Их, необходимо выучить их»
Этот великий хадис включает в себя полезные сведения о познании, единобожии и поклонении Аллаху
('убудиййа).
Обращающийся к Аллаху с этой мольбой начинает её словами «я—раб Твой,и сын раба Твоего,и сын рабыТвоей»,то есть упоминает родителей и их предков вплоть досамых первых предков — Адама и Хаввы. Это попытка
приблизиться к Аллаху и снискать Его расположение посредством признания верующим того,что и сам он является Его рабом и все его предки также были Его рабами, и что нет у раба ничего , кроме врат господина его и его милости и благодеяния, и что если господин оставит его без своей помощи и заботы, то он погибнет, и никто не приютит его, и он пребудет в самом плачевном состоянии.
Под этим признанием подразумевается:поистине, не обойтись мне без Тебя и одного мгновенья, и нет у меня того, у кого я мог бы попросить защиты,кроме моего Господа, рабом Которого я являюсь.
Сюда же входит признание верующим того , что у него есть Господь, Который распоряжается им, и веления и запреты Которого он обязан исполнять, а также того, что он
действует | в | соответствии | со | своей | подчинённостью |
('убудиййа) | Всевышнему Аллаху, а | не | по личному выбору, |
ибо это присуще не рабу, а царям и свободным, тогда как рабы действуют в соответствии со своим подневольным положением. Этих покорившихся рабов Всевышний назвал Своими в аяте: «Поистине, ты не властен над Моими рабами»(сура15 «Хиджр»,аят42).А также в аяте:
Комментарий к хадису Ибн Мас'уда |
«А[истинными] | рабами | Милостивого | являются , | те | |||||
которые | ступают | по | земле | смиренно»(сура25 | |||||
«Различение», аят 63). | |||||||||
А остальные — рабы по принуждению, по причине Его | |||||||||
Господства, и их связь с Ним— такая же, как и Его связь со | |||||||||
всеми принадлежащими Ему домами, | Его | связь | с | ||||||
покорившимися | рабами — | такая | же, | как | Его | связь | с | ||
Заповедным Домом Аллаха, Его верблюдицей и Его домом, | |||||||||
который в Раю, а также подчинённость Ему Его Посланника, | |||||||||
упомянутая в Его словах «Если же вы сомневаетесь в том, | |||||||||
что Мы ниспослали Нашему рабу»(сура2 «Корова»,аят | |||||||||
23), и в Его словах«Пречист Тот, Кто перенёс ночью | |||||||||
Своего раба»(сура17 «Ночное | путешествие», аят | 1). А | |||||||
также в Его словах «Когда раб Аллаха встал, обращаясь с | |||||||||
мольбой к Нему»(сура72 «Джинны»,аят19). | |||||||||
Истинное значение слов «Поистине,я—Твой раб»— | |||||||||
проявление рабской покорности — смирение, поклонение, | |||||||||
устремлённость | к | Нему,исполнение | велений | Господа, | |||||
избегание того, что Он запретил, постоянная потребность в Нём, испрашивание у Него покровительства и помощи, упование на Него, испрашивание у Него защиты. При этом
сердце | его не | привязывается к кому,кр-томе Него, | |||
посредством любви, страха и надежды. | |||||
Эти | слова | также содержат | в | себе | признание: |
поистине, я — раб в любом | положении | и | состоянии, | ||
юный | и старый, | живой и мёртвый, покорный и | |||
ослушивающийся, | пребывающий | в | благополучии или |
застигнутый испытанием, своим духом и сердцем, языком и органами тела.
Из этих слов также понимается: имущество моё и сам я принадлежу Тебе. Ведь раб принадлежит своему господину вместе со своим имуществом.
50 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Эти слова также подразумевают:поистине, это Ты одарил меня всеми благами, которые есть у меня, и всё это
— проявления благодеяния Твоего к рабу Твоему.
И эти слова подразумевают: поистине, я распоряжаюсь своим имуществом и самим собой только в соответствии с велением Твоим подобно тому,как раб не распоряжается ничем без веления своего господина. Поистине, я не владею для себя ни пользой, ни вредом, ни жизнью, ни смертью, ни воскрешением.
И если всё действительно так, то это означает, что он — истинный раб Всевышнего.
Далее идут слова«Я подвластен | Тебе». То | есть | Ты | |||||||
распоряжаешься | мною, | как | пожелаешь, | а | не | сам | я | |||
распоряжаюсь собой. | ||||||||||
Да и как он может самостоятельно распоряжаться собой, | ||||||||||
если его душа — в руке его Господа, чуб его — в руке Его, и | ||||||||||
сердце Его — меж двух пальцев Его? И его смерть и жизнь, | ||||||||||
счастье и несчастье, благополучие и испытания — всё это в | ||||||||||
распоряжении Всевышнего, и раб не распоряжается ничем из | ||||||||||
этого, и он слабее пред Всевышним,чем | слабый | и | ||||||||
презренный | невольник, | чуб | которого — | в | руке | |||||
могущественного | султана, которому | он | принадлежит | и | ||||||
который владеет и распоряжается им,— да, он ещё более | ||||||||||
слаб! | ||||||||||
Свидетельствуя, что он и все остальные рабы Аллаха | ||||||||||
подвластны только Ему и что Он распоряжается ими,как | ||||||||||
пожелает, верующий уже не боится их и не возлагает на них | ||||||||||
надежды и не признаёт их господами для себя, но взирает на | ||||||||||
них как на обыкновенных подневольных рабов,которыми | ||||||||||
распоряжаются. | ||||||||||
Засвидетельствовав | это, | раб | Аллаха | делает | свою | |||||
потребность и нужду в Господе своим | неотъемлемым | |||||||||
свойством. И | когда он | будет | взирать | на | людей -подоб |
Комментарий к хадису Ибн Мас'уда |
ным образом и не будет ощущать потребности в них и не
станет | связывать | с | ними | свои надежды,его единобожие | ||||
будет | правильным, | как | и | Его | упование | на Аллаха и | ||
поклонение Ему ('убудиййа). | ||||||||
Поэтому Худ | сказал: «Поистине, | я | уповаю | на | ||||
Аллаха, моего Господа и вашего Господа. Нет ни одного | ||||||||
живого существа, которого бы Он не держал за хохол. | ||||||||
Поистине, мой | Господь — на прямом | пути»(сура | ||||||
«Худ», аят 56). | ||||||||
Слова «решения | Твои | обязательны для меня,а | ||||||
приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив» включают | ||||||||
два | утверждения. | Первое: о | том, | что постановление | Его | |||
распространяется на Его раба. Второе включает восхваление | ||||||||
Его | и | упоминание | о | Его | справедливости,то | есть |
Всевышний Аллах обладает властью и Ему принадлежит хвала.
Это и есть смысл слов Худа:«Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол».Затем онсказал: «Поистине, мой Господь — на прямом пути». То есть Он — Одолевающий Властелин, распоряжающийся Своими рабами и полностью контролирующий их, и при этом Он — на прямом пути. Подразумевайся справедливость, с которой Он распоряжается ими.Он — на прямом пути в
Своих словах, | делах, постановлениях, | предопределении, | ||
велениях, запретах, награде | и | наказании,и все Его | ||
сообщения — | истина, и | все | Его | распоряжения— |
справедливы, и всякое Его веление— благо, а всё, что Он запретил, несёт в себе вред,и награда Его для тех,кто заслужил её, — награда, даруемая по милости и милосердию Его. А наказание Его для тех, кто заслужил его, — наказание, применяемое по справедливости и мудрости Его.
Он разделил решение и приговор и охарактеризо-
вал решения обязательностью, а приговор назвал спра-
52 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
ведливым. Решения Всевышнего включают решения религиозные [шариатские нормы] и решения, касающиеся Вселенной, то есть предопределение. Оба вида применимы к рабу Всевышнего, и он подчинён им, и они исполняются в отношении него вне зависимости от того, желает он этого или нет. Однако если решениям Всевышнего,касающимся Вселенной, он не способен противоречить,то решениям религиозным [то есть шариатским нормам]он может противоречить.
Приговор представляет собой завершение, доведение
до конца, — | подразумевается завершённое, | исполненное |
решение, поэтому сказано: «а приговор, | вынесенный | |
Тобой мне, | справедлив»,то есть решение, | которое Ты |
довёл до конца и исполнил в отношении Своего раба , справедливо.
Если же говорить о решении,то это то, что решает Всевышний Аллах, однако Он может исполнить это решение, а может не исполнить.Если это решение, касающееся религии, то оно исполняется в отношении раба,а если это решение, касающееся Вселенной, то если Всевышний Аллах исполняет его, то оно исполняется в отношении Его раба,а если нет, тогда оно не касается его.
Всевышний Аллах исполняет Свои решения, тогда как другие могут решить что-то, но потом не смогут исполнить Своё решение из-за возникших препятствий.Всевышний
решает и претворяет Свои решения в жизнь.
Слова «а приговор, вынесенный Тобой мне,
справедлив» распространяются на все Его решения,касающиеся Его раба, к какой бы категории они ни относились, будь то здоровье или болезнь,богатство или
бедность, | наслаждение или | боль,жизнь или | смерть, |
наказание | или снисхождение | и так далее.Всевышний | Ал- |
Комментарий к хадису Ибн Мас'уда |
лах сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки»(сура42 «Совет»,аят30).
И Всевышний Аллах сказал: «Когда же его поражает | |||||||
зло за ,точто приготовили | его руки,то человек | ||||||
становится неблагодарным»(сура42 «Совет»,аят48). | |||||||
Все решения Всевышнего в отношении | Его раба | ||||||
справедливы. | |||||||
Кто-то может сказать: мол, | ослушание, по-вашему, | ||||||
происходит | по | предопределению | Аллаха,но | если | |||
справедливость в наказании за ослушание очевидна, | то | ||||||
где | же | справедливость | в | предопределении | этого | ||
ослушания? | |||||||
Необходимо | сказать: этот вопрос очень важен, и из-за | ||||||
него одна группа людей утверждает, что справедливость — | |||||||
это предопределённое, поскольку несправедливость в случае | |||||||
с | Всевышним | невозможна. | Они | сказали: | «Потому | что |
несправедливость — это распоряжение тем, что принадлежит другому, а всё сущее принадлежит'Аллаху, соответственно, Его распоряжение Своими творениями может быть только справедливостью».
Другая же группа сказала:«Нет, справедливость заключается в том, что Он не подвергает наказанию за то, что предопределяет. Поскольку наказание от Него— благо, то становится понятно, что оно — не за Его ; предопределение,
и справедливость — это воздаяние за трех посредством
наказания и порицания либо в этом мире,либо в мире
вечном.
Этим людям трудно объединить справедливость и
предопределение. Они утверждают, что
признающий предопределение не может утверждать о
справедливости, а тот, кто | говорит о | справедливости, не | |||||
может | признавать | предопределение. | Им | так же | |||
трудно | объединить | единобожие | и утверждение качеств | ||||
Аллаха. | Они | утверждают, | что | невозможно | утвердить | ||
54 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
единобожие, кроме как посредством отрицания качеств.И
единобожие превратилось в их понимании в отрицание
качеств Аллаха, а их справедливость— в отрицание
предопределения.
Что же касается приверженцев Сунны, то они признают и то, и другое. Несправедливость, согласно их убеждениям, это
применение чего-либо к тому,к чему оно не | должно | |||
применяться, | например, | наказание | покорного, | не |
совершавшего грехов. О том, что это Ему не присуще и не свойственно, Всевышний Аллах говорит в нескольких местах
в Своей Книге,
И если даже Всевышний Аллах вводит в заблуждение кого пожелает и предопределяет ослушание и отход от истинного пути кому пожелает,то это в любом случае абсолютно справедливо, потому что Он помещает введение в
заблуждение и оставление без поддержки туда, где им место. Да и как же иначе, если среди Его прекрасных имён— Аль-Адль [Справедливость], и Он — Тот, все действия Которого и все решения правильны и истинны?..
Ведь | Всевышний | Аллах сделал | пути ясными и | |||
направил посланников и ниспослал Писания,устранил | ||||||
препятствия и | дал | нам доступ | к | причинам | следования | |
прямым | путём | и | покорности | посредством | слуха, | |
зрения и | разума. | Это Его справедливость. Он окружает | ||||
кого пожелает | дополнительной | заботой и | желает | |||
помогать Ему и оказывать ему поддержку. Это Его милость. И Он оставляет без Своей помощи тех,кто не заслуживает Его поддержки и милости. Таких людей Он предоставляет самим себе. Всевышний не желает помогать им, лишает их Своей милости, но не лишает их Своей справедливости. Тут можно назвать две категории.
Первая категория: то, что является Его воздаянием рабу за то , что тот отвернулся от Него и предпочёл
Комментарий к хадису Ибн Мас'уда |
покорность Его врагу и жизнь в согласии с ним , предав забвению поминание Его и благодарность Ему. Такой человек заслуживает того, чтобы Всевышний оставил Его. без помощи и лишил Его Своей милости.
Вторая категория: Всевышний Аллах изначально не желает для этого раба , потому что знает, что тот не способен оценить по достоинству наставление напрямой путь и не станет благодарить и восхвалять Его за это и не будет любить Его. И Он не желает ему этого, потому что этот человек непригоден для этого.Всевышний Аллах сказал:
«Таким образом Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: "Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?" Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?»(сура6, «Скот»,аят53).
Всевышний также сказал: «Если бы Аллах знал, что в
них | есть | благо, Он непременно | наделил | бы | их | слухом» | |||||
(сура 8 «Трофеи», аят 23). | |||||||||||
И если Он предопределил этим душам заблуждение и | |||||||||||
ослушание, то | это — абсолютная | справедливость, подобно | |||||||||
тому, | как | Он | постановил, | что | змея, скорпион | и | бешеная | ||||
собака подлежат | — это | тоже | справедливость, | ||||||||
убиению | |||||||||||
даже | с | учётом | того,что эти | животные | были сотворены | ||||||
такими.
Мы подробно изложили эти вопросы в нашем большом труде, посвященном предопределению9.
Его слова «решения Твои обязательны для меня,а
приговор, | вынесенный | Тобой | мне, | справедлив» |
являются ответом двум группам. Первая группа — кадариты, | ||||
которые | полностью | отвергают | какое-либо предопреде- |
8 Хадисы об этом приводятся в сборниках аль-Бухари и Муслима.
9 Подразумевается труд под названием «Шифа аль-'алиль фи ма-саиль аль-када ва аль-кадр ва аль-хикма ва ат-та'лиль».
56 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
ление Аллаха в отношении Его рабов,и утверждают, что действия, совершаемые рабами Аллаха, не подпадают под
Его | предопределение, | а | под | предопределением | они | |
понимают веления и запреты. Вторая группа — джабриты, | ||||||
которые | утверждают, | что | всё | предопределённое | есть | |
справедливость и, | таким | образом, | слова | «а приговор, | ||
вынесенный Тобой мне, справедлив» теряют всякий смысл, | ||||||
поскольку справедливость в их понимании— это все, что | ||||||
можно | сделать, | а | несправедливость, | соответственно, |
невозможна сама по себе. То есть в их понимании эти слова означают в точности то же, что и первая часть высказывания,
то есть «Твои решения относительно меня непременноисполнятся».
Его слова «Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имён...» есть приближение к Нему посредством всех Его имён,как тех, которые известны рабу Аллаха,так и тех, которых он не знает. Этот способ приближения к Аллаху наиболее любим Им. Это приближение к Нему посредством Его качеств и действий, на которые указывают Его имена.
Его слова «сделать Коран благодатным дождём моегосердца, светом моей груди».Подразумевается благодатныйдождь, оживляющий землю. Коран сравнивается с ним, потому что оживляет сердца. Аллах сравнил Коран с дождём, упомянув одновременно воду, приносящую жизнь, и свет, приносящий освещение и озарение. Так, Он объединил их в Своих словах: «Он ниспосылает с неба воду,и долины
наполняются потоками в соответствии с их размерами. Поток несёт пену,поднявшуюся на поверхность. Подобная же пена появляется на том, что раскаливают в огне для изготовления украшений или утвари»(сура13
«Гром», аят 17).
Комментарий к хадису Ибн Мас'уда |
И в словах: «Они подобны тому, кто разжёг огонь.
Когда же огонь озарил всё вокруг него, Аллах лишил их света»(сура2 «Корова»,аят17).
А также в словах: «Или же они подобны оказавшимся под ливнем с неба»(сура2 «Корова»,аят19).
И в словах: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет [в
душе верующего] подобен...» (сура 24 «Свет», аят 35).
А затем Он сказал: «Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака, потом соединяет их...»(сура24
«Свет», аят 43).
Таким образом, это обращение к Всевышнему содержит
мольбу об оживлении | сердца | посредством | благодатного | |
дождя Корана и освещении груди его светом,дабы обрести | ||||
сразу и жизнь, и свет. | «Разве тот, | кто был | ||
Всевышний Аллах | сказал: |
мёртвым, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?Так неверующим представляется прекрасным ,точто они совершают»(сура6 «Скот»,аят122).
Поскольку грудь просторнее и больше сердца,то свет, обретаемый ею, просачивается из неё в сердце,потому что наполняет нечто более обширное, чем оно.
А поскольку тело и все его органы живут благодаря жизни сердца, и жизнь из него просачивается в грудь, а потом и ко всем остальным органам, то в этой мольбе содержится
просьба даровать жизнь сердцу посредством благодатного дождя, который является тем веществом, которое приносит её.
И поскольку печали и тревоги—явление противоположное жизни сердца и его озарению, он просил устранения их посредством Корана, ибо это наилучшая гарантия того, что они не вернутся. Если же они уходят не посредством Корана, посредством,
58 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
например, выздоровления, мирских благ, влияния, супруги или ребёнка, то печали и тревоги вернутся, как только всё это уйдёт.
Если говорить о том неприятном, что постигает сердце, то если оно относится к прошлому, то оставляет после себя скорбь. А если относится к будущему, то вызывает тревогу. Если же оно относится к настоящему, то рождает печаль.
А Аллах знает обо всём лучше.
Польза
Сердца могут служить троном для возвышенного и для низкого
Самое совершенное, чистое, светлое, почтенное, выcoкое и возвышенное и большое из творений — Трон Милостивого,
поэтому оно подходит для Его вознесения.
Чем ближе к Трону,тем больше света,тем всё совершеннее и прекраснее по сравнению с тем, что отдалено от Трона. И сады Фирдауса — наивысшие пределы Рая и самые прекрасные, светлые и величественные из-за своей близости к Трону: он служит для них потолочным сводом. А чем дальше от Трона,тем всё темнее и скуднее.Поэтому
нижние пределы Ада— самое | скверное, тесное | и самое |
далёкое от всякого блага место. | ||
Аллах сотворил сердца | и сделал их | сосудами для |
познания Его, любви к Нему и стремления к Нему.Они — трон для самого возвышенного, то есть познания Его, любви и стремления к Нему.
Всевышний Аллах сказал: «Скверно описание тех, кто не верует в Последнюю жизнь,а описание Аллаха— самое возвышенное, ведь Он — Могущественный, Мудрый» (сура
16 «Пчёлы», аят 60).
И Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто создаёт творения в первый раз, а затем воссоздаёт их, и сделать это для Него ещё легче. Ему принадлежат наивысшие качества на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» (сура
30 «Румы», аят 27).
60 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Всевышний также сказал: «Нет ничего подобного Ему»
(сура 42 «Совет», аят 11).
Это познание Его , любовь и стремление к Нему относится к наилучшему и самому возвышенному из сущего, и все это зиждется на сердце верующего:оно является троном для него. И если сердце не будет самым чистым, совершенным, благим и отдалённым от всякой скверны,то оно не подойдёт для того, чтобы на нём зиждилось это самое достойное и возвышенное— познание Аллаха, любовь и стремление к Нему. И тогда на этот«трон» восседает этот низкий мир, любовь, стремление и привязанность к Нему, и
оно становится тесным и тёмным и отдаляется от своего совершенства и преуспеяния. Таким образом, существует две категории сердец: сердце — трон Милостивого, в котором свет, жизнь, радость, веселье, сияние и множество запасённых благ; и сердце — трон шайтана, в котором теснота, мрак, смерть, печаль, скорбь и тревога. Это сердце, которое
скорбит о прошлом, обеспокоено | будущим | и | опечалено | |||
настоящим. | ||||||
Ат-Тирмизи и другие | ||||||
приводят хадис,в котором | ||||||
Пророк | сказал: «Когда | свет | входит | в | сердце,оно |
расширяется и раскрывается».Люди спросили: «Какова жепримета этого, о Посланник Аллаха?» Он ответил:
«Стремление к обители вечности, отдаление от обители обольщения и приготовление к смерти до того,как она придёт».
Свет, который входит в сердце , это след самого возвышенного, поэтому оно расширяется и раскрывается. Если же в нём нет познания Аллаха и любви к Нему, то его удел — мрак и теснота.
10 Шейх аль-Альбаки назвал этот хадис слабым .
Польза
Коран о качествах Всевышнего Аллаха и Его отношении к Своим рабам
Поразмышляй над кораническим обращением, и ты обнаружишь Царя, Которому принадлежит всё и
Которому надлежит вся хвала, в руке Которого бразды управления всеми делами. Источник их — от Него, и к Нему возвращаются они. Он — вознёсшийся над троном Своим, и ничто в Его владениях не может укрыться от Него. Он знает о том, что в душах Его рабов, Ему известно всё тайное и явное о них. Он один управляет Своим царством , Он слышит и видит . Он
дарует | и | лишает, вознаграждает | и | наказывает, |
оказывает | почёт и принижает, творит | и | дарует удел, |
умерщвляет и оживляет, распределяет, предопределяет и распоряжается. Малое и великое нисходит от Него и к Нему восходит, и ни одна мельчайшая частичка не двигается, кроме как с Его позволения , и даже лист не падает с дерева без Его ведома.
Посмотри и ты обнаружишь, как Он воздаёт Себе хвалу и славит Себя и восхваляет и как Он наставляет рабов Своих и указывает им на то , в чём счастье и преуспеяние для них, побуждая их к этому и предостерегая их от того, что губительно для них. Он даёт им возможность
познать Его через Его имена и качества и помогает им полюбить Его посредством Своих милостей и . благОн напоминает им о Своей милости к ним и велит им то ,
62 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
что способствует | полноте | этой милости, | и |
предостерегает их от Своего мщения и напоминает им | о |
том, какой почёт Он приготовил для них в случае, если они будут покорны Ему, и о наказании, которое Он уготовал им, если они станут ослушиваться Его. И Он сообщает им о том, как Он поступает со Своими приближёнными и со Своими врагами, и о том, какая участь ожидает тех и других. Он хвалит Своих приближённых, упоминая об их благих делах и благих свойствах, и порицает Своих врагов, упоминая об их скверных делах и отвратительных качествах. И Он приводит примеры, а также разнообразные доводы и доказательства, и отвечает на сомнения, которые выдвигают Его враги, наилучшим образом подтверждая правдивость правдивого и выявляя ложь лжеца.Он говорит истину, и Он ведёт прямым путём, призывает к обители мира и приводит её описания, говорит о том, как она прекрасна, и о блаженстве, которое в ней. И Он предостерегает от обители погибели и упоминает о мучениях в ,нейо том, как она скверна, и о боли, испытываемой в ней. Он напоминает Своим рабам о том , что они нуждаются в Нём , очень нуждаются, с какой стороны ни посмотреть, и они не могут обойтись без него ни мгновенья. И Он упоминает о том, что Он не нуждается в них и во всём сущем , и что Он самодостаточен и не нуждается ни в чём и ни в ком, тогда как всё сущее не может обойтись без Него. И никто не способен обрести ни мельчайшей частички блага, ни того, что больше неё, кроме как по милости Его, и никто не может обрести ни мельчайшей частички зла, ни того, что больше неё, кроме как по Его справедливости и мудрости.
В Его | обращениях присутствует | мягчайший | упрёк, |
адресованный | тем, кого Он любит, и из этого обращения | ||
понятно, что, | даже упрекая их, Он при | этом прощает им | |
их проступки | и ошибки,принимает их | оправдания, | ис- |
Коран о качествах Всевышнего Аллаха и Его отношении к Своим рабам |
правляет в них то,что требует исправления, защищает и отстаивает их, помогает им, заботится о них, избавляет их от всякой беды, исполняет Своё обещание . имИз этого обращения также понятно, что Он — их Покровитель, кроме Которого нет у них никакого покровителя.Он — их истинный Покровитель, помогающий им против их врагов. И прекрасный Он Покровитель и Помощник.
И когда сердца видят благодаря Корану Великого Царя, Милостивого, Щедрого, Прекрасного, то как же они могут не любить Его, не состязаться в приближении к Нему,не стремиться с каждым вздохом обрести Его любовь?Как же может Он не быть для них любимее всего , и а всяЕго довольство — предпочтительнее довольства всех остальных? И как же могут они не поминать Его неустанно,и как же может любовь и стремление к Нему и ощущение Его близости не стать для них пищей и лекарством— таким образом, что если сердца лишатся всего этого, то испортятся и погибнут и не смогут воспользоваться своей жизнью?..
Польза
Освобождение сердца от ложного — непременное условие для его привязанности к Аллаху
Ригодность | чего-либо | для | того, для чего | его | ||||
Писпользуют, | обусловлена | отсутствием | в | нём | ||||
противоположного | ему. | Это | правило | действует | как | в | ||
отношении объектов и предметов,так и в отношении | ||||||||
убеждений и устремлений. | ||||||||
Если сердце наполнено ложным, как в том, что | ||||||||
касается убеждений, так и в том, | что касается любви, в нём | |||||||
не остаётся места для истинных убеждений и любви к | ||||||||
ним. | Точно | так | ,жеесли | язык | занят | бесполезными | ||
разговорами, | его | обладатель | лишается | способности | ||||
произносить то, что приносит пользу — если только он | ||||||||
не прекратит произносить ложное. Так же и остальные | ||||||||
органы тела: если они заняты чем-то помимо покорности | ||||||||
Аллаху, то их невозможно занять покорностью Ему до тех | ||||||||
пор, | пока | они | не | перестанут | заниматься, | чтотем | ||
противоположно ей. | ||||||||
Так же и сердце, занятое любовью не к Аллаху, | ||||||||
стремлением и близостью не к Нему — его | невозможно | |||||||
занять любовью к Аллаху, стремлением к Нему и Его | ||||||||
любви и желанием встречи с Ним до тех пор, пока оно | ||||||||
не будет освобождено от привязанности к кому-то или | ||||||||
чему-то помимо | Него. Так же невозможно заставить язык | |||||||
шевелиться | ради | поминания | Аллаха, | органы | - те |
Освобождение сердца от ложного [необходима] для его привязанности к Аллаху |
ла — ради служения Ему до тех пор , пока они не будут
освобождены | от поминания | кого-то | другого и | служения | ||||
кому-то другому. | ||||||||
Когда | сердце | занято | творениями | и | знанием,не | |||
приносящим | пользы, | то | в нём не остаётся места для | |||||
занятия | Аллахом | и | познанием | Его | , имёнкачестви | |||
постановлений. | ||||||||
Секрет прост: внимание сердца подобно вниманию уха. | ||||||||
Если оно | внимает | не повествованию Аллаха,то оно не | ||||||
сможет одновременно внимать ему и понимать его . | И если | |||||||
оно склоняется к любви не к Аллаху,в нём не остаётся склонности к любви к Нему. И когда его сердце поминает не Его, то у него не остаётся возможности поминать Его, как и в