Христос – ось истории
Начнём с новости: «В середине декабря 2015 года папская комиссия католической церкви заявила: "Хотя иудеи и не могут верить в Иисуса Христа как универсального искупителя, они причастны к спасению, потому что дары и призвание Божье непреложны, и это остается непостижимой тайной спасительного замысла Бога". Католическая церковь, полагающая себя обязанной заботиться о спасении всех людей через их обращение в христианство, полагает отныне, что для евреев достаточной и спасительной является их приверженность иудаизму». В котором, я напомню от себя, Иисус Христос мыслится как обманщик или лжемессия.
Итак, в преддверии Рождества не будет лишним в очередной раз задать себе вопрос: а за кого мы почитаем Иисуса Христа. И здесь нельзя обойти вниманием учение о Троице, с которым мы сталкиваемся в христианстве, с учением, не поддающимся окончательному осмыслению, и по этой причине, многими людьми и отвергаемым. Известный тезис Свидетелей Иеговы и не только их: если это учение нельзя понять, значит, оно не истинно. А что собственно мы можем до конца понять из существующего, пожалуй, что ничего. Можем ли мы на основании этого отрицать само существование тех или иных вещей.
То, что Бог до конца не высказываем, то, что у нас не хватает, ни слов, ни воображения описать Его, ни разума понять Его – это нормально и даже необходимо. Если бы это было не так, то мы имели бы дело с идолопоклонством, это в нём божество познаваемо до конца, потому что человек творит его собственными руками, это в нём божество понятно, потому что человек проецирует на него свои человеческие свойства. Отрицание Троицы – это проявление в человеке падшей природы, естественно тянущейся к простоте идолопоклонства.
Мы должны понять, что Церковь не выдумывает учение о Троице, а выявляя в Библии божественность Отца, Сына и Святого Духа, констатирует его. Мы не будем сегодня углубляться во все нюансы этого, несомненно, истинного учения, но проговорим лишь одну важную мысль – в Троице нет субординации или иерархии, все лица Троицы равно божественны, а, следовательно, равны, что собственно и позволяет Христу сказать: «Видевший Меня видел Отца», «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца», «Я и Отец одно». Другими словами, Бог во Христе являет не только свои нравственные нормы – заповеди, Он являет Свою природу, являет Себя Самого. Итак, на Кресте не просто хороший человек, не какой-то недобог или полубог, а Сам Бог в полноте своей природы воспринявший на себя природу человеческую. Таким образом, Христос не какое-то прилагательное в процессе спасения человечества, которое могло быть, а могло и не быть, Христос – это само спасение и другого спасения, как бы ни полагали сегодня католики, ни для кого не существует:
Еф.1:1-10. «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом».
Итак, Бог избрал нас во Христе прежде создания мира,не менее пяти тысяч лет прошло от Адама до Христа. От Авраама Бог производит народ призванный хранить Откровение о грядущем Спасителе, после чего разворачивается благословлённая Богом безжалостная кровавая борьба, еврейского народа с языческими народами, населявшими землю Ханаанскую – но это не борьба Бога за привилегированное положение какого-то особенного народа, это борьба Бога за сохранение Откровения о Христе. Откровение должно дотянуть, дожить до наступления полноты времён, которая в свою очередь символизирует вызревание человеческого сознания способного адекватно воспринять это Откровение, воспринять Иисуса Христа как Бога и Спасителя, это вызревание происходит, как мы отметили, около пяти тысяч лет. За это время происходит развитие культуры, человек научился писать и читать, а, следовательно, гарантированно хранить Откровение.
В конце концов, в лице девы Марии человечество демонстрирует эту ожидаемую Богом способность принять и осмыслить Божье Откровение – да будет мне по слову твоему, возглашает Мария. Бог не принуждает человечество к вере, но создаёт через историю, через переплетение тысяч судеб сознание способное сказать Богу да. Таким образом, вся история человечества, и внутри неё история еврейского народа, поставлены в услужение появлению на свет единственного Человека – Иисуса Христа.
Может быть, мы об этом никогда не задумывались, но ценность личности Христа обуславливается не только наличием в Нём божественной природы, не только его личной святостью, но и ценностью всех тех человеческих жизней, которые сражались за Откровение, и даже ценностью тех, кто сражался против него, и тех, кто был нейтрален, но оказался заложником ситуации. Если Христос напрасно родился и умер, значит и избитые Иродом еврейские младенцы тоже напрасно умерли, значит вся пролитая в Ветхом Завете, в том числе и еврейская кровь, была пролита напрасно. Бог любит всех, включая и тех, кто был справедливо наказан и даже уничтожен:
Ис.19:25. «благословен народ Мой - Египтяне, и дело рук Моих - Ассирияне, и наследие Мое – Израиль».
Ион.4:11. «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в
котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?».
За кого вы почитаете Меня – это важнейший вопрос и для нас сегодня, способны ли мы понять, что Христос это ось человеческой истории, она ради Него и вокруг Него и в конечном счёте ради человечества.
Итак, за кого мы почитаем Христа: если Христос не Бог, то Бог не любовь. Апостол Павел, говоря о Любви, помимо всего утверждает одно главное её свойство - Любовь не ищет своего. Если Бог приносит Себе в жертву какого-то даже очень хорошего человека, то Он не лучше Ваала, которому приносились человеческие жертвоприношения:
Иер.19:5. «и устроили высоты Ваалу, чтобы сжигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне».
На протяжении всей ветхозаветной истории через пророков Бог противопоставляется языческим божествам в онтологическом и этическом плане – Мне такое извращение на мысль не приходило, говорит Господь. Но что происходит, когда отрицается Троица, и как следствие божественность Христа ставится под сомнение – перед нами предстаёт тот самый Ваал, бог по имени вопиющая несправедливость, потому как несправедливо было предать на смерть совершенно безгрешного, ну а любовью этого бога вообще назвать нельзя. Мы не должны подходить к пониманию Троицы через аналогию человеческой семьи, где также наличествует отец и сын. Отец и Сын в Троице – это категории небесные, неподвластные нашему разуму. Между Отцом и Сыном Троицы абсолютное отождествление – «Я и Отец одно», «видевший Меня – видел Отца», чего нельзя сказать о человеческих родственных связях.
Итак, Бог является любовью, только в том случае, если этим Богом является Сам Иисус Христос, отдающий себя на поругание;
1Тим.3:16. «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог
явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».
Фил.2:6-7. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
Деян.4:10-12. «то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».