Момент смерти и появление ангела смерти
Это тот миг, когда человек узнает свой исход. Это миг, когда ангел смерти призовёт человека либо к довольству, либо к гневу Аллаха. Нет иного пути. О сын Адама! Представь на миг, что ангел смерти у твоего порога и вот-вот призовёт тебя. И ты не знаешь, произнесёт ли он: «О благословенная душа, выходи к прощению…» или «О скверная душа, выходи к гневу…». И если ты будешь призван первым зовом, то это великое преуспеяние и доброе предзнаменование. Но если ты будешь призван вторым зовом, то это миг великого горя, ведущий к гневу и наказанию Аллаха.
Период пребывания в могиле
Могила может стать для человека райским садом или огненной ямой, то есть, человек либо будет наслаждаться благом, либо страдать от наказания.
قال صلى الله عليه وسلم:
" كل أهل الجنة يرى مقعده من النار , فيقول: لولا أن الله هداني فيكون له شكر.و كل أهل النار يرى مقعده من الجنة, فيقول لو أن أن الله هداني فيكون عليه حسرة"
Посланник Аллаха r сказал: «Каждому обитателю рая будет показано его место в аду. И он скажет: «О если бы Аллах не наставил меня на истину» и это будет благодарностью по отношению к Аллаху с его стороны. И каждому из обитателей ада будет показано его место в раю. И он скажет: «О если бы Аллах наставил меня на истину» и его окутает печаль».[6]
И поистине это является вечной тоской и скорбью, так как человек узнает, что он не вернётся на землю, и у него не будет возможности совершить благодеяния для того, что бы спастись от адского огня. И поэтому человек станет в могиле молить Аллаха о возвращении на землю. А Аллах не обратит внимания ни на него самого, ни на его слова. Сказал Всевышний Аллах:
} حَتَّى إِذَا جَاء أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ رَبِّ ارْجِعُونِ لَعَلِّي أَعْمَلُ صَالِحاً فِيمَا تَرَكْتُ كَلَّا إِنَّهَا كَلِمَةٌ
هُوَ قَائِلُهَا وَمِن وَرَائِهِم بَرْزَخٌ إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ{
«Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это – всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены». [7]
О человек! Стремись к совершению праведных деяний, которые наполнят твою могилу светом. Читай Коран, подчиняйся родителям, заботься о сиротах, не причиняй вреда соседям и соблюдай молитву в назначенное время.
كان عثمان بن عفان رضي الله عنه إذا وقف علي قير بكي حتي يبل لحيته, فسئل عن ذلك و قيل له: نذكر الجنة و النار فلا تبكر! و تبكر إذا وقفت علي قير؟ فقال:"سمعت رسول الله صلي الله عليه وسلم يقول:"ان القبر أول مناذل الآخرة, فإن نجا منه فما بعده أيسر منه, و إن لم ينج منه فما بعده أشد منه"
Сообщается, что когда Усман ибн Аффан t становился над могилой, он плакал так сильно, что промокала его борода. Однажды его спросили: “Когда мы говорим о Рае или об Аде ты не плачешь! Почему же ты плачешь из-за этого?” Он сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха r сказал: «Поистине, могилы - это первое жилье мира иного (ахира), и если человек спасется от нее, то все последующее будет легче. А если он не спасется от нее, то все последующее будет намного тяжелее». И пророк также сказал: «Не приходилось мне видеть зрелища более ужасного, чем могила».[8]
قال مجاهد:
" أول ما تكلم ابن آدم حفرته فتقول: أنا بيت الدود و بيت الوحدة و بيت الظلمة, هذا ما أعددت لك فما أعددت لي؟
Муджахид сказал: «Первое, что станет говорить с покойным это его могила. И скажет она ему: «Я дом червей, одиночества и мрака. Вот то, что я приготовила тебе, а что ты приготовил для меня?»
كان أبو الدرداء يقعد إلى القبور, فقيل له في ذلك فقال: أجلس إلى قوم يذكروني معادي , و إذا قمت لم يغتابوني
Абу ад-Дарда t часто посещал кладбища. Спросили его о причинах этого, на что он ответил: «Я сижу с людьми, которые напоминают мне о Дне воздаяния, а когда я покидаю их, они не злословят обо мне».
Тяжесть Судного дня
} وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَصَعِقَ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَمَن فِي الْأَرْضِ إِلَّا مَن شَاء اللَّهُ ثُمَّ نُفِخَ فِيهِ
أُخْرَى فَإِذَا هُم قِيَامٌ يَنظُرُونَ{
«Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в нее подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть».[9]
О человек! Что же тебя заставило сойти с пути твоего Господа? Почему же двери покаяния закрыты для тебя? Разве ты не подумал о Дне расчёта? Неужели ты думал, что этот день не наступит никогда? Однако он наступил.
} اقْتَرَبَ لِلنَّاسِ حِسَابُهُمْ وَهُمْ فِي غَفْلَةٍ مَّعْرِضُونَ{
«Приблизился к людям расчет с ними, однако они с пренебрежением отворачиваются».[10]
عن عائشة رضي الله عنها قالت سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول : يحشر الناس يوم القيامة حفاة عراة غرلا. قلت : يا رسول الله : النساء و الرجال جميعا ينظر بعضهم إلى بعض؟ قال : يا عائشة الأمر أشد من أن ينظر بعضهم إلى بعض
Передаётся со слов матери правоверных Аиши t, что она слышала, как Посланник Аллаха r сказал: «В Судный день люди будут собраны нагими, босыми и необрезанными». Аиша спросила: «О Посланник Аллаха! Мужчины и женщины будут смотреть друг на друга?» Пророк r ответил: «О Аиша! Люди будут в таком состоянии, что им будет не до этого».[11]
В этот великий День, когда люди будут собраны нагими и босыми, они не будут думать о том, что бы смотреть друг на друга, так как каждый из них будет думать о том, где они окажутся, в аду или в раю. И как же им смотреть друг на друга, когда некоторых людей будут тащить к месту сбора на их лицах и животах. И никто не будет в состоянии посмотреть на рядом стоящего. Одни лица будут радоваться, а на других будет скорбь. Это день великой печали и тоски, так как человек окажется у двух путей. Один из этих путей ведёт в рай, а другой в ад. Так Всевышний Аллах описал этот великий День:
} يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمْ إِنَّ زَلْزَلَةَ السَّاعَةِ شَيْءٌ عَظِيمٌ يَوْمَ تَرَوْنَهَا تَذْهَلُ كُلُّ مُرْضِعَةٍ عَمَّا
أَرْضَعَتْ وَتَضَعُ كُلُّ ذَاتِ حَمْلٍ حَمْلَهَا وَتَرَى النَّاسَ سُكَارَى وَمَا هُم بِسُكَارَى وَلَكِنَّ عَذَابَ اللَّهِ شَدِيدٌ{
«О люди! Бойтесь вашего Господа! Воистину, сотрясение Часа является ужасным событием. В тот день, когда вы увидите его, каждая кормящая мать забудет того, кого она кормила, а каждая беременная женщина выкинет свой плод. Ты увидишь людей пьяными, но они не будут пьяны, зато мучения от Аллаха будут тяжки».[12]
О тот, кто забыл это описание! Задумайся над тем, что в этот день, люди будут годами ожидать расчёта за свои грехи, мучаясь от жажды и от своего пота. Одни из них скажут: «О Господь! Избавь меня от этих мучений, а затем решай, куда ты меня отправишь». Однако его ждёт расчет, и он не знает, окажется в раю или в аду. В этот день люди будут ожидать расчёта под солнцем пятьдесят тысяч лет, и будут молить Аллаха дать им тень. Ангелы укажут им путь к тени, и люди придут к этому месту и увидят там огненную тень. Такую тень, под которой невозможно отдохнуть и не обжечься. Однако верующим будет предоставлена тень.
"سبعة يظلهم الله في ظله يوم لا ظل إلا ظله: الإمام العادل, و شاب نشأ في عبادة الله , رجل قلبه معلق في المساجد , و رجلان تحابا في االله اجتمعا عليه وتفرقا عليه, و رجل دعته إمرأة ذات منصب و جمال فقال إني أخاف الله , و رجل تصدق بصدقة فأخفاها حتى لا تعلم شماله ما تنفق يمينه, و رجل ذكر الله خاليا ففاضت عيناه
Передают со слов Абу Хурайры t, что пророк, r, сказал: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Господу; человека, сердце которого связано с мечетями[13]; тех двоих, которые любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь (только) ради Него; мужчину, которого пожелала знатная и красивая женщина и который сказал: "Поистине, я боюсь Аллаха!"; того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха».[14]
Эти семеро будут угощены водой из водоёма пророка аль-Каусар, и тот, кто выпьет из него, никогда более не испытает жажду.
" حوضي مسيرة شهر و ماؤه أبيض من اللبن و ريحه أطيب من المسك , و كيزانه كنجوم السماء من
يشرب منه فلا يظمأ ابدا"
Передают со слов 'Абдуллаха бин 'Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, r, сказал: «(Для того чтобы добраться от одного берега) моего водоёма (до другого, потребуется) месяц пути, вода его белее молока, аромат его приятнее (благоухания) мускуса, а кувшины(, имеющиеся на его берегах, по численности своей) подобны небесным звёздам, и тот, кто напьётся из него, уже никогда не испытает жажды».[15]