И, поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь ради
лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене.[211]
Имам Ахмад передаёт от ибн Масуда,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إِنَّ الْمُسْلِمَ إِذَا أَنْفَقَ عَلَى أَهْلِهِ نَفَقَةً يَحْتَسِبُهَا، كَانَتْ لَهُ صَدَقَة»
Если мусульманин расходует (средства)на свою семью с верой
и надеждой на награду Аллаха, это становится для него садакой.[212]
(аль-Бухари и Муслим также передают этот хадис).
Слово Аллаха: ﴿فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ﴾ им их награда у Господа их
– в Судный день за их пожертвования и благодеяния.
﴿فَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ﴾ нет страха над ними, и не будут они печальны!
– прежде уже приводился комментарий к этим словам.
Аллах сказал:
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ
قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا فَمَنْ جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِنْ رَبِّهِ فَانْتَهَى فَلَهُ مَا سَلَفَ
وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ وَمَنْ عَادَ فَأُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
(275) Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот,
кого сатана поверг своим прикосновением. Это – потому, что они говорили:
«Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня,
В котором они пребудут вечно.
После упоминания о качествах добродетельных мусульман и прекрасном
вознаграждении, которое уготовано для них у Аллаха, а также прощении их грехов
и оплошностей, Всевышний Господь поведал о беззаконниках, пожирающих лихву
и заключающих дурные сделки. Он сообщил, что они непременно получат воздаяние, соответствующее роду совершенных ими злодеяний. В мирской жизни они
охотились за богатством, подобно бесноватым безумцам, и поэтому после смерти,
в Судный день, они восстанут из могил, как восстают бешеные безумцы,
которых сатана поверг своим прикосновением. Аллах сказал об этом:
﴿ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ﴾
Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот,
Кого сатана поверг своим прикосновением
– они будут воскрешены в Судный день подобно одержимым дьяволом,
т.е. они будут воскрешены в неприглядном виде.
Ибн Аббас сказал: «Пожиратель лихвы будет воскрешён
в Судный день одержимым с приступами асфиксии».
Также передал ибн Абу Хатим, он сообщает, что это мнение: Ауфа ибн Малика, Саида ибн Джубайра,
ас-Судди, ар-Раби ибн Анаса, Катады, Мукатиля ибн Хаййана и других знатоков тафсира.
Аль-Бухари передаёт от Самуры ибн Джундуба длинный хадис
о сне пророка (да благословит его Аллах и приветсвует), в котором говорится:
«فَأَتْينَا عَلَى نَهْرٍ حَسِبْتُ أَنَّهُ كَانَ يَقُولُ: أَحْمَرَ مِثْلَ الدَّمِ، وَإِذَا فِي النَّهْرِ رَجُلٌ سَابِحٌ يَسْبَحُ،
وَإِذَا عَلَى شَطِّ النَّهْرِ رَجُلٌ قَدْ جَمَعَ عِنْدَهُ حِجَارَةً كَثِيرَةً،وَإِذَا ذَلِكَ السَّابِحُ يَسْبَحُ مَا يَسْبَحُ،
ثُمَّ يَأْتِي ذَلِكَ الَّذِي قَدْ جَمَعَ الْحِجَارَةَ عِنْدَهُ، فَيَفْغَرُ لَهُ فَاهُ فَيُلْقِمُهُ حَجَرًا»
«Мы достигли реки ( в которой вместо воды текла)кровь. В ней стоял человек,
а посреди реки (или: на берегу реки)напротив того, кто в ней находился, стоял
(другой)человек, перед которым лежали камни. Когда человек, находившийся в реке,
хотел выйти из неё, (другой)человек бросал камень прямо ему в рот,
Возвращая его на место, и каждый раз, как тот пытался выйти, он вновь
бросал ему камень в рот и тот возвращался на прежнее место[213]».
В толковании этого сна упоминается, что эти люди были ростовщиками.
Слово Аллаха: ﴿ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا ﴾
Это – потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству»- т.е.
они считали это дозволенным только с целью отрицания закона Аллаха, а не из финансовых соображений и сравнения ростовщичества с торговлей. Ведь многобожники вообще не признавали основы торговли, узаконенные Аллахом. Они не сказали:
«Ростовщичество подобно торговле». Они сказали: ﴿ إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا ﴾
Воистину, торговля подобна лихоимству – т.е. подобны друг другу,
так зачем же Аллах запретил одно и дозволил другое.
Слово Аллаха: ﴿ وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا ﴾
Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство
– возможно это продолжение ответа на отрицание и разделение законов Аллаха
неверующими. Ведь Аллах Знающ и Мудр, никто не может спросить у Него о том, что
Он делает, но они будут спрошены. Он знает об истинном положении вещей и об интересах
Его рабов. Он дозволяет то, что полезно для них, и запрещает то, что содержит вред.
Он более милосерден к ним, чем мать к ребёнку. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
﴿فَمَن جَآءَهُ مَوْعِظَةٌ مِّنْ رَّبِّهِ فَانتَهَى فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ﴾
Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет (прощено) то, что было прежде,
и его дело будет в распоряжении Аллаха – кого достигла весть о запрете Аллахом лихоимства и он тотчас же прекратил, то ему будет прощены его прежние сделки,
ведь Аллах также сказал: ﴿عَفَا اللَّهُ عَمَّا سَلَف﴾Простит Аллах то, что было прежде. (5:95)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в день взятия Мекки сказал:
«وَكُلُّ رِبًا فِي الْجَاهِلِيَّةِ مَوْضُوعٌ تَحْتَ قَدَمَيَ هَاتَيْنِ، وَأَوَّلُ رِبًا أَضَعُ، رِبَا الْعَبَّاس»
«Любое лихоимство времён джахилии отменено и растоптано
Моими ногами. Первое лихоимство, которое я отменяю
это ростовщичество Аббаса (дяди пророка)[214]».
Он не приказал возвращать лихву, взятую при прежнем ростовщичестве,
он просто простил то, что было ранее.Как об этом сказал Всевышний Аллах:
﴿فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ﴾ то ему будет (прощено) то,
что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха.
Саид ибн Джубайр сказал: «Кто прекратил заниматься лихоимством
сразу же после запрета, то ему прощено то, что было ранее».
Затем Аллах сказал: ﴿وَمَنْ عَادَ﴾ А кто вернется к этому– т.е.
к лихоимству после того, как до него дошёл запрет Аллаха,то его действие
заслуживает наказание, ибо до его сведения уже был доведён аргумент.
Поэтому Всевышний Аллах сказал: ﴿فَأُوْلَـئِكَ أَصْحَـابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَـالِدُونَ﴾
Те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно.
Абу Дауд передаёт, что Джабир сказал: «Когда был ниспослан аят:
﴿الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لاَ يَقُومُونَ إِلاَّ كَمَا يَقُومُ الَّذِى يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَـانُ مِنَ الْمَسِّ﴾
Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот,