Неверный вывод и его опровержение
Здесь мы должны разъяснить важный вопрос, касающийся этой темы. Он состоит в том, что если мы не разрешаем просить Аллаха о чем-либо ради высокого положения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или других пророков и праведников, то это вовсе не означает, что мы отрицаем их высокое положение перед Аллахом. Это также не означает, что мы питаем к ним ненависть, отрицаем их превосходство и высокое положение или не испытываем к ним любви, как об этом лживо заявил доктор аль-Бути в книге "Фикх ас-Сира" (стр. 354), оклеветав нас. В частности, он сказал: «…Некоторые заблудшие, чьи сердца не знают любви к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не разрешают искать приближение к Аллаху посредством самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после его кончины…» Нет и еще раз нет! Хвала Аллаху, мы высоко ценим посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сильно любим его и признаем его превосходство. Если слова аль-Бути и указывают на что-либо, так это на ту слепую злобу, которая переполняет сердца врагов салафитского[84] призыва и подталкивает их на такой опасный поступок, на такое отвратительное преступление. Они пожирают мясо своих братьев по вере и обвиняют их в неверии без каких-либо доказательств, опираясь исключительно на свои предположения. А ведь, как сказал наш благородный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: ''Предположения – это самые лживые речи''.[85]
Я не понимаю, как этот автор, причинивший несправедливость собственной душе, позволил себе вынести приговор, который вправе вынести только Всемогущий и Великий Аллах. Он один знает то, что скрывают сердца и умы, и от Него не скроется ни одна тайна.
Неужели он не ведает о наказании того, кто поступает так? Или же он знает о нем, но черная злоба и скрытая неприязнь к проповедникам Сунны уже ослепили его? Как бы там ни было, мы напомним ему два славных хадиса, – быть может, он удержится от этого заблуждения, прозреет и раскается в своем поступке.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо назовет неверующим мусульманина, и тот не окажется таковым, то он сам станет неверующим».[86]
В другом хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К самому большому ростовщичеству относится посягательство на честь мусульманина безо всякого на то права».[87]
Наконец, мы должны сказать ему: "Послушай, понимаешь ли ты, что своими словами ты опровергаешь праведных предшественников этой уммы и обвиняешь в неверии мусульманских имамов-муджтахидов, которые тоже не разрешали искать приближение к Аллаху посредством самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или кого-либо другого после их кончины. К ним относились и имам Абу Ханифа, и его ученики, да смилостивится над ними Всевышний Аллах. Как мы уже отмечали, Абу Ханифа, в частности, сказал: "Взывать к Аллаху с мольбами следует только посредством Него Самого".
فإن كنت لا تدري فتلك المصيبة
وإن كنت تدري فالمصيبة أعظمُ
Если ты не знал этого, то это – несчастье,
Если же ты знал, то – несчастье еще большее.
Скажу еще раз, что у честного и справедливого человека никогда не возникнет сомнений в том, что мы, хвала Аллаху, сильно любим посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и лучше других знаем о его превосходстве, о наших обязанностях перед ним и о его достоинствах. Мы считаем его самым достойным пророком и господином посланников, печатью пророков и лучшим среди них. Он понесет достохвальное Знамя и соберет вокруг себя людей у Водоема (аль-хауд). Он получит право на величайшее заступничество и будет удостоен единственного и самого высокого места в Раю. Он был почтен удивительными чудесами, и Всевышний Аллах через его религию отменил все предыдущие религии. Ему были ниспосланы семь часто повторяемых аятов (т.е. сура ''Аль-Фатиха'' – прим. редактора) и Великий Коран, а его последователей Аллах сделал лучшей из общин, которая появилась на благо всего человечества. У него есть и другие достоинства и заслуги, которые подчеркивают его превосходство и высокое место, да ниспошлет Аллах ему и его семье благословения и многочисленные приветствия.
Хвала Аллаху, мы в числе первых признаем все это и, быть может, почитаем нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, гораздо больше, чем те люди, которые заявляют о своей любви к нему и делают вид, что знают о его высоком положении. Поистине, все это имеет смысл только тогда, когда человек следует путем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, повинуется его приказам и остерегается нарушать его запреты. Ведь Пречистый и Всевышний Аллах сказал:
قل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله، ويغفر لكم ذنوبكم
«Скажи: ''Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи''» (сура ''Семейство Имрана'', аят 31). И по милости Аллаха мы относимся к тем, кто усердно повинуется Всемогущему и Великому Аллаху, и следует путем Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и эти два обстоятельства являются самыми правдивыми доказательствами нашей искренней любви к нему. Однако мы избегаем его чрезмерного возвеличивания и не впадаем в излишества, поскольку Всевышний Аллах запретил это, сказав:
يا أهل الكتاب لا تغلوا في دينكم، ولا تقولوا على الله إلا الحق
«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду» (сура ''Женщины'', аят 171). Это же запретил и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший: «Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям, ибо, поистине, я – всего лишь раб Аллаха, и поэтому говорите: "Раб Аллаха и Его посланник"».[88]
Здесь уместно отметить, что к проявлениям излишества и чрезмерности в религии Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отнес даже бросание паломниками в столбы больших камешков в долине Мина. Из хадисов известно, что он велел бросать камешки размером с горошину (аль-хазф). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах: "Когда наступило утро (бросания камешков в Джамрат) аль-Акаба, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидя на своем верховом животном, сказал мне: ''Ступай, собери мне (камешки)!''. Тогда я собрал ему камешки размером с аль-хазф. Когда я положил их в его руку, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Вот такие!'', – повторив это три раза, а затем добавил: ''Опасайтесь проявлять излишества в религии, ибо, поистине, те, кто были до вас, были погублены из-за излишеств в религии". [89]
Так дело обстоит потому, что бросание камешков в столбы является символическим обрядом, олицетворяющим отвержение сатаны и борьбу с ним. Этот обряд совершенно не означает того, что паломник собирается в действительности убить или умертвить сатану. Мусульмане же обязаны выполнять это предписание, отвергнув заклятого врага человека – сатану, и не более того. Но, несмотря на столь суровое предостережение, запрещающее проявлять чрезмерность в религии, мусульмане, к сожалению, впадают в излишества и следуют обычаям людей Писания. Один из тех, кто перешел границы дозволенного, в частности, сказал:
دع ما ادعته النصارى في نبيهم
واحكم بما شئت مدحا فيه واحتكم
Не говори то, что говорят христиане о своем пророке,
Но восхваляй его, как хочешь, и обращайся за решением.
Эти слова принадлежат поэту, которого почитают многие мусульмане. Они распевают эту касыду, известную под названием "аль-Бурда" (''Плащ''), и посредством нее пытаются снискать благословение Аллаха. Они зачитывают ее на маулидах[90] и других религиозных собраниях, полагая, что она приближает их к Всеблагому и Всевышнему Аллаху и свидетельствует об их любви к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Совершенно очевидно, что, по мнению этого поэта, запрет в вышеупомянутом хадисе распространяется только на заявления о том, что Мухаммад – сын Аллаха. Поэтому он считал запрещенным такое высказывание, но в то же время призывал восхвалять Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, любыми другими словами, что бы они ни означали. Поистине, это – грубая ошибка и очевидное заблуждение, поскольку в приведенном ранее хадисе запрещается возвеличивать Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и этот запрет можно истолковать двумя способами. Во-первых, он может означать запрет на похвалу вообще. Во-вторых, его можно истолковать как запрет на чрезмерную похвалу.
Если понимать этот хадис как абсолютный запрет, то он может означать попытку уберечь людей от чрезмерного восхваления Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это значит, что мусульмане должны ограничиваться упоминанием того, что Всевышний Аллах избрал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Своим пророком и посланником, сделал его Своим любимым рабом и возлюбленным (халиль). В Своем Писании Аллах так восхвалил его:
وإنك لعلى خلق عظيم
«Воистину, твой нрав превосходен» (сура ''Письменная трость'', аят 4).
Что может сказать человек о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, после такой похвалы Всеблагого и Всевышнего Аллаха? Чего стоят все слова людей рядом с этим свидетельством самого Всевышнего Господа? Поистине, мы не сможем найти для него лучшей похвалы, чем слова Всемогущего и Великого Аллаха, назвавшего его Своим рабом и посланником. Поистине, это – самая лучшая характеристика Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, свободная от излишества и упущения, чрезмерности и небрежности. Именно так наш Пречистый и Всевышний Господь охарактеризовал Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, взошедшего пред Ним на высочайшую ступень и облагодетельствованного Его величайшей милостью. Безусловно, речь идет о ночном переносе из Мекки в Иерусалим и о вознесении на небеса, где Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, были показаны некоторые из величайших знамений Господа. Даже тогда Аллах назвал его Своим рабом, сказав:
سبحان الذي أسرى بعبده ليلاً من المسجد الحرام إلى المسجد الاقصى
«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной Мечети в Мечеть аль-Акса» (сура ''Ночной перенос'', аят 1).
Согласно другому толкованию, вышеприведенный хадис означает: "Не излишествуйте, восхваляя меня, и не говорите обо мне то, чего я не заслуживаю, приписывая мне некоторые из особенностей Всеблагого и Всевышнего Аллаха".
Первое толкование, возможно, является более предпочтительным по двум причинам. Во-первых, в конце хадиса сказано: «Поэтому говорите: "Раб Аллаха и Его посланник"». Это значит, что мы должны ограничиться тем, что сказал о нем Всемогущий и Великий Аллах, назвавший его Своим рабом и посланником. Во-вторых, именно так понимали этот хадис некоторые мусульманские имамы. Например, имам ат-Тирмизи привел данный хадис в главе "О скромности Пророка, да благословит его Аллах и приветствует". Из этого следует, что он понимал его как абсолютный запрет на похвалу в адрес Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку только такой запрет соответствует понятию "скромность" и гармонично сочетается с ним.