Замечания личного характера: чье поручение вы исполняете?
1. Как вы обычно реагируете на разного рода беды и неприятности? (Жалеете себя? Спрашиваете у Бога, почему Он допустил го или иное в вашей жизни? Обвиняете окружающих? Проклина-[174]-ете обстоятельства? Ищете защиты и помощи у Бога? Стремитесь послужить другим?)
2. В каких ситуациях вы разочаровываетесь, раздражаетесь и гневаетесь, вместо того чтобы служить людям?
3. Что значит рассматривать отношения с людьми с позиции искупления? В каких случаях вам это не удается?
4. Заставляет ли вас страх скрывать истину, уклоняться от решения проблем или оправдывать чей-то грех, вместо того чтобы обличать его?
5. Часто ли вы принимаете на свой счет то, что не относится к вам лично, и, делая это, упускаете даруемые вам Богом возможности вести разговор с позиции искупления?
6. Какие проблемы и неприятности в вашей жизни помогают вам исполнять Великое поручение?
7. Бывает ли так, что вы, забывая о евангельских обетованиях, теряетесь, когда понимаете, какие возможности Бог открывает перед вами?
8. Исповедайте Богу и людям, которым об этом нужно знать, все грехи, открывшиеся вам в процессе ответа на эти вопросы. Вспомните об обетовании, записанном в Первом послании Иоанна 1:8, 9.
[175] ЧАСТЬ 3
Победа в войне слов
Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах слово, сказанное прилично.
Притчи 25:11 (русский синодальный перевод)
Нужное слово в нужное время подобно драгоценному украшению.
Притчи 25:11 (перевод с английского)
Господи! Быть может,
Сегодня я кому-то нужен:
Моя рука, чтобы облегчить бремя,
Мое око, чтобы направить на верный путь,
Мой разум, чтобы познать закон Любви.
Пусть моя рука не ослабеет,
Око не затуманится,
А разум не подведет меня.
Сделай меня сильным,
Даруй проницательность,
Исполни истиной.
Господи! Я не хочу быть неготовым,
Колеблющимся, непостоянным и неуверенным,
Когда Ты открываешь мне чью-то нужду.
Помоги же мне, сделай меня благословением
Для ближних по воле Твоей и для славы имени Твоего.
Аминь.
Глава 11
Начните с главного
...Всякое дерево познается по плоду своему... Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его.
Евангелие от Луки 6:44, 45
Приближаясь к концу этой книги, вы, наверное, думаете: «Пол, я понимаю, что Бог хочет, чтобы я использовал дар речи определенным образом. Я сознаю, что моя речь не всегда соответствует искупительным целям Бога. Моими словами руководят мои собственные желания, я вижу последствия своих грехов и все свои ошибки, но не знаю, что мне делать!»
Если вы так думаете, то эта глава написана как раз для вас. В ней рассматривается возможность внутренней перемены. Мы поговорим о том, какого покаяния Бог ожидает от вас. Если вы желаете отказаться от старых методов общения, значит, вам нужно начать с главного – с сердца. Покаяние определяется в Писании как радикальная перемена сердца, ведущая к радикальным изменениям в жизни. Призывая Израиль к покаянию, Бог сказал: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему...» (Иоиль 2:13). Когда кто-то раздирал свои одежды, это было символом сожаления и раскаяния в ветхозаветной культуре. Поэтому Бог говорит, по сути, следующее: «Мне нужен не символ покаяния, а изменившееся сердце».
[178] Основа покаяния – сердце, принявшее Евангелие
Хотя это трудно понять, но Бог, указывая нам на наши грехи и ошибки, не осуждает нас, а являет Свою искупительную любовь. Как Отец, Он наказывает Своих детей, чтобы сделать их святыми. Он никогда не ставит перед Собой цели подавить, унизить и уничтожить нас. Хотя наказание может быть болезненным, его цель состоит в том, чтобы произвести в нас плоды праведности и мира (Евр. 12:1-13).
Итак, не впадайте в отчаяние. Не позволяйте врагу обманывать вас и сеять в вашем сердце мысли о том, что слишком много времени упущено и вы никогда не исправитесь. Не позволяйте пораженческим настроениям уводить вас от Господа. Не уходите от Него с сознанием вины и стыда. Наоборот, обратитесь к Нему, посмотрите на Него и поймите, что Он любит и принимает вас как Отец. Он побуждает вас видеть самих себя такими, какие вы есть на самом деле, потому что горячо и сильно любит вас.
Возможно, ваши глаза открылись благодаря чтению этой книги, и в сфере вашего словесного общения вы увидели то, чего не видели раньше. Придите к Господу с сокрушенным сердцем и умоляйте Его о прощении и помощи. Когда Он обличает вас, вы можете либо раскаяться, либо ожесточиться. Наберитесь мужества и покайтесь! Бог вас любит!
Истинное покаяние начинается тогда, когда сердце обретает покой в завершенной работе Христа и тех многочисленных обетованиях, которые вытекают из Его победы над грехом. Из их числа я хочу выделить семь обетовании, потому что именно они побуждают меня выйти из тьмы и войти в свет истины, испытующий людские сердца. Грех производит вину, стыд и страх, и только совершенная любовь Господа прогоняет все это прочь. В Его великих и драгоценных обетованиях я действительно нахожу все, что мне нужно для исполнения Его воли (2 Пет. 1:3-4).
Первое евангельское обетование, на которое нам следует положиться, – это обетование полного и всеобъемлющего прощения. Бог обещает, что никогда не будет напоминать нам о прошлых грехах и как восток от запада удалит от нас беззакония наши (Пс. 102:12). Какое это удивительное обещание! Мне не нужно тащить на себе огромный мешок, наполненный грехами, который давит на мои духовные плечи и ломает хребет моей веры. Иисус взял на Себя тяжкий груз моих грехов, чтобы мне не пришлось нести их на себе.
[179] Какую свободу мы обретаем во Христе! Верующему не нужно быть порабощенным страхом и жить во мраке, испытывая чувство вины и стыда. Иисус уплатил наш долг! Поэтому, хотя я прихожу к Христу в запятнанной, грязной одежде, я исполнен веры и надежды, и, как дитя Божье, получаю Его прощение.
Второе евангельское обетование – это обетование освобождения. Христос пришел не только простить наши грехи, но и избавить нас от них. На кресте Он сокрушил власть греха надо мной (см. Рим. 6:1-14). Я могу больше не грешить языком. Жизнь может быть иной. Я могу говорить по-новому.
В-третьих, Евангелие не только возвещает о прощении, но и дает силу. Господь обещал Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Да, мы во многом не соответствуем Божьим требованиям. Сами по себе мы не можем делать добро. Но Господь не оставил нас одних. Он приходит на помощь, даруя нам Свою силу и исполняя нас Своим Духом, так что мы обретаем способность вести разговор, приносящий пользу окружающим и прославляющий Бога. Сила, воскресившая Христа из мертвых, действует теперь в нас (Еф. 1:19, 20). Поэтому мы не должны быть слабыми. Наша речь может быть исполнена силой, которой мы обладаем во Христе.
В-четвертых, Евангелие обещает восстановление. Так легко оглядываться на прожитую жизнь и сожалеть об упущенных возможностях. Нам так хотелось бы взять наши слова обратно и сказать то, что следовало сказать в той или иной ситуации. Так и хочется спросить Бога, почему Он не сразу указал нам на неправильное использование дара речи.
Поэтому-то Господне обетование восстановления так драгоценно для нас. «И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница... И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего...» (Иоиль 2:25, 26). Бог может восстановить разрушенное. Годы нашей жизни прошли не напрасно. В Своей суверенной любви Бог постепенно вел нас к осознанию нашей вины, чтобы обличить нас в нужный момент. Он всегда выбирает подходящее время. Этот процесс задуман для того, чтобы исполнить Его обетование – принести плоды праведности. Удивительно, что Бог обещает восстановить утраченное, чтобы мы, Его народ, не были посрамлены (Иоиль 2:27)!
В-пятых, в Евангелии мы находим обетование примирения. Суть Благой вести в том, что она возвещает о пришествии Князя мира. В Нем мы обретаем примирение не только с Богом, но и друг с другом. Только Он может разрушить преграды, разделяю-[180]-щие людей (Еф. 2:14-18). Только Он способен вложить любовь в сердца, где когда-то царила ненависть. Он делает черствых, бессердечных эгоистов чуткими и сострадательными. Грязную смесь человеческих грехов и ошибок Он превращает в белоснежную жемчужину благочестия. Христос пришел, чтобы обратить «сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал. 4:6). Он пришел, чтобы создать церковь, в которой царят единство и любовь (Ин. 17:20–23). Он пришел, чтобы мужья и жены жили как одна плоть. Поэтому, если отношениям между людьми был нанесен урон или они вообще были полностью разрушены, то надежда на полное восстановление и примирение не потеряна. Ваш Спаситель является Князем мира!
В-шестых, Евангелие обещает мудрость. Иаков пишет об этом весьма буднично и прозаично: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога...» (Иак. 1:5). Какие простые слова, но сколько в них надежды! Вы, возможно, думаете: «Я знаю, что мне нужно изменить свою речи, но не знаю, с чего начать и что делать!» Вам нужна мудрость, и Бог дает ее, дает «просто и без упреков» (Иак. 1:5). У нас нет причин отчаиваться по поводу нашего невежества, ведь во Христе сокрыты «богатства совершенного разумения» (Кол. 2:3). Его приглашение звучит просто: «Придите, попросите, и Я дам вам!»
Наконец, в-седьмых, Евангелие обещает милость. Автор Послания к Евреям напоминает о том, что Иисус, подобно нам, был искушен во всем, кроме греха. Поэтому Он понимает нас и может сострадать нам в немощах наших, и мы можем приходить к Нему, чтобы «получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:14–16). В самых трудных ситуациях, в самых запутанных и напряженных отношениях мы никогда не останемся одни, и нам не придется полагаться лишь на свои силы и способности. Мы сокрыты во Христе, и в Нем мы можем делать то, что без Него было бы просто невозможно.
Я не способен любить врагов. Я не могу делать добро тем, кто дурно обращается со мной. Я не могу проявлять терпение, когда меня раздражают. Я не способен выказывать почтение, когда меня оскорбляют. У меня не получается предоставлять отмщение Господу. Я не нахожу удовольствия в жертвенном служении. Я не умею кротко вести разговор, когда мой собеседник пылает гневом. По своей природе я не обладаю добротой, состраданием, кротостью и способностью прощать. Божьи требования слишком высоки для меня, и я не могу исполнить то, к чему призван. Но именно поэтому и пришел Иисус. В Нем мы находим все, в чем нуждаемся!
[181] Евангелие – это почва, на которой произрастает истинное покаяние. Его обетования помогают мне мужественно признать мой грех и дают мне силу отвернуться от него. Подлинная надежда на подлинную перемену обретается во Христе! Покаяние строится именно на этом основании.
Но что такое истинное покаяние? Как коренные перемены в сердце могут повлиять на нашу речь? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим шаги истинного покаяния – того изменения сердца, которое ведет к перемене образа жизни.