Идолопоклоннические слова
Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Послание Иакова 4:1
Давайте представим, что сейчас утро рабочего дня, и я сижу в офисе, размышляя о моей прекрасной супруге. Я думаю о том, что быть женатым на такой замечательной женщине – это великое благословение Господне. Я вспоминаю, что сделал ей предложение, когда мне было всего семнадцать лет! При этом я отдаю себе отчет в том, что в то время я не был достаточно зрелым для принятия такого решения и что мой брак является сегодня свидетельством любви и благодати Господней.
Находясь в моем офисе, я также думаю о том, насколько трудно для нас с Луэллой находить время для уединенного общения друг с другом. С нами по-прежнему живут четверо детей: двое сыновей посещают занятия в университете, расположенном в нашем городе, дочь учится в средней школе, а младший сын – в начальных классах. Не приходится и говорить о том, что в нашем доме редко бывает тихо и спокойно! Далеко в прошлом остались те дни, когда мы могли уложить детей спать и уделить некоторое время друг другу. Теперь дети ложатся спать намного позже нас. Сыновья нередко будят меня, когда я дремлю с газетой в руках, чтобы спросить, почему я не иду отдыхать. Подобно своему отцу, [58] я инстинктивно начинаю уверять их, что не спал. Однако недавно мой сын сказал, что видел, как я спал, потому что на газету капала слюна!
Как бы там ни было, размышляя о Луэлле, я благодарю Бога за нее и досадую на трудности семейной жизни, которые не позволяют нам проводить достаточно времени друг с другом. Мне приходит в голову мысль преподнести ей вечером сюрприз: поужинать вместе в ресторане, который она выберет по своему вкусу. Эта идея вызывает во мне прилив энтузиазма, и я уверен, что Луэлла тоже обрадуется! Едва дождавшись обеденного перерыва, я бегу в магазин, чтобы купить жене любимые духи, которые собираюсь преподнести ей в знак моей любви.
Послеобеденные часы тянутся своей чередой, и меня все больше увлекает мысль о том, как пройдет сегодняшний вечер. В мечтах он представляется мне следующим образом: я подъезжаю к дому, легко взбегаю на крыльцо, широко распахиваю входную дверь и вижу Луэллу, с нетерпением ожидающую меня. Она восклицает: «Ах, Пол, наконец-то ты вернулся! Я так скучала по тебе. Каждый день я с нетерпением жду твоего возвращения!» (Видите, как хорошо работает мое воображение!) В ответ я говорю жене: «Я весь день размышлял о том, как сильно я тебя люблю и насколько я благословен, имея такую жену! У меня родилась великолепная идея: давай сегодня поужинаем вместе в ресторане – только ты и я, – ты сама решишь, куда нам пойти». Луэлла отвечает: «Большинство женщин, которых я знаю, почли бы за счастье быть замужем за таким человеком!» «У меня есть еще один сюрприз для тебе, дорогая, – говорю я, вынимая из кармана маленькую коробочку. – Я купил тебе твои любимые духи!» «Какое счастье, не могу поверить! У меня такой замечательный муж! – восклицает жена в ответ. – Я сейчас же побегу наверх переодеваться. На свете нет ничего лучше, чем провести вечер с тобой». Итак, вторая половина дня проходит в мечтах о том, как я удивлю свою любимую жену.
Но вот рабочий день подошел к концу, и я направляюсь домой. К этому моменту мои мысли уже полностью поглощены мечтой о том, как я проведу вечер с Луэллой. Я абсолютно убежден, что она по достоинству оценит мое предложение. По дороге я напеваю песни, не отдавая себе отчета, на каких перекрестках я останавливаюсь на красный свет и на какие улицы поворачиваю. Я подъезжаю к дому, быстро взбегаю на крыльцо, широко распахиваю входную дверь, но никто меня не встречает! Однако от этого мой энтузиазм ничуть не ослабевает.
[59] Я вхожу в столовую и слышу голоса, доносящиеся из кухни. В них что-то не слышно особой радости. Оказавшись там, я вижу, что моя жена пытается примирить ссорящихся сыновей. Находясь в состоянии возбуждения, я не пытаюсь разобраться, что здесь произошло, и с ходу выпаливаю: «Луэлла! У меня есть великолепная идея!» Но никто, кажется, не замечает моего присутствия. Я еще раз повторяю свою фразу, и на этот раз жена реагирует: «Ты что-то сказал?» «Да! – отвечаю я восторженно. – Я думал о тебе на протяжении всего дня, и у меня появилась великолепная идея. Давай поужинаем вместе – только ты и я. Ты сама выберешь ресторан, а я закажу столик, пока ты будешь собираться».
Луэлла несколько мгновений смотрит на меня, а потом вздыхает. Это не совсем хороший знак. «Может быть, ты меня не поняла, – говорю я, предпринимая еще одну попытку. – Я хочу провести с тобой незабываемый вечер в твоем любимом ресторане». Еще один тяжелый вздох (похоже, дело обстоит совсем не лучшим образом), и наконец я слышу в ответ: «Знаешь, на что был похож этот день? Я чувствую себя так, как будто мне пришлось выступать в роли посла, ведущего мирные переговоры в разгар третьей мировой войны. Я страшно устала физически и морально. Честно говоря, мне совсем не хочется наряжаться и идти в дорогой ресторан. Конечно, я ценю то, что ты думаешь обо мне и любишь меня, но у меня есть предложение получше. Почему бы тебе на те деньги, которые ты собираешься потратить в ресторане, не сводить детей в кафе или куда-нибудь еще? Ты можешь посвятить им целый вечер, а я в это время приму горячую ванну и лягу спать пораньше».
Я не верю своим ушам и в ответ говорю: «Бог благословил тебя любящим и заботливым мужем, который мечтает провести с тобой время, а ты не ценишь его. Конечно же, ванна – это хорошо, а как же я? Обо мне ведь ты не подумала! Знаешь, что происходит с благословениями, которые Бог дает нам, но которые мы не используем должным образом? Знаешь, сколько женщин мечтает выйти замуж за такого человека, как я? Мы никогда не будем относиться друг к другу так, как Бог этого хочет, если не будем развивать и совершенствовать наши отношения! Кажется, нас объединяет только одно: я забочусь о твоей персоне и ты также заботишься о ней! Да, я увезу детей из дома, если ты этого хочешь! Мы не будем спешить с возвращением. Может быть, мы даже поедем в Огайо и там вволю наедимся пиццы. (Наша семья живет в Филадельфии.) Можешь наслаждаться одиночеством и лежать в ванне, пока твоя кожа не сморщится. Да, между прочим, [60] можешь вылить это в ванну, – говорю я, вытаскивая из кармана флакончик духов. – Но советую тебе подумать о наших сношениях и о том, насколько ты их ценишь».
К счастью, это вымышленная ситуация, хотя она слишком хорошо знакома многим из нас. Что же произошло? Как могло случиться, что мое намерение, явившееся следствием благодарности Богу и любви к жене, привело к вспышке негодования и потоку обвинений в ее адрес? Как мог человек, которого я так любил и ценил, стать объектом моего гнева? Что спровоцировал» этот поток упреков и обвинений? Что заставило меня обвинять жену, манипулировать ее чувствами и выставлять самого себя праведником, уверенным в своей правоте? Очевидно, что трудности в общении возникли не только из-за того, что я не владел искусством ведения разговора. Я умею ясно выражать свои мысли, и у меня хорошо получается убеждать других людей. Проблема кроется в другом – в идолопоклоннических словах. Многие из наших коммуникативных проблем возникают из-за того, что мы говорим как идолопоклонники.
Корень и плод
Чтобы понять, что я имею в виду, давайте рассмотрим два отрывка, и начнем со слов Христа, записанных в Евангелии от Луки 6:43-45:
Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познается по плоду своему; потому что не стирают смокв с терновника, и не снимают виноград с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его.
Здесь Иисус использует образ, с которым мы все хорошо знакомы. Он приводит в пример дерево. Между его корнями и плодами существует органическая, нераздельная взаимосвязь. То же самое верно и в отношении слов. Слова – плод, сердце – корень. Наши проблемы в сфере разговора всегда связаны с проблемами, кроющимися в сердце. Вот почему мы никогда не решим коммуникативных проблем, если будем обращать внимание только на слова, которые произносим. Мы никогда не смогли бы увеличить [61] урожайность тех или иных сельскохозяйственных культур, если бы сосредоточивали внимание только на плодах. Если растение не приносит хороших плодов, значит что-то не в порядке со всем растением, включая его корневую систему.
Замечательное сравнение, использованное Иисусом, указывает на то, что наши слова формируются и контролируются мыслями и побуждениями, исходящими из наших сердец. Очень легко и просто во всем обвинять других («она меня так раздражает», «он просто выводит меня из себя») или винить обстоятельства, в которых мы находимся («у меня не было времени обсудить все это спокойно», «когда в доме четверо детей говорят одновременно, кроткий ответ никто не услышит»). Христос отмечает, что «от избытка сердца говорят уста». В ситуации, с описания которой началась эта глава, очень легко было во всем обвинить Луэллу за те эгоистичные, гневные, укоризненные слова, которые я произнес. Можно подумать, что меня расстроил и вывел из себя ее эгоизм, но Христос говорит, что это не так. Не жена явилась причиной гневных слов. Ее реакция на мое предложение послужила лишь поводом для того, чтобы я показал свое истинное «я». Слова, произнесенные мной, пролили свет на подлинные желания моего сердца.
Только исследовав свое сердце мы поймем, откуда берутся проблемы в наших разговорах. Язык – это неудержимое зло, потому что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). Проблемы в общении с людьми указывают на проблемы, гнездящиеся в сердце. Окружающие люди и ситуации, в которых мы оказываемся, не заставляют нас говорить то, что мы говорим. Они лишь служат поводом для того, чтобы наше сердце раскрыло свое внутреннее содержание в словах.
Сью и Джим служили наглядным примером данной проблемы, когда, придя ко мне в офис, с гневом смотрели друг на друга. Мне приходилось постоянно вмешиваться, чтобы удержать разговор в нужном русле, поскольку супруги то и дело переходили от простого изложения отдельных фактов к неудержимому потоку взаимных обвинений. Казалось, это происходило всякий раз, когда они обращались друг к другу. Были ли у них серьезные проблемы в сфере общения? Да! Указывает ли Библия на определенные нормы и принципы ведения разговора? Несомненно! Однако неспособность Сью и Джима вести нормальный, дружелюбный, сдержанный и конструктивный разговор сразу же выявила корень их проблемы. Не понимая, что происходит в их сердцах, они не могли соблюдать правила общения, установленные Богом.
[62] Мне хорошо запомнился тот день, когда Сью сказала Джиму: «На протяжении многих лет я винила тебя в том, что мы не можем нормально общаться. Я постоянно жаловалась подругам, обвиняя тебя в холодности и безразличии. Но на этой неделе Бог показал мне, что все эти годы горечь обиды наполняла мое сердце и я была несправедлива к тебе. Я вела счет нанесенным мне обидам и была склонна критиковать все, что ты делал. Но сегодня я поняла, что до тех пор, пока мое сердце будет ненавидеть тебя, мои уста не смогут выражать любовь к тебе». Это прозрение, посланное Богом, помогло Джиму осознать, что и он виновен в тех же грехах. Исповедавшись друг другу, Джим и Сью заложили основание, на котором им удалось построить совершенно иные отношения.
В начале этой главы я описал ситуацию, когда слова, которые я говорил моей жене, были словами идолопоклонника. Каждое из них однозначно свидетельствовало о том, что в моем сердце пылала любовь – но не к Луэлле, а к себе самому! А из сердца, поклоняющегося идолам, будут исходить идолопоклоннические слова.