Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите
Аллах предъявит вам счет за это. (2:284) – т.е. даже если Аллах предъявит вам счёт
за это, то всё равно не станет наказыватьза то, что человек был не в состоянии контролировать из наущений его страстей. Ведь человек не несёт за них ответственность.
Однако неприязнь к плохим мыслям является одним из проявлений веры.
Слово Аллаха: ﴿لَهَا مَا كَسَبَتْ﴾
Ему достанется то, что он приобрел – т.е. из благодеяний.
﴿وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ﴾ и против него будет то, что он приобрел
– т.е. из злодеяний, за которые человек несёт ответственность.
Затем Всевышний Аллах наставил Своих рабов на то,
чтобы они обращались к Нему, и обещал принимать их мольбы.
Он также наставил и их и обучил мольбе: ﴿رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَآ إِن نَّسِينَآ أَوْ أَخْطَأْنَا﴾
Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись
– т.е. если мы не выполнили предписание или совершили запретное
по забывчивости. Или если мы ошиблись по невежеству с шариатской точки зрения.
В ранее приведенном хадисе Муслима от Абу Хурайры говорится, что Аллах ответил:
«Да (т.е. Я принял вашу мольбу)». В хадисе от ибн Аббаса: «Да, я так и сделал».
Слово Аллаха: ﴿رَبَّنَا وَلاَ تَحْمِلْ عَلَيْنَآ إِصْرًا كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِنَا﴾
Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших
предшественников– т.е. не возлагай на нас деяния, исполнение которых выше наших сил. Такое бремя и оковы, например, которые Ты возложил на предыдущие общины до того,
как Ты послал пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует
– пророка милости, а также религию, лёгкую для практики.
Как об этом говорится в хадисе, приведённом в Сахихе Муслима от Абу Хурайры,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)сказал:
«بُعِثْتُ بِالْحَنِيفِيَّةِ السَّمْحَة» «Я был послан с ханафией[216],лёгкой для практики[217]».
Слово Аллаха: ﴿رَبَّنَا وَلاَ تُحَمِّلْنَا مَا لاَ طَاقَةَ لَنَا بِهِ﴾
Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу – т.е. не обременяй нас
бедствиями и несчастьями и не испытывай нас тем, что мы не могли бы вынести.
Мы упоминали хадис, в котором Аллах ответил на эту мольбу:
«Да». В другом хадисе Он сказал: «Я сделал так».
Слово Аллаха: ﴿وَاعْفُ عَنَّا﴾Будь снисходителен к нам! – т.е. в том,
что между нами и Тобой,а также в том, что Ты знаешь из наших недостатков и ошибок.
﴿وَاغْفِرْ لَنَآ﴾прости нас – т.е. прости нам то, что между нами и твоими другими рабами.
Не показывай им наши мерзкие деяния и прегрешения.
﴿وَارْحَمْنَآ﴾ и помилуй! – т.е. в том, что предстоит нам.
Не давай нам совершить другие грехи в будущем.
Некоторое знатоки сказали, что грешник нуждается в трёх вещах:
ü В том, чтобы Аллах был снисходителен к нему в том, что между ним и Аллахом.
ü В том, чтобы Аллах скрыл его грехи от других рабов и не опозорил его среди них.
ü В том, чтобы Аллах уберёг его от совершения подобных грехов в будущем.
Как уже говорилось в хадисе, Аллах ответил на эту мольбу: «Да».
В другом хадисе Он сказал: «Я сделал так».
Слово Аллаха: ﴿أَنتَ مَوْلَانَا﴾ Ты – наш Покровитель
– т.е. Ты наш сторонник и помощник. Мы уповаем на Тебя.
Ты – тот, к кому обращаются за помощью. Нет силы и мощи, ни у кого кроме как у Тебя.
﴿فَانْصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَـافِرِينَ﴾ «Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми
– т.е. над теми, кто отверг Твою религию и отрицал Твоё единство и послание Твоего пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Над теми, кто поклонялся кому-то помимо Тебя и придавал Тебе сотоварищей. Помоги же нам одержать над ними верх.
И дай нам превосходство над ними и в этой, и последней жизни».
Аллах ответил на эту мольбу: «Да».
В хадисе Муслима от ибн Аббаса Аллах сказал:«Я сделал так».
Ибн Джарир передаёт от Абу Исхака,
что когда Муаз ибн Джаббал завершал чтение этой суры словами:
﴿فَانْصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَـفِرِينَ﴾ «Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми
– он произносил «Амин!».
Содержание
Биография Ибну Касира ……………………………………………………... 3
Предисловие………………………………………………………….…....….. 4
Лучшие способы комментария …………………………………………..….. 5
Имамы толкования Корана …………………………………………...…...… 6
Комментарии суры «аль Фатиха» …………………………………….….... 12
Комментарии суры « аль Бакара» ………………………………..…...…… 49
Для заметок:
[1] (Ахмад 3/339)
[2] Этот хадис приведен в сборнике ат-Табарани, Абу Хатима ибн Хиббана в его Сахихе, а также ибн Мардувайхом.
[3] (Ахмад 5/352)
[4] (Муслим).
[5] (Муслим №144).
[6] Шарх ас-Сунна 13/195, аль-Бухари 6/224
[7] «ат-Таргиб» 4/518
[8] Муслим «Джихад» 42
[9] См. хадис № 286.
[10] То есть за разрешением обращаться с заступничеством за людей.
[11] Всевышний сообщает потомкам Адама о враждебности Иблиса к ним и их предкам, и напоминает о тех из них, кто следует за Иблисом, который нарушил повеления своего Господа, создавшего и вскормившего его. В итоге Иблис отвернулся от Него. «Как Мы сказали ангелам…», - всем ангелам «Поклонитесь Адаму»,- в знак уважения и почтения, как об этом повелении было сказано в суре «Корова», 34 аят: «И тогда Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!». И они поклонились, кроме Иблиса. Он отказался, возгордился и оказался неверующим».И как сказал Всевышний в суре «Хиджр», 28 аят: «И вот твой Господь сказал ангелам: «Я сотворю человека из звучащей глины, из ила, воплощенного в форму», 29 аят: «Когда же Я воплощу его и вдохну в него от Моего духа, то падите ниц, поклоняясь ему». «И они, кроме Иблиса, поклонились. Он был из среды джиннов…»,- он был создан из огня, а ангелы из света. В сахихе Муслима приводится хадис от `Аиши, да будет доволен ею Аллах, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы созданы изсвета, джинны – из чистого пламени, а Адам – из того, о чем было поведано вам.» Он был джинном, созданным из огня, как сказал Аллах в суре «Преграды», 12 аят: «Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины».
Сказал Аль-Хасан Аль-Басри: «Иблис был джинном, по сути, подобно тому, как Адам, по сути, был человеком». Сказал Аль-Даххак со слов ибну Аббаса: «Иблис не был одним из ангелов, ни на мгновение ока. Он был предком джиннов также, как Адам был предком людей». Говорят – джинны созданы из огня (самума). Его имя было Харрис, и он был хранителем сокровищ Рая. Аль-Хаййи сказал: «Джинны, которые упоминаются в Коране, созданы из пламени огня. Это языки на конце пламени, когда огонь разгорается». Ад-Даххак сказал со слов ибну Аббаса, что Иблис был самым почетным среди ангелов и самым благородным среди их племени. Он был хранителем Сада, и обладал властью над ближайшим небом и землей. Его душа представила ему испытание повелений Аллаха так, что он видел в этом славу, почет, превосходство над обитателями небес. В его сердце зародилась гордыня, о которой знал только Аллах. Всевышний пожелал вывести эту гордыню из его сердца, когда повелел ему поклониться Адаму, но он возгордился и стал одним из неверующих. Сообщил ибн Джурадж со слов ибну Аббаса: «Он был хранителем Рая, управлял делами ближайшего неба.» Вывел ибн Джарир со слов Са`ида ибн Мусаййиба: «Он возглавлял ангелов ближайшего неба». Сообщил ибну Исхак со слов ибну Аббаса: «Иблис был, до того, как ослушался Аллаха, ангелом по имени Азазиль, и жил на земле. Он был одним из самых усердных ангелов и обладал большими, чем они знаниями, и из-за этого в нем зародилась гордыня». Сообщил ибн Джурадж со слов ибну Аббаса: «Иблис управлял тем, что между небом и землей, и ослушался Аллаха. Всевышний разгневался на него и превратил в Шайтана, побиваемого камнями, да проклянет его Аллах». «…ослушался повеления своего Господа…», - вышел из подчинения повелениям Аллаха. Далее Всевышний сообщает о тех, кто следует за Шайтаном и повинуется ему: «Так неужели вы примите его, и его потомство своими покровителями вместо Меня? Они вам враги. Это замена плоха для несправедливых», - в суре «Ясин» Всевышний сообщает о том, что в Судный день грешники, следовавшие за Шайтаном, отделяются от праведников, следовавших за Аллахом, 59 аят: «Отделитесь ныне, о вы, нечестивые!», 60 аят: « Не Я ли наказывал вам, о сыны Адама, не служить Шайтану, ибо он – ваш явный враг»,61 аят: «Он ввел в заблуждение большинство из вас. Неужели вы не уразумели?»
[12] Маснад Ахмад 5/205
[13] Муснад Ахмад 1/292-310
[14] Аль-Бухари 6/22, Муслим «Напитки» 157
[15] Муснад Ахмад 2/310
[16] Аль-Бухари 4/190, 2316
[17] (Имам Ахмад, аль-Бухари и ан-Насаи передают хадис с подобным текстом)
[18] (Хадис также рассказан Муслимом и ат-Тирмизи в их Сахихах)
[20] Аль-Бухари (3938)
[21] Сахих аль-Бухари 6829, Муслим 1691
[22] Сахих Муслим 1718
[23] Слабый хадис. Сборник слабых хадисов 1169 аль-Албани.
[24] Хороший хадис. Мишкатуль-Масабих 715
[25] Сахих аль-Бухари 3193
[26] Сахих Муслим 867
[27] Сахих аль-Бухари 1981
[28] Сахих Муслим 1924
[29] Сахих Муслим 153
[30] Сахих Муслим 261
[31] Сахих аль-Бухари 5889, Муслим 257
[32] Слабый хадис. Даиф аль-Джами’ (2091)
[33] Сахих Муслим 1356
[34] Сахих аль-Бухари 6099, Муслим 2804
[35] Сахих аль-Бухари 4686 и 2583
[36] Сахих аль-Бухари 1490
[37] Сахих Муслим 3084
[38] Слабый хадис. Даиф аль-Джами’ (2091)
[39] Сахих аль-Бухари 3369, Муслим 3544
[40] Сахих аль-Бухари 3115
[41] Достоверный хадис, рассказал аль-Бухари 3208
[42] Достоверный хадис, рассказал аль-Бухари 3442
[43] Сахих Муслим 4867
[44] Имеется в виду мечеть аль-Масджид аль-Акса, которая находится в Иерусалиме.
[45] То есть первой молитвой, которую пророк,да благословит его Аллах и приветствует , совершил, повернувшись в сторону Мекки.
[46] Сахих аль-Бухари 40
[47] Маснад имама Ахмада 25/73
[48] Маснад имама Ахмада 1/113
[49] Сахих аль-Албани «Сахих аль-Джами’» 8033
[50] Сахих аль-Бухари 4128
[51] Маснад имама Ахмада 3249
[52] - Речь идёт только о женщинах и детях.
[53] - Эта женщина потеряла своего ребёнка, но потом нашла его.
[54] Сахих Муслим 4947
[55] Аль-Албани «Сахих аль-Джами’» 1317
[56] Т.е. моей жены.
[57] «Сахих аль-Джами» аль-Албани 4304
[58] «Сахих аль-Джами’» аль-Албани 3980
[59] Хороший хадим «Сахих аль-Джами’» аль-Албани 4703
[60] В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!» Он уготовил для них щедрую награду. (33:44)
[61] «Сахих аль-Джами’» аль-Албани 1558 достоверный хадис.
[62] «Сахих аль-Джами’» аль-Албани 2373 достоверный хадис
[63] Достоверный хадис «Маснад имам Ахмад» 16388
[64] Хороший хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани 795
[65] Слабый хадис по мнению аль-Албани «Даиф аль-Джами» 5334
[66] Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани 1798
[67] Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани 5061
[68] Достоверный хадис «Сахих аль-Джами’» аль-Албани 5883
[69] Сахих Муслим 5109
[70] Сахих аль-Албани 7048
[71] Хороший хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани 3195
[72] Сахих аль-Бухари 1476, Муслим 1039
[73] Слабый хадис «Даиф аль-Джами» 4746
[74] Аль-Бухари 32, Муслим 89
[75] Бухари № 2742
[76] Муслим 1400
[77] Хороший хадис «Сахих аль-Джами» 1497
[78] Место паломничества ангелов (пер.)
[79] Сахих аль-Бухари 69
[80] Слабый хадис по мнению аль-Албани «Даиф аль-Джами» 2336
[81] Сахих аль-Бухари 2992
[82] Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани 8136
[83] Слово الرَّفَثُ означает омерзительные речи или ругань, а также может означат половой акт или совокупление. В «Камус аль-Мухит» говорится, что слово означает беседу о сексе с женщиной.
[84] Аль-Бухари 1917
[85] Аль-Бухари 4509
[86] Сахих аль-Бухари 1923, 1095
[87] Сахих Муслим 1096
[88] Хороший хадис по мнения аль-Албани «Сахих аль-Джами 5378
[89] Аль-Бухари 2656, Муслим 1093
[90] Достоверный хадис по мнению аль-Албани «Сахих аль-Джами» 5378
[91] Муслим 1110
[92] Сахих аль-Бухари 6869, 1103
[93] Сахих аль-Бухари 1930, Муслим 2175
[94] Аль-Бухари 6748, Муслим 1713
[95] Достоверный хадис по мнению аль-Албани «Сахих аль-Джами 3093»
[96] Сахих Муслим 1731
[97] Аль-Бухари 2851 Муслим 1744
[98] Т.е. яростно защищая своё племя, родственником или чего-либо, что ему дорого.
[99] Сахих аль-Бухари 123, Муслим 1904
[100] - Имеются в виду идолопоклонники.
[101] - Эти слова означают, что жизнь и имущество человека, принявшего ислам, являются неприкосновенными, если только он не нарушит никаких установлений шариата и
не станет вероотступником.
[102] Сахих аль-Бухари 25, Муслим 21
[103] Хадж и малое паломничество ('умра) начинаются с вхождения в состояние ихрам в специально определенном для этого месте - микате.
[104] Аль-Бухари 1789, Муслим 1180
[105] Сахих Муслим 1207
[106] Сахих аль-Бухари 1697, Муслим 1229
[107] Примерно 3 кг.
[108] Сахих аль-Бухари 4517, Муслим 1201
[109] Существует три вида Хаджа: Хадж Таматту’, Ифради Кыран.
Таматту’ означает войти в ихрам для Умры только во время месяца Хаджа (месяцы для Хаджа: Шавваль, Зуль Гидах и Зуль Хиджа; (см. Шарх аль Мумти, 7:62). Когда паломник достигает Мекки он совершает таваф и саи для Умры, он обривает голову или режет волосы и выходит из ихрама. Затем, в день аль Тарвийа, восьмой день месяца Зуль – Хиджа, он входит в ихрам только для Хаджа, и совершает действия Хаджа. Таматту’ включает полную Умру и полный Хадж.
Ифрад означает войти в ихрам только для Хаджа. Когда паломник достигает Мекки, совершает таваф аль Кудум (таваф прибытия) и саи для Хаджа, но голова не обривается или не подстригаются волосы и человек не выходит из ихрама, оставаясь в ихраме пока не побьет камнями Джамарат аль Акаба в день Ид. Если он задержит Саи Хаджа после тавафа Хаджа, то в этом нет ничего неправильного.
Кыран означает войти в ихрам для Умры и Хаджа. Или войти в ихрам для Умры вначале, затем включить Хадж перед началом тавафа Хаджа. Это делается с намерением совершить таваф как для Умры так и для Хаджа.
Действия выполняемые в Кыране такие же как и те, что совершаются в Ифраде, за исключением того, что паломники совершающие Кыран должны принести Хадий (жертвоприношение), а паломник совершающий Ифрад не должен этого делать.
Лучшим из этих видов Хаджа является Хаджа Таматту’. Это то, что предписал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) своим сподвижникам и побуждал их к этому. Даже если человек входит в ихрам для Кырана или Ифрада, то ему настоятельно рекомендуется поменять намерение на Умру, затем завершить Умру и выйти из ихрама, чтобы затем совершить Таматту’. Он может совершить это после таваф аль Кудум и Саи – потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совешал таваф и саи во время Прощального Паломничества и его сподвижники были с ним, он сказал каждому у кого не было жертвенного животного (хадий) поменять намерение и совершить ихрам для Умры и порезать волосы и выйти из ихрама, а затем он сказал: «Если бы я не принес с собой жертвенное животное (хадий) со мной, я бы сделал тоже самое, что приказал вам». (прим. переводчика)
[110] т.е. три дня после праздника жертвоприношения (11-12-13 зуль-хиджа). Эти дни названыأيَّام التَّشْرٍيق
(дни Ташрика)потому, что в эти дни раньше сушили мясо после жертвоприношения.
[111] Сахих Муслим 1141
[112] Местечко близ Медины
[113] Сахих аль-Бухари 1692, Муслим 1227
[114] Сахих аль-Бухари 48, Муслим 63
[115] Сахих аль-Бухари 1819, Муслим 1350
[116] (Бухари 4519)
[117] Хадис от Муслима (1297)
[118] Т.е. обрить голову, постричь ногти и бросать камни в джамарате.
[119] Сахих аль-Бухари 1666
[120] До возникновения ислама группа племён, объединявшихся по признаку принадлежности к культу Каабы, в том числе и племя курайш, к которому принадлежал и пророк,да благословит его Аллах и приветствует, носила название “хумс” (ед. ч. − “ахмас” ) − истовые в вере; при этом курайшиты считали для себя необязательным посещение ‘Арафата, находящегося за пределами священной территории /харам/ Мекки.
[121] Это имело место ещё до переселения /хиджра/ в Медину. Джубайр, да будет доволен им Аллах, принял ислам после завоевания мусульманами Мекки в 630 году.
[122] Аль-Бухари 1664
[123] Сахих Муслим 597
[124] Сахих аль-Бухари 2306
[125] Сахих аль-Бухари 834, Муслим 2705
[126] Сахих аль-Бухари 4522
[127] Сахих Муслим 2688
[128] Муснад Ахмад 16739
[129] Сахих Муслим 1141
[130] Сунан Абу Дауд 1612
[131] Аль-Бухари 2457
[132] Сунан ат-Тирмизи 301
[133] Абдула ибн Мас’уд сказал: «Поистине к величайщим грехам можно отнести слова человека,которому брат его (мусульманин)сказал: «Побойся Аллаха!», а он ответил «позаботься лучше о себе, ты что ли мне будешь указывать?!» (ат-Табарани «аль- Кабир»8587)
[134] Сахих Муслим 2959
[135] Даиф аль-Джами 3012
[136] Муслим 855
[137] - Имеются в виду жалобы на притеснения со стороны многобожников.
[138] - То есть: верующего человека.
[139] - Здесь имеется в виду исламская религия.
[140] Сахих аль-Бухари 3212
[141] Муслим 1910
[142] - 12 января 630 года мусульмане заняли Мекку, в связи с чем необходимость переселения оттуда по религиозным соображениям отпала.
[143] - Слово “джихад” образовано от глагола “джахада” - отдавать все силы чему-либо; бороться; воевать. Таким образом, “джихад” может означать не только войну с врагами ислама, но и борьбу за веру в более широком смысле слова, например, борьбу с собственными дурными наклонностями, побуждение других к совершению всего одобряемого шариатом и т.д.
[144] - Имеется в виду призыв правителя к вооружённой борьбе с врагами мусульман.
[145] Сунан Абу Дауд 3201
[146] Сахих Мулим 997
[147] Сахих аль-Бухари 1426
[148] Сунан ат-Тирмизи 2265
[149] (Бухари 5090, Муслим 1466)
[150] Сахих Муслим 1467
[151] Муслим 302
[152] Сахих аль-Бухари 4528
[153] Муснад Ахмад 2289
[154] Муснад Ахмад 620
[155] Сунан ат-Тирмизи 1086
[156] Сахих аль-Бухари 7396
[157] Аль-Бухари 6650
[158] Сахих аль-Бухари 1649, Муслим 2963
[159] Сахих аль-Бухари 6727
[160] В аль-Мустадрике на условиях двух Сахихов 7823
[161] Сахих аль-Бухари 5201, Муслим 1080
[162] Рассказал имам Малик ибн Анас в аль-Муатта
[163] Если женщина скрывает беременность, чтобы поскорее закончился установленный для развода срок и чтобы она получила право выйти замуж за другого человека, то люди могут назвать отцом ее ребенка того, кто не является его родителем. В таком случае ребенок потеряет связь со своими настоящими родственниками и лишится законного наследства. Его близкие родственницы будут укрываться от него, а при определенном стечении обстоятельств он может даже жениться на родственнице, на которой ему нельзя жениться. С другой стороны, считая своим отцом чужого человека, он незаконно получит часть его наследства и будет считать его родственников своими близкими. Эти и другие обстоятельства способны породить великое зло,
о котором доподлинно известно только Господу рабов. Но даже если бы единственным скверным последствием сокрытия беременности ради скорейшего бракосочетания с другим мужчиной было сожительство с человеком на основании брака, который является недействительным и незаконным, и постоянное совершение одного из величайших грехов – прелюбодеяния, то этого зла было бы вполне достаточно.Женщине запрещается скрывать правду и о начале менструации. Если она предвосхищает события и лживо сообщает о начале кровотечения, то попирает права своего мужа и объявляет себя дозволенной для остальных мужчин. Такой поступок чреват многими дурными последствиями, о которых мы уже упомянули. Если же она лживо скрывает начало менструации, чтобы продлить отведенный для развода срок, то получает от своего бывшего мужа материальные средства, которыми он уже не обязан обеспечивать ее. Подобный поступок является противозаконным по двум причинам. Во-первых, женщина не имеет права получать материальное обеспечение от мужчины, с которым она окончательно разведена. А во-вторых, возникает опасность того, что муж может возобновить брачные отношения после истечения отведенного для развода срока, и тогда оба разведенных супруга совершат прелюбодеяние, поскольку после истечения этого срока они становятся совершенно посторонними людьми.Поэтому Всевышний Господь сказал, что если женщина верует в Аллаха и в Последний день, то она не должна скрывать то, что Аллах сотворил в ее утробе. Сокрытие этого свидетельствует о том, что женщина не уверовала в Аллаха и в Последний день, ведь если бы она уверовала в воздаяние за совершенные дела, то не осмелилась бы совершить такой грех.Из этого откровения также следует, что разрешается принимать на веру утверждения женщины о беременности, начале менструации и других явлениях, которые могут быть известны только ей одной.Затем Аллах сообщил, что до истечения отведенного для развода срока мужья имеют право возобновить брак с женами, если к этому их побуждают любовь и добрые намерения. Из этого следует, что если мужья не желают примирения, то им запрещено возобновлять брачные отношения. Мужу не разрешается таким путем удерживать разведенную жену, чтобы причинить ей зло или продлить срок, который она должна выждать для развода. Однако богословы разошлись во мнениях, считается ли возобновление брака действительным, если муж поступает так. Большинство богословов считало, что оно считается действительным, хотя муж при этом совершает грех. Согласно наиболее достоверному мнению, если при возобновлении брака муж не имеет добрых намерений, то их брак является недействительным. В пользу этого мнения свидетельствует очевидный смысл обсуждаемого прекрасного аята. (Тафсир ас-Саади)
[164] Сахих Муслим 1218
[165] Сунан Абу Дауд 1831
[166] Муснад Ахмад 21304
[167] Муатта Малик 1032
[168] Аль-Бухари 5273
[169] Т.е. при разводе со вторым мужем, она не может выйти замуж за первого.
[170] Аль-Бухари 5261, Муслим 1433
[171] Муснад Ахмад 4271
[172] Сунан ибн Маджах 1936
[173] Сунан ибн Маджах 1882
[174] Сахих аль-Бухари 4255
[175] Аль-Бухари 4255
[176] Аль-Му’джам аль-Кабир 477
[177] Сунан ат-Тирмизи 1152
[178] Сахих аль-Бухари 1316
[179] Аль-Бухари 3991, Муслим 1484
[180] Сахих аль-Бухари 6594, Муслим 2643
[181] Сахих аль-Бухари 1280, Муслим 1490
[182] Сахих аль-Бухари 5337, Муслим 1489
[183] Сахих аль-Бухари 5257
[184] Сахих аль-Бухари 2782, Муслим 85
[185] Сахих Муслим 627, Муснад Ахмад 913
[186] Сахих аль-Бухари 552
[187] Сахих аль-Бухари Глава о совершения молитвы в раннее время.
[188] Сахих аль-Бухари 1216
[189] Сахих Муслим 537
[190] Муснад Ахмад 18792, Сахих Муслим 539
[191] Сахих Муслим 287
[192] Сахих аль-Бухари «Глава о молитве при штурме крепостей»
[193] Сахих аль-Бухари 4119
[194] Так сподвижники обращались к их последователям.
[195] Сунан Абу Дауд 2300
[196] Аль-Бухари 5729, Муслим 2219
[197] Муснад Ахмад 12073
[198] Сахих аль-Бухари 6917
[199] Муснад Ахмад 20771
[200] Сахих Муслим 179
[201] Сахих аль-Джами’ 974
[202] Муснад Ахмад 23838
[203] Сахих аль-Джами аль-Албани 5155
[204] Сахих аль-Джами аль-Албани № 4538 без слов «Пост это защита, пост это защита».
[205] Обращение к младшему по возрасту.
[206] Сахих аль-Джами’ аль-Албани 1255, по мнению аль-Албани хороший хадис.
[207] Слабый хадис по мнению аль-Албани 1964
[208] Достоверный хадис Сахих аль-Джами аль-Албани 3102
[209] Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» 5383
[210] Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» 627
[211] В данном случае имеются в виду даже не расходы на пропитание жены в целом, а те кусочки, которыми муж в шутку кормит свою жену с рук.
[212] “Садака” - добровольная помощь нуждающимся; подаяние; милостыня. И Коран, и сунна поощряют людей помогать нуждающимся, обещая за это большую награду Аллаха. В данном случае имеется в виду, что человек, расходующий средства на содержание своей семьи, получит такую же награду, как и человек, расходующий свои средства на садаку.
[213] Аль-Бухари 1386
[214] Хороший хадис, «Сахих аль-Джами» аль-Албани 7880
[215] (Муслим)
[216] Религия Единобожия
[217] Даиф аль-Джами 2336