Помни, что все изменяется

Вторая сутра: Здесь сфера изменения, изменения, измене­ния. Посредством изменения уничтожь изменение.

Первое, что необходимо понять, это то, что все, о чем вы знаете, изменяется; за исключением вас, знающего, все изменя­ется. Видели ли вы что-либо, что не изменялось бы? Весь этот мир является феноменом изменений. Изменяются даже Гима­лаи. Ученые, которые работают в них, говорят, что они растут; Гималаи являются самыми молодыми горами в мире, они еще ребенок, они еще растут. Они еще не стали зрелыми; они еще не достигли точки, начиная с которой все начинает убывать. Они еще поднимаются.

Если вы сравните их с другими горами, Виндхья, то они еще просто дети. Горы Виндхья - одни из старейших; говорят, что это самые старые горы в мире. Они настолько стары, что уменьшаются, понижаются. Они уменьшались в течение многих веков - в своем старческом возрасте они просто умирают. Так что даже Гималаи, которые выглядят такими стабильными, неиз­менными, неподвижными, тоже изменяются. Это просто река из камней. Камни не отличаются от всего другого; они также подобны реке, они также текут. Все в какой-то степени является изменяющимся. Что-то выглядит более изменяющимся, что-то выглядит менее изменяющимся, но все это только относительно. Ничто из того, что вы можете знать, не является неизмен­ным. Запомните мою точку зрения: ничто из того, что вы можете знать, не является неизменным. Ничто не является неизменным, за исключением знающего. Но он всегда позади. Он всегда является «знающим», но никогда, в действительности, не явля­ется знаемым. Он никогда не может стать объектом; он всегда является субъектом. Что бы вы ни делали или знали, он всегда позади. Вы не можете знать его. Когда я говорю это, не беспокойтесь. Когда я говорю, что вы не можете знать его, я имею в виду, что вы не можете знать его как объект. Я могу посмотреть на вас, но как я могу посмотреть таким же образом на самого себя? Это невозможно, потому что, для того чтобы быть во взаимоотношении знания, необходимы две вещи - знающий и знаемое.

Таким образом, когда я смотрю на вас, я являюсь знающим, вы являетесь знаемым, а знание может существовать как мост между нами. Но где можно создать мост, когда я смотрю на самого себя, когда я пытаюсь понять самого себя? Есть только я, один - абсолютно один. Другого берега нет, так, где же строить мост? Как познать самого себя?

Таким образом, познание самого себя является негативным процессом. Вы не можете познать самого себя непосредственно, прямо; вы просто можете все время устранять объекты позна­ния. Устраните все объекты познания. Когда не будет никаких объектов познания, когда вы не сможете больше ничего знать, когда вокруг вас не будет ничего, кроме вакуума, пустоты, - а это и есть то, что называется медитацией: просто устранение объектов знания, - тогда наступает момент, когда есть сознание, но нет ничего, что можно было бы сознавать; знающий есть, но нет ничего, что можно было бы знать. Остается простая, чистая энергия знания, и ничего не остается, что можно было бы познавать. Нет никаких объектов.

Говорят, что в этом состоянии, когда нет ничего, что можно было бы познавать, вы познаете, в некотором смысле, самого себя. Но это знание полностью отлично от всех других знаний. Использование одного и того же слова для обоих понятий вводит в заблуждение. Были мистики, которые утверждали, что само­познание является противоречивым, сам термин является противоречивым. Познание всегда относится к другому; самопозна­ние невозможно. Но когда других нет, что-то случается. Вы можете назвать это самопознанием, но это слово вводит в заблуждение.

Итак, все, что вы знаете, изменяется. Все, даже эти стены, постоянно изменяется. В настоящее время физики согласны с этим. Даже стены, которые выглядят такими стационарными, неизменными, изменяются каждую минуту. В действии, это вели­кий поток. Движется каждый атом, движется каждый электрон. Все быстро движется, движение является таким быстрым, что вы не можете обнаружить его. Вот почему стены кажутся такими постоянными. Утром они выглядят такими, днем они выглядят такими, вечером они выглядят такими, вчера они выглядели такими, и завтра они будут выглядеть такими. Вы смотрите на них, как на нечто неизменное, но это не так. Ваши глаза не в состоянии обнаружить такое великое движение.

Вот вентилятор. Если он вращается очень быстро, то вы будете не в состоянии увидеть промежутки между его лопастя­ми, все будет казаться единым кругом. Промежутки невозмож­но увидеть, потому что движение является быстрым, а если движение является таким быстрым, то вы вообще не увидите, что вентилятор движется. Вы будете не в состоянии обнаружить движение. Вентилятор будет казаться неподвижным; вы сможе­те даже прикоснуться к нему. Он будет неподвижным; ваша рука даже не сможет войти в промежутки между лопастями, потому что ваша рука не может так быстро двигаться. Прежде чем вы переместитесь, подойдет другая лопасть. Прежде чем вы переместитесь, подойдет еще одна лопасть. Вы всегда будете прикасаться к лопасти; движение будет таким быстрым, что вентилятор всегда будет казаться неподвижным. Итак, вещи, которые не движутся, движутся очень быстро: вот почему создается впечатление, что они неподвижны.

Эта сутра утверждает, что все изменяется: Здесь сфера изменения, изменения, изменения... На этом утверждении основывается вся философия Будды. Будда утверждал, что все течет, изменяется, является непостоянным, и что человек до­лжен знать это. Будда делает большой акцент на этом, все его мировоззрение основано на этом. Он говорит: «Изменения, изменения, изменения: помните об этом постоянно». Почему?

Если вы сможете помнить об изменениях, случится непривязанность, отрешенность. Как вы можете быть привязанным к чему-либо, если все изменяется?

Вы смотрите на некоторое лицо; оно прекрасно. Когда вы смотрите на прекрасное лицо, вам кажется, что так должно остаться навсегда. Поймите это более глубоко. Никогда не ожидайте, что это должно сохраниться. И если вы знаете, что это должно быстро измениться, что это является прекрасным в данный момент, а может стать безобразным в следующий момент, то, как вы сможете чувствовать какую-либо привязан­ность? Это невозможно. Посмотрите на тело: оно живое; при следующем движении оно будет мертвым. Если вы ощущаете изменения, все является пустым, тщетным.

Будда оставил свой дворец, свою семью - свою прекрасную жену, своего ребенка, - и когда кто-то спросил его, почему, - он сказал: «Какой толк в том, что все время изменяется? Ребенок умрет». В тот вечер, когда Будда уходил, родился ребенок. Ему было всего лишь несколько часов. Будда вошел в комнату жены, чтобы бросить на все последний взгляд. Жена стояла спиной к дверям. Она держала на руках спящего ребенка. Будда вошел, чтобы попрощаться, но затем он воздержался от этого. Он сказал: «Какой в этом толк?»

На мгновенье в его голове промелькнула мысль: «Ребенку всего один день, ему несколько часов, я должен посмотреть на него». Но потом он сказал: «Какой в этом смысл? Все изменя­ется. Сегодня ребенок родился, а завтра умрет. А днем раньше его еще не было. Сейчас он здесь, а однажды его здесь снова не будет. Так что, какой смысл во всем этом? Все изменяется». Он ушел - повернулся и ушел.

Когда кто-то спросил: «Почему ты бросил все это?», он ответил: «Я ищу то, что никогда не изменяется, потому что, если я застряну на том, что изменяется, я буду разочарован. Если я останавливаюсь на том, что изменяется, то я глупец, потому что оно изменится, оно не будет оставаться тем же самым. Тогда я буду разочарован. Поэтому я ищу то, что никогда не изменяется. Если есть что-то, что никогда не изменяется, то только тогда жизнь имеет какой-то смысл и значение. В противном случае все является пустым, тщетным». Все свое учение он построил на изменении.

Эта сутра прекрасна. Эта сутра говорит: Посредством изме­нения уничтожь изменение. Будда никогда не произносил эту вторую часть. Вторая часть является существенно тантрической. Будда скажет, что все изменяется; почувствуй это, и тогда ты не будешь цепляться за это. А когда ты не будешь цепляться за это, то постепенно, оставив все, что изменяется, вы упадете в самого себя, к центру, где нет никаких изменений. Просто все время устраняйте изменяющееся, и вы придете к неподвижно­му, к центру - центру колеса. Вот почему Будда выбрал колесо в качестве символа своей религии: потому что колесо вращается, но центр, вокруг которого оно вращается, остается неподвиж­ным. Так, сансара - мир - вращается как колесо. Ваша личность вращается как колесо, а ваша самая внутренняя сущность остается в центре, относительно которого колесо вращается. Она остается неизменной.

Будда скажет, что жизнь есть изменение. Он согласится с первой частью. Следующее - вторая часть – является типично тантрической: Посредством изменения уничтожь изменение. Тантра не говорит, что нужно оставлять то, что изменяется; в нем нужно двигаться. Не цепляться за него, но двигаться в нем. Зачем бояться? Двигайтесь в него, проживите его. Позволяйте ему случаться и входите в него. Уничтожьте его посредством самого себя. Не бойтесь, не убегайте. Куда вы убежите? Как вы можете убежать? Все кругом изменяется. Тантра утверждает, что все изменяется. Куда вы убежите? Куда вы сможете уйти? Куда бы вы ни ушли, там будут изменения. Все побеги тщетны, не пытайтесь убежать. Тогда что делать? Не цепляйтесь за что-либо. Проживите изменение, будьте изменением. Не организуйте никакой борьбы с ним. Двигайтесь с ним. Река течет; вы течете с ней. Вы не должны даже плыть; пусть река примет вас. Не сражайтесь с ней, не тратьте напрасно энергию в борьбе с ней; просто расслабьтесь. Будьте в состоянии «будь, что будет» и перемещайтесь вместе с рекой.

Что произойдет? Если вы сможете перемещаться с рекой без каких-либо конфликтов, без всякого направления с вашей стороны, если направление реки является вашим направлением, то внезапно вы начнете осознавать, что вы не река. Вы начнете осознавать, что вы не река! Почувствуйте это. Как-нибудь испытайте это в реке. Идите туда, расслабьтесь и позвольте реке принять вас. Не боритесь; станьте рекой. Внезапно вы почув­ствуете, что река вокруг вас, но вы не река.

В сражении вы можете забыть это. Вот почему тантра говорит: Посредством изменения уничтожь изменение. Не сра­жайтесь. В этом нет необходимости, потому что в вас изменение войти не может. Так что не бойтесь. Живите в мире. Не бойтесь, потому что в вас мир войти не может. Живите им. Не выбирайте тот или этот путь.

Имеются два типа людей: одни будут держаться за мир изменений, а другие будут избегать его. Но тантра утверждает, что мир меняется, поэтому и держаться за мир, и избегать его тщетно. Какой в этом смысл? Будда говорит: «Какой смысл в том, чтобы оставаться в мире изменений?» Тантра говорит: «Какой смысл убегать из него?»

И то и другое тщетно. Лучше позвольте этому случиться. Вы не имеете отношения к этому; это случается, вы даже не нуждаетесь в этом. Вас не было, и мир изменялся, вас не будет, а мир все равно будет изменяться - зачем, следовательно, поднимать вокруг этого столько шума?

Посредством изменения уничтожь изменение. Это очень глубокое откровение. Уничтожьте гнев посредством гнева, уничтожьте секс посредством секса, уничтожьте алчность посредством алчности, уничтожьте сансару посредством сансары. Не сражайтесь с ней, будьте расслабленным, потому что борьба порождает напряжение, беспокойство, страдание, и вы обязательно будете выведены из душевного равновесия. Позвольте миру быть таким, каков он есть.

Имеется два типа людей. Один тип - это те, кто не может позволить миру быть таким, какой он есть. Их называют революционерами. Они будут изменять его, они будут бороться, чтобы изменить его. Они разрушат всю свою жизнь, изменяя его, а он уже и так изменяется. Они не нужны, они только расходуют самих себя. Они сгорят, изменяя мир, а он уже и так изменяется. Никакие революции, в действительности, не нужны. Сам мир является революцией; он изменяется.

Вы, возможно, удивляетесь, почему Индия не породила великих революционеров. Это именно из-за того взгляда, что мир уже и так изменяется. Зачем беспокоиться, чтобы изменить его? Вы не можете ни изменить его, ни прекратить изменения. Он изменяется сам по себе. Зачем напрасно расходовать себя?

Одни люди все время стараются изменить мир. В глазах религии они являются невротиками. Они, в действительности, боятся идти к самим себе, поэтому для них навязчивой идеей становится мир. Состояние должно быть изменено, правитель­ство должно быть изменено, общество, его структура, его экономика - все должно быть изменено. Такой человек умрет и никогда не будет иметь момента экстаза, в котором он будет знать, чем он является, а мир будет продолжать свое движение, колесо будет продолжать вращаться. Мир видел много револю­ционеров, но он продолжает свое движение. Вы не можете ни прекратить, ни ускорить его изменения.

Это позиция мистиков: мистики утверждают, что нет необходимости изменять мир. Но мистики тоже бывают двух типов. Одни скажут, что нет нужды изменять мир, но имеется потребность изменить самого себя. Они также верят в изменение - не в изменение мира, а в изменения самого себя.

Но тантра утверждает, что не нужно менять ничего - ни мир, ни самого себя. Это глубочайшая суть мистицизма. Вы не должны изменять мир и не должны изменять самого себя. Вы должны только знать, что все изменяется; вы должны плыть в этих изменениях и расслабляться в этих изменениях.

И в тот момент, когда не будет никаких усилий, направлен­ных на изменение чего-либо, вы сможете полностью расслабить­ся, - потому что, если имеют место усилия, вы расслабиться не сможете. Тогда будет иметь место напряжение, потому что в будущем должно случиться нечто, имеющее значение: мир должен измениться. Мир должен стать коммунистическим, или в будущем наступит земной рай или какая-либо другая утопия, или вы войдете в царство Божие, или войдете в состояние мокши. Где-то в раю ангелы ждут, чтобы приветствовать вас, - но это «где-то» находится в будущем. При этой позиции вы должны быть в напряжении.

Тантра призывает забыть об этом. Мир уже изменяется, и вы тоже уже изменяетесь. Эти изменения и являются существованием, так что не беспокойтесь о них. Они уже случаются без вас; вы для этого не нужны. Вы просто плывете в них без какого либо беспокойства о будущем, и внезапно, посреди этих изменений, вы начнете осознавать центр, в пределах которого вы никогда не изменяетесь, который всегда остается таким, каков он есть - одним и тем же.

Почему это случается? Потому что если вы расслаблены, то на фоне изменений вы можете почувствовать не изменяющееся. Если вы прикладываете какие-либо усилия, чтобы изменить мир или себя, то вы не сможете увидеть маленький неподвижный центр внутри себя. Вы настолько одержимы изменениями, что не в состоянии взглянуть на то, что уже есть.

Вокруг вас происходят изменения. Изменения становятся фоном, контрастом, а вы расслаблены. Поэтому в вашем уме нет никакого будущего - никаких мыслей о будущем. Вы здесь и сейчас; данный момент является для вас всем. Все вокруг изменяется, и внезапно вы начинаете осознавать точку внутри себя, которая никогда не изменяется. Посредством изменения уничтожь изменение. Вот что означает это: Посредством изменения уничтожь изменение.

Не сражайтесь. Посредством смерти станьте бессмертным, при помощи смерти позвольте смерти умереть. Не сражайтесь с ней. Позицию тантры трудно понять, потому что наш ум желает что-то делать, а это позиция недеяния. Это просто расслабление, а не деяние, и это один из наиболее скрытых ее секретов. Если вы сумеете почувствовать это, то вам не нужно будет беспокоить­ся о чем-либо другом. Одна эта техника сможет дать вам все.

Тогда вам не нужно будет ничего делать, потому что вы узнаете секрет, заключающийся в том, что посредством изменений можно уничтожить изменения, посредством смерти можно уничтожить смерть, посредством секса можно уничтожить секс, посредством гнева можно уничтожить гнев. Теперь вы знаете секрет: посредством яда, яд может быть уничтожен.

Глава 12 (44)

СЕКРЕТЫ ЛЮБВИ И ОСВОБОЖДЕНИЯ

28 марта 1973 года, Бомбей, Индия

Вопросы:

Почему современный человек стал неспособен любить?

Для того чтобы можно было осознать центр, должно ли периферийное движение прекратиться?

Не трудно ли это - уничтожить изменения посредством изменений без беспокойств и разочарований?

Каков подход тантры к напряжению современной городской жизни?

Первый вопрос:

Имея в виду ваше утверждение о том, что тантра является техникой любви, объясните пожалуйста, почему современные мужчины и женщины стали неспособны любить?

Любовь является самопроизвольной. Ею невозможно уп­равлять. Вы не можете «делать» любовь; вы ничего не можете с ней сделать. И чем больше вы делаете, тем больше вы упускаете ее. Вы должны позволять ей случиться. Вы ей не нужны. Ваше присутствие является помехой. Чем в большей степени вы отсутствуете, тем лучше. Любовь случается, когда вас нет. Из-за своей неспособности отсутствовать современные мужчина и женщина стали неспособны любить. Они способны только делать что-либо. Весь современный ум основан на делании. Все, что может быть сделано, современный человек делает более эффективно, чем любой из ранее существовавших людей. Все, что может быть сделано, мы делаем более эффективно. Наш век — наиболее эффективный; мы все превратили в технологию — в проблему, как «сделать» это. Мы развили одно направление, направление делания, но, развивая это направление, мы многое потеряли.

За счет своего существования мы научились делать вещи, так что-то, что может быть сделано, мы делаем лучше, чем кто-либо другой - лучше, чем любое общество, когда-либо существо­вавшее на земле. Но когда стоит вопрос о любви, возникают проблемы, потому что любовь не может быть сделана. И это относится не только к любви; мы оказываемся неспособными ко всему, что не может быть сделано.

Например, медитация: мы становимся неспособными к ней, она не может быть сделана. Или игра: мы становимся неспособными к ней, она не может делаться. Или радость, счастье: мы становимся неспособными к ним, потому что они не могут быть сделаны. Это не действия; вы не можете манипули­ровать ими. Наоборот, вы должны расслабить себя, вы должны принимать все. Тогда радость случится с вами, тогда счастье придет к вам, тогда любовь войдет к вам, тогда любовь овладеет вами. И именно этого овладевания мы боимся.

Современный человек, современный ум желает владеть всем и не желает быть ничьей собственностью. Современный человек желает быть хозяином всего, но вы можете владеть только вещью, а не тем, что случается. Вы можете быть хозяином дома, вы можете быть хозяином механического ус­тройства; вы не можете быть хозяином чего-то живущего. Жизнь не может иметь хозяина, вы не можете завладеть ею. Наоборот, она должна владеть вами. Только тогда с ней будет контакт.

Любовь является жизнью, и это выше вас. Вы не можете обладать ею. Я хотел бы повторить это: любовь выше вас, больше вас; вы не можете обладать ею. Вы можете только позволить, чтобы она завладела вами; ею нельзя управлять. Эго современного человека желает управлять всем, вы начинаете бояться всего, чем не можете управлять. Вы начинаете бояться, вы закрываете двери. Вы полностью перекрываете это направление, потому что в вас вползает страх. Вы не сможете управлять любовью, вы не сможете управлять, а та тенденция, которая привела к этому веку, является тенденцией управлять. Во всем мире, особенно на Западе, имеется тенденция развития к тому, как управлять природой, как управлять энергией, как управлять всем.

Человек должен стать хозяином, и вы стали хозяином только тех вещей, конечно, которыми возможно обладать, параллельно у вас вырабатывалась неспособность к тем вещам, которыми обладать невозможно. Вы можете обладать деньгами, вы не можете обладать любовью. И вследствие этого мы все превращаем в вещи. Вы даже людей превращаете в вещи, потому что тогда вы можете обладать ими. Если вы любите человека, вы не являетесь хозяином; никто не является хозяином. Два человека любят друг друга, и никто не является хозяином – ни любимый, ни любимая. Скорее, любовь является хозяином, оба находятся во власти какой-то силы, которая сильнее их, захва­чены великой силой - ураганом. Если они будут пытаться владеть друг другом, они упустят любовь. Тогда они смогут обладать друг другом. Тогда любимый станет мужем, а любимая - женой. Тогда они смогут обладать, но тогда муж станет вещью и жена станет вещью. Они не личности, не люди. Вы можете обладать ими. Они являются мертвыми сущностями, законны­ми ярлыками, - но не живыми.

Мы все время превращаем людей в вещи просто для того, чтобы обладать ими, а затем испытываем разочарование, - потому что мы хотим обладать человеком, а человеком обладать нельзя. Когда вы обладаете человеком, он больше не человек; он мертвая вещь, а вас не может удовлетворить мертвая вещь. Посмотрите на это противоречие: вас может удовлетворить только человек, а не вещь, но ваш ум желает обладать, - поэтому вы превращаете его в вещь. Тогда вы не можете быть удовлет­воренным. Тогда наступает разочарование.

Потребность к обладанию убила способность любить. Не думайте в терминах обладания. Думайте, скорее, о том, чтобы вами обладали. Это именно то, что значит самоотречение, самоотказ - быть обладаемым: вы позволяете, чтобы вами обладал кто-то, кто больше вас. Тогда не вы будете управлять. Тогда некоторая большая сила примет вас. Тогда направление будет не вашим. Тогда вы не сможете выбирать цель. Тогда будущее является неизвестным; теперь вы не можете быть в безопасности. Двигаясь вместе с чем-то, что превышает вас по силе, вы рискуете, вы боитесь.

Если вы боитесь и чувствуете себя небезопасно, то лучше не двигаться с этой большей силой. Взаимодействуйте с силами, более слабыми, чем вы; тогда вы сможете быть хозяином, вы сможете назначать цели заранее. Тогда вы сможете достичь этих целей, но вы ничего от них не получите. Вы напрасно растратите свою жизнь.

Секретом любви, секретом молитвы, секретом всего, что может доставить вам удовлетворение, является самоотречение - способность быть обладаемым. С любовью возникают проблемы, потому что этой способности нет. Имеются также и другие причины, но эта - основная. Первой причиной является слиш­ком большой упор на интеллект, на рассуждения. Поэтому человек имеет одностороннее развитие. Вы развиваете голову, совершенно пренебрегаете сердцем. А любовь не является интел­лектуальной способностью. Она имеет другой центр; она имеет другой фокус, другой источник. Она в вашем сердце, она в ваших чувствах; она не является продуктом рассуждений. Но все современное образование состоит из рассуждений, логики, ин­теллекта, ума. О сердце даже нет и речи. Оно, в действительнос­ти, отрицается; оно является просто поэтической фикцией.

Это не так! Оно является реальностью! Посмотрите на это таким образом: если бы с самого начала ребенок воспитывался бы без какой-либо тренировки ума и способностей к рассужде­ниям, без тренировки интеллекта, то был бы у него этот интеллект? Не было бы!

Были такие случаи. Иногда случалось так, что волки воспитывали человеческих детенышей. Всего десять лет назад в лесу нашли ребенка. Его воспитали волки. Ему было четырнад­цать лет. Он не мог даже стоять на двух ногах; он бегал на всех четырех. Он не мог произнести ни одного слова; он рычал как волк. Во всех отношениях он был волком в возрасте четырнадцати лет. Те, кто поймал его, назвали его Рамом. Ребенку потребовалось шесть месяцев, чтобы выучить свое имя. Через год он умер, и психологи, которые с ним работали, подозревают, что он умер от очень большого напряжения интеллекта. Эти усилия, эта тренировка в стоянии на двух ногах, эта тренировка памяти с целью запомнить свое имя, эти усилия сделать его человеческим существом убили его.

Когда его поймали, он имел крепкое здоровье - более крепкое, чем когда-либо имело любое другое человеческое существо. Он был подобен животному. Но это обучение убило его. Все усилия были потрачены на то, что если бы вы спросили его: «Как тебя зовут», он ответил бы: «Рам». В этом и заключал­ся весь его интеллект. После шести месяцев постоянного обуче­ния, наказаний, поощрительных наград единственным показа­телем его интеллекта было всего лишь это: он мог сказать «Рам».

Что случилось? Если бы этот ребенок попал к кому-нибудь с Марса, то тот бы подумал, что у человека нет ума, нет интеллек­та, нет способностей к рассуждению.

То же самое происходит и с сердцем. Без тренировки его как бы и нет. Им полностью пренебрегают, поскольку вся ваша жизненная энергия направляется по направлению к голове, а не по направлению к сердцу. Но любовь является функцией сердеч­ного центра. Вот почему современный человек становится неспо­собным любить: современный человек имеет неспособное сердце. Он вычисляет, а любовь не является вычислением. Он знает арифметику, а любовь не является арифметикой. Он рассуждает логически, а любовь является алогичной. Он всегда старается до всего дойти рассудком. Все, что бы он ни делал, поддерживается рассудком, а любовь рассудком не поддерживается.

На самом деле, когда вы влюбляетесь, вы полностью отбрасываете рассудок. Вот почему мы говорим, что человек «падает в любовь» (английское fall in love, влюбляться, букваль­но означает «падать в любовь» - Прим, перев.). Падает откуда? Падает из головы в сердце. Мы используем этот термин в виде осуждения, «падение», потому что голова, рассудок, не может смотреть на это без осуждения. Это падение.

Является ли, в действительности, любовь падением или взлетом? Становитесь ли вы с ней большим или меньшим? Вы расширяетесь или сжимаетесь? С любовью вы становитесь больше! Ваше сознание становится большим, ваши чувства становятся большими, ваше ощущение экстаза становится боль­шим, ваша чувствительность становится большей. Вы станови­тесь более живым, но одно становится меньшим: рассуждений становится меньше. Вы не можете рассуждать по поводу любви; «она слепа». В том, что касается рассуждений, она слепа. Сердце имеет свой собственный рассудок - это совершенно другая вещь — и свои собственные глаза, но это совершенно другое. Глаз рассудка здесь нет, поэтому рассудок говорит, что это падение; вы пали.

Пока сердечный центр не начнет снова функционировать, человек будет не в состоянии любить, а все страдание современ­ной жизни заключается в том, что, пока он не полюбит, он не сможет понять смысл своей жизни. Жизнь выглядит бессмысленной. Любовь придает ей значение; только любовь имеет смысл. Пока вы не будете способны любить, в вас не будет никакого смысла, вы будете чувствовать, что ваше существование не имеет какого-либо смысла, что оно тщетно; для вас привлекательным будет самоубийство. Тогда вы будете желать убить себя, покончить с собой, потому что какой смысл в таком существовании?

Голое существование не может быть допустимым. Существование должно иметь смысл; в противном случае, зачем оно. Зачем без необходимости продолжать свою жизнь? Зачем каждый день повторять один и тот же образ жизни? Утром вставать делать одно и то же, засыпать снова, а на следующий день снова то же самое - зачем?

До сих пор вы так и делали, и что случилось? И вы будете делать это до самой смерти, а затем освободитесь от своего тела. Какой в этом смысл? Любовь придает вашей жизни смысл. Это не значит, что благодаря любви в жизни появляются какие-то результаты, достигаются какие-то цели - нет! Благодаря любви каждый момент становится ценным сам по себе. Тогда вы никогда не будете задавать таких вопросов. Если кто-то спрашивает вас, в чем смысл жизни, то знайте, что ему недостает любви. Всякий раз, когда кто-то спрашивает вас о смысле жизни, он спрашивает это потому, что он не смог расцвести в переживании любви. Когда человек любит, он никогда не спросит о смысле жизни. Он знает смысл; ему нет нужды спрашивать. Он знает смысл жизни! Смысл есть: смыслом жизни является любовь.

Благодаря любви возможна молитва, потому что молитва тоже является отношением любви - не между двумя индивидуальностями, но между одной индивидуальностью и самим существованием. Тогда все существование становится вашим любимым или любимой. Но в молитву или в медитацию вы можете вырасти только благодаря переживанию любви, и предельный экстаз есть просто подобие любви. Вот почему Иисус говорит: «Бог есть любовь», а не: «Бог является любящим».

Христиане интерпретировали это по-своему — что Бог является добрым и любящим. Это не то значение. Иисус говорит, что Бог есть любовь. Он просто приравнивает Бога и любовь. Вы можете сказать «любовь», вы можете сказать «Бог»; оба слова означают одно и то же. Бог не является любящим; Бог сам и есть любовь. Если вы можете любить, вы входите в божественное. А когда ваша любовь возрастает до такой бесконечности, что она не относится ни к кому в конкретности - она, скорее, становится рассеянным явлением; когда для вас нет любимого; когда, скорее, все существование, все, что есть, становится любимым или любимой - тогда это становится молитвой.

А тантра является методом любви. Поэтому первым вопро­сом является то, как любить, а вторым - как вырасти в любовь таким образом, чтобы любовь стала молитвой. Но начинать надо с любви. И не бойтесь любви, потому что этот страх показывает, что вы боитесь сердца. Голова является лукавой; сердце являет­ся невинным. С головой вы чувствуете себя защищенным; с сердцем вы становитесь уязвимым, открытым. Может случиться все, что угодно.

Вот почему мы становимся закрытыми. Имеет место страх: если вы уязвимы, то все может случиться с вами; кто-то может обмануть вас. При наличии ума никто вас не обманет; вы сами можете обманывать других. Но я говорю вам: будьте готовы быть обманутым, но не закрывайте свое сердце. Будьте готовы быть обманутым, но не закрывайте свое сердце! И стоит пойти на эту уязвимость к обману, потому что вы ничего не потеряете в результате этого. И если вы готовы будете, что вас многократно обманут, то только тогда вы сможете верить сердцем. Если вы будете вычисляющим, хитрым, умным, слишком умным, то вы упустите сердце. А современный человек настолько образован, настолько усложнен, настолько умен, что это является причи­ной того, что он становится неспособным к любви.

Женщины были не такими, но они быстро следуют за современным мужчиной, они быстро копируют современного мужчину. Рано или поздно они станут такими же, как мужчина, и, возможно, даже превзойдут его. Теперь они тоже становятся неспособными к любви, потому что у них та же самая ориента­ция на голову, те же самые усилия быть более хитрыми и умными. Они могут организовать «Женское освободительное движение» или что-нибудь вроде этого, но это ориентировано не на сердце. Это просто повторение той же самой глупости, которую проделывает с собой мужчина. Женщины могут идти на другие крайности, но если они реагируют, то даже в факте своей реакции они являются последователями мужчин.

Налицо великий кризис. Сейчас трудно помешать тому, чтобы женщины во всем мире копировали поведение мужчин и всю их бессмыслицу, потому что кажется, что мужчины так успешно действуют. Они, в некотором смысле, действительно имеют успех; они стали хозяевами вещей. Но взгляните также и на то, в чем мужчина потерпел полную неудачу. Он потерял свое сердце; он не может любить. Одного рассудка недостаточно; если все находится под управлением рассудка, то это опасно. Сердце должно быть выше рассудка, потому что рассудок есть только инструмент, а сердце - это вы. Сердцу следует позволять использовать рассудок, но не наоборот. Но вы именно так и делаете. Голове позволяется доминировать; в своем доминирова­нии она убила сердце.

Для того чтобы понять, почему современный человек не способен любить, нужно вспомнить еще одну вещь. Любовь, по существу, является некоторым видом безумия, видом соучас­тия с природой, видом растворения эго. Это основное, первона­чальное. Из любви вы рождаетесь; каждая клеточка вашего тела является клеточкой любви. Сама ваша энергия, ваша жизнен­ная энергия, является энергией любви. Вы существуете в ней, но в этой энергии нет никакого эго. Вы не можете чувствовать «я». Эта энергия является бессознательной, и, когда вы входите в состояние любви, вы становитесь бессознательным. Сознатель­ной является только часть вашего ума, и в этой части ума существует эго.

Ум имеет три слоя. Первый слой - это слой бессознатель­ного или подсознательного: когда вы глубоко спите без каких-либо сновидений, то вы находитесь в нем. Ребенок в утробе матери является абсолютно бессознательным, но тогда он явля­ется частью матери. Ребенок не осознает, что он является отдельной сущностью; он просто часть матери. Здесь нет ника­кого разделения, нет никакого отдельно определяемого существования. Он не отделен от матери и от самого существования. Здесь нет никакого страха, потому что страх приходит тогда, когда, вы начинаете осознавать себя. Ребенок находится в полном покое; он бессознателен.

Второй слой - это слой сознательного. Это очень маленькая часть ума. Благодаря тренировке, обучению, обществу, семье - одна десятая бессознательного становится сознанием. Это необ­ходимо для выживания, поэтому часть вас становится сознани­ем. Но эта часть очень быстро устает; вот почему вы нуждаетесь во сне. Во сне вы снова становитесь ребенком в утробе матери. Вы проваливаетесь назад, сознания больше нет. Оно становится частью подсознания. Вот почему сон является таким освежаю­щим. Утром вы снова чувствуете себя живым, свежим, потому что вы снова возвращались в утробу матери.

Вы, возможно, и не наблюдали этого... Понаблюдайте за кем-нибудь, кто глубоко спит. В большей или в меньшей степени он будет находиться в той же позе, в которой он находился в утробе матери. И если вы сможете находиться в более правиль­ной позе, то сон придет более легко. Если вы испытываете какие-либо трудности в засыпании, то просто почувствуйте утробу матери, почувствуйте себя так, как если бы вы были в ней. Представьте это и примите позу, в которой вы пребывали в утробе. В этой позе вы глубоко заснете. Вам требуется то же самое тепло; в противном случае ваш сон будет беспокойным. Вы нуждаетесь в том же самом тепле, какое вы имели, находясь в утробе матери.

Вот почему полезным является теплое молоко. Если перед сном вы маленькими глотками выпьете теплое молоко, то это будет хорошо, потому что это снова сделает вас ребенком. Молоко является пищей ребенка, и если оно теплое, то вы снова находитесь у материнской груди. Теплое молоко полезно для сна только по этой причине: вы снова возвращаетесь в детство, вы уменьшаетесь в ребенка. Сон освежает вас. Почему? Потому что сознательный ум устает. Он является только частью ума, весь ум является бессознательным. Для того чтобы ожить, он должен возвратиться к состоянию целостности. Он опять воскресает. Вот почему утром вы снова чувствуете себя хорошо, и утро выглядит прекрасным, - не только потому, что утро прекрасно, но и потому, что вы снова имеете детские глаза. День не кажется таким же прекрасным. Мир является тем же самым, но к этому времени вы снова утрачиваете эти детские глаза. А вечер становится безобразным, потому что вы устали.

Вы слишком много живете в своем сознании. Центром этого сознания является эго. Это два обычных состояния, которые мы знаем. Третье состояние, то, к которому имеют отношение йога и тантра, называется сверхсознанием. «Сверхсознание» означа­ет, что все ваше бессознательное превратилось в сознание. В бессознательном нет эго; вы являетесь цельным. В сверхсозна­нии снова нет эго; вы являетесь цельным. Но в промежутке между этими двумя типами сознания ум имеет центр - эго.

Наши рекомендации