Будьте сдержанными в словах
Одна из наиболее важных и, вместе с тем, пренебрегаемых черт христианского характера – это воздержание (самоконтроль). Огромное множество проблем в сфере словесного общения возникает из-за того, что мы не умеем сдерживать себя. Мы произносим слова, которым никогда не следовало бы выходить из наших уст. Они слетают с языка не тогда, когда нужно, и не там, где нужно, или же сопровождаются всплеском неконтролируемых эмоций. Мы говорим, когда молчание было бы более угодно Богу и лучше выражало любовь к ближнему. Наши слова направляются в большей степени эгоистичными желаниями и требованиями, нежели осознанием Божьей воли и нужд других людей. В чем же проблема? A проблема в недостатке самоконтроля, т. е. внутреннего механизма сдерживания, отражающего влияние Святого Духа, живущего в нас. Павел объясняет это следующим образом: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим. 8:9). Воздержание – это один из плодов Его работы. Греховные страсти не должны больше руководить нами. Они не должны управлять и нашими словами!
[226] Практическим актом веры в работу Святого Духа, совершаемую в нас, является наша преданность не только словам, выражающим истину и любовь, но и словам, находящимся под контролем. Такие слова являются следствием воздержания, данного нам Духом Святым. В Послании к Ефесянам 4:25–27 Павел высказывает очень важную мысль:
Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу.
Слова Павла можно перефразировать так: «Когда говорите, проявляйте самоконтроль, присущий вам, как детям Божьим. Не уступайте греховным страстям и похотям. Во Христе вы стали новым творением. В ваших разговорах вы можете показать это. Проявляйте сдержанность в словах, когда вас провоцируют на гнев». О какой же сдержанности говорит Павел?
1. Слова, находящиеся под контролем, честны и правдивы. Павел прямо указывает на это: «...отвергнувши ложь, говорите истину». Это единственная стезя любви. Если я не совсем честен, темню или говорю не всю правду, значит, я люблю себя больше, чем Бога или ближних. Нечестность проявляется, когда мы ставим себя на первое место. Мне хочется, чтобы меня уважали и хвалили, и поэтому я говорю не всю истину, скрывая свои недостатки и промахи. Я хочу, чтобы мне доверяли, и поэтому умалчиваю о своих неудачах. Мне неприятна всякая конфронтация, поэтому я избегаю затрагивать спорные вопросы. Я хочу что-то получить от вас и поэтому немного приукрашиваю некоторые детали, чтобы представить дело в выгодном для себя свете. Я не хочу чувствовать себя неловко, признавшись в своих ошибках, поэтому описываю прошедшие события несколько иначе. Мне не хочется, чтобы вы знали, что я подвел вас, поэтому я придумываю разные отговорки, пытаясь всячески себя оправдать. Истина становится очень неудобной, когда я люблю себя больше, чем вас.
Нам необходимо признаться в том, что желание оградить себя от всяких неприятностей очень сильно в нас. Нам хочется вести легкую жизнь и пользоваться всеми удобствами. Мы стремимся отстаивать свои права. Нам нравится, когда нас хвалят, высказывают в наш адрес слова одобрения и любви. Все мы хотим быть в [227] центре внимания, ни с кем не вступать в конфликт и видеть, как исполняются наши желания и мечты!
Говорить истину – значит держать под контролем это могущественное стремление к себялюбию. Это значит, что я не пожертвую истиной ради личного благополучия и не прибегну ко лжи, чтобы достичь желаемого. Вместо этого я буду пользоваться даром воздержания, чтобы держать в узде желания своей греховной натуры. Я отдам себя в руки всемогущего Бога и буду говорить правду, невзирая на последствия. Проявляя самоконтроль, мне будет легко возвещать истину.
Необходимо также отметить, что честность в отношениях должна сопровождаться любовью, о которой мы говорили ранее. Часто «слова правды» весьма далеки от слов любви. Они представляют собой орудия мести в постоянно обостряющейся, губительной войне слов. Они не способны созидать, потому что предназначены разрушать. Ими осыпают того, кого считают врагом. Их цель состоит не в том, чтобы помочь ближнему, а в том, чтобы победить его. Такая «честность» не имеет ничего общего с тем, к чему Павел призывает нас.
2. Слова, находящиеся под контролем, неподвластны гневу. Нет, пожалуй, другого отрывка в Писании, который бы более ясно свидетельствовал об уверенности Павла в силе Христа, пребывающей в нас. Он верит, что мы способны сдерживаться в минуты гнева. Там, где дьяволу часто не дают много места, его злые козни могут быть разоблачены и Господь может совершить Свое дело. Павел допускает, что можно гневаться, не совершая при этом греха. Не всякий гнев греховен, однако апостол дает следующий совет: «В минуты сильного душевного волнения, когда вам кажется, что вы перестали владеть собой, проявите самоконтроль, данный вам как чаду Божьему».
Как легко нас одолевают мысли о нашей слабости и беспомощности, и мы забываем о Духе Святом, пребывающем в нас! Представьте себе мать-христианку, ведущую словесную перепалку со своим сыном-подростком. Вдруг раздается телефонный звонок. Во мгновение ока она берет себя в руки и, сняв трубку, приветливо произносит: «Ал-ло-о». Оказывается, она может владеть собой, когда ей нужно! Значит, она могла проявлять самоконтроль и в разговоре с сыном. Когда еще не звонил телефон, она приняла решение уступить греховным страстям и похотям и отругать своего отпрыска. Христос же даровал нам Свою силу разговаривать так, как Он заповедал нам. Держитесь за Него! Самоконтроль, [228] в котором мы все нуждаемся, дает только Он. Это не разговорный навык, приобретаемый на занятиях по развитию устной речи.
Павел указывает на два типичных проявления гнева, которые мы не должны допускать. Некоторые из нас склонны выходить из себя, испытывая гнев. Это приводит к тому, что мы «выпускаем пар», теряя контроль над словами. Признаюсь, я склонен именно к этому. Я никогда еще никого не обидел своим молчанием! Наоборот, я много говорю, и в большинстве случаев, борясь с грехом в общении с окружающими, мне приходится сдерживаться и контролировать слова, которые я произношу.
Но я все больше понимаю, как важно вовремя отступить, терпеливо ждать и готовиться к разговору. Благодаря жене, я узнал, что могу быть сдержанным, даже когда очень расстроен.
Однажды, сидя на кухне, мы с женой вели разговор, который начал меня раздражать, и я стал злиться. Луэлла предложила прекратить обсуждение вопроса, чтобы мы могли взять свои эмоции под контроль. Извинившись, она вышла в гостиную. Я последовал за ней, продолжая говорить. Тогда она пошла наверх: в спальню. Как вы уже догадались, я не отставал от нее ни на шаг, продолжая доказывать свою точку зрения с удвоенной энергией! Оттуда жена проследовала в ванную, я – за ней. Тогда Луэлла взглянула на меня с улыбкой и произнесла: «Ты никак не можешь меня понять. Я пытаюсь уйти от тебя, чтобы мы перестали грешить своими словами. Мы и так достаточно нагрешили. Пожалуйста, не ходи за мной. И тебе, и мне нужно время, чтобы обдумать ситуацию, помолиться и взять себя в руки. И только потом мы сможем вести конструктивный и полезный разговор». В тот момент я понял, что не нужно неотступно преследовать жену. Она была права, напомнив мне о том, что самоконтроль, или воздержание, является добровольным выбором каждого чада Божьего. Мы не должны забывать о силе Святого Духа, живущего в нас. Мы также не имеем права игнорировать вред, который причиняем себе и окружающим, не проявляя воздержания, дарованного нам Богом.
Мне неоднократно приходилось быть свидетелем того, как долго не заживают раны, нанесенные обидными словами. Я научился признавать, что мне, как и другим людям, приходится бороться с раздражением, эгоизмом и гордостью. Для меня и для некоторых из вас эта борьба со словами, невольно слетающими с языка в минуты раздражения и гнева, продлится до второго пришествия Христа. Вновь и вновь мне приходится твердить самому себе: «Так нельзя! Остановись! Подожди. Помолись. Подумай. За-[229]-тем говори». Таким образом я стараюсь проявлять самоконтроль, данный мне во Христе.
Противоположная тенденция проявляется в молчании и замкнутости. Некоторые люди предпочитают отступление сражению и накапливают в себе гнев. Поступая так, они взвинчивают себя, снова и снова прокручивая в голове «видеозапись» ситуации, в которой им нанесли обиду. От этого они злятся все больше и больше, наполняя свое сердце обидой и горечью. Некоторые из них обладают особым умением наказывать ближних своим молчанием. Поступая так, они потворствуют страстям и похотям своей греховной природы. Они не проявляют самоконтроля, дарованного во Христе. Таким людям нужно противостоять желанию уйти в себя. Им необходимо оставаться «на сцене». Им нужно с любовью сказать истину своему ближнему, и, чтобы не впасть в искушение, мысленно произнести: «Так нельзя! Остановись! Подожди. Помолись. Подумай. Затем говори».
Таким людям Павел советует: «...солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26). Ранее я упоминал, что в начале семейной жизни мы с Луэллой дали друг другу обещание, направленное на сохранение нашего брака. Оно заключалось в том, что мы не будем ложиться спать, не примирившись друг с другом. Попытки исполнить это обещание в первые месяцы после свадьбы заканчивались довольно комичными сценами. Мы сердились друг на друга и были слишком горды, чтобы попросить прощения, однако помнили о данном обещании. Лежа в кровати, мы старались не заснуть, и каждый из нас ждал, что другой сдастся первым, признав свою неправоту! Иногда мы чуть не пальцами держали веки глаз открытыми до тех пор, пока кто-то из нас не произносил: «Ты еще не спишь? Прости меня за то, что я...»
Оставаясь верными данному обещанию, мы начали понимать ценность скорого примирения. В настоящее время конфликты в нашей семье очень непродолжительны. Обычно уже через несколько минут один из нас просит прощения. Поскольку мы разбираемся с проблемами, пока они еще не достигли угрожающих размеров, то и решаются они намного проще. Если же мы позволяем негативным эмоциям развиваться, то это дает дьяволу возможность производить свою разрушительную работу.
Что же он делает? Обманывает, разделяет, разрушает. Дьявол сидит в засаде и ждет удобного случая, чтобы превратить наш гнев во что-то более разрушительное и пагубное. Он старается обратить гнев в недоброжелательство, ядовитую горечь и упрямое нежелание прощать. Он стремится посеян, и нашем разуме [230] отвратительные мысли о мести. Он поливает эти семена, чтобы впоследствии они выросли и стали терниями нарушенных отношений, замкнутости, цинизма и сомнений. Поэтому Павел предупреждает: «Собираясь произнести слово, вспомните, что дьявол не дремлет. Старайтесь быстро улаживать все проблемы. Не давайте ему ни единой зацепки. Делайте все возможное, чтобы помешать его козням».
Не даем ли мы места дьяволу, когда гневаемся? К чему мы склонны в большей степени: к вспышкам гнева или к уходу в себя? Что нам следует изменить в нашей борьбе с раздражением и гневом? Что именно вызывает у нас гнев? Каким образом это указывает на истинное сокровище наших сердец? Не становится ли творение более важным для нас, чем Творец (Рим. 1:25)?
Слава Богу за пребывающего в нас Святого Духа, дающего нам силу (Еф. 3:14-20)! Благодаря Ему мы можем держать под контролем то, что раньше управляло нами.