполагает новое, непосредственное отношение к миру духовному. Христос, Будда и Ближайшие помощники не пользовались магическими формулами, но действовали и творили в полном слиянии с духом. Потому в новой эволюции прежние искусственные приемы должны быть оставлены...

Если память — для прошлого, то сознание — для будущего. Потому заменим память сознанием... Просто малая вещь заменяется великой. Сознание подобно пониманию духа. Оно растет, обнимая все существо, как пламя. При этом осколки памяти, как шлаки, мешают горению... Знать — не значит помнить.

В каждой книге должна быть глава о раздражении. Необходимо вывести этого зверя из дому…

Трудно вместить большое, но еще труднее вместить малое при расширенном сознании...

Школа должна не только вмещать любовь к книге, но должна научить читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу, не глаз, но мозг и сердце читают...

Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки, уберегите от сквернословия, уберегите от ложных состязаний, уберегите от утверждения самости, тем более, что нужно привить любовь к непрестанному знанию...

Опасайтесь навязывания не только в отношении чужих зазываний, но чтоб и самим не сделаться навязчивыми. Невозможно исчислить вред навязывания и нельзя без презрения увидеть, как на базаре продается Учение с уступкой. Умейте понять, что сознающее свое знание Учение не будет выставлять себя на базаре ...

Часто вы удивляетесь, что Учитель предусматривает самые малые подробности. Но кто вам сказал, что эти подробности малы? Часто нога ломается от самого ничтожного камня...

Героем называют человека, который действует самоотверженно, но это определение не полно. Герой тот, кто действует самоотверженно, неуклонно, сознательно и, действуя во имя Общего Блага, тем приближает течение космической эволюции...

Творчество есть основа эволюционности… Радость есть особая мудрость... Когда сознание работает, тогда не к чему ходить в гости к вдохновению...

Есть два рода скепсиса: один — доброжелательный, ищущий подтверждения, другой — трусливый собственник, избегающий новизны. Явление второго привычно в малообразованных кругах. Никогда не начинайте спора с этими слоями...

Не опоздайте с изучением психической энергии. Не опоздайте с применением ее. Иначе океан волн смоет все запруды, обращая течение мышления в хаос...

Нужно каждое движение сознания устремлять к потоку эволюции. Каждый шаг жизни считать неотъемлемым от совершенствования. Форма застывшая пригодна для повторения, но поток не повторяет ни одной волны…

Агни йог (сознательный сотрудник эволюции. — Авт.) должен отрешиться от условностей народностей, хотя временно остается принадлежать одной из них. Агни йог отрешается от односторонности занятий, хотя и обладает одним преимущественным знанием и одним мастерством. Агни йог заменяет родство кровное родством духовным. Щит Агни йога заключается в предоставлении себя эволюции миров и суровом отказе от предрассудков…

Наши рекомендации