Ибн-Араби сказал: “Поистине, милость для тех людей то, что они привыкнут потом в аду и это станет в бесконечной вечности подходящей им средой”

Нет сомнений в том, что между грешниками и огнем есть некоторое сходство. В их душах горит огонь зависти, ненависти, страсти, ревности, обмана, гнева, бушуют преступные чувства — все это действительно похоже на пламя. Такие души не смогут жить мирно, не разжигая огня войны, так как огонь — их среда, их стихия, их природа. Справедливо суждение: место этих душ — ад. И эти люди не смогли бы пользоваться всеми благами рая, и отравили бы существование тех, кто там находится. Разве они не отказались от мира и покоя на земле?

Мы должны постигнуть понятия “ад” и “рай”. Ад — это не только пожар или поджаривание на сковороде, как представляют некоторые, ад — понятие емкое. Это огонь не только в буквальном смысле этого слова. Аллах говорит, что грешники в аду разговаривают, ругают друг друга. Там есть дерево “заккум”, плоды которого подобны головам шайтанов, грешники в аду связаны цепями, они едят плоды этого дерева и пьют гнойную воду, кипяток, который “рассекает их внутренности”. Они проклинают друг друга, захлебываясь в бурлящем кипятке. Ад — это символ огня, пламени. Аллах говорит об этом огне: “Каждый раз как входил один народ, он проклинал ему подобный. А когда они собрались все там, то другой сказал о первом: “Господи! Эти сбили нас, пошли же им наказание двойное из огня!” Он сказал: “Каждому — двойное, только вы не знаете!” (7:38). Они будут проклинать друг друга, находясь там. “...Топливом для которого люди и камни...” (25:24). Это огонь неизвестности и то, что сказано о нем, это только его предполагаемые признаки. Нельзя делать вывода из сказанного, что мы отвергаем физическое наказание и говорим только о моральном наказании. Поистине, наказание ощутимо, явно, нельзя сомневаться в нем и мы верим в его существование. Мы говорим о силе этого наказания, его качествах так же, как и о свойствах этого огня, — границы наказания обширны. Эта тайна также неизвестна. Это все на том основании, что представляется нам из пояснений Корана. Огонь — это не тот огонь. Также и наши тела от этого огня будут не теми телами — земными, хрупкими и трескающимися от удара и горящими. Такое же положение дел н в раю. Рай — не базар с зеленью, фруктами, не сад с волшебными, дивными птицами. И все те определения его в Коране — это только пояснения и толкования, приближенные к пониманию рая, как говорит Аллах в Коране: “Образ сада, который обещан богобоязненным: там — реки из воды непортящейся и реки из молока, вкус которого не меняется!” (47:15). Подобие рая — то есть мы приводим только подобие рая, приближенное к понятию рая, но в действительности же это — неизвестность. Как говорит Аллах: “Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз за то, что они творили”. (32:17). “Рай, ширина которого как небеса и земли”. (3:133). Это непростой сад. “Плодов обильных, неистощаемых и незапретных”. (56:32); Это не такие плоды, которые кончаются и труднодоступны. О напитках Аллах говорит: “От которых не болит голова я не теряется сознание”. (56:19). Это не такие напитки, от которых болит голова и ухудшается разум. Об обществе рая Коран говорит:

“И Мы изъяли все, что было у них в груди из огорчения”. '(7:43). Здесь наши души очищены таким образом, таким способом, о которых, мы не знаем. Тогда и рай — другая неизвестность и нет в речи никакого отрицания ощущаемого благоденствия и мы верим, что рай — благоденствие ощущаемое и моральное (нравственное) одновременно, также как и ад — наказание моральное и физическое, мы только подчеркиваем обширность этого благоденствия и этого наказания тем, что их свойства —это тайна из тайн Великого Аллаха.

Рай — не дивный сад и ад — не котел с бурлящим кипятком. Наказание на тем свете — не принуждение Аллаха своих рабов, а очищение, объяснение, исправление и милость. Как сказал Аллах: “Зачем Аллаху наказывать вас, если вы уверуете и будете благодарны!” (4:117).

Наказание всегда справедливо. Аллах не наказывает верующего, но назначает наказание для неблагодарного, которому бесполезны все дороги исправлений и пояснений. Аллах говорит: “И Мы дадим вкусить им наказания ближайшего, помимо наказания — величайшего, может быть, они вернутся!” (32:21). Принцип Аллаха — дать им вкусить маленькое наказание прежде, чем они будут преданы вечному огню, чтобы пробудить их из их беспечности и вытеснить из них глухоту и сон: “может быть, они опомнятся, вернутся”.

И когда каждая из тех дорог не приносит удачи и отвергающий продолжает отвергать, дальше ничего не остается, кроме как ознакомить его с действительным наказанием. Ознакомление в сущности и есть милость. А если б Аллах оставил их в своей слепоте, невежестве, пренебрежительности — это было бы в действительности несправедливо. Очищаю Его то этого, Он выше и больше этого. А угрозы адом — проявление заботы Аллаха. Все дела Аллаха — милость. Аллах говорит: “Наказанием Моим я поражаю кого желаю, а милость Моя объемлет всякую вещь”. (7:156).

Наказание — это тоже милость Аллаха. А теперь спросим у доктора: “Будет ли Аллах справедливее в его понимании, если Он проявит одинаковую милость и к тирану и к угнетенному, к убийце и к убитому и раздаст блага каждому поровну?”

Справедливо ли уравнение добра и зла? Тем, кто считает наказание Аллаха невозможным, мы скажем: “Не наказывает ли Аллах, в сущности, и на этом свете? Что же такое старость, болезни — как не наказание? А кто создал микробы? Не является ли этот факт напоминанием того, что наши судьбы в руках Аллаха, и предупреждением, что Он способен наказать нас на этом и на том свете?”

Спор с безбожником

Часть 2.

СОДЕРЖАНИЕ

ОПИУМ ЛИ РЕЛИГИЯ?

Мой друг, моргая глазами, сказал:

— Что ты ответишь тем, кто утверждает, что религия опиум и что она одурманивает бедных и угнетенных, чтобы они покорились гнету рабства и бедности и мечтали о рае и райских гуриях, а между тем богачи все больше богатеют, опираясь на законные пути, и тем, кто утверждает, что Аллах создал ранги различий.

Что ты скажешь тем, кто утверждает, что религия не ниспослана Аллахом, а придумана людьми, что она — проявление общественной потребности, чтобы стать орудием в руках одного класса в борьбе с другим?

Это материалистическая точка зрения и мы ответим вот что:

— Вполне вероятно, что ошибается тот, кто утверждает, что религия — опиум. В действительности же религия — бремя обязанностей, а не облегчение и не освобождение и следовательно она не убежище от ответственности и не опиум. Как сказано в Коране, наша религия — это труд, а не радение. “И скажи: “Действуйте — и увидит ваше дело Аллах”. (9:105).

Мы рассуждаем об уповании, а не о пессимизме. Упование требует от нас решительности, приложения всех усилий, возможностей и отдачи всей энергии и после этого положиться на судьбу-Аллаха, как говорится в Коране: “...и советуйся с ними о деле. А когда ты решился, то положись на Аллаха”. (3:159). Сначала совещание, затем решение. И пророк, да пребудет благоденствие и мир над ним, сказал тому, кто отпустил своего верблюда, положившись на сохранение Аллаха: “Привяжи верблюда, а затем полагайся на Аллаха!” — то есть сделай сначала то, что от тебя зависит: закрепи его в оковы, а затем уповай за его сохранение на Аллаха. Религия — это трезвость, бдительность, проявление совести за каждый поступок, за каждое слово, за каждую мысль, а не состояние принявшего опиум. Одурманенные, опьяненные опиумом — это материалисты, отрицающие, отвергающие религию, избегая подчинения и ответственности перед религией, воображая себе, что они живут только в данный момент, и что нет отчета, наблюдения и воскрешения после смерти, и совершают все, что им вздумается.

Откуда такому материалисту сравниться с мусульманином, чистым своими помыслами, чувствующим себя ответственным за седьмого соседа, укоряющего себя за то, что не выполнил наставлении исламской веры, если кого-нибудь забодает корова.

И уж совсем неправда, что наша религия возникла на земле из-за общественной необходимости, чтобы стать орудием для эксплуатации человека человеком и для сохранения богатства богатых и бедность бедных. Ислам явился революцией для тиранов, эксплуататоров и богачей и приказал ясно, чтобы богатство не сосредотачивалось только у богатых, увеличивая их капитал, а было принадлежностью каждого: “А те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, — обрадуй их мучительным наказанием!” (9:34). Пожертвование начинается обязательным налогом 1/40 частью от имущества и по желанию доходит до всего, что есть у тебя, кроме хлеба насущного, — как сказал Аллах “...и спрашивают они тебя: что им расходовать? Скажи: “Остаток”. (2:219—220). Остаток — это излишки, т. е. это нее, что больше хлеба насущного и необходимых нужд, этим самым ислам соединил принудительное пожертвование с добровольным пожертвованием, основанным на чувстве совести. Это почетнее для человека, чем изъять у него имущество насильно. Ислам довел пожертвование до 90 от 100% без насилия. Ислам возник для искоренения несправедливости тиранов, явился революцией для каждого деспота, войной и мечом против эксплуататоров. Ну а обвинение материалистов в том, что ислам — религия реакционная, опираясь на стих из Корана: “Аллах дал вам преимущество одним пред другими в жизненном уделе”. (16:71) “...И возвысили одних степенями над другими”. (43:32), мы опровергаем, опираясь на том, что смысл этих стихов одинаково проявляется как в Каире и в Дамаске, так же в Лондоне и Париже, в Берлине и Москве. И если мы пройдемся по Москве, то мы увидим и пеших, и на машинах различных марок. И что же это, если не проявление неравенства жизненных позиций, рангов и социальных различий?

Разница между людьми всегда существовала и никто ее не в силах устранить. Даже самые ревностные материалисты и анархисты не говорят о равенстве. Равенство невозможно! Как же можно уравнять неравных? Люди с момента своего рождения неравны в проницательности, силе, ловкости, умственных способностях.

Предел того, что может предложить нам экономическая теория, — это равенство во времени, а не равенство между людьми, чтобы каждый тратил одинаковое время на обучение, на лечение, минимальный срок жизни — это то, на что указывает религия. Но ликвидация рангов — это явная несправедливость и противоречит естественной природе. Вся природа основывается на законах дифференциальности, разнообразии как в растениях, так и у животных и людей.

Наши рекомендации