Если бы мы собирались остаться

К одному отшельнику пришли люди. И когда они не обнаружили у негодаже рогожи, на которую можно было бы присесть, то очень удивились. Он же им ответил: - Если бы мы собирались здесь остаться, то я разостлал бы лучшиековры.* (* Намек на недолговечность земной жизни.)

ПЕРВАЯ ОБИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА

Другой сказал: - Рай был первой обителью человека, и, с той поры как нас изгналииз рая, мы стремимся туда вернуться. Это значит, что мы стремимся вернуться к месту, где родились, ине хотим оставаться в чужом краю.

НЕИЗБЕЖНОСТЬ

Другой говаривал: - Не достоин особой похвалы тот, кто отрицает сей мир. Ибо есличеловек в течение своей короткой жизни не согласится добровольноотречься от него, впоследствии он придет к этому, независимо от своейволи.

ПРИЗРАЧНЫЙ МИР

Один отшельник написал своему другу отшельнику письмо, в которомпопросил объяснить ему, чему можно уподобить сей мир и мир грядущий.Тот ему ответил: "Сей мир подобен сну, а мир грядущий подобен бодрствованию. Вснах, как известно, мы имеем дело с кратковременными явлениями,которые трудно уловимы из-за своей иллюзорности. И когда мыпросыпаемся, то сразу убеждаемся, что все нами пережитое былопризрачным".

В ПУТИ

У одного отшельника спросили: - Почему ты постоянно опираешься на посох? Ты ведь не болен и нестар! Он ответил: - Этим я хочу подчеркнуть, что я - в пути и выжидаю удобное времядля перехода. А посох - необходимая принадлежность каждого, ктоотправляется в дорогу.

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ УБЕДИТЬСЯ...

Другой отшельник сказал: - Если ты хочешь убедиться в ничтожности всех мирскихприобретений, посмотри, у кого они водятся. Он имел в виду людей ничтожных, ибо люди возвышенные идобродетельные лишены их.

СОРАЗМЕРНО ВРЕМЕНИ

Другой отшельник говаривал: - Человеку следует сделать запасы для мира сего на то время, покаон будет в нем находиться, и для мира грядущего тоже на то время, покаон будет в нем пребывать.

ДВЕ СОКРОВИЩНИЦЫ

Другой отшельник, прогуливаясь, увидел человека, стоявшего накладбище возле памятника. И он сказал ему: - О человече! Подумай, и ты убедишься, что стоишь между двумяудивительными сокровищницами. В одной хранятся сыны человеческие, а вдругой - их страсти.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?



Отшельника, поселившегося на кладбище, как-то спросили: - Что ты здесь делаешь? - Я изучаю останки мертвецов, - ответил отшельник. - Хочу найтихоть какое-нибудь отличие в строении тела правителей и их рабов, нобезуспешно. Они не отличаются друг от друга, они совершенно одинаковы.

БЛАГА ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

Царь обратился к отшельнику: - Попроси у меня все, что хочешь, и я дам тебе это. Отшельник сказал: - Хочу бессмертной жизни, вечной молодости, неиссякаемогобогатства, радости, которую не омрачает горе. Царь ответил: - Над такими вещами я не властен. - Тогда оставь меня в покое, и я буду просить у того, кто всостоянии мне это дать, - сказал отшельник. Он имел в виду просить у бога все эти блага в загробной жизни.

ЛУЧШЕ БЫТЬ НАКАЗАННЫМ...

Другой отшельник говаривал: - Если бы бог сказал, что он накажет только одного человека, я быочень огорчился, если бы не был этим человеком. Ибо если бы богсказал, что он помилует лишь одного человека, я бы ни на мгновение непереставал надеяться, что этим единственным человеком буду я. Амилосердие его по отношению к тем, кого он строго судит, превышает егогнев.

ДУМАЙ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ

Другой отшельник говаривал: - То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, чтохочешь иметь завтра, приобретай сегодня.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ УДОБНЫМ СЛУЧАЕМ

Другой отшельник сказал богачам: - Клянусь именем бога, что когда вы покинете сей мир, то ни кчему так не будете стремиться, как к тому, чтобы вернуться в негоснова и творить добро, дабы удостоиться блаженства вечного и спастисебя от наказания. Так совершайте же благие дела сейчас, пока выпребываете в мире сем, до того как вы покинете его и уже никогда несможете вернуться снова.

О ЧЕМ ОН ДУМАЕТ...

Другой отшельник сказал: - Сорок лет подряд я прошу бога об одном и том же, но он невыполнил мою просьбу. Его спросили: - В чем же заключается просьба, с которой ты обращаешься к богу икоторую он не выполнил? Он ответил: - Я прошу только об одном - не думать о бесполезных для менявещах.

ВЕЧНЫЕ СТРАДАНИЯ И ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО

Другой отшельник говаривал: - Величайшее наказание ада заключается в том, что его обитателизнают, что их страдания будут длиться вечно. Точно так же величайшееблаго рая заключается в том, что его обитатели знают, что ихблаженство будет длиться вечно.

ГЛАВА IX

РАССКАЗЫ О ЛЕКАРЯХ И ОБО ВСЕМ, ЧТО К НИМ ОТНОСИТСЯ

ЧТОБЫ СТАТЬ ПРИДВОРНЫМ ВРАЧОМ...

Рассказывают, что Арташир, царь персидский, не принимал вуслужение врача до тех пор, пока этого врача не ужалит ехидна. Итолько в том случае, если врач был в состоянии полностью себявылечить, Арташир брал его на службу и назначал ему содержание.

ОТЧЕГО ОН ЗАБОЛЕЛ

Наши рекомендации