Вопрос 48. В чём смысл признания того, что лишь Аллах обладает определёнными именами и атрибутами (таухиду-ль-асма ва-с-сифат)?
Единобожие в именах и атрибутах Аллаха.
Рассматриваемые вопросы:
· Вопрос 48. Что означает признание того, что лишь Аллах обладает определёнными именами и атрибутами (таухиду-ль-асма ва-с-сифат)?
· Вопрос 49. Какие указания на прекраснейшие имена Аллаха имеются в Коране и сунне?
· Вопрос 50. Какие прекраснейшие имена упоминаются в Коране?
· Вопрос 51. Какие прекраснейшие имена упоминаются в сунне?
· Вопрос 52. На сколько видов подразделяются указания, имеющие отношения к прекраснейшим именам?
· Вопрос 53. Что может служить примером этого?
· Вопрос 54. На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения содержания этих указаний?
· Вопрос 55. На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения применимости этого к Аллаху Всемогущему и Великому?
· Вопрос 56. Ранее уже упоминалось о том, что среди атрибутов Аллаха Всевышнего есть атрибуты сущностные и атрибуты действия. Какие примеры сущностных атрибутов встречаются в Коране и сунне?
· Вопрос 57. Какие примеры атрибутов действия встречаются в Коране?
· Вопрос 58. Какие примеры атрибутов действия встречаются в сунне?
· Вопрос 59. Являются ли прекраснейшие имена производными от всех атрибутов действия или же все имена Аллаха известны из ниспосланных свыше откровений?
· Вопрос 60. Что включают в себя такие имена Всевышнего, как Высокий (аль-'Али) и Высочайший (аль-А'ля) и какое отношение они имеют к смыслу таких имён как Побеждающий (аз-Захир),
· Всеподчиняющий (аль-Кахир) и Возвышающийся (аль-Мута'али)?
· Вопрос 61. Какие указания имеются в Коране на то, что Аллаха возвышается над Своим творением?
· Вопрос 62. Есть ли указания такого рода в сунне?
· Вопрос 63. Что говорили имамы религии из числа наших праведных предшественников по вопросу об утверждении /истива'/ Аллаха на Его троне?
· Вопрос 64. Какие аяты Корана указывают на то, что Алпах является Всеподчиняющим?
· Вопрос 65. Какие хадисы указывают на то, что Аллах является Всеподчиняющим?
· Вопрос 66. Что свидетельствует о высоте положения Аллаха Всемогущего и Великого и что следует отрицать, когда речь идёт о Нём?
· Вопрос 67. Что означают слова пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) который сказал о прекраснейших именах: «...войдёт в рай тот, кто станет перечислять их»?
· Вопрос 68. Что является противоположностью признания Аллаха единственным обладателем вышеупомянутых имён и атрибутов?
· Вопрос 69. Являются ли все виды признания единственности Аллаха (тayxид) столь неразрывно связанными между собой, что нечто несовместимое с одним из его видов в то же время несовместимо и со всеми этими видами в целом?
Вопрос 48. В чём смысл признания того, что лишь Аллах обладает определёнными именами и атрибутами (таухиду-ль-асма ва-с-сифат)?
Ответ:Это вера в те прекраснейшие имена и высочайшие атрибуты, посредством которых Аллах Всевышний Сам охарактеризовал Себя в Своей Книге и с помощью которых охарактеризовал Его, Его посланник, (Да благословит его Аллах и приветствует). И такое признание подразумевает собой употребление вышеупомянутых имён и атрибутов именно в том виде, в каком они встречаются в Коране и сунне, и исключает вопросы о том, как ещё можно понимать смысл этих имён. Иными словами, употреблять их следует так, как это сделал Аллах Всевышний, объединивший подтверждение самого факта существования этих имён и атрибутов с отрицанием допустимости любого их видоизменения, на что много раз указывается в Коране.
Так, например, Всевышний сказал: «(Он) знает, что их ждёт и что у них позади, а сами они (об этом) не знают*». Та ха, 110. *[Имеется ввиду, что люди не могут охватить Аллаха своим знанием].
«Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». Совет, 1.
Аллах Всевышний также сказал: «Не (в силах) взоры охватить Его, а Он постигает взоры, ведь Он - Проницательный, Всеведаюший».Скот, 103.
Ат-Тирмизи приводит хадис, передаваемый со слов Убаййа бин Ка'ба, да будет доволен им Аллах, который сообщает, что однажды, когда посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), упомянул о богах многобожников, они сказали ему: "Скажи нам, от кого произошёл твой Господь?", - после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось: «Скажи: «Он, Аллах, Один, О Аллах Вечный*». Искренность",1-2. *[«Ас-Самад» - Другим значением этого слова является «Тот, к которому все остальные обращаются со своими нуждами»].
Имеется в виду, что Он Вечный в том смысле, что «...не рождал Он и не был рождён…». Искренность, 3. поскольку любое рождённое существо неизбежно умрёт, а любое смертное существо обязательно оставляет после себя наследника. Что же касается Аллаха Всевышнего, то Он не умрёт, и никого не оставит после себя «..и не был Ему равным никто».Искренность, 4 . Последними словами Аллах указал на то, что не существует ничего ни похожего на Него, ни равного Ему, ни подобного Ему. Ат-Тирмизи
Вопрос 49. Какие указания на прекраснейшие имена Аллаха имеются в Коране и сунне?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Есть у Аллаха прекраснейшие имена, так обращайтесь же к Нему по (этим именам) и оставьте отклоняющихся в том, что касается Его имён*». Преграды, 180. *[Здесь имеются в виду всевозможные искажения имён Аллаха]. «Скажи: «Взывайте к Аллаху или взывайте к Милостивому - как бы ни взывали вы, у Него прекраснейшие имена»». Ночное путешествие, 1
Аллах Всевышний также сказал: «Аллах, нет бога, кроме Него, (и) у Него прекраснейшие имена». Та ха, 8.
В качестве примера можно было бы привести и другие аяты.
Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Поистине, есть у Аллаха девяносто девять имён, а тот, кто станет перечислять их, войдёт в рай». [Аль-Бухари и Муслим приводят слова пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам) , в следующем виде: «Поистине, есть у Аллаха девяносто девять имён, сотня без одного, а тот, кто станет перечислять их, войдёт в рай». Что же касается ат-Тирмизи, то он приводит его в таком же виде, в каком привел его автор данной книги, да помилует его Аллах].
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «(О Аллах,) заклинаю Тебя каждым именем Твоим, которым назвал Ты Себя Сам, или которое ниспослал Ты в Своей Книге, или которое открыл Ты кому-либо из созданий Своих или которое остаётся известным лишь Тебе, Знающему сокрытое, сделать Коран весной моего сердца». /Ас'алю-кя, би-кулли исмин хуа ля-касаммайта би-хи наф-са-ка, ау анзальта-ху фи китаби-ка, ау 'аллямта-ху ахадан мин халькы-ка ау-ста'сарта би-хи фи 'ильми-ль-гайб 'инда-ка ан тадж'аля-ль-Кур'ана раби'а кальби. /.Ахмад, аль-Хаким.