Как нужно принимать имена и качества Аллаха в свете Корана и Сунны
В Коране и Сунне содержится очень много текстов, которые расносторонне и и в различных контекстах сообщают об обладании Великим и Могучим Аллахом именами и качествами.
В этих двух источниках исламской религии упоминается очень много божественных имен и качеств, и им посвящено огромное количество трудов ученых. Исламские ученые указали на многие из этих имен и качеств. Однако, в качестве примера можно привести ниже некоторые из них.
Вот некоторые из имен Всевышнего Аллаха:
Живой(Аль-Хайй), Вседержитель(Аль-Каййум)
Эти два имени Всевышнего Аллаха приходят и Коране, и в Сунне. Всевышний Аллах говорит о Себе: «Аллах – нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь» (сура «Аль Имран», аят 2). В хадисе же, который сообщается от Анаса бин Малика говорится: «Однажды мы сидели в кругу вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и один из людей совершал намаз. После совершения поясного и земного поклонов он прочел ташаххуд и начал взывать в мольбе: «О Аллах, я прошу Тебя, ведь хвала надлежит Тебе одному, и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя. О Первосоздатель небес и земли! О Обладатель величия и великодушия! О Живой, Вседержитель!». Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он взмолился самым великим из имен Аллаха, и Аллах отвечает на мольбу, если к Нему обращаются с этим именем, и одаряет, если Его просят этим именем» (Этот хадис передал аль-Хаким (1856). Он сказал, что он является достоверным согласно требованиям Муслима, и с этим согласился аз-Захаби).
Достохвальный (Аль-Хамид)
Доказательством на существование у Аллаха этого имени являются слова Великого и Могучего Аллаха: «И знайте, что Аллах – Богатый, Достохвальный» (сура «аль-Бакъара», аят 267). Сунна же свидетельствует о нем хадисом Кааба бин Уджры, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал сподвижников говорить во время ташаххуда: «О Аллах, благослови Мухаммада и семью Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семью Ибрахима, ведь Ты – Достохвальный, Славный…» (аль-Бухари «Сахих» (3370), Муслим «Сахих» (406)).
Милостивый(Ар-Рахман), Милующий(Ар-Рахим)
Всевышний Аллах засвидетельствовал об этих именах, сказав: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милующему» (сура «аль-Фатиха», аяты 2-3). А Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда заключал Худейбийский мирный договор с язычниками Мекки, велел писарю написать: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего!»(аль-Бухари «Сахих» (2731)).
Выдержанный(Аль-Халим)
Коран подтверждает это божественное имя аятом: «Воистину, Он – Выдержанный, Прощающий» (сура «Фатыр», аят 41). А в хадисе Ибн ‘Аббаса сообщается о том, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, при печали говорил: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Великого, Выдержанного…» (аль-Бухари «Сахих» (6345), Муслим «Сахих» (2730)).
Некоторые из качеств Аллаха:
Мощь
Об этом качестве, которое присуще божественной сущности Аллаха, свидетельствует и Коран, и Сунна. Оно называется присущим божественной сущности (сифат затийя), потому что Пречистый Аллах никогда не лишается его. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (сура «аль-Бакъара», аят 20). Сунна же сообщает нам об этом в хадисе Усмана бин Абу аль-Аса о том, что однажды он пожаловался Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на то, что после принятия Ислама он стал ощущать болезненность в теле. На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указал на шариатский способ лечения такого недуга, сказав ему: «Положи руку на то место, которое болит, и трижды скажи: «С именем Аллаха». Затем семь раз скажи: «Прибегаю к могуществу и мощи Аллаха от зла, которое я чувствую и которого опасаюсь» (Муслим «Сахих» (2202)).
Жизнь
Это качество Всевышнего так же связанно с Его божественной сущностью. Оно происходит от Его прекрасного имени Живой. Доказательства существования этого прекрасного имени мы уже рассмотрели выше.
Знание
Знание – также является качеством Всевышнего Аллаха, которое связано с Его божественной сущностью, и которое также подтверждается как Кораном, так и Сунной. Всевышний сказал: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» (сура «аль-Бакъара», аят 255). В хадисе Джабира бин Абдуллаха сообщается о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил сподвижников, испрашивая помощи в каком-либо деле, говорить: «О Аллах, посредством Твоего знания я прошу Тебя помочь мне в принятии решения и посредством Твоей мощи прошу Тебя придать мне силы…» (аль-Бухари «Сахих» (6382)).
Желание
Данное качество Всевышнего Аллаха из тех его совершенных качеств, которые связаны с Его божественными деяниями (сифат фиълийя). Оно тоже подтверждается аятами Кораном и хадисами Посланника, да благословит его Аллах и приветствует). Качества, связанные с божественными деяниями, определяются волей и мощью Аллаха. Если Ему угодно, Он совершает эти деяния, а если нет, то Он не совершает их. Всевышний сказал: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо» (сура «аль-Ан’ам», аят 125). От Абдуллаха бин Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах желает подвергнуть народ мучениям, то они постигают всех, кто есть среди них, а затем они будут воскрешены на основании своих деяний» (Муслим «Сахих» (9287)).