Эго привлекают трудности
ГЛАВА 1
Выпасть из колеса
38.
Также медитируйте на знания, которые приходят в течение сна.
39.
Также медитируйте на все, что вас привлекает.
40.
Таким образом, йог становятся мастером всего, от бесконечно малого до бесконечно большого.
Человек спит почти одну треть своей жизни, приблизительно двадцать лет. Но сном пренебрегали, слишком сильно пренебрегали. Никто не думает о нем, никто не медитирует над ним. Это произошло, потому что человек уделял слишком много внимания сознательному уму. Ум имеет три измерения. Точно так же как и материя, ум имеет три измерения. Сознание это только одно измерение, другое измерение это подсознание, но все же есть и третье измерение, которым является сверхсознание. Таковы три измерения ума. Он точно такой же, как материя, потому что глубоко внутри ум тоже является материей. Или, вы можете сказать это по-другому: материя это также и ум. Так и должно быть, потому что существует только одно.
Ум это тонкая материя; материя это грубый ум. Но обычный человек живет только в одном измерении, в сознании. Сон принадлежит подсознанию; сновидения принадлежат подсознанию; медитация, экстаз, принадлежат сверхсознанию; бодрствование и мышление принадлежат сознанию.
Первое, что вы должны запомнить относительно ума, что он в точности похож на айсберг — самая верхняя часть находится на поверхности. Вы можете видеть ее, но это только одна десятая целого. Девять десятых скрыты под водой. Обычно вы не можете увидеть их до тех пор пока не опуститесь на глубину. Но это только два измерения. Есть и третье измерение. Просто когда часть айсберга испарилась и стала маленьким облачком, парящим в небе, очень трудно достичь подсознания. Практически невозможно достичь этого облака. Конечно, это часть того же самого айсберга, но испарившаяся.
Вот почему медитация так трудна, самадхи так недоступно. Это забирает всю вашу энергию. Это требует вашей тотальной преданности. Только тогда вертикальное продвижение к облакоподобному феномену сверхсознания становится возможным. Сознание существует; вы слушаете меня из сознания. Если вы думаете о том, что я говорю, если внутри вы ведете некий диалог, оспаривая все, что я говорю, внутри постоянно происходят некие комментарии, это сознательный ум.
Но вы можете слушать меня без думания — в глубокой любви, от сердца к сердцу, никоим образом не разглагольствуя над тем, что я говорю, не судя то, что я говорю, не думая, правильно это или неправильно, безо всякой оценки. Нет, вы просто слушаете с глубокой любовью, как будто ум ушел, и сердце слушает и бьется с радостью — тогда слушает подсознание. Тогда все, что я говорю, будет идти вглубь к вашим корням.
Но третьей возможностью является то, что вы можете слушать через сверхсознание. Тогда даже любовь это помеха — очень тонкая, но даже любовь — помеха. Тогда ничего не существует, нет мыслей, нет чувств. Вы просто становитесь пустотой, концом концов. В эту пустоту вливается все, что я говорю, и все, что я есть. Тогда вы слушаете из сверхсознания.
Есть три измерения. Когда вы пробуждены, вы живете в сознательном уме; вы работаете, думаете, совершаете всевозможные действия. Когда вы засыпаете, сознательный ум больше не функционирует, он отдыхает. Тогда начинает работать другое измерение, подсознание. Тогда вы не можете думать, но вы можете видеть сны. В течение всей ночи проходит почти восемь циклов сознательного сна. Вы перестаете видеть сны только на несколько мгновений, в остальное время вы видите сны.
Патанджали говорит:
Также медитируйте на знания, которые приходят в течение сна.
Вы просто впадаете в сон как в некое отсутствие. Это не отсутствие — оно обладает свои собственным присутствием. Сон это не только отрицание бодрствования. Если бы было так, тогда не на что было бы медитировать. Сон не подобен тьме, отсутствию света, нет. Сон обладает своей собственной позитивностью. Он существует, он существует в такой же мере, в какой существует бодрствование. Когда вы медитируете, и вам открываются тайны сна, тогда вы видите, что между бодрствованием и сном нет различий. И то и другое существует в своей собственной правоте. Сон это не только отдых от бодрствования, это другой вид деятельности, отсюда — сновидения.
Сон это огромная деятельность; она более обширна чем ваше мышление, а также и более значительна, потому что она принадлежит к более глубокой части вашего бытия, чем мышление. Когда вы засыпаете, ум, который функционировал целый день, устал, истощился. Это очень тонкая часть ума, одна десятая по сравнению с подсознанием. Подсознание в девять раз больше и величественнее, оно наделено большей силой. Если вы сравните ее со сверхсознанием, это будет вне всяких сравнений. Сверхсознание безгранично, сверхсознание всемогуще, вездесуще и всезнающе. Сверхсознание это то, что есть Бог. По сравнению с подсознанием сознательный ум очень мал. Он устает, ему нужен отдых, для того чтобы подзарядиться. Сознательный ум выключается, и во сне начинается огромная деятельность, которая и есть сновидения.
Почему этим пренебрегали? — потому что ум был научен отождествлять себя с сознанием, поэтому вы думаете, что вы больше не спите. Вот почему сон выглядит точно так же как маленькая смерть. Вы просто никогда не думали о том, что происходит. Патанджали говорит: "Медитируйте на это, и со многого в своем бытии вы снимете покровы".
Для того, чтобы двигаться в сон с осознанностью потребуется некоторое время, потому что вы не осознанны даже тогда, когда пробуждены. На самом деле, когда вы бодрствуете, вы движетесь так, как будто крепко спите; сомнамбула, лунатик. На самом деле вы не в полной мере пробуждены. Не думайте, что вы пробуждены просто потому, что открыты глаза. Пробуждение значит, что все, что вы делаете, все, что случается от момента к моменту, вы делаете, помня об этом. Даже если я поднимаю свою руку, чтобы поприветствовать вас, я делаю это с полным сознанием. Вы можете сделать это как робот, механически. Вы не осознаете того, что происходит с рукой. На самом деле, вы вообще не совершали движения. Она двигалась сама по себе, это — бессознательность. Вот почему так трудно проникнуть в свой собственный сон.
Но если вы пытаетесь, первое усилие, которое нужно предпринять, чтобы сделать это: когда вы пробуждены, будьте в большей мере пробужденными. С этого вы должны начать совершение усилий. Гуляя по улице, гуляйте, помня об этом, как будто вы делаете что-то очень важное, очень значительное. Каждый шаг должен делаться с полной осознанностью. Если вы можете делать это, только тогда вы сможете войти в сон. Прямо сейчас вы обладаете очень слабой осознанностью. В тот момент, когда уходит ваш сознательный ум, эта слабая осознанность исчезает подобно мелкой ряби. У него нет энергии; оно очень, очень слабое, просто колебание, просто феномен нулевого напряжения. Вы должны вложить в нее больше энергии, столько энергии, что, даже когда сознательный ум уходит, осознанность продолжает существовать самостоятельно — вы погружаетесь в сон с осознанностью. Это может произойти, если вы занимаетесь и другой деятельностью с осознанностью: ходите, едите, спите, принимаете свою ванну. Целый день, все, что вы делаете, становится просто предлогом для внутренней тренировки наблюдения. Деятельность становится вторичной, и осознанность, благодаря этой деятельности, становится первичной. Когда ночью вы прекращаете всякую деятельность и погружаетесь в сон, эта осознанность продолжает работать даже тогда, когда вы засыпаете. Осознанность становится наблюдателем: да, тело засыпает. Постепенно тело расслабляется. Вы не разглагольствуете, вы просто наблюдаете: постепенно мысли исчезают. Вы наблюдаете промежутки: постепенно, слова становятся очень, очень далекими. Вы движетесь в основу своего бытия, в подсознание. Если вы можете погрузиться в сон с осознанностью, только тогда это будет продолжаться и ночью. Это то, что Патанджали имеет в виду, когда говорит: "Медитируйте на знаниях, которые приносит сон".
И сон может принести большие знания, потому что это ваш клад, основа многих, многих жизней. Вы хранили здесь много вещей. Сперва попробуйте быть осознанными во время бодрствования, когда находитесь в состоянии бдительности. Тогда осознанность сама собой становится такой сильной, что не важно, какой деятельностью вы занимаетесь — действительно гуляете или гуляете во сне, не имеет значения. Когда вы впервые погрузитесь в сон с осознанностью, вы увидите, как переключается скорость. Вы будет даже чувствовать щелчок, когда бдительность исчезнет; сознательный ум отключается, и вы входите в другую сферу. Скорость бытия была переключена. Между этими двумя скоростями есть маленький промежуток нейтральной скорости. Всегда, когда скорости переключаются, они должны пройти через нейтральную передачу. Постепенно вы станете осознавать не только переключение скоростей, но и промежуток между двумя скоростями. В промежутке вы впервые сможете взглянуть на сверхсознание.
Когда вы начнете наблюдать сны, вы обнаружите пять видов снов. Первый вид снов это просто мусор. Тысячи психоаналитиков работают с мусором. Это просто бесполезно. Так происходит потому, что весь день, работая весь день, вы собрали много мусора. Точно так же как тело собирает пыль, и вам нужно принимать ванну, вам нужно очищение, ум тоже собирает пыль. Но ум не может принять ванну, поэтому ум наделен автоматическим механизмом, который выбрасывает всю пыль и мусор. Первый вид снов это не что иное, как комочки пыли, которые выбрасывает ум. Это самая большая доля снов, почти девяносто процентов. Почти девяносто процентов всех снов это просто пыль, которая выбрасывается; не уделяйте им слишком много внимания. Постепенно, по мере того, как будет возрастать ваша осознанность, вы сможете увидеть, что это пыль.
Второй вид снов это разновидность удовлетворения желаний. Существует много потребностей, естественных потребностей, но священники и так называемые религиозные учителя отравили ваш ум. Они не могут позволить вам удовлетворить даже свои основные потребности. Они полностью осудили их, и осуждение вошло в вас, поэтому многие ваши неудовлетворенные потребности испытывают голод. Эти голодные потребности требуют удовлетворения. Второй вид снов это не что иное, как удовлетворение желаний. Все, что вы отрицали в своем бытии из-за священников и отравителей, ум пытается удовлетворить во снах тем или иным образом.
Только вчера приходил молодой человек; очень ранимый, очень чувствительный. Он спросил меня: "Я пришел для того, чтобы задать очень важный вопрос. Всю свою жизнь я зависел от этого. Мои родители заставляли меня жениться, и я не вижу в этом никакого смысла, поэтому я пришел, чтобы спросить вас. Имеет ли брак какой-либо смысл или нет? Должен ли я жениться или нет? Я сказал ему: "Когда ты чувствуешь жажду, разве ты спрашиваешь, имеет ли какой-то смысл то, что ты пьешь, нужно ли тебе пить воду или нет? Не возникает вопроса о смысле. Вопрос в том, чувствуете ли вы жажду или нет. Может быть, нет смысла в воде, и нет смысла в том, что вы пьете, но это не важно. Важно, испытываете вы жажду или нет. И я знаю, что, даже если вы постоянно пьете, вы будете испытывать жажду. Ум может сказать: "Какой в этом смысл, какова цель того, что вы постоянно пьете, и снова испытываете жажду? Это кажется просто замкнутым кругом. Кажется, что в этом нет смысла".
Именно так сознательный ум пытался господствовать над всем вашим бытием, потому что смысл принадлежит сфере сознательного ума. Подсознание не знает о смысле. Ему известен голод, ему известна жажда, ему известны потребности, но оно не знает о смысле. На самом деле, у жизни нет смысла. Если вы спрашиваете, вы спрашиваете о самоубийстве. У жизни нет смысла. Она просто существует, и она существует так прекрасно безо всякого смысла, и он ей не нужен. Какой смысл в том, что существует дерево, или в том, что солнце восходит каждый день утром, или луна ночью? Какой смысл в том, что дерево начинает цвести? И какой смысл в том, что птицы поют утром, ручьи продолжают течь, и волны, огромные волны в океане вновь и вновь бьются о камни? Какой в этом смысл?
Смысл это не целое. Целое существует так прекрасно безо всякого смысла. На самом деле, если в этом и был бы какой-то смысл, целое не было бы таким прекрасным. Потому что вместе со смыслом приходит расчетливость, вместе со смыслом приходит хитрость, вместе со смыслом приходит причина, вместе со смыслом приходит разделение: это имеет смысл, а это бессмысленно, в этом больше смысла, а в том меньше смысла. Целое существует безо всяких различий. Все абсолютно прекрасно, не потому что в этом есть какой-то смысл, но потому что это просто есть. Здесь нет цели.
Поэтому я сказал молодому человеку: "Если ты спрашиваешь о смысле, ты задаешь неправильный вопрос, и ты пойдешь по неверному пути". Именно так священники стали влиятельными: вы задали неправильный вопрос, и они снабдили вас неправильным ответом. Просто нужно обратить внимание на свое собственное существо. Нужна ли вам женщина, для того чтобы удовлетворить вас? Жаждет ли все ваше существо любви? Потому что любовь это голод, жажда. Когда вы видите проходящую мимо прекрасную женщину, внезапно, происходит ли что-то в вас? — волна, нечто невидимое, изменение? Или ничего не происходит? Продолжаете ли вы двигаться точно так же, как если бы женщина не проходила мимо? Если вы идете по дороге, и мимо проходит прекрасная женщина, и вы идете точно так же, как и до того, как она прошла, ничего не произошло, никакого волнения в вашем существе, не возникло даже ряби, тогда не нужно жениться. Но не спрашивайте о смысле. Если что-то произошло, если вы начали идти немного быстрее, или вы начали напевать мотив, или вы начали смотреть на прекрасную женщину, или вы начали избегать ее; если что-то произошло так или иначе — мне не важно что; или вы начали двигаться в том же самом направлении, что и женщина, или вы стали убегать в противоположном направлении, это не важно — если что-то произошло, значит у вас есть потребность, которая должна быть удовлетворена. Потому что потребности существуют для того, чтобы быть удовлетворенными. Может быть, однажды произойдет так, что вы пройдет мимо женщины, и вам будет все равно. Это хорошо, но и предыдущее тоже хорошо. Все священно и неприкосновенно. Есть время любить, и есть время выйти за пределы этого. Есть время иметь связь и наслаждаться взаимоотношениями, и есть время, чтобы пребывать в одиночестве и наслаждаться красотой этого. И все прекрасно.
Но вы должны смотреть на потребность, а не смысл. Смысл принадлежит сознательному уму, потребности принадлежат бессознательному. Именно так второй вид снов вошел в существование: вы продолжаете отсекать свои потребности, тогда ум удовлетворяет их во сне. Вы можете не жениться, потому что вы прочли великие книги и мыслители отравили вас. Они подогнали ваш ум под определенный шаблон. Вы не открыты для самого существования; философии ослепили вас. Тогда вы начнете отсекать свои нужды, но эти нужды лишены философии, бессознательное не знает ни смысла ни цели. Бессознательное знает только одно: что нужно вашему существу для того, чтобы получить удовлетворение.
Тогда, подсознание насаждает свои собственные сновидения. Это второй вид сновидений; очень бессмысленный для того, чтобы понять и медитировать на него. Подсознание пытается связаться с вами: "Не будьте дураками! Вы будете страдать из-за этого. И не морите голодом свое существо. Не будьте самоубийцей. Не пытайтесь совершить медленное самоубийство, убивая свои потребности.
Помните, что желания исходят из сознательного ума, а потребности исходят из бессознательного. Различие имеет очень, очень большое значение, очень значительное для понимания.
Желания исходят из сознательного ума. Бессознательному чужды желания, бессознательное не беспокоится о желаниях. Вы хотели бы быть президентом страны; бессознательное это не волнует. Бессознательное не заинтересовано в этом. Бессознательное не заинтересовано в том, чтобы вы стали президентом страны, бессознательное интересуется только тем, как удовлетворить органическое согласие. Но сознательный ум говорит: "Стань президентом. И если для того, чтобы стать президентом, вы должны принести в жертву свою женщину, тогда принесите ее в жертву. Если вы должны принести в жертву свое тело, тогда принесите его в жертву. Если вы должны принести в жертву отдых, тогда принесите его в жертву. Сперва станьте президентом страны". Или скопите много богатства; это тоже исходит из сознательного ума. Бессознательное не знает о богатстве. Бессознательное знает только естественное. Оно не затронуто обществом. Оно подобно животным, или птицам, или деревьям. Бессознательное еще не было обусловлено обществом, политиками. Оно пока еще остается чистым.
Прислушивайтесь ко второму виду сновидений и медитируйте на это. Оно будет сообщать вам, каковы ваши потребности. Удовлетворите потребности и не беспокойтесь о желаниях. Если вы действительно хотите быть блаженными, удовлетворите потребности, и не беспокойтесь о желаниях. Если вы хотите быть несчастными, отсеките потребности и следуйте желаниям.
Именно так вы и стали несчастными. Это простое явление, либо вы блаженны либо несчастны. Это просто: человек, который прислушивается к своим потребностям и следует им, подобен реке, текущей к океану. Река не говорит, что нужно плыть на запад или на восток, она просто ищет путь. Запад или восток это все равно. Река течет в океан, не зная желаний, она знает только потребности. Вот почему животные кажутся такими счастливыми — у них ничего нет, но они так счастливы. А у вас есть так много, но вы так несчастны. Даже животные превосходят вас в своей красоте, в своем блаженстве. Что происходит? У животных нет сознательного ума для того, чтобы контролировать и манипулировать подсознанием; они остаются неразделенными.
Второй вид сновидений открывает вам многое. Прислушиваясь ко второму виду сновидений, вы начинаете менять свое сознание, вы начинаете менять свое поведение, вы начинаете менять порядок своей жизни. Прислушивайтесь к своим потребностям, ко всему, что говорит вам ваше подсознание. Всегда помните, что подсознание право, потому что оно наделено вековой мудростью. Вы существовали миллионы жизней. Сознательный ум принадлежит этой жизни. Он был воспитан в школах и университетах, семьей и обществом, в котором вы были рождены, случайно рождены. Но подсознание несет все ваши переживания всех ваших жизней. Оно несет опыт того, что вы были камнем, оно несет опыт того, что вы были деревом, оно несет опыт того, что вы были животным — оно несет все, все прошлое. Подсознание необычайно огромно, а сознание необычайно глупо. Так и должно быть, потому что сознательный ум принадлежит только этой жизни, он очень мал, у него нет опыта. Он очень детский. Подсознание это вечная мудрость. Прислушивайтесь к нему.
Сейчас все психоанализы на западе делают только это и ничего другого: прислушиваются ко второму виду сновидений и меняют порядок вашей жизни соответственно этому. И психоанализ помог многим людям. Он обладает своей собственной ограниченностью, но он помог, потому что, по крайней мере, эта часть, когда вы прислушиваетесь ко второму виду сновидений, делает вашу жизнь более расслабленной, менее напряженной.
Затем, существует третий вид сновидений. Третий вид сновидений это взаимосвязь со сверхсознанием. Второй вид сновидений это взаимосвязь с подсознанием. Третий вид сновидений встречается очень редко, потому что мы утратили все контакты со сверхсознанием. Но все же оно приходит, потому что сверхсознание принадлежит вам. Может быть, оно стало облаком и парило в небе, испарилось, может быть, дистанция очень велика, но оно все же опустило в вас свой якорь.
Контакт со сверхсознанием возникает очень редко. Когда вы становитесь очень, очень бдительными, только тогда вы начнете чувствовать это. Иначе, оно потеряется в той пыли, которую ум выбрасывает в сновидения, и в удовлетворении желаний, о котором ум постоянно мечтает: незаконченном, подавленном. Оно будет потеряно. Но когда вы становитесь осознанными, оно становится похожим на сияющий алмаз — совершенно отличный от всех камней, которые есть вокруг.
Если вы можете почувствовать и найти сон, который приходит из сверхсознания, наблюдайте его, медитируйте на него. Он станет вашим путеводителем, он будет вести вас к Мастеру, он будет вести вас к правильной дисциплине. Это сновидение станет путеводителем глубоко внутри вас. Вы можете найти Мастера, руководствуясь сознанием, но Мастер будет не более, чем учителем. Вы можете найти Мастера, руководствуясь подсознанием, но тогда Мастер будет не более, чем возлюбленным — вы влюбитесь в определенную личность, в определенный образ. Но только сверхсознание может вести вас к правильному Мастеру. Тогда он не учитель; вас привлекает не то, что он говорит, вас привлекает не то, что он собой представляет. Скорее наоборот, ваше сверхсознание указывает, что этот человек подойдет вам, что этот человек даст вам верную возможность для роста, что этот человек может стать вашей почвой.
Затем, существует четвертый вид сновидений, которые приходят из прошлых жизней. Они встречаются не так уж редко. Это случается; они приходят много раз. Но внутри все находится в таком беспорядке, что вы не можете ничего разобрать.
На востоке мы очень интенсивно работали над этим четвертым видом сновидений. Именно из-за этих сновидений мы наткнулись на явление реинкарнации. Исходя из этих сновидений, постепенно, мы обнаружили существование прошлых жизней. Вы возвращаетесь назад, назад во времени. Тогда в вас происходят большие изменения, потому что, если вы можете помнить, даже во не, кем вы были в своих прошлых жизнях, многое станет незначительным, и много нового станет значительным. Весь порядок изменится, изменится ваш взгляд на мир.
Если вы накопили слишком много богатства в прошлых жизнях, если вы у мерли как самый богатый человек в стране, но глубоко внутри вы были нищим, и вы снова делаете то же самое в этой жизни, тогда, внезапно, ваше видение изменится. Ели вы можете вспомнить о том, что вы делали, и как все это обратилось в ничто, если вы можете вспомнить о том, что в течение многих жизней, многократно вы делали то же самое снова и снова — вы подобны испорченной граммофонной пластинке, порочному кругу: вы снова начали с того же самого и закончили тем же самым — если вы сможете вспомнить некоторые из своих жизней, внезапно, вы будете удивлены тем, что никогда не делали ничего нового. Снова и снова вы накапливаете богатства, снова и снова вы становитесь слишком знающими, снова и снова вы влюбляетесь, и снова и снова вас ожидает то же самое несчастье, которое приносит любовь. Когда вы видите повторение, как вы можете оставаться прежними? Тогда эта жизнь внезапно преображается. Вы не можете больше двигаться по той же колее.
Вот почему восточные люди снова и снова вопрошали в пространство: "Как выйти из этого колеса жизни и смерти?" Это кажется одним и тем же колесом. Кажется, что та же самая история повторяется снова и снова — повторение. Если вы не знаете этого, тогда вы думаете, что делаете нечто новое, и вы так возбуждены. Я могу видеть, что вы много раз делали то же самое снова и снова.
В жизни нет ничего нового; это колесо. Оно движется по одной и той колее, потому что вы постоянно забываете о прошлом. Вот почему вы чувствуете такое возбуждение. Если вы вспомните, все возбуждение спадет. В этом воспоминании случается саньяса.
Саньяса это усилие, направленное на то, чтобы выйти из колеи сансары. Это усилие, направленное на то, чтобы выпрыгнуть из колеса. Вы говорите себе: "Хватит!" Теперь я не больше не собираюсь участвовать в той же самой старой бессмыслице. Мне нужно выйти из этого". Саньяса это совершенное выпадение из колеса — не из общества, но из вашего собственного внутреннего колеса жизни и смерти. Таков четвертый вид сновидений.
И затем, существует пятый и последний вид сновидений. Четвертый вид идет назад в прошлое, пятый вид идет вперед в будущее. Это редко встречается, очень редко; это случается только иногда. Когда вы очень, очень чувствительны, открыты, восприимчивы, прошлое отбрасывает тень и будущее отбрасывает тень; это отражается в вас. Если вы можете осознать свои сновидения. В один прекрасный день вы станете осознавать также и эту возможность: это будущее заглядывает в вас. Просто, внезапно, дверь открывается, и будущее вступает в контакт с вами.
Это пятый вид сновидений. Современная психология понимает только второй вид. Русская психология понимает только первый вид. Три вида, три других вида почти неизвестны, но йога понимает их все.
Если вы медитируете и начинаете осознавать свое внутреннее бытие во сне, произойдет много всего. Первое это то, что, постепенно, чем в большей степени вы будете осознавать свои сновидения, тем все меньше и меньше вы будете убеждены в реальности мира в то время, когда вы бодрствуете. Отсюда, индуисты говорят, что мир подобен сну. Прямо сейчас происходит как раз наоборот: из-за того, что вы так убеждены в реальности мира во время своего бодрствования, то, когда вы спите, вы думаете, что эти сновидения тоже реальны. Никто не чувствует, когда спит, что сновидения нереальны. Когда вы видите сновидения, это кажется совершенным, это кажется абсолютно реальным. Утром, конечно, вы можете сказать, что это был только сон, но дело не в этом, потому что сейчас функционирует другой ум. Этот вовсе не был свидетелем; этот ум слышал только отголосок. Этот сознательный ум, который просыпается утром и говорит, что все это было сном, этот ум вовсе не был свидетелем. Как может этот ум что-то сказать? — он просто слышал отголосок. Это подобно тому, как вы спите, а два человека разговаривают, и вы в своем сне слышите некоторые слова, и это происходит потому, что они говорят слишком громко. Осталось только впечатление о всякой чепухе.
Это случается: когда подсознание создает сновидения, и создается огромная деятельность, сознательный ум спит и только слышит отголосок. Утром он говорит: "Это было фальшивым. Это был просто сон". Прямо сейчас, когда вы видите сон, он кажется абсолютно реальным. Даже абсурдное выглядит реальным, нелогичное выглядит реальным, потому что подсознанию не ведома логика. Вы ходите по дороге сновидения, вы видите, как пришла лошадь, и, внезапно, лошадь больше не лошадь, лошадь стала вашей женой. С вашим умом ничего не произошло. Он не спросил: "Как это могло произойти? Лошадь внезапно стала моей женой?" Не возникает никаких проблем, никаких сомнений. Подсознанию не ведомы сомнения. Даже в такое абсурдное явление можно поверить; вы убеждены в его реальности.
Когда вы начинаете осознавать сновидения, происходит прямо противоположное: вы чувствуете, что это реальные сновидения. Ничто не является реальным; это просто спектакль ума, психодрама. Вы являетесь сценой, и вы же актеры, продюсер, режиссер — больше никого нет, только творение ума. Когда вы начинаете осознавать это, тогда, в то время как вы движетесь, весь этот мир меняет свое качество. Тогда вы увидите, что здесь также происходит то же самое, но только на более продвинутой стадии. Сны это то же самое.
Индуисты тоже называют этот мир майей, иллюзией, подобием сна, воображением. Что они имеют в виду? Имеют ли они ввиду, что он не реален. Нет, он не реален. Но когда ваш ум смешивается с этим, вы создаете свой собственный нереальный мир. Мы не живем в одном и том же мире; все живут в своем собственном. Миров столько сколько умов. Когда индуисты говорят, что этот мир — майя, они имеют в виду, что реальность плюс ум равняется майя. Реальность это то, чего мы не знаем. Реальность плюс ум, и все становится сном, потому что ум это то, что создает сны. Реальность минус ум, и ничто не сможет быть сном; только реальность остается в своей кристальной чистоте. Ум это просто зеркало. В зеркале отражается мир. Это отражение не может быть реальным, это отражение есть просто отражение. Когда зеркала больше нет, отражение исчезает. Теперь вы можете видеть реальность.
Когда наступает полнолуние, озеро спокойно. Луна отражается в озере, и вы пытаетесь поймать луну. Именно это все делали в течение многих жизней — пытались поймать луну в зеркале озера. И, конечно, вы никогда не добиваетесь успеха. Вы не можете добиться успеха, это невозможно. Вы должны забыть об озере, и посмотреть в совершенно противоположном направлении. Вот луна.
Ум подобен озеру, в котором мир становится иллюзией. Спите ли вы с закрытыми глазами, или вы спите с открытыми глазами, это не имеет значения. Если ум присутствует, все, что происходит, есть сон. Если вы медити-руете на сновидениях, это будет первым, что вы поймете.
И вторым, что вы поймете, будет то, что вы свидетель: есть сон, но вы не его часть. Вы не часть своего ума, вы трансцендентность. Вы находитесь в уме, но вы не ум. Вы используете ум, но вы не ум. Внезапно, вы — свидетель, ума больше нет. И это свидетельствование есть конец, высшее понимание. Тогда, видите ли вы сны, когда спите, или вы видите сон, когда бодрствуете, не имеет значения, вы остаетесь свидетелями. Вы остаетесь в мире, но мир не может больше войти в вас. Все существует, но ум не является этим, и это не является умом. Внезапно, входит свидетель и все меняется.
Это очень, очень просто, ели вы обладаете этим навыком. В противном случае это кажется очень, очень трудным, практически невозможным — как быть осознанными, когда вы видите сон? Это кажется невозможным, но это не так. На это потребуется три или девять месяцев, если, когда вы засыпаете каждую ночь, и когда вы погружаетесь в сон, вы пытаетесь быть бдительными, и наблюдать это. Но помните, не пытайтесь быть бдительными в смысле активности, иначе вы не сможете заснуть. Будьте пассивной бдительностью: простыми, естественным, расслабленными, просто смотрите со стороны, не развивайте большой активности в отношении этого, только пассивная осознанность, не беспокойтесь слишком сильно. Когда вы сидите на берегу, река течет мимо, и вы просто наблюдаете. На это потребуется от трех до девяти месяцев.
Тогда в один прекрасный день, внезапно, сон опускается на вас как темный экран, как темный занавес, как будто бы солнце село, и опустилась ночь. Она воцаряется повсюду вокруг вас, но глубоко внутри пламя продолжает гореть. Вы наблюдаете — молчаливо, пассивно. Затем вы входите в мир снов. Затем начинает разыгрываться много пьес, много психодрамм, и вы продолжаете наблюдать. Постепенно начинают появляться различия. Теперь вы можете видеть, какого вида сновидения к вам приходят. Затем, внезапно, однажды вы понимаете, что все происходит точно так же, когда вы бодрствуете. Нет качественного различия. Весь мир становится иллюзорным. А когда мир иллюзорен, только свидетель реален.
Это то, что Патанджали имеет в виду, когда говорит: "Также медитируйте на знания, которые приходят в течение сна" — и это сделает из вас реализовавшегося человека.
Также медитируйте на все, что вас привлекает.
Медитируйте на лицо вашей возлюбленной — меди-таруйте. Если вы любите цветы, медитируйте на розу. Медитируйте на луну, или на все, что вам нравится. Если вы любите поесть, медитируйте на еду. Почему Патанджали говорит: "...на все, что вас привлекает?" Потому что медитация не должна быть навязана насильно. Если она навязана, она обречена с самого начала. Это нечто навязанное, что никогда не сделает вас естественными. С самого начала найдите что-то, что привлекает вас. Не создавайте ненужного конфликта. Это нужно понять, потому что ум обладает естественной способностью медитировать, если вы даете ему объект, который привлекает его.
В маленькой школе ребенок слушает птиц, чирикающих на деревьях. И он слушает, он захвачен слушанием, у него есть связь. Он забыл об учителе, он забыл о классе. Он больше не здесь; его внимание поглощено. Случилась медитация. И затем учитель говорит: "Что ты делаешь? Ты что, спишь? Смотри на доску!" Теперь ребенок должен стараться, совершать усилия. Эти птицы никогда не скажут ребенку: "Посмотри, мы поем. Будь внимателен!" Это просто случилось, потому что они сильно привлекают ребенка. Доска выглядит уродливой, и учитель кажется убийственным. Все навязано. Он будет стараться, но никто не может медитировать насильно. Снова и снова ум будет засыпать. За стенами классной комнаты происходит так много всего: внезапно, начинает лаять собака, или мимо проходит поющий нищий, или кто-то играет на гитаре. Так много всего случается снаружи, но он должен обращать свое внимание снова и снова на доску, на уродливую классную комнату.
Мы сделали школы точно такими же, как и тюрьмы. В Индии здания школ и здания тюрем одного цвета, красного. Классные комнаты уродливы. Здесь нет ничего привлекательного: нет игрушек, нет музыки, нет деревьев, нет птиц — ничего. Классные комнаты предназначены для того, чтобы навязать вам внимание. Вы должны учиться концентрироваться.
И в этом различие между концентрацией и медитацией: концентрация это нечто навязанное, медитация естественна. Патанджали говорит: "Также медитируйте на все, что вас привлекает" — затем спонтанно все ваше существо начнет течь. Просто смотрите на лицо своей возлюбленной, в ее глаза, медитируйте.
Обычные религиозные учителя станут говорить: "Что вы делаете? Разве это медитация?" Они учат вас не думать о своих возлюбленных, когда вы медитируете. Они думают, что это будет мешать. И этот тонкий смыл должен быть понят: в мире ничего не может мешать. Если вы совершаете неестественные усилия, тогда вам может что-то мешать — вы создаете их. Все ваше существо хотело бы видеть лицо вашей жены, мужа, вашего ребенка, а религиозные учителя говорят: "Все это соблазн, все это помехи. Вы должны идти в храм, в церковь и медитировать на крест". Вы медитируете на крест, но снова и снова вы вспоминаете своего возлюбленного. Теперь лицо возлюбленного станет помехой. Это не так, это не помеха. Нет ничего особенного в том, чтобы медитировать на крест; вы просто глупы. Какая нужда в том, чтобы идти и медитировать на крест? Если он привлекает вас, это хорошо, но в этом нет необходимости. Крест не наделен никаким особым качеством.
На самом деле, всегда, когда происходит медитация, существует особое качество. Медитация привносит особое качество. Оно заключается не в предмете, оно заключается в вас. Если вы медитируете на что-то, вы привносите в это свое собственное существо. Внезапно, это становится священным, святым. Ничто не является святым, медитация делает это святым. Вы можете медитировать на камень, и, внезапно, камень становится храмом. Никакой Будда не прекрасен так как камень, когда вы медитируете на него. Что такое медитация? Она орошает камень дождем вашего сознания. Она движется вокруг камня, вы так поглощены, так глубоко связаны, что между вами и камнем появляется мост. Разрыв исчезает — между вами и камнем есть мост. На самом деле, теперь вы не знаете, кто наблюдатель, а кто предмет наблюдения. Теперь вы не знаете, кто камень, и кто медитирующий. Внезапно, энергии встречаются и смешиваются, и возникает храм. Не создавайте необязательных препятствий, потому что тогда вы будете несчастными.
Кто-то, из приходящих ко мне, в течение многих лет повторял определенную мантру. Он сказал:
— Помехи возникают снова и снова.
— Что такое помехи?