Много голосов, много толкований
В Эдемском саду мы впервые сталкиваемся с объяснением жизни, отличным от Божьего. Посмотрите, что делает сатана. Он совершенно иначе толкует факты, смысл которых Бог уже объяснил Адаму и Еве. Если верить сатанинской интерпретации, то повиновение Богу не было хорошим, правильным и необходимым. Из этого следует, что, если змей был прав, слушаться Бога было глупо. До этого момента на земле еще никто не решался усомниться в Божьих словах. Все, что Адам и Ева знали о мире, основывалось на объяснениях, данных им Богом.
Сегодня мы живем в беспорядочном и запутанном мире, наполненном множеством различных толкований. В большинстве случаев власть и авторитет Бога в расчет не принимаются, и че- [30] ловеческая жизнь не рассматривается с позиций Слова Божьего. Это указывает на очень важное обстоятельство: наше восприятие окружающего мира основывается не на самих фактах, а на их интерпретации. Свое решение поговорить с дочерью я принял не на основании того, что действительно произошло, а на основании своего представления о случившемся. К сожалению, моя интерпретация была эгоистичной и самоправедной. Я рассматривал дурное поведение моих детей лишь с позиции того, что я хотел и что я делал для них. Я даже не думал о том, как Бог рассматривает данную ситуацию. Когда же я все-таки об этом подумал, меня переполнило сознание собственной греховности и чувство раскаяния.
Если бы мы просто остановились на мгновение и спросили самих себя, как Бог оценивает ту или иную ситуацию и как бы Он отреагировал на нее, то смогли бы избавиться от многих проблем в общении. Мы же не задумываемся о том, какие мысли проносятся у нас в голове, и если наша интерпретация событий неверна, то мы обязательно будем использовать не те слова, какие нужно.
Отсюда следует немаловажный принцип: проблемы, возникающие в общении людей друг с другом, зачастую являются следствием неверной интерпретации. Мы говорим не то, что нужно, потому что верим не тому, чему нужно верить. Как раз это и произошло в Эдемском саду. Ящик Пандоры, источник всяческих бед, открылся, когда Адам и Ева впервые услышали толкование, противоречившее Божьему, и поверили ему. Сатана был первым, но далеко не последним, кто усомнился в истинности того, что сказал Бог.
Когда взбешенный отец говорит своему сыну-подростку: «Я заставлю тебя уважать меня во что бы то ни стало», то он произносит слова, которые противоречат словам Бога, обращенным к нему как к отцу. Когда жена заявляет мужу: «У меня со всеми нормальные отношения, и только ты меня раздражаешь», то это показывает, что ее слова вызваны гневом, который неугоден Богу. Когда работник жалуется: «Если бы начальник не назначил на эту должность женщину, мне было бы не так обидно», то это означает, что его проблема заключается не только в словах, но прежде всего в отношении к произошедшему. В каждом из приведенных здесь примеров люди не только выбирают неправильные слова и неправильный тон для выражения своих мыслей, но и неверно рассуждают. Их отношение к жизни идет вразрез с тем, что Бог считает правильным. На примере третьей главы Книги Бытие мы видим, что проблемы общения – это зачастую проблемы интерпретации.
[31] Слушая ложь
Когда в Эдемском саду раздался голос змея, возникла еще одна проблема. Впервые была произнесена ложь. До того момента все разговоры были абсолютно правдивыми. Слова Бога были совершенно достоверными, и на них можно было положиться. Слова Адама и Евы, которые они говорили друг другу, заслуживали доверия, потому что они согласовывались со словами Бога. Но змей лгал, лгал умышленно, чтобы достичь своей цели. Он не ошибался; он не забыл, что есть истина. Он не был невеждой или глупцом. Он знал, что говорит ложь. Именно поэтому он и обратился к Адаму и Еве! Он не хотел, чтобы наши прародители ходили в истине и жили в послушании Богу. Он стремился обмануть их и поэтому делал все возможное, чтобы его ложь звучала правдоподобно.
Здесь мы снова наблюдаем трагическую перемену. Благочестивое, угодное Богу общение всегда основывается на истине. Ложь, неправда и обман всегда извращают его. Ложь не только искажает факты, но и подрывает доверие, которое необходимо людям для общения друг с другом. Каждое наше слово основано либо на истине, либо на лжи. Большинство наших коммуникативных проблем возникает потому, что мы обманываем, искажаем факты и манипулируем людьми при помощи слов. Мы описываем события в выгодном для себя свете и иногда так преуспеваем в этом, что нам самим начинает казаться, что мы говорим правду. Входя в комнату дочери в то утро, я был полностью убежден в собственной правоте. Однако я обманывал себя.
Обвинения и упреки
Слова змея, прозвучавшие в Эдемском саду, привели к еще одному новшеству: люди начали обвинять друг друга. До этого момента на земле не произносилось никакой критики, не было слышно слов осуждения и гнева. Никто не обвинял своего ближнего и не делал ему резких замечаний; никто никого не оскорблял и не ставил на место. Адам с Евой не обвиняли и не упрекали друг друга, поскольку они были безгрешными. Но когда они съели запретный плод, произошла трагическая перемена не только в их отношениях с Богом, но и в их отношениях друг с другом. Когда Бог спросил Адама, не ел ли тот запретный плод, Адам сразу же обвинил Еву. Он не занял ее сторону и не начал защищать ее. Он [32] не повел себя как заступник и ходатай, отстаивающий интересы своей жены. Наоборот, он отошел в сторону и, указывая на нее пальцем, по сути сказал следующее: «Осуди ее, Боже, потому что я попал в эту переделку из-за нее».
Как часто в процессе общения мы перекладываем вину на других! «Ты меня так сильно раздражаешь!» «Если бы ты не сделал этого, я бы не вышла из себя». «Я не была такой, пока не встретила тебя!» «Когда ты так поступаешь, я не могу контролировать себя». «Я не была такой нервной до того, как у нас родились дети». «Если бы ты не готовила так вкусно, я бы не растолстел».
Кто из нас не испытывает соблазна обвинять других, когда бремя ответственности ложится на нас? В трудные времена мы в первую очередь ищем виноватых, вместо того чтобы попытаться найти выход из создавшейся ситуации. Едва ли проходит хотя бы один день без того, чтобы мы или сами никого не обвиняли, или не слышали, как кто-то обвиняет нас.
Но у этой проблемы есть и другая сторона. Впервые слова обвинения были высказаны в адрес Бога. Когда Бог приблизился к Адаму после того, как тот съел запретный плод, Адам стал обвинять не только Еву, но и Бога. Адам сказал: «Боже, этого бы не случилось, если бы Ты не дал мне ее в жены. Это Твоя вина. Ты сотворил ее, а теперь посмотри, что она сделала со мной!» Когда мы, подобно Адаму, виним в своих бедах и неудачах других людей и жизненные обстоятельства, то тем самым мы косвенно обвиняем Бога.
Когда муж говорит, что жена очень сильно его раздражает, то он указывает пальцем не только на жену, но и на Бога, учредившего семейные отношения. Если человек думает, что смог бы больше времени отдавать служению в церкви, если бы ему не приходилось так много работать, чтобы свести концы с концами, то он по сути обвиняет Бога. Он подразумевает, что если бы Бог лучше заботился о нем, то он бы служил Ему в полную силу. Родитель, убежденный, что до появления детей он был более спокойным и терпеливым, фактически обвиняет Бога, считая, что Господь возложил на него непосильное бремя. Во время грехопадения Бог, Которого следует любить, Которому следует повиноваться и служить, превратился в козла отпущения, несущего на себе грехи людей. И сегодня во многих разговорах слышатся скрытые упреки в адрес Бога.
Слова, подвергающие сомнению Божий авторитет, ложь, неверное объяснение жизни, обвинения в адрес Бога и человека – все это берет начало в тот трагический момент человеческой истории. Сатана заговорил, и как только Адам и Ева начали [33] действовать по его наущению, мир словесного общения сразу же превратился в мир страданий и бед. Мы больше не отражаем в полной мере образ Божий, общаясь с другими людьми, но отражаем также и образ змея. Наш разговор больше не соответствует Божьим требованиям, и нередко мы говорим так, как угодно змею. Наши слова больше не отражают Божий замысел во всей сто полноте: слишком часто они являют собой сатанинский обман. Разговаривать стало трудно и небезопасно. Теперь в нашем мире ложь имеет большое влияние, слова, произносимые во гневе, ранят людей, неправда губит, клевета наносит ущерб, осуждение подрывает репутацию и непочтительные высказывания бросают тень на власть, учрежденную Богом.
Кто из нас, выступая в качестве родителя, супруга, друга, соседа или работника, не сожалел когда-либо о сказанном? Кто из нас не хотел взять свои слова обратно и сделать так, чтобы о них все забыли? Кому из нас не приходилось неоднократно просить прощения у жены или мужа, у детей или друзей за свои слова или за то, каким тоном мы произнесли их?
Неудержимое зло
Иаков очень выразительно описывает этот мир бед и несчастий. Он предупреждает нас о том, что наши слова могут причинить огромный вред:
Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их; вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает.
Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
И язык – огонь, прикраса неправды [В английском переводе Послания Иакова 3:6 язык называется «царством зла»]. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. [34]