Свидетели и доказательства
Судами в настоящем мире управляют люди, имеющие соответствующую профессиональную подготовку. Правосудие в таких судах ограниченное и отнюдь не безупречное. Факты на любом судебном процессе устанавливаются на основании материальных доказательств. Между тем как судебные процессы в Судный День осуществляются одним Судьей – Аллахом, Господом господ, и правосудие будет абсолютным и безграничным. Показаниями на них будут свидетельства пророков, а также ангелов, перечисливших и записавших добрые и дурные деяния, книги с этими сведениями, а также признания самих грешников и свидетельства их органов чувств. ("Когда же наконец они его [ада] достигнут, свидетелями против них за все их прегрешенья предстанут слух, и зрение, и кожа! И своей коже они скажут: "Что ж против нас свидетельствуешь ты?" (Сура 41, аяты 20-21)
Свидетельство посланников
В День Расчета приведут пророков, ибо Аллах Всевышний сказал:
"…Раскрыта Книга (записи добра и зла), пророки и свидетели предстанут…"
(Cура 39, аят 69)
Каждая община будет судима в присутствии своего пророка и в соответствии со своим шариатом (Божьим законом):
"И ты увидишь всякую общину коленопреклоненной. Всякая община будет призвана к своей книге…"
(Cура 45, аят 28)
"Но что будет тогда, когда Мы призовем свидетеля от каждого народа, и призовем тебя (о Мухаммед!), свидетельствовать против них?"
(Cура 4, аят 41)
Книги деяний
Книги, в которых записаны наши деяния в этом мире, находятся в свернутом виде и в укромном месте. Они являются тайной, о которой никому из людей ничего не известно. А кто искренне покается в своих записанных грехах, у того эти грехи сотрутся. У нераскаявшихся грехи останутся в книге деяний до Дня Суда, и тогда они будут раскрыты и объявлены всем, как экзаменационные результаты. Экзаменационные результаты обычно остаются в распоряжении экзаменаторов: никто из родственников и друзей не узнает о провалившемся. В Судный же День результаты будут объявлены перед всеми очевидцами, а это великий позор! Тот, кто провалился, попадет в ад, а если он был кяфиром, то навечно утратит счастье и обретет вечную муку.
Книги деяний в тот День развернутся, и каждый человек получит свою книгу в развернутом виде, и ему скажут:
"Прочти же книгу (дел) твоих! Тебе достаточно в самом себе составить счет (грехов для воздаянья)!"
(Сура 17, аят 14)
Всякий, у кого количество добродеяний, записанных правым ангелом, больше, получит свой расчет в правую руку, что будет означать легкий расчет:
"...Рассчитан будет легким счетом…"
(Сура 84, аят 8)
Такой человек испытает такое же удовольствие, какое испытывает студент, получивший диплом об образовании. Он побежит к своим близким, сообщая:
"Вот вам! Читайте мою Книгу! (Всегда) я знал, что (День наступит), когда я встречу свой расчет!"
(Сура 69, аяты 19-20)
А тому, у кого больше злодеяний, записанных ангелом слева, вручат расчет сзади в левую руку, из-за чего он начнет оплакивать себя и, уверенный в своей гибели, скажет:
"О, если б только эту Книгу мне не дали! О, если б никогда не знать мне моего расчета! О, если бы (земная смерть) была моим концом! Мои богатства мне не помогли!"
(Сура 69, аяты 25-29)
"Но тот, кому представят Книгу со спины, взмолит о гибели, (чтоб не страдать). В пылающий Огонь войдет он."
(Сура 84, аяты 10-12)
Грешники прочтут свои свитки и увидят, что все, что в них занесено, все, что бы они ни делали,
"…Счел это Аллах, а они забыли."
(Сура 58, аят 6)
Они с удивлением скажут:
"«Горе нам! Что это за книга, что не осталось ни единого деянья, которое она бы не сочла, сколь малым ни было оно или великим?!» Они найдут там налицо все то, что совершили, и твой Господь ни одному из них не нанесет обид несправедливых."
(Сура 18, аят 49)
Они раскаются, что упускали время, поддавались искушению Сатаны и прихотям души, склонной к злу. Поэтому они возненавидят свои души.
"Неверным возгласят (в тот День): «Когда вас к вере призывали – вы ж отвращались от нее. Была к вам ненависть Аллаха больше той, которая сейчас у вас к самим себе»."
(Сура 40, аят 10)
Самозащита с последующим признанием
В День Суда неверные постараются защитить себя, отрицая свою виновность, ложно клянясь в своей невинности, думая, что они стоят перед судьей из числа людей, которые судят только с внешней стороны, забывая, что они стоят перед Господом миров, знающим то, что в душах, и то, что таится на совести каждого.
"Настанет День, когда Аллах их всех (на Суд) поднимет и перед Ним они все те же клятвы, что перед вами, принесут, считая, что имеют то, что им поможет."
(Сура 58, аят 18)
"Тогда не будет им другой увертки, как сказать: «Клянемся Господом, Владыкой нашим, что в равные Ему мы никаких божеств не измышляли»."
(Сура 6, аят 23)
Аллах в тот момент лишит их дара речи, велит их устам и органам свидетельствовать о совершенных ими грехах: рука доложит о тех запретных делах, которые сделала, нога доложит о запретных делах, к которым она ходила.
"И в этот День уста Мы их скрепим – и руки их Нам будут говорить, свидетелями их деяний станут ноги."
(Сура 36, аят 65)
Когда их признания будут записаны и грехи уже доказаны, эти люди станут упрекать свои органы чувств:
"И своей коже они скажут: «Что ж против нас свидетельствуешь ты?» На что она ответит: «Аллах мне речь внушил, Он – Тот, кто все (земное) речью одарил. Он создал вас первоначально, к Нему лежит и ваше воскресенье»."
(Сура 41, аят 21)
Эти люди, живя на земле, совершали мерзости, и открытые, и скрытые. Телевизор – хороший пример для иллюстрации этого. Диктор сидит в комнате за закрытыми дверями и ведет программу, но при этом миллионы людей смотрят, слушают и свидетельствуют о нем. Так вот, если человек может таким образом производить и распространять информацию, то выходит, что Аллаху еще проще наблюдать за деяниями таких смертных, как мы. Поэтому Аллах упрекает таких людей и говорит в Коране:
"И не могли вы схорониться, чтобы свидетелями против вас не стали ни ваше зрение, ни слух, ни кожа; но все ж вы думали, что много из того, в чем вы грешны, не ведает Аллах! Но то понятие о вашем Боге, что вы измыслили себе, вас погубило – теперь вы пребываете средь тех, кто (навсегда для Господа) потерян."
(Сура 41, аяты 22-23)
Вот таков конец каждого неверного, отрицающего День Суда, взор которого не видит дальше этого мира, игнорирует грядущую жизнь, хотя она несомненно наступит; он скрывает свой грех от Аллаха, а Аллаху все известно, и органы, при помощи которых совершаются грехи, будут свидетельствовать о нем. Как же тогда он сможет скрыться от свидетеля, находящегося при нем постоянно и никогда не покидающего его?
Аллах Всевышний, просим Твоего прощения и избавления, укрой нас в грядущем мире, как укрыл в нынешнем мире, ведь только Ты один Прощающий и Укрывающий.
Глупое возражение
Когда мы были еще детьми, некоторые люди, издеваясь и насмехаясь, задавали нам вопрос: "Как же руки и ноги смогут говорить, не имея органов речи?" Позже были изобретены магнитофоны, пленки и фотоаппараты, в том числе те, которые скрыто установлены в банках и других важнейших учреждениях, способные с помощью инфракрасных лучей сфотографировать всех посетителей банка. Вору, ограбившему банк и не признающему свою вину, могут показать видеозапись, разоблачающую его преступление, зафиксировав каждый шаг его грабежа: его трепетный шепот с самим собой или разговор со своим товарищем. И все доводы насмехающихся, в сущности, являются доводами против них же самих, свидетельствуя о том горе, которое их постигнет. Горе вам, ибо человек всего лишь придумал кассету, которая разговаривает, записывает движения, слова, которые скрывает вор, тем самым подтверждая его преступление. И после этого вы не можете поверить, что в Судный День руки и ноги заговорят?
Если человек смог придумать такие удивительные изобретения, не будет ли Творец человека в состоянии изобрести что-нибудь, выходящее за рамки человеческой изобретательности?
Расчет и его последствия
Расчет будет неодинаков: легкий расчет – для тех, кто получил свою книгу правой рукой, а суровый расчет получат те, кто ослушался Аллаха. В результате расчета люди оказываются в разных категориях: опередившие (приближенные), собратья правой стороны и собратья левой стороны.
"И если он – один из приближенных к Богу, то для него – покой, и аромат, и Сад услады, а если он – один из правой стороны собратьев, то «мир тебе» ему приветом будет от правой стороны людей. Но если он из тех заблудших, кто ложью (истину) нарек, ему – кипящая вода как угощенье и (вечны) муки в Адовом костре. Сие есть истина и несомненность. Так славь же имя Бога твоего, Всевышнего (Властителя миров)!"
(Сура 56, аяты 88-96)
Прохождение над адом
Все люди на пути к своей окончательной судьбе пройдут по стезе (ас-сырат), под которой пылает огонь ада. Скорость, с которой они пройдут по этой стезе, зависит от их близости к Аллаху и изобилия их добродеяний. Итак, богобоязненные спасутся от ада, а нечестивые попадут в него. Аллах Всевышний сказал:
"Нет ни единого средь вас, кто миновал бы этот Огнь. В деснице Бога твоего сие – указ, задуманный к свершенью. Потом Мы вызволим оттуда тех, кто гнева Божьего страшился, а нечестивых там оставим на коленях."
(Сура 19, аяты 71-72)
"Узрели бы вы пламя Ада. Поистине, вы оком достоверным увидите его!"
(Сура 102, аяты 6-7)
Эти аяты указывают на два разных видения ада. Богобоязненные способны узреть пламя ада, пройдя по стезе безопасно. Нечестивые – второе видение с падением в ад. Аллах более сведущ. Возможно, первое видение предшествует расчету, когда ад будет показан людям, как сказано выше.
Рай и ад
Коран описывает рай следующим образом: "сады, реками омовенны", и обитатели его "украсятся в браслеты золотые", жемчуга, и одежда у них шелковая, и реки там из молока, вина и меда. Там есть напарницы с большими лучезарными глазами и юноши. Все это описано в Коране в стиле, понятном для человеческого восприятия. Ведь человеческий язык по существу приспособлен для описания земных объектов, но реки рая не похожи на земные реки, его молоко, мед и вино не похожи на земные молоко, мед и вино, его напарницы и юноши не похожи на земных женщин и юношей, и т.д. По этому поводу в Коране сказано:
"И ни одна душа из них не знает, (как много Божьей) благодати еще сокрыто взорам их в награду за их добрые деянья."
(Сура 32, аят 17)
И наш Посланник передал то, что сказал Аллах: "Я приготовил для своих праведных рабов то, что никакой глаз не увидел, никакое ухо не услышало и не пришло в сердце кому-нибудь из людей" (Бухари, Муслим и Ат-Тирмизи).
Это является еще одним доказательством того, что мы обсуждали раньше: человек не способен представить себе сокровенное или объять его.
Увы, комментаторы Корана, толкуя подобные вопросы, не основывались на определенных доказательствах. Они усердно старались представить наглядный образ грядущей жизни, сопоставляя ее с жизнью в настоящем мире. Но тем самым они уподоблялись ученым, пытавшимся измерить справедливость и проявления Аллаха меркой человеческой справедливости и человеческих качеств: они запутались в паутине теорий и аргументов. Было бы мудрее, если бы они приняли точку зрения ранних мусульман, которые твердо придерживались границ ниспосланных текстов и признавали неспособность человеческого разума представить и вообразить все это.
Одним из таких пустых и бесплодных доводов, выдвигаемых этими комментаторами, является толкование ими мест из Корана, где сообщается о красивых девушках рая и о том, будет ли наслаждение с ними подобно земному наслаждению. Они забыли, что подобное наслаждение в этом мире имеет перед собой такую цель, как продолжение рода. И если бы человек задумался, он нашел бы это неуместным и даже посчитал бы порочным такой метод для продолжения рода. Однако Аллах сотворил все это так, что мы, наслаждаясь, даже не задумываемся о таких вопросах. Это подобно наркозу, предотвращающему боль. Но поскольку такой цели в грядущей жизни нет, подобные вопросы становятся неуместными. Поэтому более разумно для нас – это верить во все то, что было упомянуто в Коране, и заниматься добрыми делами, ведущими к раю, а не вдаваться в подробности и разъяснения, несовместимые с его текстом.
Доступ в рай
Доступ в рай обретается не по воле и желанию, а только верой и повиновением:
"(И здесь) ни ваши притязанья, ни притязания людей, кто обладает Книгой, (Аллахом приняты не будут). Кто зло творит, тому воздастся тем же."
(Сура 4, аят 123)
Поэтому верующий, допущенный в рай, – это тот, кто сеет добро, призывает к Аллаху, прилагает усилия для возвышения Божьего слова, жертвуя собой и своим имуществом. Тогда он включается в число тех, кто усердствует на пути Аллаха. А если ему это не под силу, то он должен избегать зла и тем более участия в его совершении, сохранять себя и свою семью от заблуждения, воздерживаться от зла и с терпеливой стойкостью встречать все трудности, стоящие на пути религии, и тогда он будет в числе терпеливых.
“Или вы думали, что войдете в рай, когда Аллах еще не узнал тех, которые усердствовали из вас, и узнал терпеливых?”
(Сура 3, аят 142)
Спасение, в конечном счете, достигается по окончании расчета и после того, как верующий пройдет стезю:
"А тех, кто Бога своего страшился, толпою к Раю поведут. Когда они придут туда, откроются врата его, и стражи его скажут: «Мир вам! Вы делали добро, вступите же сюда и оставайтесь здесь навеки». «Хвала Аллаху! – те ответят. – Кто Свой обет пред нами оправдал и эту землю дал в наследство нам, чтоб мы могли в Раю селиться там, где пожелаем». Какая дивная награда для тех, кто доброе творит!"
(Сура 39, аяты 73-74)
Описание рая
Его просторы – это вся ширь небес и земли. Не надо удивляться, если это не укладывается в ваше воображение, вы лишь представьте себе, что грядущий мир в сравнении с этим миром – словно этот мир в сравнении с чревом матери. Как уже говорилось раньше, зародыш, находясь в чреве, думает, что оно – его предельный мир. Таким образом, выходит, что один дом на земле в миллионы раз больше, чем чрево матери.
Рай предназначен для богобоязненных. Интересно тогда, кто они? Что делали? Может быть, нам надлежит поступать подобно им и быть блаженными вместе с ними? Аллах указал, что рай для тех,
"...кто расходует в достатке и в нужде, кто, сдерживая гнев, прощает людям, – благотворящих чтит Господь! И тех, кто злое совершил, чиня урон своей душе, потом же обратился к Богу с покаяньем, взывая о прощении грехов…"
(Сура 3, аяты 134-135)
Это некоторые качества богобоязненных. А тех, кто, исправив свою веру, обрел эти качества и поверил в единобожие, Аллах допустит Своей милостью в уготованный для них рай.
Рай имеет различные степени: там есть Сад благодати, который недосягаем для каждого стремящегося:
"Из них ведь каждый в (Райский) сад вступить желает."
(Сура 70, аят 38)
Такой сад предназначен для тех,
"…кто благочестием превосходил других, они приближенными будут к Богу. В Садах услады [благодати]…"
(Сура 56, аят 10-12)
Место в раю, названное Аллахом "горницей", обещано рабам Милосердного, которые, как это явствует из описания в суре 25 "Различение", сочетают в себе правоверность, прямоту, непрерывное поклонение Богу и высокие нравственные качества. Отсюда следует, что "горница" – это высокая степень в раю, предназначенная для тех, кто обрел все благодетели, терпеливо хранил их в себе и воздерживался от желания уклониться от них.
Аллах указал, что в раю есть место под названием "сад прибежища"(Сура 53, аят 15) и место под названием "сад 'адн (Эдемский сад)". А тому, кто боится сана Господа своего, – "два сада" (Сура 55, аят 46), а не один сад. Аллах также указал, что в саду имеются "ильлийин" (Сура 83, аят 18), т.е. высокие степени. Из этого можно сделать вывод, что услада рая имеет определенные степени и обитатели его делятся на определенные категории.