Древнейшая эпоха существования мира. 1 страница
Джеймс Джодж Фрэзер. Фольклор в ветхом завете
Содержание.ПРЕДИСЛОВИЕ.
часть первая. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА СУЩЕСТВОВАНИЯ МИРА. Глава 1. СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Глава 2. ГРЕХОПАДЕНИЕ. Глава 3. "КАИНОВА ПЕЧАТЬ". Глава 4. ВЕЛИКИЙ ПОТОП. Глава 5. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. часть вторая. ЭПОХА ПАТРИАРХОВ. Глава 1. ДОГОВОР МЕЖДУ БОГОМ И АВРААМОМ. Глава 2. НАСЛЕДИЕ ИАКОВА, ИЛИ МИНОРАТ. Глава 3. ИАКОВ И КОЗЬИ ШКУРЫ, ИЛИ "ВТОРИЧНОЕ РОЖДЕНИЕ". Глава 4. ИАКОВ В ВЕФИЛЕ. Глава 5. ИАКОВ У КОЛОДЦА. Глава 6. ДОГОВОР В ГАЛААДЕ. Глава 7. ИАКОВ У ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ИАВОК. Глава 8. ЧАША ИОСИФА. часть третья. ЭПОХА СУДЕЙ И ЦАРЕЙ. Глава 1. МОИСЕЙ В ТРОСТНИКОВОЙ КОРЗИНЕ. Глава 2. САМСОН И ДАЛИДА. Глава 3. "УЗЕЛ ЖИЗНИ". Глава 4. АЭНДОРСКАЯ ВОЛШЕБНИЦА. Глава 5. ГРЕХ НАРОДНОЙ ПЕРЕПИСИ. Глава 6. СТРАЖИ ПОРОГА. Глава 7. СВЯЩЕННЫЕ ДУБЫ И ТЕРПЕНТИННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. Глава 8. ИЗРАИЛЬСКИЕ "ВЫСОТЫ". Глава 9. МОЛЧАНИЕ ВДОВ. часть четвертая. ЗАКОН. Глава 1. ЗАКОН И ЕГО МЕСТО В ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ. Глава 2. НЕ ВАРИ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО. Глава 3. САМОИСТЯЗАНИЯ В ЗНАК ТРАУРА ПО УМЕРШИМ. Глава 4. БОДЛИВЫЙ БЫК. Глава 5. ЗОЛОТЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ.КРАТКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, окотором бы столько писали, столько бы спорили, как Библия. И вряд лидавались одной книге столь различные оценки - от религиозного преклоненияперед ней ("Библия - священное писание") до юмористической перелицовкибиблейских сюжетов ("Занимательная Библия" Лео Таксиля). В религиоведческойлитературе мы также находим множество сочинений, авторы которых обращались кБиблии. Несколько поколений ученых разных специальностей, применяя историческийметод, бились над решением проблем происхождения и истории книг Ветхого иНового заветов. Многое сделано, ряд вопросов прояснился. После работ Ж.Астрюка, В. Де Ветте, Г. К. Графа, Ю. Вельхаузена и других классиковбиблейской критики никто уже не оспаривает их основных выводов: главнаячасть Ветхого завета (Новый завет оставим здесь в стороне) - а именноПятикнижие Моисея - составилась из нескольких друг другу противоречащихтекстов, условно названных Яхвист, Элохист, Второзаконие, Жреческий кодекс;были предположительно установлены хронологические даты написания отдельныхисточников, время их сложения в единый памятник; проведено текстуальноесопоставление библейских текстов с мотивами религиозно-мифологическойлитературы Вавилона, Египта, античного мира, определены пути их взаимногосоприкосновения и заимствования... Но многое в критическом изучении библейских книг, содержащихся в нихсюжетов и мотивов долгое время оставалось еще неясным. Привлечь в болеешироких масштабах этнографический и фольклорный материал - аналогичныебиблейским мотивы и сюжеты в верованиях и обрядах древних и новых народов,чтобы на нем построить объяснение темных мест в ветхозаветных текстах, -такую задачу принял на себя автор сочинения "Фольклор в Ветхом завете"английский (точнее, шотландский) ученый Джеймс Джордж Фрэзер. Прославивший свое имя целым рядом блестящих этнографических,религиоведческих и других сочинений, начиная с первого издания классической"Золотой ветви" (1-е изд. в 2-х кн., 1890 г.), за которой последовали"Описание Греции" Павсания" (6 томов, 1898 г.), "Тотемизм и экзогамия" (4тома, 1910 г.), "Вера в бессмертие" (3 тома, 1913 г.), "Почитание природы"(1926 г.), "Мифы о происхождении огня" (1930 г.), "Страх смерти впримитивной религии" (1933 г.) и другие, Фрэзер постепенно усовершенствовалсвой чисто эволюционистский метод, применяя его к исследованию общихфольклорно-этнографических и религиоведческих проблем. Его "Золотая ветвь"постепенно развернулась в 12 капитальных томов (1911-1915 гг.). Первыйперевод на русский язык "Золотой ветви" с английского сокращенного издания,подготовленного самим автором, осуществлен в 1980 году. Попутно, по мереизучения очередных проблем, ученый касался вопросов древнееврейской религии,и ему показалось полезным собрать в одно целое "ветхозаветные" факты ипроблемы, осветив их сравнительно-этнографическими данными. Так родилосьобъемистое трехтомное сочинение- "Фольклор в Ветхом завете" (1918 г.),вскоре сжатое самим автором до однотомного (1923 г.). Разумеется, читая книгу, современный читатель должен помнить о том,когда она написана, учитывать своеобразие научных позиций автора иособенности его литературного стиля. Со времени ее выхода в свет прошлопочти семь десятилетий. Естественно, кое-что в ней просто устарело. Невсегда для нас приемлема терминология Фрэзера. Надо помнить и о том, чтопримеры, приводимые им, порой почерпнуты из записок христианских миссионерови колониальных служащих, и относиться к ним следует с известной скидкой насам их характер. Бурные события нашей эпохи внесли немало изменений в жизнь народов, чьинравы и обычаи нашли отражение в труде Фрэзера. Многие из этих народоввступили на путь национально-освободительной борьбы. Рухнула колониальнаясистема империализма. В процессе прогрессивного развития обретших свободустран преодолевается их вековая отсталость, уходят в прошлое традиции,покоившиеся на невежестве людей, на смену им приходят новые. И это тоже надоиметь в виду читателю. За время, прошедшее с момента написания книги,изменились и многие географические названия. Поэтому представляется вполнеоправданным снабдить данное издание специальной географической справкой.Думается, что столь же оправдан указатель этнических наименований,помещенный в конце книги. Кое-кого может удивить манера ученого приводить примеры без ссылок напервоисточники. Видимо, в какой-то мере она была продиктована егостремлением максимально сократить объем издания, которое, как ужеотмечалось, было доведено им до одного тома. Настоящий перевод сделан именнос однотомника, вышедшего на английском языке. И в данном случае всепретензии следует относить к оригиналу. И еще одна оговорка. У Фрэзера почти все библейские персонажипредставлены как исторические личности, хотя в действительности, как этоныне убедительно доказано, многие из них носят явно мифический характер.Анализируя Библию, Фрэзер воспринимает ее такой, как она написана, неостанавливаясь на вопросе об историчности ее героев. И это понятно, еслипомнить, что его в первую очередь интересовали определенные аспекты духовнойкультуры человека. Поэтому нужно критически относиться к тем текстам, вкоторых те или иные персонажи характеризуются в качестве реальносуществовавших. Во всех случаях надо исходить из того, что труд Фрэзерапринадлежит своему времени. И его следует соотносить с этим временем, как илюбое научное исследование прошлого, к которому мы обращаемся в наши дни. "Фольклор в Ветхом завете", по существу, сборник печатавшихся раньшестатей, но Фрэзер постарался придать ему вид обобщающей монографии, поставивво главу угла самую сложную и спорную проблему - вопрос о составе иисточниках Пятикнижия Моисея. Эволюционистский метод вполне оправдал себя, особенно в уразумениипервых страниц Библии, повествующих о "сотворении" первых людей и о жизни ихв раю. Фрэзеру удалось убедительно показать широкую распространенность ународов разных стран мифологических мотивов, которые не привлекали к себевнимания, но которые, видимо, лежали в основе библейской повести о первыхлюдях. В частности, прекрасно разъяснена мифологема смерти: мотив омоложениячерез сбрасывание кожи (отсюда змея в рассказе о грехопадении) и мотивложной вести (змея обманула первых людей). Сочетание этих двух мотивов исоставило канву библейского рассказа о грехопадении и об утрате бессмертия. Жаль, однако, что Фрэзер не дошел здесь до конца. Он не уделилдостаточного внимания самому существенному, быть может, мотиву в этомбиблейском рассказе - мотиву "древа познания добра и зла". Что представлялособой это древо и почему всякий, кто съедал его плоды, подвергалсянеминуемой смерти? Фрэзер лишь слегка коснулся этого вопроса, а онпредставляет едва ли не самую важную часть всей проблемы. Ведь мифологиявсех времен и народов знает не меньше пяти видов мифологических деревьев (несчитая реальных деревьев, ставших предметом религиозного почитания): это"мировое древо" (мифологическая модель мира), "древо жизни" и "древо смерти"(типа анчара), "шаманское дерево" (место подготовки или посвящения шамана)и, наконец, "древо познания добра и зла". Генезис первых четырех видов этихмифологических деревьев более или менее ясен, реальная основа каждого из нихлегко поддается расшифровке. Но что такое "древо познания", которое богпосадил "посередине рая", то есть в самом легкодоступном месте, и тем неменее наложил на него столь строгое табу? Самое же главное: почему нарушение первыми людьми божьего запрета("грехопадение") привело к "открытию глаз" у них? Что именно узнали они,вкусив запретные плоды? Казалось бы, если следовать логике рассказа книгиБытие, перед открывшимися глазами Евы и Адама развернулся весь огромный итолько что созданный мир, вся вселенная, земля и небо! Но нет. Оказывается,узнали они только одно- они наги. Мало того, даже не всю наготу свою увиделиЕва и Адам, а только ту часть ее, которую можно закрыть "опоясаниями" излистьев! В чем же еще заключалось то "добро и зло", познавать котороечеловеку запрещалось? Этот вопрос остается без ответа, Фрэзер его даже неставит... Да и немудрено: для полного и убедительного решения проблемы нужнобыло бы подвергнуть исследованию все известные формы культа деревьев, азаодно и культа священных рощ - вероятного истока мифологизации деревьев;только таким путем удастся, быть может, понять происхождение такого редкогоповерья, как "древо познания". Для полной убедительности концепции Фрэзера не хватает еще одного: надобы объяснить, каким образом библейский "змей" постепенно превратился вдьявола-соблазнителя, сатану и злого духа - эволюция, для которой рассказкниги Бытие не дает, в сущности, никакой опорной точки. Таков первый, наиболее общий круг проблем, касающихся истории всегочеловечества, истории "грехопадения" прародителей и его последствий. Первый,но, быть может, не самый показательный в смысле применяемого Фрэзеромметода. Вслед за первыми двумя главами, посвященными "древнейшей эпохесуществования мира", идет целая серия глав (первоначально это былисамостоятельные статьи), хотя и не всегда связанных одна с другой, ноподчиненных единой исторической схеме- "Великий потоп", "Эпоха патриархов","Эпоха судей и царей", "Закон" - схеме, достаточно выдержанной. Главы эти, как читатель сам может легко заметить, весьма неравновеликии, добавим, неравноценны. Четвертая глава, посвященная "Великому потопу", -самая большая, занимает сто страниц; "небесной лестнице" уделено всего лишьтри страницы, а "культу высот" - пять страниц. Поэтому и весьма различнастепень информативности глав. Прочтя, например, ту же главу о потопе,читатель может считать себя более или менее осведомленным в вопросе овлиянии стихийных катастроф на исторические судьбы людей: эти вопросытрактуются с должной обстоятельностью, на высоком научном уровне. Наоборот,известный эпизод с мнимым похищением чаши в рассказе об Иосифе дал поводФрэзеру лишь к поверхностной заметке о способах гадания по сосуду с водой.История Иакова (отца Иосифа), обманом отнявшего первородство у своего братаИсава, послужила автору предлогом для интереснейшего обзора обычаев минората(система наследования имущества младшим в семье) в разных странах и в разныеэпохи. А сложнейшие исторические проблемы, связанные с личностьюзаконодателя Моисея, обойдены в книге почти полным молчанием. Таким образом, содержание предлагаемой книги очень пестро. Надо,кстати, добавить, что в первоначальном трехтомном издании этой книгисодержание ее выглядело еще пестрее. Там были главы очень содержательные,посвященные самым разным предметам. Например, обширный обзор обычаев такназываемого кросскузенного брака (предпочтительный брак с дочерью братаматери) с попыткой выяснить корни этого обычая и др. В однотомном изданиисам автор изъял их, видимо стремясь достигнуть большей монолитностисодержания. Монолитности, правда, особой не получилось, и даже можнопожалеть об исключении автором некоторых интересных глав: переход черезКрасное море, Соломон и царица Савская, Иона и кит и др. Не будем, впрочем, упрекать автора за эти пропуски. Скажем ему спасибоза то, что он дал - пусть не в строгой системе, зато в фактографическомизобилии. Подчеркнем здесь одну важную сторону научного творчества ДжеймсаФрэзера - его идейную направленность. Как в этой книге, так и в другихФрэзер выступает как либеральный, свободомыслящий ученый, поднимающийсяпорой до понимания исторических связей фактов, которыми так богата книга. Вто же время Фрэзер избегает резких оценок, предпочитая выступать с"объективистских", "нейтральных" позиций. Но материал его книги говорит самза себя, особенно где дело идет о религиозно-магических обрядах. Тенденция смягчать оценку различных мифологических персонажей доводитпорой Фрэзера до прямого их искажения. Яркий пример - характеристикацентрального образа библейской религии - бога Яхве, к которому он не развозвращается в своей книге. Яхве у него - не грозный каратель, не жадныйпотребитель человеческой и животной крови, а "вспыльчивое, но, в сущности,добродушное божество", которое великодушно предоставило первым людямсвободный выбор - жизнь или смерть; и не его вина, если люди почему-товыбрали смерть, отказавшись от вечной жизни. Эта наивная апологетика, впрочем, не слишком портит научную ценностькниги с ее свободомыслящим в целом стилем. А налет романтического любования,которым отмечены у Фрэзера описания природы - арены действий мифологическихперсонажей, - скорее ее украшает. Блестящий поэтический талант Фрэзера (ондаже писал стихи!) сочетался с умением проникнуть в дух эпохи, состремлением оживить памятники древности, отнеся их к определенномуландшафту. Эти страницы книги читаются как художественная проза. С. А. Токарев часть первая.ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА СУЩЕСТВОВАНИЯ МИРА.
Глава 1.
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.