Как можно узнать, какое средство разрешено Шариатом, а какое запрещено?
Правильным способом определения законности того или иного бытового и шариатского средства является обращение к Корану и Сунне, исследование того, что сказано в них по этому поводу, и того, какие выводы вытекают из этих священных текстов. Иного пути для решения этого вопроса просто не существует.
Любое бытовое средство считается дозволенным, если оно отвечает двум требованиям. Во-первых, оно не должно быть запрещено Шариатом. Во-вторых, его польза для достижения той или иной цели должна быть доказана на практике либо очень вероятна.
Что же касается шариатских средств, то единственным требованием к ним является наличие ясного довода из священных текстов.
Давайте обратимся к упомянутому ранее примеру о предсказании судьбы животным. Этот поступок является бесполезным с точки зрения мирских законов, потому что практика и здравый смысл свидетельствуют о том, что все это – сущая бессмыслица. С точки же зрения Шариата этот поступок является неверием и заблуждением. Аллах разъяснил нам его порочность и предостерег нас от него. Тем не менее, люди часто ошибаются в таких вопросах. Они полагают, что любой поступок, который приносит им пользу, является дозволенным и законным. Случается так, что люди взывают к святым или молят о помощи умерших, после чего их желания и просьбы действительно сбываются. Они считают, что одно только это уже является доказательством того, что покойники и святые способны помочь людям, и что взывать к ним и просить их о помощи разрешено. У них нет других доводов, кроме того, что их желания сбылись. К сожалению, в некоторых книгах по религии часто можно встретить подобного рода рассказы. Например, как некий человек попал в тяжелую ситуацию и попросил о помощи святого или праведника, назвав его по имени, и тот предстал перед ним в человеческом обличии или приснился ему во сне, исполнив его просьбу.
Эти бедняги не ведают о том, что посредством таких событий, если они действительно имели место, Всемогущий и Великий Аллах вводит в заблуждение язычников и тех, кто придерживается религиозных нововведений. Это – испытание и соблазн, которым подвергает их Пречистый Аллах, а также хитрость, посредством которой Аллах искушает их, заслуженно наказывая их за то, что они отвернулись от Корана и Сунны, стали потакать собственным желаниям и последовали за своими дьяволами.
По причине события, которое произошло в жизни какого-то человека, они разрешают взывать о помощи не к Всевышнему Аллаху, несмотря на то, что подобные мольбы представляют собой величайшее многобожие. А ведь это событие может быть всего лишь вымышленным рассказом, который придумали или приукрасили для того, чтобы сбить с пути остальных людей. И даже если такая история была на самом деле, ее рассказчик ошибается по поводу того, кто пришел на помощь человеку. Он полагает, что это был праведный угодник, тогда как на самом деле это был проклятый шайтан, услуживший человеку для того, чтобы добиться своей коварной цели и обмануть людей, заманив их в сети неверия и заблуждения, независимо от того, понимают они это или нет.
До нас дошло немало сообщений о том, как во времена доисламского невежества (джахилийи) язычники приходили к идолам и взывали к ним, после чего слышали разные голоса. Они полагали, что их божество разговаривает с ними и отвечает на их зов, хотя на самом деле это были проклятые шайтаны, которые желали, чтобы те впали в заблуждение и увязли в своих порочных воззрениях.
Одним словом, мы должны знать, что жизненная практика и рассказы людей не являются правдивым основанием для того, чтобы считать законными те или иные деяния, связанные с религией. Единственным способом, позволяющим правильно определить это, является обращение к Шариату, представленному Кораном и Сунной. Никакого иного способа, как мы уже отмечали, просто не существует.
В этих вопросах многие люди запутываются, соприкасаясь с миром неведомого, например, когда они приходят к предсказателям, прорицателям, астрологам, колдунам или шарлатанам. Мы видим, что многие из них убеждены в том, что предсказатели знают сокровенное, поскольку они рассказывают им о некоторых событиях, которые сокрыты от них. Впоследствии, если все оказывается так, как сказал предсказатель, они начинают верить в то, что поступать так разрешено. И в этом случае их единственным доводом является то, что на деле все произошло так, как было предсказано. Однако это – огромный грех и очевидное заблуждение. Если какой-либо поступок принес человеку пользу, то это не означает, что поступать так разрешено. Торговля спиртным, например, иногда приносит человеку пользу и помогает ему разбогатеть. То же самое можно сказать об азартных играх и лотереях. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал по этому поводу:
يسألونك عن الخمر والميسر، قل فيهما إثم كبير، ومنافع للناس، وإثمهما أكبر من نفعهما
«Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (сура ''Корова'', аят 219) . И, несмотря на это, опьяняющие напитки и азартные игры строго запрещены в Шариате и прокляты. В одном из хадисов даже перечисляются десять проклятий, имеющих отношение к спиртным напиткам.[19]
Посещение предсказателей тоже строго запрещено, потому что священные тексты однозначно запрещают и предостерегают от этого. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по этому поводу сказал: «Кто пришел к предсказателю и поверил в сказанное им, тот не имеет отношения к тому, что было ниспослано Мухаммаду».[20]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Если человек придет к прорицателю, спросит его о чем-нибудь и поверит сказанному им, то его намаз не будет принят в течение сорока дней».[21] А когда Муавия бин аль-Хакам ас-Сулами сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, среди нас есть люди, которые посещают предсказателей», он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Ты же не ходи к ним…»[22]
Благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, каким образом предсказатели и колдуны получают некоторые сведения о том, что сокрыто от людей. Он сказал: «Когда Аллах решает какое-нибудь дело на небесах, ангелы начинают хлопать своими крыльями (, выражая готовность) повиноваться Его Слову, и звук (, издаваемый их крыльями,) подобен (грохоту удара) цепи о камни. Когда же страх (, вызванный Словами Аллаха,) покидает их сердца, они говорят: "Что сказал Господь ваш?"– и тому, кто это говорит, отвечают:"Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий!"[23]. (Это Слово Истины) слышат подслушивающие (дьяволы), которые располагаются один поверх другого вот так (Суфьян[24], один из рассказчиков данного хадиса, описал это при помощи пальцев правой руки, возложив их друг на друга). Иногда падающая звезда поражает такого подслушивающего, прежде чем он (успевает) передать (услышанное) своему товарищу, и сжигает его. Иногда же она не (успевает) поразить его до того, как он передаст (услышанное) следующему (дъяволу), стоящему ниже, и (так продолжается) до тех пор, пока они не передают (подслушанное Слово) на землю, где оно внушается колдуну, который примешивает к нему сто (слов) лжи. Если (предсказание такого колдуна) сбывается, (люди) говорят: "Разве он не сказал нам в такой-то день, что случится то-то и то-то? А ведь мы увидели, что это действительно произошло!" – (однако сбываетсятолько) Слово, услышанное с небес!».[25]
Схожий хадис передал Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах: «Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел в окружении нескольких сподвижников, на небе ярко заблистала звезда. Он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: "Что вы говорили, когда такое происходило во времена доисламского невежества?" Они ответили: "Мы говорили, что родился или умер какой-то великий человек". Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, звезды не падают по случаю чьей-либо смерти или чьего-либо рождения. Когда наш Всеблагой и Всевышний Господь принимает решение, носители Трона славословят Ему. Затем Ему славословят обитатели следующего неба, затем следующего. Наконец, славословие (тасбих) доходит до обитателей ближайшего неба. Затем обитатели неба, находящиеся вблизи от носителей Трона, спрашивают их: "Что сказал Господь ваш?" Они оповещают их об этом, а те оповещают обитателей следующего неба, которые оповещают обитателей следующего неба. Так эта весть достигает ближайшего неба, и тогда джинны подхватывают услышанное, и в них бросают (пылающие звезды). То, что они доносят в неизмененном виде, является правдой, однако они смешивают ее с ложью и прибавляют к ней (другие слова)"».[26]
Из этих и других хадисов нам известно, что люди могут вступать в связь с джиннами, и что джинны сообщают предсказателям некоторые правдивые вести. К полученным от них сведениям предсказатели прибавляют сотню небылиц от себя и рассказывают об этом людям, которые впоследствии убеждаются в том, что некоторые из их предсказаний сбываются. Несмотря на это, мудрый законодатель запретил ходить к предсказателям и, как мы уже говорили, предостерегал от того, чтобы верить их словам.
В этой связи мы должны отметить, что предсказатели, прорицатели и астрологи оказывают большое влияние на многих людей даже в нашу эпоху, хотя наши современники и заявляют, что они живут в век науки, мысли, культуры и просвещения. Они полагают, что предсказания, шарлатанство и колдовство уже утратили былое влияние и господство. Но если внимательно присмотреться к происходящим событиям и задуматься над их сутью, то легко убедиться в том, что эти явления все еще властвуют над умами многих людей. Однако сегодня они облачены в новое одеяние и предстают перед нами в современном виде, и поэтому лишь немногие понимают, что происходит в действительности. В частности, спиритизм и разные виды общения с духами являются одним из современных видов занятия колдовством и предсказаниями. Таким образом, предсказатели вводят людей в заблуждение, отдаляют их от религии, привязывают их к лживым рассказам и измышлениям, а те принимают эти рассказы за истину, за науку и за религию. На самом же деле ни истина, ни наука, ни религия не имеют к ним никакого отношения.
Одним словом, прибегать к бытовым средствам достижения целей, а также к тем средствам, которые по предположению людей являются шариатскими, можно только после того, как будет установлена их допустимость с точки зрения Шариата. Вместе с тем, польза и правильность бытовых средств должны подтверждаться и на практике.
Здесь обязательно следует отметить, что если жизненная практика показывает, что тот или иной поступок является бытовой причиной для достижения определенной цели, то пользоваться этой причиной разрешается, если в Шариате нет запрета по этому поводу. Так, исламские правоведы говорят, что любые мирские дела считаются дозволенными, если Шариатом не установлено обратное. Что же касается шариатских средств достижения целей, то отсутствия в Шариате запрета на их использование недостаточно для того, чтобы можно было прибегать к их помощи, хотя именно так ошибочно полагают многие люди. Использовать шариатские средства можно только тогда, когда их законность и желательность подтверждается священными текстами, поскольку желательность чего-либо является дополнением к дозволенности этого, в то время как именно посредством желательных средств можно приблизиться к Всевышнему Аллаху. Таким образом, если в Шариате не передается о конкретном запрете на какой-либо поступок, то это еще не означает, что посредством него можно приблизиться к Аллаху. По этому поводу один из наших праведных предшественников сказал: «Не совершайте обряд поклонения, если его не совершали сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!». Этот вывод следует из хорошо известных хадисов, запрещающих любые новшества в религии. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Любые обряды поклонения Аллаху считаются запрещенными, если только по этому поводу нет священного текста (, разрешающего их совершать). А любые обыденные дела считаются разрешенными, если только по этому поводу нет священного текста (,запрещающего их совершать)». Это правило следует запомнить, потому что оно крайне важно. Оно позволяет правильно понять многие вопросы, в которых люди расходятся во мнениях.
Глава III