Группы и подготовка в новом веке
Для тех из нас, кто работает на внутренней стороне, работники мира делятся на три группы:
1. Те очень немногие, кто являются настоящими Водолеями. Их работа сопряжена с реальными трудностями, поскольку их видение превосходит уровень развития большинства, и они часто сталкиваются с отсутствием понимания, с осуждением со стороны своих сотрудников и оказываются в полном одиночестве.
2. Те, кто являются чистыми Рыбами. Они работают с гораздо большей легкостью и находят более быстрый отклик у окружающих. Их работа имеет более догматичный характер, менее включающа и окрашена духом разделения. В их число входит множество 633]мировых работников во всех сферах человеческого прогресса и структурах по улучшению благосостояния.
3. Те Рыбы, которые достаточно развиты, чтобы откликаться на зов Водолея, но которые пока еще не доверяют себе настолько, чтобы применять новые методы работы и идеи Водолея. Например, в политической сфере они обладают чувством интернационализма, но не в состоянии его демонстрировать, когда дело доходит до понимания точки зрения других. Они считают, что обладают универсальным сознанием, но когда доходит до дела, они дискриминируют и подавляют. Они образуют гораздо меньшую группу, чем настоящие Рыбы, делают хорошее дело и занимают очень нужное место. Однако проблема, которую они создают для пытающихся их задействовать работников Водолея, состоит в том, что, хотя они и отзываются на идеал и причисляют себя к Новому Веку, они в действительности ему не соответствуют. Они улавливают лишь часть видения и усвоили теорию, но не умеют выразить ее на практике.
Вместе эти три группы проводят большую нужную работу и благодаря своим совместному служению влияют на массы людей, исполняя тем самым свою дхарму. Одна группа вынуждена работать, находясь пока еще во власти наваждения, создаваемого общественным мнением. У промежуточной группы самая трудная задача, потому что при отсутствии ясного видения голос их близкого окружения и голос внутренней группы мировых Знающих часто вступают в конфликт между собой, в результате чего люди мечутся туда-сюда, отзываясь то на тот, то на другой. Группа тех, кто более остальных восприимчив к поступающей вибрации Водолея, регистрирует голоса лидеров обеих других групп, но голос ведущих Учителей и голос группы мировых Учителей безошибочно ведет их вперед.
Я пытаюсь объяснить перечисленные выше методы и способы 634]работы, так как времена трудные и необходимо достичь ясности мышления, чтобы эту работу продвигать. И хотя такое разделение на группы само по себе обособляет и не дает возможности представить какую бы то ни было идею в ее истинном, синтетическом виде, будет уже успехом, если многие тысячи отдельных групп удастся отнести к трем основным группам, и ум ученика будет избавлен от необходимости детально анализировать деятельность различных работников, воплощающих План во всем мире.
Вторая большая проверка для чувствительного ученика – это преодоление страха неудачи. Он основан на прошлом опыте (так как у всех бывали неудачи), на понимании того, что можно не успеть выполнить предназначенное и упустить благоприятную возможность, а также на остром осознании своей индивидуальной ограниченности и недостаточности. Этот страх зачастую является результатом отклика на нынешний низкий духовный уровень и пониженную физическую жизненность расы. Никогда прежде страх неудачи так сильно не преследовал человеческое семейство. Другая причина такой реакции заключается в том, что род человеческий в целом впервые в истории расы воспринимает видение и, следовательно, обретает более развитое чувство относительной ценности, чем когда-либо ранее. Люди знают, что они божественны, и это осознавание становится всеобщим. Отсюда сегодняшняя неуспокоенность и бунт против ограничивающих условий. Однако для ученика будет ненужной тратой времени размышлять о своей неудаче или бояться неудачи. Не существует такого понятия, как неудача; может быть только потеря времени. Последняя – серьезный фактор в наше время крайней мировой нужды, однако ученик когда-нибудь неизбежно должен будет начать поступать правильно и исправлять свои прошлые неудачи. Не нужно еще раз подчеркивать, что мы учимся на неудачах, так как это хорошо известная истина; ее знают все, кто пытается жить как душа. Ученик не должен также огорчаться по поводу кажущихся или действительных неудач своих соучеников. Чувство времени вызывает наваждение и огорчение, между тем работа продвигается 635]и урок, усваиваемый благодаря неудаче, служит предостережением на будущее. Он способствует быстрому росту. Честный ученик может поддаться наваждению, но надолго ничто не в состоянии его удержать. Что значат несколько быстротечных лет по сравнению с циклом эонов? Не больше чем секунда в череде отведенных человеку семидесяти лет. Индивидуальному ученику они кажутся самыми важными; наблюдающей душе они представляются лишь мгновением. Возможно, для мира временная неудача может означать задержку ожидаемой помощи, но это, опять-таки, лишь на короткое время, так как помощь приходит из других источников, поскольку План неудержимо продвигается вперед.
Могу ли я совершенно серьезно сделать вам парадоксальное предложение работать с предельной отдачей и, в то же время, не относиться к работе с чрезмерной серьезностью и не воспринимать себя слишком всерьез? Те, кто находятся на внутренней стороне и следят за работой мировых стремящихся, видят в настоящее время их достойные сожаления переживания по поводу своей индивидуальной недостаточности, упорные напряженные усилия с их стороны «сделать себя такими, какими они должны быть», и в то же время удручающее отсутствие чувства пропорции и какого бы то ни было чувства юмора. Призываю вас культивировать оба эти недостающие качества. Не воспринимайте себя столь серьезно, и вы обнаружите, что освобождаетесь для более свободной, более эффективной работы. Относитесь к Плану и к призыву к служению серьезно, но не тратьте время на бесконечный самоанализ.
Поэтому ближайшей целью для всех стремящихся учеников в настоящее время можно считать следующие достижения:
1. Достигнуть ясного понимания собственных ближайших личных проблем и, в первую очередь, цели своего служения. Это осуществляется благодаря медитации.
2. Развить чувствительность к новым импульсам, наполняющим в наше время мир. Это достигается через проявление все 636]большей любви ко всем, а благодаря любви и пониманию с людьми легче контактировать. Любовь раскрывает.
3. Научиться служить с полной беспристрастностью. Это достигается путем искоренения личных амбиций и любви к власти.
4. Научиться не обращать внимания на общественное мнение или на неудачи. Это осуществляется благодаря чуткому восприятию голоса души и стремлению всегда пребывать в сокровенном месте Всевышнего.
Сейчас мы соединили нашу первую рекомендацию о ближайшей цели и шагах, которые нужно предпринять для ее достижения, с нашей второй рекомендацией о поведении и факторах, которые приходится искоренять. Остается только перечислить наказания, которым подвергается испытуемый или опытный работник, если он поддается наваждению и присущим его природе недостаткам, позволяет им мешать его работе и стать преградой между ним и прозреваемой целью.
Необходимо подчеркнуть, что имеются три основных опасных момента в жизни служения. Я имею в виду не индивидуальную подготовку ученика, а его жизнь в служении и деятельность, в которую он, как работник, вовлечен. Его темперамент, его оснащенность и его особенности (физические, эмоциональные и ментальные) оказывают могучее действие на его окружение, на людей, которым он пытается помочь, на его семью, на его подготовку в миру и на его речь.
Первый опасный момент – его физическое состояние. Об этом я не буду распространяться, только очень попрошу учеников поступать мудро, уделять достаточно времени для сна, принимать правильную пищу (которая должна подбираться каждым индивидуумом в соответствии со своими особенностями) и, по возможности, искать такое окружение, которое позволило бы ему работать 637]с наибольшей легкостью. Наказание за нарушение этих инструкций проявляется в отсутствии силы для служения и в увеличении рабской зависимости от физического тела. Если физическое тело находится в плохом состоянии, то ученик обнаруживает, что он не способен взять на себя новый объем обязанностей, налагаемых на него притоком силы.
Второй опасный момент – это астральная иллюзия, в которой живет все человечество, ее способность очаровывать даже опытных работников. Я достаточно рассмотрел этот вопрос в настоящем трактате, посвященном, как вы знаете, методам достижения контроля над астральным телом и верному пониманию законов, следуя которым этого контроля можно добиться. Только ментальный контроль плюс верное духовное восприятие способны прорвать эти иллюзорные астральные миазмы и открыть человеку, что он представляет собой духовную сущность в воплощении и находится в контакте – благодаря своему уму – с Универсальным Умом. Наказание, которому подвергается ученик, постоянно поддающийся наваждению, очевидно. Его видение затуманивается, и он «теряет чувство касания», как это называется в древних комментариях. Он блуждает «по тропинкам жизни, не замечая прямой столбовой дороги, ведущей к цели».
Третья опасность (наиболее распространенная в наше время) – это ментальная гордость и вытекающая из нее неспособность работать в групповой формации. Наказанием за это часто является временный успех и вынужденная работа с группой, лишенной своих лучших элементов и состоящей лишь из тех, кто питает личность главы группы. В результате акцента на собственных идеях и собственных методах работы ученик обнаруживает, что его группе недостает тех факторов и тех людей, которые бы ее обогатили, уравновесили его устремление и привнесли бы в то, что он делает, те качества, которых ему самому недостает. Это само по себе достаточное наказание, быстро приводящее в чувство честного ученика. Предоставьте интеллектуальному, честному 638]и по сути истинному ученику так ошибаться, и в свое время он осознает тот факт, что собранная им группа вылеплена им или что он вылеплен ею, что она олицетворяет и повторяет его самого. Закон быстро срабатывает в случае истинного ученика, и он быстро исправляет положение дел.
Хочу уверить учащегося, что, настойчиво продвигаясь вперед, он обнаружит, что экзотерическая и эзотерическая связь между внешними школами и внутренней школой, или знающими истину, настолько тесна, что ни один серьезный учащийся не остается незамеченным. При перегруженности работой, под гнетом и грузом дневных трудов большой поддержкой является знание того, что есть те, кто наблюдает, и что каждое основанное на любви действие, каждая устремленная на общее благо мысль, каждая бескорыстная реакция не остаются без внимания. Но помните, что стремящийся получает признание Помощников, когда Они обнаруживают у него повышение вибрации, а не в результате совершенного им действия или посланной мысли. Тех, кто учит, интересуют верность истине, скорость вибрации и качество проявляемого света. Они не знают о конкретных действиях, словах и состояниях, да и не располагают временем для их изучения, и чем скорее стремящиеся это усвоят и оставят какую бы то ни было надежду вступить в контакт с индивидуумом, которого они называют Учителем, располагающим по их представлению таким большим досугом и такими развитыми силами, что Он готов заниматься их тривиальными делами во времени и пространстве, тем быстрее они будут прогрессировать.
Если же налицо неустанный рост, приверженность оккультным принципам, вызывающая конкретные изменения в используемых телах и увеличение излучения света, то это становится известно и регистрируется, и стремящийся вознаграждается тем, 639]что возрастают его возможности служить своим собратьям. Учителя вознаграждают не похвалой, не поглаживанием по голове, не словесным выражением благодарности. Они заняты тем, что из обыкновенных мужчин и женщин делают знающих и учителей:
1) обучая их познавать себя;
2) освобождая их от слепой веры авторитетам тем, что пробуждают в их умах интерес, желание исследовать и затем указывают (не более того) направление, в котором следует искать ответ;
3) создавая им условия, которые вынуждают их стоять на собственных ногах и полагаться на собственные души, а не на какое бы то ни было человеческое существо, будь то любимый друг, наставник или Учитель Мудрости.
Мне не хочется повторяться. Большинство положений, касающихся работы стремящегося нашего времени, рассмотрены ранее в данном трактате. Вам всем остается лишь тщательно их изучить. Я заканчиваю призывом ко всем читающим эти инструкции собраться с силами, повторить обеты преданности делу служения человечеству, подчинить собственные идеи и желания групповому благу, отвести свой взгляд от себя, снова сосредоточив его на восприятии Плана, сдерживать свои языки от пустословия и критицизма, от сплетен и злоречия, читать и изучать необходимые материалы так, чтобы работа могла с пониманием продвигаться вперед. Пусть учащиеся настроятся в наше время крайней необходимости и благоприятной возможности пожертвовать всем, что они имеют, для помощи человечеству. Необходимость, потребность – налицо. Налицо безотлагательность момента, и я призываю всех, кому пытаюсь помочь, присоединиться к напряженному усилию Великих. Они трудятся день и ночь, стараясь облегчить долю человечества, отвести зло и бедствия, сопутствующие нынешней ситуации. Я предлагаю вам не упустить благоприятную возможность и заявляю, что вы нужны – даже самый малый из вас. Уверяю, что группы учащихся, работающих 640]слаженно и неизменно испытывая глубокую любовь друг к другу, могут достигнуть значительных результатов.
За то, чтобы каждый из вас мог так работать, чтобы каждый мог забыть о себе, осознав мировую потребность, возносится самая искренняя молитва, с самой высокой надеждой, вашим братом ТИБЕТЦЕМ.
* Числа в квадратных скобках соответствуют нумерации страниц в английском издании этого трактата. Указатель в конце нашего издания составлен по этой нумерации. Ссылки на трактат в других книгах Алисы А. Бейли также соответствуют этой нумерации. (Прим. Ред.)
** Обращение Тибетца к А.А. Бейли (Прим. Ред.)
* Е.П.Б. – Елена Петровна Блаватская (Прим. Ред.)
* В англ. варианте Библии «golden bowl» – «золотой сосуд» (Прим. Ред.)
* Подробному разбору всех этих стадий посвящен последний раздел I тома «Ученичества в Новом Веке», стр. 673] (Прим. Ред.)
* См. стр. 281]-282] – (Прим. Ред.)
* Псалтырь, 29:5 (Прим. Ред.)
* См. Библия, Книга Судей Израилевых, 12:6 (Прим. Ред.)
* Пункт А. на стр. 573] (Прим. Ред.)
* Откровение 14, 19-20; 19, 15. (Прим. Ред.)