Остановка на один месяц без намерения
Если после того, как путник проделает путь расстоянием в восемь фарсахов, остановится в определенной местности и не будет знать, сколько дней он там задержится (десять дней или меньше), то до тех пор, пока он будет пребывать в таком состоянии, должен совершать свои молитвы в сокращенной форме, но по прошествии тридцати дней он должен совершать молитвы в полном виде, даже если он захочет уехать оттуда в тот день.
Мегаполисы.
В положениях, касающихся путника, его намерения о выборе родины и десятидневном пребывании в определенной местности, нет разницы между мегаполисами и другими городами. Если человек примет намерение выбрать своей родиной какой-то мегаполис и останется там, не определив для себя определенный район, весь город будет считаться его родиной. Также, если он примет намерение о десятидневном пребывании в подобном городе, не определив для себя какой-то из его районов, то во всех районах этого города будет действовать положение относительно полного совершения молитвы.
Урок 53
Ежедневные молитвы
Восполнение пропущенной молитвы – Молитва по найму –
Восполнение пропущенных молитв отца и матери
Восполнение пропущенной молитвы.
1. Тот, кто пропустит обязательную молитву в установленное для нее время, должен восполнить ее, даже если на протяжении всего времени молитвы человек спал или по причине болезненного состояния не совершил молитву. Тому, кто на протяжении всего времени молитвы находился без сознания, восполнение этой молитвы необязательно. Также необязательно восполнять молитвы тому, кто был неверующим (кафир), а потом принял ислам. Также необязательно восполнение молитв женщине, пропустившей их во время менструации (хайд) или во время послеродовых кровотечений (нифас).
2. Всякий раз, когда человек после окончания времени молитвы поймет, что совершенная им молитва была недействительна, он должен восполнить ее. Например, если человек по незнанию предписаний исламского закона совершал полное ритуальное омовение неправильно, то ему обязательно нужно восполнить все молитвы, совершенные им в состоянии полового осквернения.
3. Обязательно восполнение тех молитв, в пропуске или недействительности которых человек уверен. Если человек сомневается или предполагает, что некоторые молитвы в прошлом были им пропущены или недействительны, необязательно их восполнять.
4. При восполнении пропущенных молитв соблюдение порядка между ними необязательно, разве что между полуденной (аз-зухр) и послеполуденной (аль-‘аср), а также между вечерней (аль-магриб) и ночной (аль-‘иша) молитвами. Также нет необходимости совершать молитвы заново для того, чтобы убедиться в том, что они были совершены в установленном между ними порядке. Таким образом, тот, кто намерен восполнить молитвы одного года, может совершить их в следующем порядке: в начале совершить двадцать утренних (ас-субх) молитв, затем двадцать полуденных и послеполуденных молитв, затем двадцать вечерних и ночных молитв, и все молитвы одного года совершить в таком порядке. Также человек, совершая обязательную ежедневную молитву, может следом за ней восполнить аналогичную ей пропущенную молитву.
5. Тому, у кого есть несколько пропущенных молитв, но неизвестно их точное количество, к примеру, человек не знает, две молитвы пропустил или три, достаточно восполнить минимум (т.е. то количество, в котором он уверен).
6. Если человек три раза совершит полное ритуальное омовение по причине полового осквернения, например, двадцатого, двадцать пятого и двадцать седьмого числа месяца, затем убедится в том, что одно из совершенных им омовений было недействительным, из обязательной предосторожности ему необходимо возместить столько пропущенных молитв, сколько даст уверенность ему в исполнении своего долга.
7. Желательные молитвы не могут считаться восполнением пропущенных. В случае, если у человека будут пропущенные молитвы, он должен совершить их с намерением восполнения своих пропущенных молитв.
8. Люди, неспособные в настоящее время восполнить все пропущенные молитвы, должны восполнить столько, сколько они могут, а оставшуюся часть пропущенных молитв завещать душеприказчику.
Молитва по найму.
1. Пропущенные молитвы живого человека не может восполнить никто другой, кроме него самого, даже если он не будет способен восполнять молитвы. Однако после смерти человека нет никаких препятствий для восполнения его молитв живым человеком. Пока религиозно обязанный человек жив, он должен свои обязательные молитвы совершить сам, любым возможным для него образом. Он не исполнит свою религиозную обязанность, если поручит это дело другому лицу, будь то за плату или бесплатно.
2. Нет необходимости в упоминании особенностей покойника в молитве по найму. Соблюдение порядка нужно лишь между полуденными и послеполуденным молитвами, а также между вечерними и ночными. Если в тексте договора о найме не будут оговорены особенности выполнения молитвы (к примеру, восполнение их в мечети или в определенные часы) и из общего смысла договора это не будет ясно, то нанятому необходимо совершать молитвы с обычно совершаемыми желательными действиями, но не обязательно для каждой молитвы читать призыв (азан).