Аллах — конечный предел всякого стремления, и в Его руках ключи к хранилищам, и все деяния должны совершаться ради Него, и искать что-то следует только у Него
|
он не способен дать.
И Слова Всевышнего «К твоему Господу предстоит конечный исход»(сура 53 «Звезда», аят 42) содержат в себе великий клад, а именно: всё, чего человек желает не ради Него и не в связи с Ним, недолговечно и быстро исчезает, поскольку конечный исход — не к нему, а к Тому, к Кому предстоит конечный исход всего сущего. Его творение, воля, мудрость и знание — предел всему, и Он — предел всего желаемого, и любовь к тому, кого любят не ради Него, — страдание и мучение, и всякое дело, к которому человек стремится не ради Него, — напрасное и ложное, и каждое сердце, не имеющее связи с Ним — несчастное, и счастье и преуспеяние отгорожено от него.
Всё, чего желают от Него, соединено в Его словах
«Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас».А всё, что требуется по отношению к Нему, сое-
Аллах — конечный предел всякого стремления... 461
динено в Его словах «К твоему Господу предстоит конечный исход». Нет цели, к которой стоит стремиться, кроме Него, и нет цели, помимо Него, которую можно считать конечной, пределом.
За всем этим скрывается великая тайна из тайн единобожия, а именно: сердце не успокоится и не обретёт отдохновения и умиротворения, пока не прибудет к Нему, и всё, что любят и к чему стремятся помимо Него, требуется людьми не ради него самого, поскольку Тот, Кого любят и к Кому стремятся ради Него Самого, только один, и к Нему предстоит конечный исход [и Ему принадлежит конечный предел всего], и невозможно, чтобы конечный исход предстоял к двум, как невозможно и изначальное создание творений двумя.
И если конечной целью любви человека, его стремления, воли и покорности является не Он, то всё это является ложным и покинет его как раз тогда, когда он больше всего будет нуждаться в нём. А если конечной целью любви человека, его стремления, воли и покорности является Он, Всевышний, то ему достанется блаженство и наслаждение, радость и счастье, вечные и бесконечные.
Раб Аллаха постоянно пребывает между нормами, касающимися велений, и нормами, касающимися испытаний, и ему совершенно необходима помощь [в исполнении] велений и забота, когда приходят испытания. Чем усерднее исполняет он веления, тем больше заботы получает, когда его постигают испытания. Если его исполнение велений безупречно внешне и внутренне, то и забота и доброта придёт к нему внешняя и внутренняя. Если же его исполнение велений ограничивается внешними проявлениями, лишёнными внутреннего содержания, то забота и доброта придут к нему лишь внешне, тогда как доля заботы внутренней у такого человека будет чрезвычайно мала.
Ты можешь спросить, что подразумевается под заботой внутренней.
Это появление в сердце спокойствия, умиротворения, исчезновение тревоги, беспокойства и отчаяния, возникающих во время испытаний, в результате чего человек предстаёт перед своим Господом смиренным и покорным, взирающим на Него сердцем своим, стремящимся к Нему духом своим и всей внутренностью своей. Созерцание доброты и заботы отвлекает его от боли, которую он испытывает. И его заставляет забыть о своей беде знание того, что Аллах выбирает для него наилучшее, и что он — раб, и это безусловно, и постановления Господа распространяются на него вне зависимости от того, доволен он этим или нет, и если он доволен, то сможет снискать довольство, а если недоволен, то и его самого ждёт недовольство.
И эта внутренняя забота является следствием тех внутренних отношений, и чем они лучше, тем она больше, а чем они хуже, тем она меньше.
Важная польза