Религия всех пророков едина
Важный вопрос заключается в том, что поклонение Аллаху немыслимо без отказа от тагута.
Именно в этом заключается смысл высказывания Всевышнего: «Кто отказывается от тагута и
Верует в Аллаха, тот ухватился за надежную рукоять...» (Корова, 256).
Тагутом является все то, чему поклоняются, или тот, кому поклоняются.
Огромное значение трех аятов из суры «Скот», в которых освещаются десять вопросов,
Главный из которых состоит в запрещении ширка.
Аяты из суры «Перенес ночью», содержащие указания по восемнадцати вопросам и
Начинающиеся следующими словами Аллаха: «Не воздвигай наряду с Аллахом другого божества,
чтобы не оказаться порицаемым, покинутым!» (Перенес ночью, 22). Заканчиваются же они
Высказыванием Аллаха: «...Не воздвигай наряду с Аллахом другого божества, не то будешь
ввергнут в геенну осужденным, презренным!» (Перенес ночью, 39).
Аят из суры «Женщины», называемый «аятом десяти прав», который Аллах начинает
Следующим высказыванием: «И поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего»
(Женщины, 36).
Указание на завещание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед
Смертью.
Знание нашей обязанности пред Аллахом.
Знание обязанности Аллаха перед рабами, если они исполняют свою обязанность.
Это не было известно большинству сподвижников.
Допустимость скрывать знание в общих интересах.
Похвальность передачи мусульманину доброй вести, которая обрадует его.
Боязнь самоуспокоенности обширностью милости Аллаха.
Долг человека, осознающего, что он не знает ответа на вопрос, - сказать: «Аллаху это ведомо
Лучше».
20. Допустимость передачи знаний только части людей и сокрытия их от других*.
Скромность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ехавшего на осле и
Позволившего своему спутнику сидеть позади него.
Позволение сажать позади себя седока на верховое животное.
Превосходство Муаза ибн Джабаля.
Огромное значение вопроса о таухиде.
*Имеются в виду знания, не относящиеся к необходимым для выполнения предписаниям
религии. Скрывающим же подобные знания Всевышний сделал суровое предупреждение, сказав:
«Поистине, те, которые скрывают то, что ниспослали Мы из ясных знамений и прямого
Руководства после того, как Мы разъяснили это людям в Книге, - тех проклянет Аллах и
Проклянут проклинающие» (Корова, 159).
Всевышний Аллах сказал:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись* Мне»
(Рассеивающие, 56).
Он сказал также:
«Мы отправили к каждому народу посланника с повелением "Поклоняйтесь Аллаху и
сторонитесь тагута"**» (Пчелы, 36).
Всевышний сказал:
«Господь твой повелел не поклоняться никому, кроме Него, и проявлять благодеяние к
родителям. Если один из них или оба достигнут при тебе старости, то не говори им "тьфу", и не
Кричи на них, а говори с ними словами почтительными.
И преклоняй перед ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: "Господь! Будь
милостив к ним, ведь они воспитали меня, когда я был маленьким"»*** (Перенес ночью, 23 -
24).
Всевышний Аллах сказал:
«И поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего, делайте добро родителям,
Близким родственникам, сиротам, беднякам, соседу близкому по родству и соседу чужому, другу
По соседству, путнику и тому, кем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто
горделив, тщеславен!» (Женщины, 36).
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: "Придите, я возвещу вам, что запретил вам Господь ваш: не приобщайте к Нему
Ничего и делайте добро родителям; не убивайте ваших детей по причине бедности - Мы
Прокормим их и вас; не приближайтесь к мерзостям, ни к явным из них, ни тайным; не
Убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву. Это завещал Он вам,- может
быть, вы будете рассудительны! И не приближайтесь к имуществу сироты, иначе как с тем, что
Лучше, пока он не достигнет зрелого возраста; соблюдайте справедливость в мере и весе. Мы не
Возлагаем на душу ничего, кроме того, что ей по силам. А когда вы говорите, то будьте
Справедливы, даже в отношении родственников. И будьте верны завету Аллаха. Это завещал
Он вам,- может быть, вы размыслите!
Это есть мой путь, прямо ведущий; следуйте же по нему и не следуйте другими путями,
Чтобы они не отделили вас от Его дороги. Это Он завещал вам, - может быть, вы будете
богобоязненны!"» (Скот, 151-153).
*Ибн Теймийа сказал: «Поклонение - это подчинение Аллаху, основанное на повиновении тому,
Что приказал Аллах устами пророков». Он же сказал: «Поклонение - это понятие, объединяющее все
Слова и дела, как явные, так и скрытые, которые любит Аллах и которыми Он доволен».
Ибн аль-Каййим сказал, что поклонение «зиждется на пятнадцати столпах, и кто
Усовершенствует их, тот усовершенствует степень своего поклонения». Объясняется это тем, что
поклонение делится на поклонение сердцем, языком и телом, а предписаний для поклонения пять:
Обязательное, предпочтительное, свободное, порицаемое и запрещенное, и каждое из них относится к
Поклонению сердцем, языком и телом.
Ибн Касир сказал: «Поклонение Ему - это подчинение Ему в совершении того, что Он повелел, и
Отказ от совершения, запрещенного Им, в чем и заключается сущность Ислама как религии, потому