Полным, пока раб Аллаха не пройдет все его этапы и затем не станет стремиться сделать муваххидом
Другого. Именно таким был путь всех пророков. Первым, к чему они призывали свои народы, было
Поклонение только Одному Аллаху и отказ от придавания Ему сотоварищей. Тем же путем шел
Господин и имам всех пророков — посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и
Приветствует. Он идеальным образом исполнял этот долг, мудростью, добрым увещеванием и
Наилучшим рассуждением призывая людей встать на путь его Господа. Он упорно и неустанно делал
Это, не ослабляя своих усилий, пока Аллах не утвердил посредством его Свою религию и не обратил в
Нее большое число людей. Благодаря благословенному призыву Пророка, да благословит его Аллах и
Приветствует, религия Аллаха воцарилась на огромных территориях во всех концах Земли. Пророк, да
Благословит его Аллах и приветствует, лично осуществлял призыв, а также повсюду направлял своих
Посланников и последователей, чтобы они прежде всего призывали людей к Аллаху и Его таухиду,
Поскольку правильность и приемлемость всех действий зависят от таухида.
Наряду с тем, что раб Аллаха сам стремится к таухиду Аллаха, он должен также призывать к
Аллаху других всеми способами. Человек, наставивший на путь истинный других, обретает такую же
Награду, как и они, без всякого уменьшения этой награды для обращенных.
Учитывая то, что призыв к Аллаху и к свидетельству «нет божества, кроме Аллаха» является
Обязательным предписанием для каждого, каждый обязан выполнять этот долг в меру своих
Возможностей. И на ученом ответственность за разъяснение этого, за призыв, за наставничество и
Наставление на истинный путь больше, чем на неученом человеке.
Человек, способный вести призыв благодаря своим физическим возможностям, средствам,
Высокому положению и красноречию, выполняет гораздо более серьезную задачу, чем тот, кто лишен
Подобных возможностей.
Всевышний сказал:
«Бойтесь же Аллаха по мере своих возможностей...» (Взаимное обманывание, 16).
Аллах милостив к тем, кто помог религии хотя бы на полслова, однако гибель ждет того раба,
Который не использовал своих возможностей для призыва людей к этой религии.
Глава 6
СМЫСЛ ТАУХИДА И СВИДЕТЕЛЬСТВА
«НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА»
Всевышний Аллах сказал:
«Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к своему Господу — кто из них
Ближе,— надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего
Господа следует остерегаться!»* (Перенес ночью, 57).
Всевышний также сказал:
«И вот сказал Ибрахим отцу своему и народу: "Я не причастен к тому, чему вы
поклоняетесь, кроме Того, Кто создал меня. Поистине, Он поведет меня по прямому пути!"»
(Украшения, 26-28).
Всевышний Аллах сказал также:
«Они взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха...» (Покаяние, 31).
Всевышний сказал:
«Есть среди людей и такие, которые придают Аллаху равных; они любят их так, как любят
Аллаха. Но те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха»**. (Корова, 165).
*Ибн аль-Каййим сказал: «В этом аяте упоминаются три весьма значительных понятия: любовь,
То есть стремление приблизиться и найти дорогу благодаря праведным делам, надежда и страх. Это
— подлинный таухид и подлинная религия Ислама».
**Все, кто приобщает к Аллаху равных, взывает к ним помимо Аллаха, просит у них помощи,
Надеется на них в избавлении от нужды и удалении печали, подобны поклоняющимся могилам, тагуту
И идолам. Они, несомненно, возвеличивают и любят их наряду с Аллахом, если вообще они любят
Всевышнего Аллаха, поскольку подлинная любовь к Аллаху не-возможна без познания Его величия,
Имен и качеств. Они произносят слова «нет божества, кроме Аллаха», совершают Намазы, держат
Пост, однако приобщают к Аллаху равных в любви, и это губит все', что они говорят и делают, потому
Что ни одно деяние мушрика не принимается и не получит благополучного конца. Произнося слова
«нет божества, кроме Аллаха», они не выполняют ни одного условия, которого требует это великое
Свидетельство.
Ибн аль-Каййим сказал: «Таухид Любимого не позволяет разделять любовь к Нему с другими, и
вся его [раба Аллаха. — Ред.] любовь отдана Аллаху в поклонении Ему. Таухид любви достигается
Тогда, когда в душе не остается любви, которую бы человек не отдал Ему. И эта любовь является
Величайшим благом для раба, его блаженством и радостью. Для души не будет блага и блаженства,
Пока Аллах и Его посланник не будут для него более любимы, чем кто-либо иной, и пока в его сердце
Останется любовь к кому-нибудь, кроме Аллаха. Такой человек любит только Аллаха, и как сказано в
достоверном хадисе: "Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства:
Когда он возлюбит Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, больше всего
На свете, когда он возлюбит другого человека только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет
Ненавистно возвращение в неверие, после того, как Аллах спас его от этого, так же, как ненавистно
ему быть брошенным в Огонь".
Любовь к Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, является проявлением
Любви к Аллаху. Если любовь к человеку испытывается ради Аллаха, то она также является