Мы получили счастье мирской жизни
Голосом человека, читающего приговор, мой друг сказал:
— Чем бы ни кончилась наша дискуссия, сколько бы она ни длилась, мы остаемся в выигрыше. Мы добились счастья в мирской жизни, а вы получили только иллюзии! Что бы ты ни говорил, мы из жизни взяли львиную долю! Для нас есть вечеринки, спиртное, любовницы, роскошные развлечения, благоденствие, наслаждения, которых не омрачает страх запрета. А для вас— ураза, молитвы, боязнь отчета и надежда.
— Если бы то, что ты говоришь, было счастьем! Если хорошо подумать, ты увидишь ту картину, которую ты нарисовал, несчастьем!
— Несчастьем? Как? Почему?
— Потому что в сущности это рабство инстинкту. Нельзя насытиться, не проголодавшись, а если ты объешься, то тебя постигнет тревога, раздражение, а также вялость и отупение. Разве объятия женщины способны стать устойчивым счастьем? Сердце и страсти никогда неустойчивы. Любовницы напрашиваются на лесть и похвалу, на подарки и преклонение. Мы не знаем любви счастливой, когда любящие соединяются, наступает разочарование, так как каждый другого познает до конца и утрачивает в другом пленительное совершенство, о котором мечтал и строил иллюзии. После Достижения желаемого и утоления страстей каждый из них видит недостатки другого как под микроскопом.
А что же такое чрезмерное богатство, как не рабство имуществу? Когда человек отдает себя в услужение имуществу, накоплению и охране накопленного, он превращается в раба своего богатства, после того как оно было его орудием. Разве власть и высокое положение не ведет к самообольщению, высокомерию и произволу? Разве правитель — не всадник верхом на льве? Сегодня он сидит на нем, а завтра — он съеден им! Разве спиртное, наркотики, азартные игры, разврат, прелюбодеяние — скрытое от глаз и без страха запрета — это счастье? Разве это не отклонение от нравственности, уход от ответственности, утопившись в омуте любви. Прогресс это или нравственное падение до уровня обезьян, случка и совокупление по-скотски. Верно сказал Коран о неверующих:
“...наслаждаются и едят, как едят животные. Ад для них — местопребывание”. (47:12).
Аллах не отрицает, что они будут наслаждаться, но они будут наслаждаться как животные. Разве это — счастье? Разве это жизнь страстей, не цепочка из вожделений, напряжённостей, ненасытного голода, удушающего объедания, которая не приведет к истинному счастью? Будет ли истинное счастье без благополучного состояния, психического спокойствия, душевной свободы от всестороннего рабства? Разве истинное счастье не спокойствие души, примирение между людьми, между Аллахом и человеком? Это примирение, благополучие и душевное спокойствие может быть на деде только тогда, когда человек направит свою силу, имущество в услужение другим. Когда живет он добродетельной жизнью с добрыми желаниями и действиями и когда установит связь с Аллахом молитвами и смиренностью, тогда Аллах умножит его спокойствие, умножит его в помощи и сиянии! Существует ли это счастье, кроме как в вере?
Не сказали ли суфии, одетые в рубища: “Мы в таком наслаждении, если правители узнали б это, то они воевали б с нами за это!”
Те, кто узнали это наслаждение — наслаждение связи с Аллахом и примирения с душой, те знают, что речь суфиев — чистая правда.
— Разве ты не был раньше подобно нам, пьющим, развлекающимся и не наслаждался этим мирским счастьем? Что же заставило тебя отказаться от этого?
— Аллах изменяет, Он неизменим!
— Я знаю, что ты скажешь: во всем заслуга Аллаха. Но какая в этом твоя роль и стремления?
— Я посмотрел вокруг себя и увидел, что смерть действительна и неизбежна. Я увидел мир дисциплинированным, прочным, где нет места забавам. Если бы моя жизнь была игрой, как представляется вам, и ее конец был бы ничто, то зачем я плачу, раскаиваюсь, для чего жажду правды и горю желанием к справедливости и пожертвую для этого жизнь и душу?
Я увидел звезды, движущимися на своих орбитах, подчиняясь своим законам. Я увидел общество насекомых разговаривающим, растения видящими, слышащими, чувствующими. Я увидел у животных совесть. Я увидел человеческий мозг совершенным созданием, удивительным, собранным из десятков миллионов нервных клеток и систем, работающих в согласии и чудесном совершенстве. Если в мозгу случится бездеятельность одного нерва, то наступит паралич какого-либо органа, или потеря зрения, или речи, или помрачнение ума, которые случаются очень редко.
Кто тот, который сохраняет этому колоссальному станку безопасность и здравость? Кто тот, который обеспечил этот мозг таким совершенством?
Я увидел красоту в листьях деревьев, в перьях павлина, в крыльях бабочки. Я услышал музыку в пении соловья, в гомоне птиц. Куда бы я не бросил свой взгляд, иуда бы не направил свой взор — я видел картины Художника, проекты Проектировщика и изобретения Изобретателя.
Я увидел природу прочным и совершенным сооружением, невозможность быть в нём случайностям и стихийностям. Более того, каждая вещь говорит: “Думал обо мне Думающий, создал Меня Могущественный Изобретатель!”.
Читал я Коран и вызвал он в моем духе звучание и ритм, которых не слыхал в обычном разговоре, вызвал он в моем уме изумление. Коран приводит решающее слово по всем вопросам, касающихся государственной политики, семейного воспитания, основ веры, жизни, общества, человека, вселенной, хотя он ниспослан тринадцать веков назад!
Он соответствует всем нововозникшим наукам, несмотря на то, что пришел он к безграмотному человеку, не умевшему ни читать, ни писать, отсталому человеку из отсталого народа, далекого от цивилизации. Читал я его биографию и о том, что он делал, говорил, и сказал я: “Да, он пророк, он может быть только пророком! Для этой вселенной не может быть изобретателя, кроме Могущественного Аллаха, которого описал Коран”.
— Если ты ошибся и все кончится прахом, после которого ничего нет?
— Я не буду жалеть ни о чем. Я прожил свою жизнь счастливой, полной, как может быть полна жизнь. Но вы, вы будете сильно раскаиваться и горевать, когда оправдаются мои расчеты и ожидания. Это истинная правда! Позже для тебя все это будет великим сюрпризом. В этом нет сомнений!
Разговаривая, я заглянул в его глаза и увидел в них море страда, веки моргали, глаза блуждали. Пытаясь прогнать сомнения, он сказал:
— После ты увидишь, что нас ожидает тлен.
— И ты утверждаешь это?
Во второй раз разлилось в его глазах озеро испуга, он выдавил из себя:
— Да.
— Лжешь! Это такое дело, что нельзя утверждать никогда!
Когда я возвращался один в ту ночь после нашего длинного спора, я был убежден, что поселил в его душу сомнение. Я выкопал под его ветреной философией яму, спустя некоторое время яма эта расширится, и его страстные разговоры не смогут засыпать ее. Я сказал себе, призывая благоденствие на него: “Быть может, этот испуг спасет его тем, что он отступит от своего мнения и станет на истинный путь!” Для того, кто закрыл в себе все двери и окна правды отрицанием, остается только окно испуга.
Я знаю, что не обладаю способностью наставить его на правильный путь, разве Аллах не сказал даже своему пророку, мир ему:
“Поистине, ты не сможешь направить на правильный путь того, кого ты желаешь, но Аллах наставляет на правильный путь кого хочет!”
Слава Аллаху, что наставил нас на истинный путь, что создал Он нас видящими, слышащими, мыслящими. Да не собьет Он нас с этого пути!!!
[1] Стих — в значении: предложение из Корана.
[2] Здесь и далее использованы цитаты из Корана в пер. И. Ю. Крачковского, а также из Корана в пер. Г. С. Саблукова.
[3] Данное объяснение души не является единой точкой зрения всех ученых. (Пер.)