Замечания личного характера: выступайте в качестве Божьего посла
1. В каких ситуациях у вас возникают раздражение, гнев или разочарование, которые показывают, что ваши интересы для вас важнее интересов Господа?
2. Где и как вы можете помочь осуществлению Божьего замысла в жизни других людей?
3. В каких ситуациях вы склонны сражаться, используя оружие мира сего?
4. Призывает ли вас Бог пожертвовать чем-то личным ради того, чтобы быть Его послом?
5. Есть ли люди, которых вы не можете простить?
6. Где Бог призывает вас возвещать людям о примирении?
[125] Глава 8
Достигая цели
Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи [«Моя благодать достаточна; это все, что тебе нужно...» – в английском переводе Библии].
Второе послание к Коринфянам 12:9
Во время написания этой книги я находился на отдыхе в городке Клируотер, во Флориде. Небольшая, очень красивая дамба, окруженная с обеих сторон водой, соединяла этот населенный пункт с городом Тампа. Однажды я сказал местному жителю, что Клируотер выглядит очень красивым, если смотреть на него со стороны Тампы, находящейся на противоположном берегу залива, и что туда легко добраться по дороге, проложенной по гребню дамбы. В ответ мой собеседник рассказал об урагане, пронесшемся однажды над западной Флоридой, в результате чего вся дамба оказалась под водой. Затем он добавил: «Можно было видеть Клируотер, можно было описать все его здания, но невозможно было попасть туда, потому что дорога была залита водой».
Возможно, вы испытываете нечто подобное, читая эту книгу. Я описал цель, к которой мы должны стремиться, сферу нашего словесного общения – какой Бог хочет ее видеть, но у вас такое ощущение, будто дорога, ведущая к ней, залита водой и нет никакой возможности достичь желаемого пункта назначения. Может быть, вы яснее, чем когда-либо прежде, увидели, что ваша речь не соответствует божественным требованиям, и это привело вас в еще большее уныние!
[126] Цель этой главы – укротить шторм и дать вам возможность перейти на другую сторону «посуху». Я хочу дать вам надежду и оказать содействие. Я хочу помочь вам приступить к перестройке вашего мира словесного общения.
Практические советы
1. Не отчаивайтесь. Очень легко быть поглощенным печалью и угрызениями совести. Нас легко могут парализовать размышления, типа «О, если бы только...», и сбить с прямого пути сомнения относительно правильности выбранного момента. Нам необходимо обратить внимание на следующее:
Бог – Чудный Советник. Он самый лучший учитель во всей вселенной. Он точно знает, что именно мы можем понять и претворить в жизнь. Давая последние наставления ученикам, Христос отметил: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин. i6:l2). Он обещал послать другого учителя – Духа Святого, Который продолжит наставлять их на всякую истину. Бог всегда открывает нам истину в самый подходящий момент. В Его расписании не бывает ошибок. Вместо того чтобы печалиться и унывать, нам нужно положиться на Его высшую мудрость.
Во-вторых, Писание обещает нам, что Бог «воздаст вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеницы» [«восстановит то, что съели саранча, черви, жуки и гусеницы» – в английском переводе Библии] (Иоиль 2:25). Важно помнить, что Бог, Который прощает, также восстанавливает и примиряет. Применяя на практике то, чему Он научил нас, мы будем восстановлены в тех сферах жизни, которые давно считали безнадежно испорченными. Через наше послушание истине, открытой для нас Богом, Господь восстанавливает то, что было раньше повреждено и разрушено. Я неоднократно наблюдал, как это происходит в жизни родителей, друзей и супружеских пар, прежде считавших, что ущерб, нанесенный их отношениям в прошлом, никогда нельзя будет исправить.
2. Не отвергайте евангельскую надежду. Не допускайте мысли о том, что проблемы в общении – это непобедимые великаны. Павел писал Тимофею: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7). Мы становимся [127] подавленными, боязливыми и робкими, когда забываем, кем мы являемся во Христе.
Прежде всего нам необходимо помнить, что мы получили благодать, которая изобилует везде, где проявляет себя наш грех. Да, грех будет приводить нас в смущение, но он не смутит нашего Спасителя. Его жизнь, смерть и воскресение гарантируют победу. В Послании к Римлянам 6:14 говорится: «Грех не должен над нами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию». Эта благодать доступна нам в любой ситуации, в общении с любыми людьми, и она становится совершенной в нашей немощи!
Во-вторых, мы обязаны помнить о том, что неприятности и беды не означают, что Господь забыл о нас. Псалмопевец напоминает нам в псалме 45 о том, что «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (стих 2). Недостаточно сказать, что Он заботится о нас в беде или что Он может прийти нам на помощь в трудное время. Нет, Он обещает намного больше. Он наше прибежище и наша сила в беде. Мы ни на миг не лишаемся убежища и источника силы, потому что Бог всегда рядом!
В-третьих, Бог знал о том, что наше состояние будет таким ужасным и безнадежным, а Его стандарты такими высокими, и Он понимал, что одного прощения будет недостаточно. Поэтому Он не только прощает нас, но и поселяется в нас Святым Духом. Павел описывает эту удивительную реальность следующим образом: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20). Его сила не только пребывает, но и действует в нас! Да, Он прощает, но также и наделяет силой. Он не станет призывать нас к действию, не снабдив всем необходимым для исполнения Его воли. Если Господь призывает вас перейти Чермное море, то Он пошлет корабль, построит мост, разделит воды или поможет вам плыть!
3. Проверьте свои плоды. Какие плоды приносит ваша речь? Ободряете ли вы других людей, вселяете ли в них надежду, показываете ли им, что любите их? Ведут ли ваши слова к прощению, примирению и покою? Проявляете ли вы мудрость в общении и укрепляете ли окружающих в вере? Или же ваши слова приводят других в уныние, порождают разделения, ведут к осуждению, огорчают людей и толкают их на безрассудные поступки?
Перемена начинается со смиренного желания проверить, какие плоды вы пожинаете в своей жизни. В Послании к Галатам 6:7 говорится: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что [128] посеет человек, то и пожнет». Враг жестоко обманывает нас, уверяя, что некоторые плоды в нашей жизни порождены не нами а другими людьми. («Это он доводит меня до такого состояния!» «Я никогда не произносила грубых слов, пока у меня не появились дети». «Вы бы тоже постоянно орали, если бы у вас был такой муж!» «Мой начальник всегда провоцирует меня проявлять не самые лучшие черты моего характера».)
Наберитесь мужества и вспомните о том, что Господь обещал простить вас и пребывать с вами, а затем проверьте, какие плоды приносят ваши слова. Признайтесь пред Господом, что свои плоды вырастили вы сами. Именно с этого начнется полная и неизгладимая перемена вашей жизни.
4. Раскройте ваши корни. В Евангелии от Луки 6:45 записано одно из самых важных высказываний Христа, касающееся нашей речи: «...ибо от избытка сердца говорят уста...» Проблемы в сфере словесной коммуникации всегда указывают на проблемы, гнездящиеся в сердце. Проанализировав те трудности, с которыми вы сталкиваетесь в процессе общения, вы увидите, что на самом деле управляет вашим сердцем.
Когда я был маленьким, родители брали меня и других детей с собой, когда ездили в гости к маминым родственникам. Все братья и сестры моей матери были неверующими. Всякий раз, когда мы ездили на эти семейные встречи, родители оставались на обед и тайком отпускали нас погулять еще до того, как собравшиеся начнут распивать спиртные напитки.
На одной из таких встреч мама была занята разговором и не заметила, что мой дядя напился и начал рассказывать мне и моему брату Марку всякие непристойности о женщинах, находившихся тогда в доме. Все это происходило в другой комнате. Как только мать поняла, что происходит, она вбежала в комнату, схватила нас за руки и посадила в машину. По пути домой она сказала: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Я никогда не забуду этих слов.
Нам следует начать с признания того факта, что не окружающие люди и не ситуации, в которых мы оказываемся, заставляют нас говорить то, что мы говорим. Нашими словами управляет сердце. Люди и жизненные ситуации служат всего лишь поводом для того, чтобы сердце могло выразить свое внутреннее содержание. Если мы смиренно признаем это, то нам откроются окна небесные, откуда изольются потоки Божьего прощения и силы.
[129] «...Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
5. Ищите прощения. В одной старой поговорке говорится о том, что исповедь благотворна для души. Как верны эти слова! Если ваше сердце познало истину, а вы подумали, сделали или сказали что-либо греховное, то у вас есть выбор: вы можете исповедать свой грех и еще раз предать себя в руки Христовой благодати, дарующей прощение, или же вы можете попытаться оправдать себя, назвав нормальным то, что Бог называет грехом. У нас великолепно получается оправдывать себя! Мы по-новому интерпретируем события. («Я не злился, а всего лишь старался доказать свою точку зрения».) Мы обвиняем других. («Она обладает уникальной способностью сводить меня с ума».) Мы ссылаемся на физическую слабость. («Я не очень хорошо себя чувствовал, поэтому так странно себя вел».) Мы киваем на ситуацию. («В тот день все шло из рук вон плохо».) Все это делается, чтобы извинить то, что Бог называет непростительным.
Каковы же плоды всего этого? В Книге Притч дан конкретный ответ на этот вопрос: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха» (28:13). Когда мы ищем прощения, это подобно прополке огорода. Почва нашего сердца становится чистой, сорняки вырываются с корнем, и новая жизнь послушания может беспрепятственно произрастать на ней. Сорняки же неисповеданного греха заглушают и подавляют жизнь души.
Основная сложность в решении проблемы общения состоит в том, чтобы спросить себя: «Какие конкретные грехи (исходящие из сердца и из уст – см. Лк. 6:45) Господь призывает меня исповедать Ему или другим людям?» Задавая этот вопрос, вы следуете указаниям Святого Духа, Который производит в нас Свою работу, чтобы мы стали подобны образу Сына Божия (Гал. 5:16-26). Поступая так, вы очищаете почву сердца от сорняков, с тем чтобы Святой Дух мог посеять на ней семена нашего подобия Христу.
Стремление получить прощение – это важный поворотный пункт. Мы перестаем противиться Господу и начинаем послушно и с желанием участвовать в Его деле. Это всегда приносит добрые плоды. Наше сердце становится виноградником, растущим для Его славы, и наши уста превращаются в сад, наполненный сладкими плодами Духа (словами любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости и воздержания).
[130] 6. Прощайте, не раздумывая. Этот шаг включает в себя две составляющие. Во-первых, мы должны простить формально: забыть пред Богом об обиде, нанесенной нам другим человеком. Это значит, что мы должны передать Богу свое право отомстить обидчику. Павел говорит: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19).
Когда Бог призывает дать место Его гневу, Он хочет, чтобы мы отошли в сторону и позволили действовать Ему Самому. Чтобы простить обидчика, нужно принести свою обиду Господу и, положившись на Его правосудие, успокоиться.
Во-вторых, вы должны простить фактически: простить всякого, кто просит о прощении. «...Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).
Осуществляя служение душепопечительства, мне не раз приходилось убеждаться в том, что самое большое препятствие, мешающее людям измениться, – это нежелание прощать других. Оно заставляет нас сопротивляться Богу, не дает покориться Ему. Именно из-за него мы предпочитаем враждовать с людьми, а не строить товарищеские взаимоотношения.
7. Измените правила. Намерение разговаривать по-новому должно непременно возникнуть после того, как вы поймете, что прощать – приятно. Оно должно быть таким же конкретным, как и исповедание греха. Спросите себя, что Бог призывает вас изменить в общении с людьми? Что нового должно появиться в вашем разговоре, заменив собой старые привычки?
После того как муж и жена исповедуют свои грехи Богу и друг другу, я всегда призываю их поставить перед собой новые задачи в сфере общения. Я советую им поступать следующим образом. Если один из супругов на какой-то момент забудется и начнет разговаривать по-старому, другой должен сразу же прервать общение и сделать ему замечание: «Мы договорились не разговаривать друг с другом в таком тоне. Давай помолимся и затем постараемся продолжить беседу так, чтобы это было угодно Господу». Я был свидетелем того, как один только этот прием помогал коренным образом изменить общение мужа и жены.
За исповеданием и покаянием должно следовать конкретное, практическое посвящение себя новым методам словесного общения. Это решение изменить правила общения должно основываться на живой вере в Писание (когда вы верите, что то, к чему [131] оно призывает вас, является самым правильным и лучшим) и в присутствие Господа (когда вы верите, что Он с вами везде, куда бы вы ни пошли, и дает вам все, что необходимо для исполнения Иго воли. См. 2 Пет. 1:3-9).
8. Находите благоприятные возможности. Это не столько изменение направления, сколько изменение угла зрения. Те ситуации, которые были раньше источником проблем и которых вы боялись, потому что не могли удержаться и произносили недобрые, эгоистичные и неугодные Богу слова, теперь предоставляют вам возможность испытать на себе действие благодати Господней, дающей силу, и проявить новые качества и послушание.
Забывая о нанесенных обидах, насыщаясь Евангелием, признавая и исповедуя свои грехи, ища прощения и даруя его другим людям, вы откроете для себя совершенно новый мир общения. Вы не будете больше смотреть на жизнь как на опасные джунгли, кишащие хищниками, ядовитыми змеями и скрытыми ловушками. Нет, вы будете воспринимать жизнь как прекрасный сад, полный благоприятных возможностей, позволяющих вам наслаждаться тем, что Бог приготовил для Своих чад.
В Книге Притч 28:1 говорится: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев». Будьте смелы, как лев. Не давайте места цинизму и страху. Не поддавайтесь сомнениям и не уклоняйтесь от общения. Живите смело. Используйте возможности, предоставленные искуплением. Полагайтесь на обетования Господни. Бог даст вам много шансов говорить по-новому!
9. Выбирайте слова. В Книге Притч написано: «Сердце праведного обдумывает ответ...» (Прит. 15:28). В ней также говорится, что глупо поступает тот, кто отвечает с поспешностью. В поисках данных Богом возможностей вести разговор по-новому мы обязаны научиться думать, прежде чем что-либо говорить. Нам необходимо научиться подбирать правильные слова. (В последней главе этой книги мы подробно поговорим о том, как это делается.) Мне много раз доводилось слышать, как люди укоряли самих себя: «Не надо было мне так скоро давать ответ» или «я просто увлекся», или «как бы я хотел взять свои слова обратно».
Бог предопределил, что наши слова должны удовлетворять двум критериям. Во-первых, они должны приносить славу Богу. Слова, исходящие из наших уст, должны быть прежде всего угодны Ему. Во-вторых, они должны служить во благо нашим [132] ближним. Бог призывает нас выбирать слова, удовлетворяющие этим требованиям.
10. Признавайтесь в своей слабости. Наше нежелание и боязнь признаться в собственной слабости – это верный признак того, что мы неправильно понимаем Евангелие. Христос пришел на землю как раз потому, что мы слабы! В Писании нет и намека на то, что когда-нибудь мы станем настолько совершенными, что перестанем ежесекундно нуждаться в Его благодати. Если мы будем беспрекословно повиноваться Ему на протяжении тысячи лет, то и тогда мы будем нуждаться в Нем в той же самой мере, в какой Он был нужен нам в день, когда мы уверовали!
Сознание собственной слабости – это признак духовной зрелости, а не наоборот. Чем ближе мы к Господу, чем дольше мы пребываем в общении с Ним, чем глубже мы понимаем Его Слово, тем сильнее мы ощущаем свою немощь, несостоятельность и греховность. Павел сказал: «...я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами» (2 Кор. 12:9). Причина этого заключалась не в том, что ему нравилось быть слабым, а в том, что в его немощи обитала сила Христова. Наша слабость не мешает Богу действовать в нас. Ему мешает лишь наша ложная уверенность в собственных силах! Сила Божья дается слабым! Благодать Божья предназначена для неспособных! Обетования Божьи адресованы немощным! Премудрость Божья наполняет «немудрое мира» (1 Кор. 1:27)!
Его благодать дает нам право бежать к Нему, а не от Него, когда мы осознаем нашу слабость, неспособность, малодушие и безрассудство. Мы можем приходить к Нему такими, как есть. Ничто лучше не демонстрирует нашу нужду в Господе, чем наша постоянная борьба в сфере словесного общения. Признайте свою слабость и с радостью бегите к единственному Источнику силы.
11. Не давайте места дьяволу. Павел, говоря в Послании к Ефесянам о нашем словесном общении, подчеркивает: «И не давайте места диаволу» (4:27). Сатана - лжец и обманщик. Он хочет только одного: украсть, убить и погубить. Он враг всего хорошего и правильного. Он стремится посеять семена сомнений, отчаяния и недовольства. Он ненавидит живую веру и ведет войну против новой жизни. Он старается отвратить нас от Бога и друг от друга. Нам следует знать его уловки и делать все, что только в наших силах, чтобы он не смог увлечь нас за собой. Мы не должны давать ему возможности пагубно воздействовать на нас.
[133] У нас есть два способа помешать сатане сделать свое черное дело. Во-первых, мы можем набраться мужества и быть откровенными. Любовь к истине является прекрасной защитой от пагубного влияния врага, живущего во мраке и действующего, когда мы молчим. Но если мы откровенны сами с собой, если мы не молчим и открываем свои грехи, мы не даем ему возможности действовать.
Во-вторых, нам необходимо посвятить себя тому, чтобы в смирении выслушивать других людей и быть доступными для них. Открытость и готовность со смирением выслушать человека, соединенные с честностью и правдивостью, закроют дверь для сатаны. Многие из наших проблем в общении возникают из-за того, что мы неосознанно предоставляем дьяволу возможность строить свои козни.