Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других
то земля пришла бы в расстройство. (Слабый хадис)
﴿وَلَـكِنَّ اللَّهَ ذُو فَضْلٍ عَلَى الْعَـالَمِينَ﴾ Однако Аллах милостив к мирам
– Он дарует им милость тем, что удерживает их друг от друга. Ему принадлежит решение, мудрость и аргументы против Его творений во всех их действиях и словах.
Затем Всевышний Аллах сказал: ﴿تِلْكَ آيَـاتُ اللَّهِ نَتْلُوهَا عَلَيْكَ بِالْحَقِّ وَإِنَّكَ لَمِنَ الْمُرْسَلِينَ﴾
Таковы аяты Аллаха. Мы читаем их тебе во истине, и ты – один из посланников
– те знамения, о которых Мы рассказали тебе о тех, кого Мы правдиво упомянули.
Это происходило на самом деле и полностью соответствует тому,
о чём повествуют обладатели Писания и обучают учёные иудеев.
﴿وَأَنَّكَ﴾И поистине, ты – Мухаммад, ﴿لَمِنَ الْمُرْسَلِينَ﴾ один из посланников
– это подтверждение, близкое к клятве.
Далее Аллах сказал:
تِلْكَ الرُّسُلُ فَضَّلْنَا بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ مِّنْهُمْ مَّن كَلَّمَ اللَّهُ وَرَفَعَ بَعْضَهُمْ دَرَجَـاتٍ وَءَاتَيْنَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ
الْبَيِّنَـاتِ وَأَيَّدْنَـاهُ بِرُوحِ الْقُدُسِ وَلَوْ شَآءَ اللَّهُ مَا اقْتَتَلَ الَّذِينَ مِن بَعْدِهِم مِّن بَعْدِ مَا جَآءَتْهُمُ الْبَيِّنَـاتُ وَلَـكِنِ اخْتَلَفُواْ
فَمِنْهُمْ مَّنْ ءَامَنَ وَمِنْهُم مَّن كَفَرَ وَلَوْ شَآءَ اللَّهُ مَا اقْتَتَلُواْ وَلَـكِنَّ اللَّهَ يَفْعَلُ مَا يُرِيدُ
(253 )Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до сте -пеней. Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии),
ясные знамения и поддержали его Святым Духом (Джибрилем).
Если бы Аллах пожелал,то следующие за ними поколения не сражались бы друг с другом после того, как к ним явились ясные знамения. Однако они разошлись во мнениях,одни из них уверовали, а другие не уверовали. Если бы Аллах пожелал,
То они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает.
Всевышний Аллах сообщил, что Он отдал предпочтение
некоторым пророкам над другими, как об этом сказал Аллах:
﴿وَلَقَدْ فَضَّلْنَا بَعْضَ النَّبِيِّينَ عَلَى بَعْضٍ وَءَاتَيْنَا دَاوُودَ زَبُورًا﴾
Одним пророкам Мы отдали предпочтение над другими.
А Давуду (Давиду) Мы даровали Забур (Псалтирь). (17:55)
Всевышний Аллах здесь сказал: ﴿تِلْكَ الرُّسُلُ فَضَّلْنَا بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ مِّنْهُمْ مَّن كَلَّمَ اللَّهُ﴾
Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими.
Среди них были такие, с которыми говорил Аллах
– тут подразумеваются Муса и Мухаммад (да благословит их Аллах и приветствует),
а также Адам, как об этом говорится в достоверном хадисе,
переданном ибн Хиббаном от Абу Зарра.
﴿وَرَفَعَ بَعْضَهُمْ دَرَجَـاتٍ﴾ а некоторых из них Аллах возвысил до степеней.
В достоверном хадисе о ночном путешествии пророка
(да благословит их Аллах и приветствует), в Иерусалим говорится,
что пророк (да благословит их Аллах и приветствует), видел других пророков
(мир им всем) на небесах в соответствии с их степенями перед Всевышним Аллахом.
Если кто-либо спросит об общем смысле аята (2:253) и достоверного хадиса,
приведённого в двух Сахихах от Абу Хурайры о том,
что один мусульманин и иудей повздорили, и иудей поклялся такой клятвой:
«Нет же, клянусь Тем, кто вовысил Мусу над мирами». Тогда мусульманин ударил его и разбил ему лицо со словами: «Мерзавец, даже над Мухаммадом (да благословит его Аллах
и приветствует)?» Тогда иудей пошёл и пожаловался пророку на этого мусульманина. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«لَا تُفَضِّلُونِي عَلَى الْأَنْبِيَاءِ، فَإِنَّ النَّاسَ يَصْعَقُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَأَكُونُ أَوَّلَ مَنْ يُفِيقُ، فَأَجِدُ مُوسَى بَاطِشًا بِقَائِمَةِ الْعَرْشِ،
فَلَا أَدْرِي أَفَاقَ قَبْلِي أَمْ جُوزِيَ بِصَعْقَةِ الطُّورِ؟ فَلَا تُفَضِّلُونِي عَلَى الْأَنْبِيَاء»
«Не предпочитайте меня остальным пророкам. Ведь поистине, все люди
падут в обморок в Судный день. Первым, кто придёт в себя, буду я. Тогда я увижу, как Муса будет держаться за столб Престола. Я не знаю, придёт ли он в себя раньше меня, или с него достаточно того, что он упал без сознания в день (когда он говорил с Аллахом на горе)Тур. Не отдавайте мне предпочтения над другими пророками[198]».
Первым вариантом ответа может быть то, что этот случай произошёл до того,
как Аллах сообщил о предпочтении некоторых пророков над другими. Это спорный вопрос. Он (да благословит их Аллах и приветствует), сказал это из скромности и примирения.
Он (да благословит их Аллах и приветствует), запретил показывать его превосходство в спорных ситуациях, которые ведут к разбирательствам. Предпочтение запрещено
с целью гордыни. Право на предпочтение принадлежит Аллаху,
а не людям они должны следовать этому и верить.
Слово Аллаха: ﴿وَءَاتَيْنَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ الْبَيِّنَـاتِ﴾
Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения
– т.е. неоспоримые аргументы и доказательство о правдивости его послания
к израильтянам, а также о том, что он является рабом Аллаха и его посланником.
﴿وَأَيَّدْنَاهُ بِرُوحِ الْقُدُسِ﴾ и поддержали его Святым Духом
– т.е. Аллах дал ему в поддержку Джабраила (мир ему). Затем Аллах сказал:
﴿وَلَوْ شَآءَ اللَّهُ مَا اقْتَتَلَ الَّذِينَ مِن بَعْدِهِم مِّن بَعْدِ مَا جَآءَتْهُمُ الْبَيِّنَـاتُ وَلَـكِنِ اخْتَلَفُواْ
فَمِنْهُمْ مَّنْ ءَامَنَ وَمِنْهُم مَّن كَفَرَ وَلَوْ شَآءَ اللَّهُ مَا اقْتَتَلُواْ﴾
Если бы Аллах пожелал, то следующие за ними поколения не сражались
Бы друг с другом после того, как к ним явились ясные знамения.
Однако они разошлись во мнениях, одни из них уверовали, а другие не уверовали.
Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом – т.е.
это было предопределено им и предначертано. Именно поэтому Аллах сказал:
﴿وَلَـكِنَّ اللَّهَ يَفْعَلُ مَا يُرِيدُ﴾ но Аллах вершит то, что пожелает.
Далее Аллах обратился в верующим:
يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ أَنفِقُواْ مِمَّا رَزَقْنَـاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِىَ يَوْمٌ لاَّ بَيْعٌ فِيهِ
وَلاَ خُلَّةٌ وَلاَ شَفَـاعَةٌ وَالْكَافِرُونَ هُمُ الظَّـالِمُونَ
(254) О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того,
Чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы,
Ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками.
Аллах повелевает своим рабам делать пожертвования и расхо -довать имущество из того,
что Он даровал им, на всевозможные благие цели на Его пути, дабы они получили за это награду у своего Господа, и дабы стремились совершать добро при жизни.
﴿مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِىَ يَوْمٌ﴾ до наступления дня – т.е. Судного дня,
﴿لا بَيْعٌ فِيهِ وَلاَ خُلَّةٌ وَلاَ شَفَاعَةٌ﴾ когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества
– когда никто не будет продан и ни за кого нельзя будет внести выкуп
имуществом или трудом, даже если сумма будет размером с Землю золотом.
Тогда не поможет ничья дружба или связи и родство, как об этом сказал Всевышний Аллах: ﴿فَإِذَا نُفِخَ فِى الصُّورِ فَلاَ أَنسَـابَ بَيْنَهُمْ يَوْمَئِذٍ وَلاَ يَتَسَآءَلُونَ﴾