Начальная подготовка по безрадостности

Когда люди задумываются над своей жизнью, часто случа­ется так, что они понимают, что больше не могут считать то, к чему раньше стремились, хорошим или правильным. Тогда они спрашивают себя: «То, что мои наставники называли истинным, оказалось ложным. Что же тогда истинно? Как узнать, что делать и чего не делать?»

Некоторые люди верят, что ответ на этот вопрос мож­но найти в священных книгах (Библия, Коран, сочине­ния доктора Спока, писаные и неписаные законы). Дру­гие считают, что ответ можно вычислить логически.

Существует еще одна точка зрения на данную пробле­му, которую, однако, не многие принимают всерьез: глав­ный источник информации о том, что для человека хоро­шо, а что плохо, находится внутри его. Люди, которые придерживаются этой точки зрения, верят, что челове­ческое существо обладает внутренним знанием того, что ему нужно, что полезно, а что — вредно. Они верят, что, если не мешать людям, они будут следовать своей истин­ной сущности, своему центру, и найдут путь к гармонии с собой, с другими и с природой.

Возможно, вам это кажется странным: ведь мир во­круг нас ясно говорит об обратном. Когда люди позволя­ют себе все, они убивают, грабят, насилуют, устраивают сексуальные и наркотические оргии. Насилие, сексуаль­ные извращения, наркомания и садизм — вот чего по-на­стоящему хочется людям. Именно поэтому нам нужен закон и порядок, не так ли? Так чему же верить?

Транзактные аналитики верят, что люди от природы добры, что они способны любить и сотрудничать друг с другом, что они красивы, умны и здоровы. Почему же они себя так плохо ведут? Почему они выкуривают три пач­ки сигарет в день, почему они переедают, почему они уби­вают себя с помощью алкоголя и героина? Почему они делают подлости друг другу, почему крадут и лгут, поче­му позволяют использовать себя? Как нам кажется, при­чина в том, что их запрограммировали на такое поведе­ние. Более того, когда программа заложена, те, кому она выгодна, поощряют человека не отходить от нее. Произ­водители продуктов питания, алкоголя, лекарств поощ­ряют курение, пьянство, переедание и чрезмерное по­требление лекарств. Мы ведем себя агрессивно, конку­рентно и эгоистично, потому что эти черты делают нас управляемыми работниками и гражданами (я объясню это позже).

Сценарий заставляет человека выполнять желания других людей и игнорировать собственные желания. Сце­нарий предписывает нам неестественное поведение и от­ключает нас от внутреннего компаса, от центра, от муд­рости тела, которая всегда готова сказать нам, что хорошо, потому что оно сопровождается приятными ощущения­ми, а что плохо, потому что оно сопровождается непри­ятными. Большинство людей игнорируют свое тело. Не­которые даже считают его обузой. Для них приятное чув­ство от предмета или действия автоматически переносит его в ранг плохих, и чем приятнее что-то, тем оно хуже. Например, секс, одно из самых приятных занятий, счи­тается одним из худших грехов. Радость считается гре­ховной.

Я уверен, что можно понять, хорошо для тебя что-то или дурно, если послушать свое тело. Когда прислуши­ваешься к своим ощущениям, замечаешь, что табачный Дым оставляет неприятное чувство, а свежий воздух — приятное. Алкоголь в большом количестве неприятен. Сотрудничество приятно, а ложь неприятна. Любовь приятна, а не давать и не принимать поглаживания —неприятно. Одна работа радует, а другая — нет. Секс без душевной привязанности, а иногда и привязанность без секса — неприятны. Мастурбация приятна. Переедание после первоначального комфорта и чувства покоя дает неприятные телесные ощущения. Важно прислушивать­ся к своему телу, и оно скажет, когда хочет побыть одно, а когда — с кем-то, когда оно хочет спать, а когда гулять или сесть или лечь.

Мы все до некоторой степени отрезаны от своих теле­сных ощущений. В то же время связь между головой и телом не разорвана окончательно. Об этой связи свиде­тельствует наша способность реагировать на опасные для организма вещества и ситуации. Мы машинально отдер­гиваем руку от горячего утюга: связь между головой и ру­кой достаточна для того, чтобы почувствовать боль и от­дернуть руку. Некоторые люди не могут переедать, дру­гих тошнит от спиртного, третьи закашливаются, когда пробуют затянуться табачным дымом. Кто-то не в состо­янии долго сидеть на одном месте не шевелясь, а другому неприятно вдыхать грязный воздух. Кто-то не переносит побочных эффектов аспирина, снотворного, стимулиру­ющих препаратов и сахарина. Каждый из этих примеров демонстрирует прочную связь между Центром личности (Я, которое решает, что для него хорошо, а что — дурно) и частью тела, которой наносится повреждение.

Хорошая связь со своим телом помогает узнать, что вредно, а что — полезно. Когда человек центрирован, ему приятен вкус чистой воды, запах чистого воздуха, и он знает, какая пища ему необходима. Когда тело хочет под­вигаться, оно сообщает ему об этом, и когда он идет на­встречу желанию своего тела, то в результате чувствует себя хорошо. То же верно и относительно удовлетворения сексуальных потребностей. То, что приятно (при усло­вии центрированности), является хорошим и полезным.

Вы можете возразить: почему же тогда героин вызы­вает экстатические ощущения? Почему такое наслаждение приносит глубокая затяжка сигаретным дымом? По­чему так забавно напиться, как свинья? Я бы хотел отве­тить на эти вопросы, одновременно объяснив, как имен­но безрадостность (отсутствие контакта с собственным телом) связана со злоупотреблением наркотическими ве­ществами.

Сильнодействующие наркотические вещества (нико­тин, этиловый спирт, опиаты, седативные и стимулиру­ющие препараты) действительно являются коротким пу­тем к центрированию. Они на короткое время восстанав­ливают связь между центром и остальными частями тела. Они делают это, по крайней мере частично, за счет отклю­чения Большого Свина, который не хочет, чтобы мы чув­ствовали себя хорошо. Каждая разновидность внутренне­го раскола «лечится» определенным веществом, поэтому разные люди чувствуют зависимость от разных веществ.

Однако таким способом связь восстанавливается лишь на время; большинство наркотических веществ имеют не­приятное побочное действие, а для того чтобы поддержи­вать ощущение благополучия, постоянно нужны новые дозы наркотика.

Связь между головой и телом снова разрушается, но наркотическое вещество остается в организме; по мере того как оно накапливается, побочные эффекты его дей­ствия становятся более выраженными. Некоторые нарко­тические вещества (все седативные препараты, алкоголь, барбитураты, опиаты и некоторые транквилизаторы) требуют увеличения дозы, чтобы восстановить внутрен­нюю целостность; если же новая доза не вводится, орга­низм заболевает. Регуляторные механизмы тела выходят из строя — под влиянием одних веществ раньше, под вли­янием других — позже. В этом отношении хуже всего воз­действуют на организм алкоголь, героин и барбитураты. Наименьшая же вероятность подобного исхода (несмот­ря на суровое наказание, которое назначено за ее упо­требление) сопровождает употребление марихуаны.

Таким образом, запреты и предписания, которые при­водят к отключению человека от ощущений его тела, при­водят к зависимости от наркотических веществ. Когда этого не происходит, человек просто живет безрадостной жизнью, «головой», отделенной от множества приятных и неприятных телесных ощущений. Так как мы не чув­ствуем удовольствия, наша жизнь безрадостна. Так как мы не чувствуем боли, мы не способны позаботиться о своем теле, пока боль не станет такой острой, что ее уже нельзя будет игнорировать ни минуты. Часто это проис­ходит слишком поздно — например в случае курильщи­ка, который не ощущает дискомфорта в легких, пока у него не начнется рак, или человека с излишним весом, ко­торый не замечает неудобств, связанных с полнотой, пока у него не откажет сердце.

Тот же механизм, который отвечает за формирование наркотической зависимости, работает и в случае другой формы зависимости, которую можно назвать консюмеризмом, или навязчивым потреблением. Покупать вещи приятно; приятно приобрести новую машину, шкаф или пылесос. Так же как наркотическое вещество, покупка — это прямой путь к удовольствию. Некоторые люди стра­дают таким же пристрастием к шопингу, как другие — к наркотикам; у них случаются покупательские «запои», и их тяга к трате денег ничуть не слабее тяги к алкоголю. «Похмелье» покупателя, его «следующее утро», ущерб, который ему приносит его несдержанность, — это счета, которые делают его рабом так же, как выпивка или геро­ин делает рабом алкоголика или наркомана.

К сожалению, безрадостность поддерживает интересы бизнеса. Некоторые виды наркомании и консюмеризм поощряются в СМИ, а заработок многих людей зависит от затрат, сделанных другими людьми на лекарства и, по сути, бесполезные товары. Обратите внимание, какой шум поднимают производители табака и сигарет при малей­шей угрозе уровню потребления их товара, и вы поймете насколько экономика нашей страны зависит от безра­достности ее жителей. Мы в порочном круге. Миллионы сумасшедших потребителей проезжают биллионы миль в своих передвижных домах, в вонючих автомобилях, на грязных велосипедах, разоряя природу, тратя энергию и загрязняя воздух, в поиске ощущений, которые они мог­ли бы найти в себе или в тех, кто рядом, если бы они оста­новились и позволили включиться своему центру.

Быстро развивающаяся экономика, которой мы, аме­риканцы, так гордимся, основана на безумном зарабаты­вании денег, их безумном растрачивании, безумном про­изводстве, безумной продаже и безумном темпе жизни, съедающем нашу энергию и ресурсы. Мы сидим в огром­ной навозной куче нашего валового национального про­дукта, безуспешно тоскуя по чистому воздуху, открыто­му пространству, солнечному свету и Счастливой Жизни.

Наши рекомендации