Выступая от имени Царя
..Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы...
Евангелие от Матфея 28:18
Мы живем в эпоху вездесущего видео. Кажется, будто вся наша жизнь записывается на пленку. В семьях принято снимать на видеокамеру летние отпуска, дни рождения, праздники и смешные происшествия. Некоторые прячут видеокамеру в гостиной, чтобы убедиться, что приходящая няня не обращается жестоко с их детьми. В универмагах, супермаркетах и банках установлены камеры слежения. Никакое мало-мальски важное событие – будь то праздник, парад, полицейская погоня, выборы, авария, пожар или стихийное бедствие – не обходится без видеокамеры.
Однажды, когда я стоял на пирсе и наблюдал за человеком, снимающим на камеру рыб, у меня возникла мысль: если бы кто-нибудь просмотрел видеозапись всей моей жизни, что бы он сказал обо мне? Понял ли бы он, в чем состоит цель моего существования, смог ли бы определить, в чем заключается мое призвание?
Ход моих мыслей продолжал развиваться дальше. Как человек, ставший просматривать фильм о моей жизни, оценил бы мои взаимоотношения с людьми? Что он сказал бы о моем отношении к семье? Как бы он оценил меня как мужа, отца, соседа? Какое бы заключение сделал он о цели моего земного существования?
[109] Как душепопечитель, я часто замечаю, что у человека, приходящего ко мне за советом, намного лучше получается описывать поступки, реакцию и слова других людей, нежели свои собственные. Нередко я говорю такому посетителю: «Знаете, все это время мы как бы просматривали видеозапись вашей жизни, но я заметил одну любопытную деталь: вас там не было! Вы упомянули всех, кто имеет непосредственное отношение к вам, и рассказали об их словах и делах, но забыли описать самого себя. Давайте повернем «камеру» под таким углом, чтобы было видно ваше отношение к окружающим людям и событиям, происходящим в вашей жизни. Давайте разберемся, что вы считаете важным для себя и как вы ведете себя в конкретных ситуациях, с которыми сталкиваетесь каждый день».
Вам, читатель, я бы хотел предложить сделать то же самое. Задумайтесь о своих разговорах. Что бы я увидел, если бы просмотрел видеозапись вашей повседневной жизни, обращая внимание на то, как вы общаетесь с людьми, которых считаете важными для себя? Как бы я определил цель вашей жизни? Какое бы заключение сделал о ваших приоритетах?
В этой главе речь пойдет о той миссии, которую Бог поручил нам исполнить своими устами. В начале книги мы говорили о том, что наши слова принадлежат Господу. Они сотворены Им, существуют благодаря Ему и должны использоваться для Него. Нам дана способность общаться, и слова должны помогать нам совершать труд для Господа и прославлять Его. Он источник, мерило и цель всех наших разговоров. Он Господин наших уст! Поэтому крайне важно четко понимать, зачем Он дал нам речь. Если мы понимаем, то нам необходимо еще раз просмотреть свои «видеозаписи» и спросить себя, выступаем ли мы от имени Царя и для Его славы?
Говоря о миссии, которую Бог поручил нам исполнить своими устами, мы говорим об ответственности, возложенной на нас. Миссия – это набор конкретных задач, определяющих действия отдельного человека или группы лиц, а также цель этих действий. Миссия – это особое поручение, внутреннее призвание, побуждающее к определенной деятельности. Вопрос заключается в том, какую миссию Великий Оратор и Отец речи предопределил для наших уст? Нам необходим ясный ответ на данный вопрос, прежде чем мы рассмотрим библейские отрывки, касающиеся практической стороны нашего словесного общения. Нам также необходимо видеть уловки великого обманщика и отца лжи, старающегося сделать все, чтобы мы уклонились от исполнения Божьей воли, касающейся наших разговоров.
[110] Во Втором послании к Коринфянам 5:11–21, как нигде в Библии, ясно и четко сказано о том, какую миссию Бог поручил нам исполнить своими устами:
Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем. Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас. Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Призваны быть послами
Однажды в четверг вечером я вошел в комнату сына, чтобы поздороваться с ним и обсудить планы на предстоящие выходные. Постучав в дверь, я вошел, – и моим глазам открылась картина полной разрухи! Не знаю, как он умудрялся находить, во что одеться (вся одежда была разбросана по полу), или где он спал (край кровати торчал из-под кучи наваленных сверху вещей). Повсюду были разбросаны учебники, ботинки, журналы, детали музыкальной аппаратуры, компакт-диски, части от скейтборда и множество других предметов, назначение которых невозможно было определить. Во мне сразу же разыгралась буря негодования. Помню, как в тот момент у меня промелькнула мысль: «Он сидит посреди такого беспорядка, и это его ничуть не волнует!»
Сын радостно приветствовал меня, а я в ответ разразился гневной тирадой. Я даже забыл сказать «добрый вечер» и спросить, как [111] прошел день. Вместо этого я стал читать сыну нотацию, утверждая, что беспорядок в личных вещах является отражением беспорядка, царящего в его сердце (что на самом деле не соответствовало истине). Я с раздражением напомнил сыну, как много я работаю, чтобы обеспечить его всем необходимым, а он не ценит этого и разбрасывает вещи по комнате. Я спросил его, на что был бы похож наш дом, если бы мы с матерью таким вот образом поддерживали порядок. Я продолжал читать нотации и задавать вопросы, на которые не ожидал получить ответа, потому что они, по сути, не были вопросами. Я просто «выпускал пар». Сказав сыну, что не понимаю, как можно находиться в комнате, находящейся в состоянии полного разгрома, и приказав быстро навести порядок, я вышел.
Спускаясь по лестнице, я чувствовал гнев и опустошенность и, придя в гостиную, со вздохом рухнул на диван. Мне неожиданно пришла в голову мысль, что я не обсудил с сыном то, что хотел. Затем я стал приводить различные доводы в оправдание своего поведения: (1) комната была совершенной неубранной; (2) это свидетельствовало о том, что сын плохо следит за порядком; (3) кто-то должен был указать ему на это. Однако в глубине души я понимал, что поступил неправильно. Такой разговор с сыном не мог произвести в нем никаких положительных перемен, и я осознавал, что все произошедшее было неугодно Богу. Я помолился, чтобы Господь простил меня, затем собрался с духом и пошел к сыну, чтобы на этот раз поговорить с ним должным образом.
В пятой главе Второго послания к Коринфянам Павел подробно объясняет, что я сделал не так. Если мы хотим, чтобы наша речь соответствовала Божьим требованиям, то нам нужно понять принципы поведения, которые следуют из данного отрывка.
1. Необходимо помнить о том, что мы являемся Божьими послами. В сфере политики посол, или посланник, – это тот, кого послали за границу выполнять поручения, передавать официальные послания и представлять политические взгляды главы своего государства (президента, короля, премьер-министра и т. д.). В этом отрывке Павел высказывает удивительную мысль: мы призваны быть послами Небесного Царя! Бог поселил нас именно там, где Он желает видеть нас Своими представителями. Если я хочу когда-либо научиться вести разговор в соответствии с Его волеизъявлением, то мне необходимо осознать мой статус посла. Я нахожусь в данной местности именно потому, что призван представлять здесь интересы Господа. Павел объясняет, что для христианина старая жизнь, строившаяся на личных интересах, навсегда [112] закончилась. Теперь мы новое творение, древнее прошло. В прежней жизни, когда мы были мертвы для Бога, мы служили только своим собственным интересам и все делали для того, чтобы получить желаемое. Павел говорит, что ныне, примирившись с Богом, мы получили новое служение – служение примирения.
Мы не вправе преследовать личные интересы в сфере общения. Наш разговор должен всегда носить посольский характер (отражать миссию, методы и характер Царя). Однако будем честными: нет такой жизненной ситуации, когда бы наши личные интересы не сталкивались с интересами Господа. Мы всегда хотим все сделать по-своему и в удобное для нас время. Очень легко отойти от Божьих планов и начать следовать своим собственным. Переход от одного к другому может быть едва заметным, поскольку даже мы, верующие, все еще не избавились от греха эгоизма. Данный грех остается одним из основных грехов, которыми заражено наше сердце, и он проявляется в нашей речи. Но стремление к удовлетворению своих интересов совершенно несовместимо с положением и функциями посла. Невозможно быть хорошим послом и преследовать при этом свои личные цели! Невозможно работать послом неполную рабочую неделю. Нужно всегда помнить, что ваше нынешнее местопребывание определяется вашей должностью Божьего представителя. Вас послал Царь, чтобы вы говорили от Его имени.
Можно подойти к этому вопросу и с другой стороны. Мы призваны представлять Царя, воплощая Его в определенном смысле этого слова. Воплощать – значит представлять в человеческом образе, персонифицировать. Эта величайшая честь оказывается недостойным грешникам! Если бы мы в полной мере осознали это, то непрестанно поражались бы тому, что наши слова и дела могут отображать Божью славу! Но именно это предопределил для нас Бог: претворять в жизнь Его планы и методы и являть окружающим Его характер. Мы Его руки, глаза, уши и уста. Мы облекаем в плоть и кровь Его сущность и намерения, касающиеся окружающих нас людей. Мы призваны к тому, чтобы через нас мир узнал о Нем, чтобы он увидел и услышал Его. Именно в этом состояла моя задача, когда я направлялся в комнату сына, чтобы поговорить с ним, но в тот вечер я совершенно забыл о своем призвании. Я руководствовался только личными интересами и совсем не думал о том, что мои слова должны быть воплощением мыслей Царя.
Когда мы живем и говорим, помня о том, что своими словами и делами воплощаем Царя, тогда мы делаем то же самое, что де-[113]-лал Христос, будучи на земле, – возвещаем об Отце. Живя среди людей, Иисус говорил, что слова, которые Он произносит, и дела, которые Он совершает, исходят не от Него Самого, а от Отца (Ин. 14:5–14). Иисус полностью посвятил Себя исполнению воли Отца во всем, что Он говорил и делал, поскольку понимал, что Его служение носит особый характер. Он воплотился, чтобы возвещать людям о Боге. Поэтому таким же образом, каким Христос являл Отца, мы призваны являть Христа. Наше призвание – воплощать Иисуса, нашего Примирителя и Искупителя. Вот почему наши слова важнее наших личных интересов и желаний.
Мне очень нравится то, как Павел описывает наше высшее призвание – воплощать Христа. Он говорит: «...и как бы Сам Бог увещевает чрез нас...» (2 Кор. 5:20). Выступать в качестве Божьего посла – значит всегда спрашивать у Бога о том, что Он хочет совершить в наших сердцах и в сердцах наших слушателей. В чем состоит это божественное увещевание? Три слова, которые я уже использовал, помогут нам разобраться с этим вопросом: миссия, методы и характер.
Говорить как посол – значит вести разговор, раскрывающий миссию (т. е. волю и намерения) Царя. Это значит спрашивать себя: «Передают ли мои слова то, что ценно и важно для Господа?» Говорить как посол – значит использовать методы Царя. Для этого нужно спрашивать себя, как Господь повел бы Себя в той или иной ситуации. Иисус должен стать для нас образцом для подражания. Мы призваны реагировать, как Он реагировал, поступать, как Он поступал, и говорить, как Он говорил. Наконец, роль посла требует, чтобы мы не забывали о характере Царя. Быть представителем Царя – значит не только достигать правильных целей правильными методами, но и иметь правильное отношение. Нам следует спрашивать себя, верно ли мы представляем характер Царя, когда тем или иным образом реагируем на поведение того или иного человека (см. Кол. 3:12–14-) Если бы я задал себе все эти вопросы в тот вечер, когда вошел в комнату сына, то произнес бы совсем иные слова.
Миссия Царя
2. Божьи посланники должны говорить от имени Царя, ясно понимая Его миссию. Что Он совершает на земле? Что Он производит в нашей жизни? Что Он делает в конкретной ситуации в данный момент? Какова Его миссия? Павел доходчиво отвечает [114] на эти вопросы. Он говорит, что Бог действует таким образом, чтобы «живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5:15). Бог сосредоточивает внимание на нашем сердце, избавляя нас от склонности к идолопоклонству. Как мы уже отмечали ранее, самого могущественного и влиятельного идола зовут «я». Все грешники поклоняются ему тем или иным образом. Подобно Адаму и Еве, каждый грешник желает стать богом, чтобы все в мире происходило по его желанию и воле. Иисус жил, умер и воскрес, чтобы сбросить с нас оковы, привязывающие нас к этому идолу. Его цель состоит в том, чтобы мы под действием Его благодати перестали служить самим себе и начали поклоняться и служить Ему одному. По мере того как Христос изменяет наши сердца, мы все больше и больше уподобляемся Ему. Мы должны стать теми, кто поистине олицетворяет Христа, и, как Его послы, мы должны научиться разговаривать так, чтобы наша речь способствовала исполнению Его замыслов как в жизни других людей, так и в нашей собственной.
Заметьте, что цель нашей миссии – изменять сердца людей, так как сердце – это очаг поклонения будь то Богу или идолам. Как Божьи посланники, мы должны говорить, сосредоточивая внимание на сердце. Это не происходит само собой. Большую часть времени мы обсуждаем материальную сторону жизни: говорим о работе, квартире, машинах, людях и т. д. Наши слова отражают либо попытки получить то, что мы хотим, либо разочарование, когда мы терпим неудачу. Муж кричит на жену, когда она слишком долго собирается. Мать кричит на дочь, видя беспорядок в ее комнате. Сын жалуется, что его называют «лохом», потому что он одет не по последней моде. Малыш размахивает кулачками, потому что его не свозили в любимый магазин игрушек. Отец семейства выходит из себя, потому что не может найти свою газету.
Чаще всего люди говорят о материальном, потому что их сердца поклоняются и служат больше твари, нежели Творцу. Это незаметно приводит к тому, что они обожествляют творение и забывают о воле и славе Создателя. Поскольку всякий такой разговор является идолопоклонническим, Бог никогда не будет использовать его для исполнения Своей миссии, суть которой заключается в освобождении людей от идольского рабства.
Божий план действий имеет сугубо духовный характер. Господь знает, что мы будем относиться к миру так, как Он заповедал, лишь тогда, когда наше сердце будет полностью принадлежать Ему. По этой причине Бог сосредоточивает внимание не [115] только на сиюминутном решении наших проблем, но на коренном изменении наших сердец. Он хочет снова владеть сердцами Своих чад, чтобы они служили только Ему одному (см. Иез. 14:1-6). Чтобы достичь этой цели, Он готов пожертвовать нашим комфортом. Он допускает нам попадать в ситуации, которые провоцируют нас, подобно тому как беспорядок в комнате сына спровоцировал меня на гнев. Он хочет, чтобы мы осознали свои грехи, потому что мы не можем раскаяться в том, о чем не знаем! Очень часто именно наши слова показывают, что творится в нашем сердце. Иногда они приносят больше вреда, чем пользы, потому что мы не понимаем Царя и говорим вопреки Его воле, потому что ищем своего, а не пытаемся содействовать Его искупительному замыслу. Именно это больше всего беспокоит Бога.
В тот вечер, находясь в комнате сына, я совершенно забыл о битве, которая шла за овладение его сердцем. Я забыл, что у него есть бессмертная душа. Я не рассматривал его как творение Божье, находящееся в эпицентре духовного сражения. У меня вышло из головы, что я призван сражаться не с плотью и кровью, а с мироправителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными (Еф. 6:12). Я забыл, кем мы оба являемся в очах Божьих. Вместо этого, я сосредоточил все внимание на комнате сына (творении), так как хотел видеть ее в полном порядке. Да, я выполнил миссию, и выполнил ее довольно хорошо. Но, к сожалению, это была совсем не та миссия. Я забыл, что Бог призвал меня быть послом, который выполняет Его миссию! Я не сделал того, что должен был сделать и упустил прекрасную возможность стать частью высшего, лучшего и более чудесного замысла. Я выбрал насущный, материальный хлеб и забыл о том, как прекрасен хлеб жизни. Свидетельствовало ли состояние комнаты сына о некоторых моментах в его жизни, на которые нужно было обратить внимание? Несомненно, но мои действия должны были отражать славную миссию Царя, несущую освобождение людям.
Метод Царя
3. Божьи посланники должны говорить, ясно понимая, какими методами действует их Царь. Посол призван передавать слушающим его не только то, что Царь хочет сказать. Он должен говорить так, как говорил бы сам Царь, если бы находился на его месте. Мы не вправе выполнять Божью миссию так, как нам заблагорассудится. То, как мы исполняем свое призвание, должно [116] согласовываться с характером и намерениями Царя. Напомню, что мы призваны воплощать Христа: наша речь должна показывать людям, как Бог относится к Своему народу.
Давайте вернемся к рассмотрению того вечера, когда я оказался в комнате сына. Моя ошибка заключалась не только в том, что я поставил перед собой неправильную цель – кроме этого, я действовал неправильными методами. Как я пытался произвести перемену в сыне? Я всем своим видом показывал, что гневаюсь. Я осуждал, угрожал, пытался вызвать в сыне чувство вины, и даже выдвинул ультиматум. Но Тот, Кого я должен был представлять, не стал бы пользоваться этими средствами, потому что они не производят долговременной перемены в человеческом сердце, к которой я должен стремиться. В Книге Притч написано, что «оскорбительное слово возбуждает ярость» (15:1). Такие слова разжигают вражду, заставляют человека занимать оборонительную позицию, вместо того чтобы создавать атмосферу восприимчивости и открытости, которую может произвести кроткий ответ.
Как Бог совершает долговременную перемену в нашем сердце? Или, согласно формулировке Павла, как Господь побуждает нас перестать жить для себя и начать жить для Него? Во Втором послании к Коринфянам 5:11-21 ясно сказано, что Павла и нас с вами побуждает любовь Христова. В конечном счете, нас изменяет не только всевластие Бога, Его святость, Его ненависть ко греху или Его всемогущество. Людей ведет к покаянию благость Божия, о чем сообщает нам Послание к Римлянам 2:4. Павел говорит то же самое коринфянам: любовь Христова побуждает нас забыть о себе и начать жить для Него. Славная любовь Христа, нашего Заместителя, – самый сильный стимул к перемене и самое действенное средство ее достижения.
Задумайтесь об этом на мгновение. В любом окружении, при любых обстоятельствах мы призваны отображать любовь Божью в наших разговорах. Этот высокий стандарт заставляет нас смиренно признать нашу несостоятельность. Кто из нас может сказать пред Богом, что он всегда так поступает? Кому из нас, если он честен с самим собой, не следует воскликнуть: «Господи, я так далек от исполнения того, к чему Ты призвал меня. Приди на помощь мне и даруй Твою силу, а иначе я никогда не смогу прославлять Тебя своей речью и возвещать людям Твою благость»?
Нам необходимо смиренно признать, что методы, которые использует Господь и которые Он призывает нас использовать, очень [117] сильно отличаются от тех, которые мы избираем сами по своему человеческому разумению. Моя первая реакция на человека, плохо относящегося ко мне, весьма далека от той, которая описана и Послании к Римлянам 12:14, где говориться, что мы должны благословлять гонителей наших. По своей природе я не буду прощать человека, который исповедует свой грех и снова совершает его семь раз на день (Лк. 17:3-4). Я не сразу решаюсь побеждать зло добром (Рим. 12:21) или быть миротворцем, забыв об отмщении (Рим. 12:17-20). Мне трудно быть терпеливым, кротким и вежливым, когда меня провоцируют на гнев (Еф. 4:2). Я, скорее, буду ждать, что человек, обидевший меня, сам придет ко мне и извинится, хотя Писание говорит, что я должен пойти и обличить его (Мф. 18:15-17). Мне нелегко решать проблемы и восстанавливать хорошие взаимоотношения до захода солнца. Вместо этого я вспоминаю о нанесенных мне обидах, снова и снова прокручивая их у себя в голове (Еф. 4:26-27). Я имею склонность влиять на людей посредством силы моего гнева, выплескивая на них обиду и горечь, вместо того чтобы воздействовать на них терпеливым и смиренным прощением (Иак. 1:20). Я слишком скор на слова, и меня утомляет внимательно выслушивать других людей (Иак. 1:19). Меня захватывает накал страстей, и я забываю, что нужно отступить, чтобы обдумать ответ, а затем сказать то, что угодно Богу (Прит. 15:28).
Но Господь мыслит иначе. Он не делает того, что делаем обычно мы по своей природе. Вот почему нам необходимо понимать Его методы и пользоваться ими. Павел говорит во Втором послании к Коринфянам 10:4: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь...» Как послы, мы призваны отложить в сторону бесполезное и даже вредное оружие мира сего и взять на вооружение евангельские средства, которые Царь предоставил в наше распоряжение. Он будет использовать их, чтобы производить радикальную перемену в наших сердцах и давать нам возможность вместе с другими принимать участие в изменении жизни окружающих людей.
Павел указывает на три метода, при помощи которых совершается перемена: самопожертвование, прощение и примирение (2 Кор. 5). Весьма полезно рассматривать эти термины не только как методы, но и как рамки, ограничивающие наши слова, которые мы употребляем как Божьи посланники. Мы не можем позволить себе произносить слова, выходящие за эти рамки. Давайте рассмотрим, что все это означает.
[118] Во-первых, совершенно ясно, что подвиг, совершенный Христом ради нас, требовал самопожертвования. Христос должен был умереть, чтобы спасти нас. Из Писания также ясно, что Он призвал нас, Своих последователей, умирать для себя, чтобы мы могли служить другим людям и любить их, как Христос возлюбил нас. Призыв умирать для себя, призыв сознательно жертвовать собой, поскольку мы являемся Его слугами, был постоянной темой бесед нашего Господа, которые Он проводил со Своими учениками, когда был на земле (см. Мф. 10:37-38; 16:24-28; Лк. 9:23-27; 14:25-27, 31-33; Ин. 12:23-26).
Христос изменил нас, пожертвовав Собой. Мы стали причастниками Его божественного естества, потому что Он был готов положить Свою жизнь за нас! Если бы Христос, как Сын Божий, держался за Свои права и власть, мы бы так и остались в оковах греха, ожидая вечного осуждения. Но Иисус не только был готов оставить славу небес, чтобы пострадать как человек на этой разоренной, грешной земле; Он был также готов добровольно умереть за грехи, которых не совершал! Именно к такому добровольному самопожертвованию Он призывает нас, Своих посланников, чтобы наша жизнь могла способствовать Его славной работе по изменению людских сердец. Об этом Павел писал церкви в Филиппах:
Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Послание к Филиппийцам 2:1–8
Невозможно ярче и убедительнее описать этот призыв следовать примеру жертвенной любви Христа. Павел говорит: «Ниче-[119]-го не делайте по любопрению или по тщеславию...» [«Ничего не делайте из эгоистичного честолюбия или тщеславия...» – в английском переводе Библии.] (Флп. 2:3). Наши повседневные разговоры обязаны соответствовать этому высокому стандарту! Лично я очень часто в своих действиях руководствуюсь своим положением и своими правами. Мне нелегко по просьбе другого человека пожертвовать своим временем, отказаться от своих планов, имущества и контроля над другими людьми. Большинство проблем в разговоре возникает именно тогда, когда я пытаюсь настаивать на своих правах. Я проявляю нетерпение в разговоре с дочерью, если она слишком долго занимает ванную комнату, а мне нужно попасть туда как можно скорее. Меня раздражает жена, когда ее планы не совпадают с моими. Я ругаю ребенка, нечаянно сломавшего ручку у магнитофона, и сержусь, когда другие члены семьи не восхищаются моими планами на предстоящий выходной день. Что здесь неправильно? Почему я так реагирую? Дело в том, что мной движет эгоизм, поэтому мое общение с окружающими не приносит славы Богу и не способствует той работе, которую Он совершает в моей семье.
Самопожертвование необходимо для успешной борьбы с греховной природой. Помните, что самый могущественный из всех идолов – это наше собственное «я». Желание быть богом живет в сердце каждого грешника. Именно его Бог стремится сокрушить в каждом из нас, чтобы мы могли жить для Его славы, а не для своей собственной. Как Его посланники, мы также призваны умирать для себя, чтобы быть в состоянии говорить от Его имени.
Второй метод, используемый Богом, – это прощение. Невозможно не удивляться тому, что Христос всецело и полностью простил нас по Своей великой любви! Павел говорит, что Бог не вменяет людям преступлений их (2 Кор. 5:19). Если наш Царь, наш Судья, Который абсолютно свят, готов прощать нас, то как можем мы поступать иначе по отношению к другим людям? (Обратите внимание на весьма впечатляющую притчу о немилосердном рабе, записанную в Мф. 18:21–35-) Только благодаря тому, что Бог пообещал полностью простить нас, мы перестали утаивать свои грехи, оправдываться, перекладывать вину на других, защищать себя и прикидываться праведными. Вместо этого мы исповедали наши грехи Господу. Его прощение стало могущественным орудием, производящим перемены в нашей жизни, и оно будет таковым в жизни других людей, если мы будем представлять Христа должным образом.
[120] К сожалению, в тот вечер слова, сказанные моему сыну, не исходили из сердца, готового прощать. Я забыл, что Бог простил мне намного более тяжкие грехи, чем беспорядок в комнате. Я забыл об удивительной любви Божьей, о терпении и благодати, которые Он проявил по отношению ко мне. Я не пытался понять, как сложно подростку упорядочить свою жизнь. Я не был медлен на слова и скор на слышание (Иак. 1:19). Если бы я осознавал свою греховность и понимал, что мне нужно прощение, я бы так не поступил. Я не задал никаких вопросов, которые могли бы побудить сына к самопроверке. У меня не хватило терпения выслушать его ответы. Я никак не поддержал и не ободрил его. Я был полностью уверен в своей правоте и позабыл, что сам нуждаюсь в Божьей благодати в той же мере, в какой нуждался в ней мой сын. В тот момент мы по сути ничем не отличались друг от друга. Мы были и остаемся грешниками, нуждающимися в Божьем прощении, которое может полностью изменить наше сердце. Как я мог забыть о прощении, дарованном мне? Почему я не простил сына так же, как Бог некогда простил меня? Господь призывает нас любить друг друга, как Он возлюбил нас (Ин. 13:34-35), и прощать ближних, как Он простил нас (Еф. 4:32 – 5:2). Наши слова должны, благодаря силе Святого Духа, соответствовать этому стандарту.
Третий метод, который использует Царь, чтобы произвести перемену в нас, – это примирение. Примирить – значит восстановить отношения, решив ту проблему, которая их нарушила. Бог действует в нас, чтобы восстановить наше общение с Ним, испорченное грехом. Общение с Господом было нарушено сразу же, как только Адам и Ева съели запретный плод. Бог сошел в Эдемский сад, что прогуляться с нашими прародителями во время прохлады дня, но столкнулся с явлением, которого никогда раньше не наблюдал: Адам и Ева прятались от Него! Грех нарушил их отношения. Теперь Адам и Ева боялись Бога, с Которым раньше наслаждались прекрасным, сладостным общением. Они стремились избежать встречи с Ним, и с тех самых пор грешники скрываются от Бога. Общение с Богом, в котором заключался подлинный смысл существования первых людей (и заключается также смысл нашего с вами бытия), было безжалостно нарушено грехом. Теперь, чтобы ликвидировать разрыв между человеком и Богом, нужен был Примиритель. Иисус пришел и закрыл эту пропасть Своей жизнью, смертью и воскресением, чтобы мы опять могли наслаждаться общением с Господом, для которого и были сотворены.
В этом состоит суть Благой вести: Бог через Христа совершает Свою работу, примиряя с Собою мир. Восстановив отношения [121] с нами, Господь изменяет нас. Когда мы снова вступаем в общение с Ним как Его дети, как граждане Его царства и члены Его тела, тогда Он может достичь в нас Своей цели – изменить наше сердце. Он оправдывает нас, чтобы затем освятить. Он примиряет нас с Собой, чтобы мы могли стать причастниками Его Божеского естества и быть святыми, как Он свят. Как посланники Христа, мы обязаны помнить, что нам следует руководствоваться именно этой целью, когда мы общаемся с окружающими нас людьми.
Что все это означает на практике? Да, мы хотим решать проблемы на горизонтальном, земном уровне, однако наши желания этим не ограничиваются. Человеческие проблемы – это то средство, которое Бог использует, чтобы вовлечь окружающих нас людей в более глубокое и полное общение с Собой. Каждая ситуация в жизни используется Им для достижения этой цели. Бог осуществляет Свой замысел искупления при любых обстоятельствах. Мы хотим, чтобы наши слова способствовали Его делу. Однако мы не сможем быть орудием примирения, если наши отношения с другими людьми нарушены, если мы враждуем с ними. Мы призваны произносить слова, которые способствуют миру, слова, которые врачуют, слова, которые укрепляют общение и единство. Мы делаем это не ради собственного удовлетворения, а ради того, чтобы Бог мог явить благословения искупления среди людей, пребывающих в общении и единстве.
Мы призваны говорить от имени Царя. Бог послал нас туда, где Он хочет нас видеть, чтобы обращаться к людям через наши уста. Нам необходимо быть преданными Его возвышенной цели, жить и говорить, руководствуясь самоотверженной любовью, смиренным желанием прощать и верой в примирение.
Один из самых ярких и поучительных уроков, имеющих непосредственное отношение к данной теме, я получил, будучи еще молодым пастором. Наша семья снимала полдома. Хозяйка с дочерью жили на другой половине и пользовались отдельным входом. Некоторое время у нас были прекрасные отношения, и нам доставляло удовольствие жить там. Но затем по непонятным для нас причинам ситуация изменилась. Бриджит, дочь хозяйки, стала кричать на нас всякий раз, когда мы попадались ей на глаза. Она ругала детей и обвиняла нас в том, чего мы никогда не говорили и не делали. Поздно вечером она включала магнитофон на полную громкость, не давая нашим детям спать. Вскоре жизнь там не только перестала приносить удовольствие, а стала просто невыносимой.
[122] Мы жили на очень скромную зарплату, и почти сразу после переезда в тот дом у нас сломался холодильник. Бриджит разрешила нам взять на некоторое время ее холодильник. Однажды, в разгар жаркого лета, родители жены решили приехать к нам в гости. Готовясь к встрече с ними, мы накупили много продуктов и положили их в холодильник Бриджит. Но через день после приезда родственников эта девушка позвонила нам и сказала, что хочет немедленно забрать его обратно. Я спросил, исправен ли холодильник у ее матери. Бриджит ответила «да», но поскольку холодильник, который она нам одолжила, принадлежал ей, то она хотела немедленно получить его обратно. Я стал объяснять, что сейчас он забит продуктами, и попросил подождать хотя бы неделю. В ответ она заявила, что холодильник должен быть возвращен ей не позднее пяти часов вечера.
Внутри у меня все кипело, когда я вешал телефонную трубку. Это был предел всего, что нам пришлось пережить за последние несколько месяцев. Хозяйская дочь решила окончательно унизить нас! Мы вынули продукты из холодильника и положили на кухонный стол, хотя в доме было больше тридцати градусов жары, так как у нас не было кондиционера, а холодильник отнесли обратно в гараж. Я вышел на улицу, желая повстречаться с Бриджит и сказать ей «пару ласковых слов»! Но, к счастью, у Бога был другой план.
В тот день Луэлла пекла хлеб, и я, как обычно, попросил ее приготовить некоторое количество булочек с корицей. Кладя булочки в духовку, жена повернулась ко мне и сказала: «Пол, давай угостим булочками Бриджит. (О да! Как раз об этом-то я и не подумал!) Бог призывает нас побеждать зло добром и стараться делать добро тем, кто обижает нас. Пока я буду печь булки, не мог бы ты написать записку Бриджит и напомнить ей о том, что мы ее очень любим и хотим поддерживать с ней хорошие отношения?» («Еще одна замечательная мысль!» - мелькнуло у меня в голове.)
Ни одно письмо не давалось мне так трудно, как это. Меня переполняло чувство обиды. Я желал, чтобы Бриджит почувствовала то же, что чувствовали мы. Мне хотелось, чтобы ее жизнь была такой же невыносимой, какой была наша жизнь на протяжении последних месяцев. Мне хотелось, чтобы она прочувствовала на себе, что значит вести себя очень тихо и вежливо, а в ответ постоянно слышать грубые окрики. Мне очень непросто было дать место гневу Божьему (Рим. 12:19), потому что меня переполнял мой собственный гнев.
[123] Но по милости Божьей я последовал совету Луэллы. Я взял записку и тарелку с горячими булочками и отнес нашим соседям. Дверь открыла хозяйка дома. Когда я объяснил ей, что булочки предназначаются для ее дочери, она ответила, что у меня, по-видимому, не все в порядке с головой. (Ее очень смущало и беспокоило поведение дочери.) Я объяснил ей, что так поступить побудил меня Бог.
Эта тарелка с булочками показывала, что мы хотим исполнять миссию Бога Его методами и делать это даже тогда, когда нам очень трудно. С этого момента мы старались найти любую возможность, чтобы сделать Бриджит что-то хорошее и по-доброму поговорить с ней. Мы стремились любить ее и служить ей, как только могли. Да, гнев время от времени овладевал нами, но мы постоянно напоминали друг другу, что зло следует побеждать добром.