Мифы о духовном развитии
Обретя внутри своего космоса мудрость, наш разум овладевает ею, и его потенция уже достаточна, чтоб создать во внешнем мире то, что нам необходимо для более полного и гармоничного развития.
Мотивация к самопознанию возникает по разным причинам. Обычно, когда все ужасно и человек болен физически или душевно, у него рождается страстное стремление к преодолению препятствий, нищеты, неприятностей и боли. Тогда он ищет возможность изменить или исцелить ситуацию, но, зачастую, не самого себя. Это происходит через тренинги, чтение духовной литературы, паломнические поездки, встречи с интересными людьми, занятия по самопознанию, преодолению бессознательных ограничений и страхов.
На этом этапе школы, тренинги, религии, святые выступают лишь как опоры в желании утвердиться в правильности только своей картины мира. И если они «не оправдали высокого доверия», то должны быть преданы анафеме. Человек будет искать общества тех людей, которые его поймут. Это будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет осознание, что менять следует не окружающий мир, а самого себя.
Однако как только интенсивность страдания падает, человек прекращает заниматься. Здесь занятия выступают способом бегства от душевного неблагополучия. Движение же к самопознанию – это стремление наполнить каждый день вдохновением и творчеством. Лишь тогда нет рутины повседневности, а есть живое присутствие.
Существует ряд мифов или стереотипных мнений по поводу занятий духовными практиками. Один из самых распространенных базируется на мнении, что духовными практиками занимаются ущербные люди, а «успешные» ведут комфортную, полную удовольствий жизнь. Этот миф разбивается вдребезги, как только на человека нападает депрессия или случаются сбои со здоровьем. Если человек не проявляет своих талантов, данных от природы, и не видит перспективы дальнейшего развития, его будет съедать глубокая тоска по внутреннему раю и неудовлетворенность своей жизнью. И здесь никакое пиво, друзья и боулинг не помогут.
Дух времени обязательно заставит человека развиваться. Если тот откажется менять привычную картину мира и систему привычек, то дальше еще проще – на переплавку. Воплощение будет признано напрасным. Душа отправится на повторную реинкарнацию, но уже в более жестком режиме воспитания.
Следующий миф – мы достаточно неудачно собраны и нам недостает многих качеств, которые мы можем приобрести лишь в конце жизни после усиленной работы над собой. Многим монахам обещают за преданность и догматизм спасение в загробной жизни или просветление в конце этой. Все это так и не так одновременно. В нас уже есть то многое, что только необходимо обнаружить, раскрыть или развить.
Собственно, нам не требуется копировать других в бесконечной погоне за чужой птицей счастья. Важно проявить то свое и добрать то недостающее, подо что мы заточены на эту жизнь. И это не сетевой маркетинг от духовности, не фитнес, не йога-студия и не организованная религия. Если человек прилагает усилия в раскрытии своих природных качеств в том направлении, под которое он пришел себя реализовывать, то успех придет наверняка.
Миф, что путь самопознания должен быть тяжелым и тернистым, очередная иллюзия. Он не должен быть искусственным – кем-то надуманным или навязанным. Не обязан человек быть распущенным или аскетом в угоду сложившихся представлений о свободе личности или воззрений духовных лидеров. Тогда задача самопостижения – вспомнить себя, понять, что надо именно мне и быть собой! Это не ломка, а естественный рост. Это условия, при которых человек наилучшим образом реализует себя. Наша жизнь естественна и прекрасна, и в этом процессе мы живем и развиваемся.
Расширение сознания и осознанность подразумевают прежде всего удовлетворенность жизнью, понимание то-го, что я живу так, как этого хочу, и что именно я являюсь хозяином своей судьбы. Возникает понимание причин происходящего, способность планировать будущее, движение по своей линии жизни. Осознанность – это и способность понимать и актуализировать свои эмоции и чувства, умение слышать свое «я», знать предназначение, а также что и как делать в конкретной ситуации и в жизни целом.
Причина или следствие
Мысли вслух Наша жизнь предопределена причинами, по которым разворачиваются все события текущего момента. Эта предопределенность для одних людей фатальна, и тогда они обреченно борются или жалуются на судьбу, тогда как для других – поле активного исследования и преодоления.
Причина, вызвавшая нас к жизни, удивительно милосердна, но всегда остается за рамками человеческого понимания. Все в мире развивается по некому тонкому плану, или Замыслу: от галактик и вселенных до самых мельчайших элементарных частиц. Все стремится к духовному развитию – разнообразию и совершенствованию. Это движение разворачивает спираль Мироздания. Причина порождает следствие, и в свою очередь следствие уже является новой причиной. Так возникает дробление целого на многообразие форм и кажущуюся сложность происходящего. Тем не менее все подчиняется простым и понятным базовым законам, по которым все и происходит. Один раз осознав, прочувствовав и приняв эти знания, человек становится другим, и его жизнь тоже меняется.
Однако не все так просто в понимании этого невообразимого маховика времени и механизма кармы. Простое и истинное не принимается нашим умом и кажется архисложным. Наш ум не в состоянии принимать простые истины, так как не знает, что это такое. Он все усложняет и запутывает по привычке и не видит истинной природы сознания. Все гениальные открытия связаны с особым состоянием сознания – вдохновением или предвосхищением. Это то, что стоит над природой профанного ума.
Каждая причина производит целый ряд следствий, тогда как множественные следствия могут приводить к одной причине. Поэтому так трудно объективно найти причинно-следственную связь того или иного события. Объяснить теорию кармы с позиции физики, биологии, химии и даже психологии практически невозможно. Наиболее близко к объяснению тонкоматериальной реальности подошла квантовая физика и физика торсионных полей. Однако научные понятия однобоки вследствие своего материализма; одними физическими взаимосвязями или психическими явлениями не объяснишь существование кармы. Полноценная доктрина закона кармы может представлять лишь единую систему причинно-следственных связей, прилагаемую ко всем мыслимым и немыслимым формам существования.
В философской мысли Индии по этому поводу существует два мнения: одно мнение утверждает, что причина определяет следствие, тогда как вторая заявляет, что следствие порождает причину. В первом случае работает линейность времени; во втором – нелинейность, или относительность, времени. С моей точки зрения, работают обе системы одновременно. Зачастую я получаю в своих поисках поддержку из будущего; или, работая с будущим, выхожу на задачу настоящего. Тем не менее в книге я буду придерживаться варианта линейности времени, где причина порождает следствие.
Закон Кармы
Веды рассматривают мир как непрерывную эволюцию Сознания, последовавшую в результате Большого Взрыва. Взрыв наступил, когда внутри Единой Реальности, существовавшей в непроявленной форме, возникло чувство обособления. Это обособленное состояние считает себя отделенным от Целого и называется Пракрити (Природа). Другая часть Единого несет в себе память о единстве всего сущего и объединяет все сущее. Она – эта часть – называется Пуруша .
Пуруша — это единое и вездесущее Космическое Сознание, которое устремлено к познанию, осознанию и наблюдению себя. Считается, что Пуруша выделяет из себя частички осознающего сознания, которые в процессе эволюции способны воспринимать и познавать своего Родителя.
Каждый атом самого грубого вещества связан с сознанием, и как следствие, – с зачатком самосознания. Сознание эволюционирует и проектирует себя в физические тела, где оно максимально проявлено в людях.
Тогда смысл человеческого существования заключается в приближении к пониманию этого недифференцированного Сознания.
Закон кармыначинает действовать с того момента, когда Пракрити отделяет себя от Пуруши . Первое действие порождает все остальные. Вне кармы остается лишь Пуруша .
Пракрити на первом шаге эволюции превращается в нерасчлененный трансцендентный Разум, или Бога Творца (Махат) , который распадается на множество индивидуальных сознаний, называемых ахамкара. Ахамкара это сила, которая проявляется в индивидуальном сознании в виде его «я». Ахамкара переводится с санскрита как «создатель «я»»; она дает всем существам чувство собственного бытия и обладает тремя гунами , или качествами: саттвой (равновесием), раджасом (деятельностью), тамасом[4](инерцией).
Саттва это субъективное самосознание, которое пребывая внутри существа, стремится познать мир.
Саттва основа ума; от нее происходят десять чувств: пять органов восприятия (слух, осязание, зрение, обоняние и вкус), посредством которых мы вбираем в себя все явления окружающего мира, и пять органов движения, с помощью которых мы даем ответ миру: речь (различные формы общения), руки (конструктивная деятельность), ноги (движение), гениталии (воспроизводство), анус (выделение отходов).
Раджас это активное «я», находящееся в постоянном поиске объектов, с которыми можно самоотождествиться. Это обучение и стремление к обучению. Эта деятельность скрывает сознание по мере своего вовлечения в пять объектов чувств: звук, вещество, образ, запах, вкус, через проявление бессознательной индивидуальности. Пять объектов чувств порождают пять великих элементов: Пространство, Воздух, Огонь, Воду и Землю . Все они являются строительным материалом всего существующего в проявленной Вселенной, включая физические тела живых существ.
Тогда воплощенная жизнь есть совместное функционирование пяти великих элементов, десяти чувств, мышления (ахамкары) , интеллекта (буддхи) и индивидуальной души, которая является оживляющим началом и отражением космического Пуруши в материальном мире.
Кришна в «Шримад Бхагавате» говорит: «Карма – это гуру, карма – это сам Господь». Что преподнесет нам будущее подвластно лишь Богу, да и само будущее многовариантно.
Упанишады выражают эту мысль следующими словами:
«Воистину становишься хорошим хорошими действиями и плохим – плохими» («Брихадараньяка», ч. 13). Каждое наше действие или бездействие, в том числе и умственное, рано или поздно даст свои всходы, а затем и плоды. Ничего не останется тайным и пропущенным; все станет явным.
Мудрецы всех времен и народов утверждали и утверждают, что жизнь – это контроль. Контролировать требуется ум, свои бессознательные привычки, вожделения и пристрастия. Правильное восприятие и позиционирование себя распутывает паутину кармических узлов, тогда как неправильное, действующее по привычке, все утяжеляет. Последствия, с которыми мы сталкиваемся и еще не раз столкнемся, это результат наших действий в прошлом. Разумно отстраиваемое настоящее способно переломить тяжесть запутанности ума (кармических долгов) прошлого.
Результат нашей деятельности уже проявляется в каждое мгновение и является выделившейся, или созревшей , кармой . Нечто набрало силу и проявилось в феноменальном мире. Даже мысль – это тонкая материальная реальность, некое семя будущих событий. Даже процесс познания является действием, создающим карму, если ахамкара, сила отождествления, отождествляет себя с ним.
Привычка страдать
Раскрытие себя – это обретение легкости сознания. Чем легче и утонченнее сознание, тем разнообразнее и интереснее жизнь. Вдохновение приходит как легчайший ветерок. Слышать более высокие сферы значит черпать из Первоисточника все более тонкие элементы восторга и творчества.
В этом мире все существа живут либо в раю, либо в аду. Все определят наш ум куда и по каким шаблонам и клише он направляет энергию и какой собирает мир. Мышление позитивное мир позитивен, и если мы нацелены на любовь, то этот мир рай. Без самодисциплины и работы над собой не освободиться от колеса рождения и смерти. От разных болезней применяют разные лекарства. От неведения и невежества также есть лекарство. Лучшее это страдание. Страдание до тех пор, пока не проснется ясное понимание закона воздаяния закона кармы!
Во всем задействованы тонкие ментальные клише, по которым человек собирает только свое понимание мира. Он так запрограммирован генетически и по прошлым воплощениям. Эти программы есть наши привычки, которым мы следуем механически, даже не задумываясь об их происхождении.
Привычки это сверхтонкие отпечатки наших впечатлений (клише), накопленные в тонком кармическом теле.
К ним можно отнести застарелые проблемы, омрачение невежеством ума и неведение. Понимание закона кармы это различение истинного и омраченного ума.
Все люди свободны изначально. Ходить кругами многие воплощения и страдать наша прихоть, наша привычка жить в неведении. И даже если вы читаете эти строки, отвязать вас от привычки жить в страданиях вряд ли получится. Запутанность ума следует распутать посредством мощных практик остановки действия ума. Все это ведет к обретению различающего сознания и возврату к Первоисточнику ясному свету. Отклонения от ясности ума, или природы «буддовости», это наши непреодоленные преграды в прошлом. В них преломились знания о ясности и Истине. В них сокрыт могучий ресурс энергий. Нет смысла бояться испытаний и страданий когда мы их преодолеваем, мы испытываем состояние радости и веры в себя.
Единственный метод развития ясного ума это медитация. Медитация – это наш меч, тогда как осознанность – щит. Ум требуется научиться держать в узде. Но люди не помнят своей природы. Фальшивое «я» заслоняет истинную природу внутреннего Будды, Кришны или Христа. И здесь важно в первую очередь разобраться, кто же этот «я». Наше «я» всегда стоит за пределами рождения и смерти. Оно надо всем и одновременно все. Все это зеркало нашего внутреннего мира или то, чем мы окружены. Все есть лишь знаки и проекции нас самих. Лишь самоограничения не позволяют видеть эту истину.