Вавилон — внутри каждого
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ.. 8
Наследие Вавилона. 8
Вавилон — внутри каждого. 9
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КАББАЛЫ... 11
Воздействие каббалистических текстов. 11
Краткое описание трудов Бааль Сулама. 11
Подход к учебе. 12
Терминология каббалы.. 12
Краткий словарь основных терминов. 12
СОДЕРЖАНИЕ.. 15
1. Время действовать. 15
2. Условия разглашения каббалистических знаний. 15
3. Наука каббала и ее суть. 15
4. Наука каббала и современные науки. 15
5. Общий характер науки каббала. 15
6. Материя и форма в науке каббала. 15
7. Сравнительный анализ каббалы и философии. 16
8. Суть науки каббала и ее цель. 16
10. Внутреннее созерцание. 16
11. Четыре мира. 16
12. Суть науки каббала. 16
13. Свобода воли. 16
14. Мир в мире. 17
15. В себе найти Творца. 17
16. Любовь к Творцу и творениям.. 17
17. Один закон. 17
18. Мир. 17
19. Созидающий разум.. 17
20. Предисловие к Книге Зоар. 17
21. Вступление к Книге Зоар. 18
22. Предисловие к книге «Древо жизни». 18
23. Предисловие к книге «Уста мудрого». 18
24. Предисловие к Учению десяти сфирот. 18
25. Скрытие и раскрытие Творца. 18
26. Воздействие Творца — прямо и косвенно. 18
Время действовать. 19
ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ. 20
Условия разглашения каббалистических знаний. 21
УСЛОВИЯ РАЗГЛАШЕНИЯ КАББАЛИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.. 22
Существуют три причины скрытия каббалистических знаний: 22
Наука каббала и ее суть. 24
НАУКА КАББАЛА И ЕЕ СУТЬ. 25
Наука каббала. 25
Цель творения. 25
Сверху вниз. 25
Необходимость изучения науки каббала. 26
Обязанность распространения науки каббала. 26
Названия в духовном.. 27
Язык каббалистов. 27
Корень и ветвь. 28
Суть науки каббала. 28
Постижение единства мироздания. 28
Реальные названия. 29
Правильное изложение науки каббала. 30
Постижения науки каббала. 30
Наука каббала и современные науки. 31
НАУКА КАББАЛА И СОВРЕМЕННЫЕ НАУКИ.. 32
Истинность критерия ценности науки. 32
Ценность науки каббала. 32
Причина малочисленности ученых-каббалистов. 32
Постижение — в усилиях. 32
Язык науки. 32
Представители науки. 33
Представители науки каббала. 33
Скрытие науки каббала. 33
Общий характер науки каббала. 34
ОБЩИЙ ХАРАКТЕР НАУКИ КАББАЛА.. 35
1. Общий характер науки каббала. 35
Познание материи. 35
Познание формы.. 35
Высший принцип науки каббала — «один, единственный, единый». 35
Один. 35
Единый. 35
Единственный. 36
Познание материи — эмпирическое. 36
Постижение на практике. 36
Природа ступеней. 36
Две части в исследованиях материи. 36
В духовном нет возврата на предыдущую ступень. 37
Способ воздействия через имена. 37
2. Использование каббалы в практических целях. 37
Вред от любой чрезмерности. 37
Вознаграждение на животном и на человеческом уровне. 37
Оплата «силой мотивации». 38
Истинный критерий ученых. 38
Величие цели определяет развитие. 38
Возвращающая сила или «сила мотивации». 39
Сила мотивации определяется двумя параметрами: 39
Сила наслаждения и сила разума. 39
3. Суть и составляющие части науки каббала. 39
Три составляющие скрытия науки. 40
Материя и форма в науке каббала. 41
МАТЕРИЯ И ФОРМА В НАУКЕ КАББАЛА.. 42
Сравнительный анализ каббалы и философии. 43
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАББАЛЫ И ФИЛОСОФИИ.. 44
Определение духовного. 44
Суть Высшей управляющей силы (Творца) 44
Духовное — это сила, не облаченная в тело. 44
Духовный сосуд называется силой. 44
Сосуд и свет. 45
Материя и форма в каббале. 45
Миры Ацилут, Брия, Ецира, Асия. 45
Источник души. 45
Сила — материя. 46
Сила, равная в духовном и материальном.. 46
Света и сосуды.. 47
Как духовное может породить материальное. 47
Суть науки каббала и ее цель. 48
СУТЬ НАУКИ КАББАЛА И ЕЕ ЦЕЛЬ. 49
Неверное понимание сущности каббалы.. 49
Высшая управляющая сила. 49
Высшее управление — целенаправленное. 50
Два пути развития: путь страданий и путь каббалы.. 51
Суть каббалы — развить в нас чувство осознания зла. 51
Развитие осознанное и неосознанное. 52
Наука каббала предназначена для пользы применяющего ее. 52
Тело и душа. 54
ТЕЛО И ДУША.. 55
Три теории тела и души. 55
1. Теория веры.. 55
2. Теория дуализма. 55
3. Теория отрицания. 56
Тело и душа как научные понятия в науке каббала. 56
Открытое и скрытое. 57
Запрет на использование обычных наук. 57
Критика третьей теории — теории отрицания. 57
Заключение. 58
Внутреннее созерцание. 60
ВНУТРЕННЕЕ СОЗЕРЦАНИЕ.. 61
Язык ветвей. 61
Нет ничего в мироздании, чего не существовало бы в Бесконечности. 61
Душа — часть высшего свойства. 62
Духовные объекты отделяются при изменении их свойств. 62
Формирование в творении отличия свойств относительно бесконечности. 62
Работа и усилия как вознаграждение души. 63
Сравнение усилий с наслаждением.. 63
Одной мыслью создано все творение. 64
Как из совершенного Действующего произошли несовершенные действия. 64
Выяснение замысла творения. 64
Желание отдавать порождает желание получать. 64
Желание образует состояние. 65
В Бесконечности нет отличия желания от наполнения. 65
Сокращение желания вызывает исход наслаждения. 65
Отделение души. 65
Разделение на системы положительных и отрицательных сил. 66
Человек находится под властью отрицательных сил. 66
Все творение заключено в мире Бесконечности. 67
Желание насладиться — единственное творение. 67
Стремление ветви к корню.. 67
Источник всех наслаждений и страданий в мире. 67
Непрямое воздействие Высшей силы.. 68
Компенсация стыда. 68
Двойной выигрыш или проигрыш.. 68
Замысел творения обязывает все части творения достичь окончательного исправления 69
Духовное движение. 70
Духовное время, прошлое и будущее. 70
Материал творения. 70
Желание получить есть первичная форма каждой сущности. 70
Четыре мира. 72
ЧЕТЫРЕ МИРА.. 73
Постижение материи и ее формы.. 73
Четыре формы: точка, линия, плоскость, трехмерная фигура. 73
Действие исправления. 74
Три союза. 74
Буквы и точки. 74
Суть и желания. 75
Суть науки каббала. 76
СУТЬ НАУКИ КАББАЛА.. 77
Что является основой науки Каббала. 77
Закон общего и частного. 77
Множественность духовных тел, сфирот, миров. 77
Два пути: сверху вниз и снизу вверх. 77
Абстрактные названия. 78
Реальность, заключенная в науке каббала. 78
Трудность выражения высшего постижения. 79
Закон корня и ветви в мирах. 79
Язык каббалистов — это язык ветвей. 79
Передача знаний от учителя к ученику. 80
«Грубые» названия в каббале. 80
Свобода воли. 82
СВОБОДА ВОЛИ.. 83
Предисловие. 83
Суть свободы.. 83
Наша жизнь — между наслаждением и страданием.. 84
Кто определяет наши наслаждения?. 84
Четыре фактора. 84
Свобода выбора. 86
Защита от трех остальных факторов. 87
Власть разума над телом.. 87
Два пути управления. 87
Следовать за большинством.. 88
В духовной жизни действует закон «большинство следует за личностью». 88
Послесловие. 89
Мир в мире. 91
МИР В МИРЕ.. 92
Несостоятельность «исправителей мира». 92
Ускорение исправления природы.. 93
Добро и зло оцениваются по действиям индивидуума в отношении общества. 94
Четыре категории: «милосердие», «правда», «справедливость», «мир» — в отношении индивидуума и общества 95
Практические трудности в установлении «правды». 95
Использование в управлении категорий «милосердие», «справедливость» и «мир». 97
Надежда на мир. 97
Мир для определенного общества и мир для всего мира. 98
В действительности четыре категории противоречат друг другу. 99
Действие свойства единственности в эгоизме — разрушение и уничтожение. 100
Использование единственности как средства развития индивидуума и общества. 101
Условия жизни последнего поколения. 102
Страдания по сравнению с наслаждениями, при получении ради себя. 103
В себе найти Творца. 104
В СЕБЕ НАЙТИ ТВОРЦА.. 105
Подготовка к развитию души. 105
Три периода роста тела. 105
Рост души. 105
Тело и душа. 105
Постижение знаний в материальном и в духовном.. 106
Постижение духовных свойств. 106
Необходимость постижения Творца. 106
Постижение Творца. 106
Осознание постижения — только с помощью методики каббалы.. 107
Суть восприятия разумом.. 107
Различие между духовным творением и поведением.. 107
Притягивания, накапливающиеся в разуме человека. 107
Любовь к Творцу и к творениям.. 109
ЛЮБОВЬ К ТВОРЦУ И К ТВОРЕНИЯМ... 110
Общее и частное. 110
Одно исправление. 111
Методика каббалы дается целому народу. 112
Поручительство друг за друга. 112
Почему методика каббалы дана одному народу (Израиля) 113
Один закон. 114
ОДИН ЗАКОН.. 115
Исправление творения — в намерении. 115
Два преимущества выполнения закона отдачи в обществе. 116
Часть методики, определяющая отношения человека с товарищем.. 116
Речь, мысль, действие. 116
Два вида доставления наслаждения Творцу. 117
Обязанность исполнения 613 заповедей. 117
Истинная мудрость. 117
Мир. 118
МИР. 119
Контрасты и противоречия управления. 119
Теория первая: природа. 120
Теория вторая: две власти. 120
Теория третья: множество богов. 121
Теория четвертая: прекратил опеку. 121
Обязанность осторожного отношения к законам природы.. 121
Доказательство работы Творца на основании опыта. 123
Кругооборот изменения формы.. 124
«Все находится под залогом, и ловушка расставлена на всю жизнь». 125
Созидающий разум.. 129
СОЗИДАЮЩИЙ РАЗУМ... 130
Предисловие к Книге Зоар. 131
ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ ЗОАР. 132
Вступление к Книге Зоар. 148
ВСТУПЛЕНИЕ К КНИГЕ ЗОАР. 149
ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ «ДРЕВО ЖИЗНИ». 162
Предисловие к книге «Уста мудрого». 176
ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ «УСТА МУДРОГО». 177
Предисловие к Учению десяти Сфирот. 179
ПРЕДИСЛОВИЕ К УЧЕНИЮ ДЕСЯТИ СФИРОТ. 180
Первая ступень постижения управления — вознаграждением и наказанием.. 187
Постижение управления вознаграждением и наказанием.. 187
Вторая ступень постижения управления. 188
Четыре ступени любви. 189
Скрытие и раскрытие Творца. 198
СКРЫТИЕ И РАСКРЫТИЕ ТВОРЦА.. 199
Двойное скрытие (скрытие в скрытии) 199
Описание: 199
Одиночное скрытие. 199
Описание. 199
Раскрытие. 199
Описание: 200
ВОЗДЕЙСТВИЕ ТВОРЦА — ПРЯМО И КОСВЕННО.. 201
Каббалистическая метафора. 201
ВСТУПЛЕНИЕ
Наследие Вавилона
Тысячелетиями каббала оставалась скрытой от человечества, и в то же время поддерживала к себе неугасающий интерес. Философы и ученые всего мира, в том числе такие выдающиеся личности, как И. Ньютон, Г. Лейбниц, Пико делла Мирандола, исследовали эту науку, понимая, что в ней заложены основополагающие знания об устройстве мира. Однако и по сей день очень немногим известны истинные истоки каббалы, и что она представляет собой на самом деле.
Наука каббала зародилась более четырех тысяч лет назад в шумеро-аккадский период. Ее основы были заложены во времена Древнего Вавилона. Именно там жил Авраам — не просто библейский персонаж, а первый каббалист в истории человечества. Авраам родился в Месопотамии (долина между реками Тигр и Евфрат), в области, называвшейся Шумером, около четырех тысяч лет назад (18 в. до н.э.).
Библия повествует о «земле Сеннаарской» как о месте, где зародилась первая цивилизация. Современное деление года на месяцы, недели и дни, деление круга на градусы, индоевропейские языки и корни всех известных религий восходят к древнему Сеннаару. Эта эпоха знаменует собой первый всплеск эгоистических желаний.
Вся история человечества определяется развитием эгоизма. Постоянно растущие запросы толкали людей к изучению и освоению окружающей среды. В отличие от всей остальной природы нашего мира, человек постоянно развивается, как из поколения в поколение, так и каждый лично — в течение своей жизни. На вавилонском этапе эгоистического развития произошел качественный скачок: вместо того чтобы изменять себя в соответствии с природой, люди захотели изменять природу в соответствии со своими представлениями и свойствами. Аллегорически это описывается в виде желания построить башню до небес.
Вот библейское описание[1]: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе ИМЯ, прежде чем рассеемся по земле. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык. Вот что они начали делать — и не отстанут от задуманного. Смешаем язык их, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле — так они перестали строить город и башню».
Иосиф Флавий так описывает вавилонское строительство[2]: «К ослушанию Творца призывал народ Нимрод. Он советовал построить башню такой высоты, чтобы ее не затопила вода, если Творец вновь нашлет потоп — и тем отомстить Творцу за гибель предков. Толпа согласилась, и люди стали считать повиновение Творцу позорным рабством.
С большим желанием начали строить башню. Видя, что люди не исправляются после урока потопа, Творец сделал их разноязычными — они перестали понимать друг друга и разошлись. Место, где строили башню, назвали Вавилон, от произошедшего там смешения языков (лебальбель — запутать, ивр.), вместо которых раньше был один язык».
В начале XX века немецкий археолог Р. Кольдевей (Robert Koldewey) обнаружил в Вавилоне руины башни размером 90х90х90 метров. Древнегреческий историк Геродот, живший в 5 в. до н.э., описал башню как семиярусную пирамиду сходных размеров. Исторические источники сообщают, что в центре Вавилона был расположен храмовый город Эсагила, а в его центре — Вавилонская башня, храм верховного божества Мардука. Называлась она Этеменанки, что означает «краеугольный камень Небес и Земли».
Эсагила являлась центром всего древнего мира, который пренебрег изучением природы мироздания и поставил во главу угла собственный эгоизм. В результате, человечество вступило в конфронтацию с законами природы, а люди — друг с другом.
Астрология, гороскопы, гадания, магия цифр, спиритизм, мистика, колдовство, заговоры, сглазы, вызывание духов — все это появилось в Вавилоне, дошло до наших дней и сегодня переживает последний всплеск популярности.
Доктор Расселл Грей из Университета Окленда в Новой Зеландии вычислил возраст 87 индоевропейских языков и определил, что они возникли в период Вавилонской башни. Оттуда произошла миграция на запад — в Европу и на восток — в Индию.
Вавилон — внутри каждого
С тех пор человек эгоистически противостоит Природе, иными словами — свойству полного альтруизма. Век за веком он создает искусственную защиту от Природы, вместо того чтобы прийти в соответствие с ней. Однако эгоизм продолжает расти по экспоненте, поэтому новейшая история ознаменовалась небывалым развитием науки и техники.
Это и есть возведение Вавилонской башни: человек предпочитает не исправлять себя, а властвовать над Природой. Сегодня мы начинаем осознавать, что со времен Вавилона весь наш путь вел в тупик. Можно сказать, что именно теперь, благодаря осознанию кризиса и безвыходности, происходит разрушение Вавилонской башни. Человечество начинает понимать, что в борьбе с Природой оно обречено на поражение.
Наука каббала объясняет, что эгоистические желания в их естественном виде неукротимы. Новые наслаждения исчезают, оставляя после себя новые потребности, настолько сильные, что их уже невозможно удовлетворить.
Пришло время пересмотреть курс, взятый в Вавилоне. Хотя эгоизм и разобщил людей, Природа по-прежнему относится ко всем нам как к единой системе, как к одному человеку. Этот собирательный образ называется Адам, от слова «домэ» (подобен Творцу). По замыслу творения, эгоизм должен расти в нас до тех пор, пока мы не осознаем, что представляем собой единое целое.
Современная глобализация выявляет два полюса: с одной стороны, все мы взаимосвязаны и взаимозависимы, а с другой стороны, огромный эгоизм отталкивает нас друг от друга.
Единственным решением может стать альтруизм — не как моральный кодекс, а как образ жизни. Он необходим для выживания человечества именно в наше время, когда каждая вспышка гнева, каждый локальный конфликт грозит вылиться во всеобщую беду.
Трения между нами возросли настолько, что простые правила взаимопомощи больше не действуют. Как следствие, нам нужно по-новому определить альтруизм. Альтруистическим называется намерение или действие, которое исходит не из желания помочь, а из насущной необходимости воссоединить все человечество.
В древней каббалистической «Книге Зоар» говорится, что к концу XX века цивилизация достигнет двух пиков: максимального эгоизма и максимальной опустошенности. Тогда-то и настанет время раскрыть человечеству каббалу — методику достижения подобия Природе.
Определив причину наших проблем — предельно возросший эгоизм, мы направим его энергию в правильное русло, на благо единой системы, которая действует в соответствии с законами Природы. Только тогда завершится кризис, начавшийся в эпоху Вавилонской башни, и человечество встанет на добрый путь.