Конфликтов и противоречий
Берт Хеллингер
ПОРЯДКИ ЛЮБВИ
РАЗРЕШЕНИЕ
СЕМЕЙНО-СИСТЕМНЫХ
КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ
Издательство Института Психотерапии
Москва
Перевод с немецкого: Ингрид И. Рац Научный редактор: Михаил Бурняшев
Хеллингер Б.
Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 400 с.
Эксклюзивное право издания книги на русском языке
принадлежит Институту Психотерапии. Все права защищены.
Любая перепечатка издания является нарушением авторских
прав и преследуется по закону. Опубликовано по соглашению с автором.
Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллин-гера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий - как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотношениях. Сам Б. Хеллингер так характеризует свой подход:
«В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей».
«Инструментальная сторона» подхода — приемы и техники — ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых системно-семейных переплетений и пути их разрешения.
Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать решения их проблем (а может быть, и своих собственных).
ISBN 5-89939-049-2
© В. Heffinger, 2000
© Изд-во Института Психотерапии, 2001, 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к русскому изданию...............................................................11
Предисловие............................................................................................... 12
Познание путем отказа...............................................................................15
Познание............................................................................................. 16
Научный и феноменологический путь познания............................. 17
Феноменологический метод...............................................................17
Отказ от намерений............................................................................ 18
Мужество............................................................................................. 18
Согласие.............................................................................................. 18
Философская феноменология............................................................19
Феноменологический метод в психотерапии....................................20
Душа.....................................................................................................21
Религиозная феноменология..............................................................22
Возвращение........................................................................................22
Семейно-системные переплетения и их разрешения.
Самопознавательный и образовательный курс........,..............................25
День первый..........................................................................................26
Опасное поведение.............................................................................26
Наблюдение самого себя при расстановке.......................................27
Больше или меньше............................................................................28
Двойной перенос..................................................................................28
Старшинство первой женщины..................................1......................29
Счастье пугает.............................................................j.......................30
Расстановка: Сын принимает роль брата матери.....\......................30
Разница между идентификацией и идеалом..............(......................38
Принцип минимализма..............................................J.......................38
Индивидуация уменьшает близость в отношениях между людьми ... 39
Любовь и порядок......................................................1........................40
Иерархия принадлежности................................................................41
Превосходство первой связи...................................<..........................41
Иерархия порядков.............................................................................42
Иерархия внутри семейств.................................................................42
Интимная сфера..................................................................................43
Ранг отношений в случае развода.....................................................43
Иерархия в организациях...................................................................45
Возражение..........................................................................................46
Решение не иметь детей.....................................................................47
Осуществленное и неосуществленное...............................................47
Последствия подобного выбора для отношений.................................48
Враждебное настроение......................................................................48
Плохие отметки в школе....................................................................49
Пережитый траур................................................................................49
Расстановка: Дочь замещает умершую сестру отца...........................50
Уравновешивание сил с помощью плохого......................................53
Порядки любви...................................................................................54
Уравновешивание с помощью уважения...........................................55
Расстановка: Жизнь за счет других....................................................55
Они здесь.............................................................................................57
Признание личной вины - источник силы.....................................64
Помочь отцу сохранить лицо.............................................................65
Страдать легче, чем разрешить проблему.............................................65
Разрешение проблем путем смирения причиняет боль...................66
Прерванное движение любви к........................................................67
Боли в плечах......................................................................................69
Решить проблему без долгих раздумий..............................................69
Расстановка: Мать пригрозила убить себя вместе с детьми.............70
Последствия угрозы убийства и других тяжелых преступлений
в семье..............................................................................................76
Потерявший право на принадлежность к системе должен уйти.....78
Доверие внутренней картине.............................................................79
Ответственность терапевта.................................................................80
О методе, использованном при расстановке семьи Тэи..................81
Перенятое замешательство.................................................................81
Угроза самоубийства матери..............................................................82
Конец...................................................................................................83
Игра со смертью..................................................................................85
Могила.................................................................................................86
Расстановка: Изгнанные родственники.............................................86
Члены семейной системы..................................................................92
Живые и мертвые, убийцы и их жертвы, связанные между собой
общей судьбой..................................................................................93
Воздействие внутренней картины на семейно-системную
динамику..........................................................................................94
Угроза самоубийства со стороны жены.............................................94
Расстановка: Дочь замещает бывшую невесту отца..........................95
Благоприятное место для детей.........................................................99
Бессознательная идентификация с бывшим партнером
одного из родителей........................................................................100
Воля Бога и человек...........................................................................101
Мать, страдающая наркоманией, и ее ребенок...............................103
Что приводит к наркотической зависимости...................................104
Пристрастие к наркотикам как самонаказание...............................106
Интуиция связана с любовью............................................................107
Исцеление путем движения любви к матери....................................107
Проблема прерванного движения к любимому человеку
и ее решение....................................................................................108
Решение проблемы с помощью заместителей родителей................109
Терапия с помощью глубокого поклона............................................109
Движение через родителей дальше....................................................111
День второй.........................................................................................112
Мстить, играя жертву.........................................................................112
Уверение.............................................................................................113
Компенсация......................................................................................113
Неожиданное облегчение..................................................................113
Достижение миролюбивой позиции.................................................113
Распознать динамику двойного переноса.........................................114
Расстановка: Исцеление двойного переноса.....................................114
Прощение не рекомендуется..............................................................118
Последствия для ребенка...................................................................119
Расстановка: Умершие в детстве братья............................................120
Полнота времени................................................................................126
Напрасная борьба..............................................................................127
Перенятый траур ослабляет...............................................................127
Проблему можно решить, если не зацикливаться на ней...............128
Когда мы перегружены счастьем.......................................................129
Развод и вина......................................................................................129
При легкомысленном разводе родителей дети наказывают
самих себя........................................................................................130
Инстинктивное уравновешивание посредством искупления.........130
Вина как средство отрицания реальности........................................131
Значение сексуальных отношений при создании системных
связей..............................................................................................132
Область влияния матери....................................................................132
Различные способы «давать» другим и «брать» от других в семье ... 133
Любовь к проблемам..........................................................................134
Принять на себя роль жертвы...........................................................135
Расстановка: Отец — внебрачный ребенок, отец отца —
запрещенная тема в семье...............................................................136
Парентифицирование: Ребенок принимает на себя роль
родителя по отношению к собственным родителям.....................141
Искупление за смерть при родах.......................................................141
Самообман.........................................................................................144
Отец и сын..........................................................................................147
Неизвестный дедушка........................................................................148
Уважение к матери.............................................................................148
Смещенное усердие............................................................................149
Расстановка: Дочь идентифицируется с бывшей невестой отца,
перенимая ее чувства......................................................................150
Объективная и субъективная вина ребенка......................................154
Тоска по отцу......................................................................................154
О ранге мужа и жены в семье............................................................155
Жена должна следовать за мужем, а муж — служить ей..................156
Напрасная любовь.............................................................................157
Что я тебе такого сделал, что я так зол на тебя?...............................158
Злость как защита от боли.................................................................159
Сдержанная злость.............................................................................159
О злости..............................................................................................160
Осторожность и мужество.................................................................161
Расстановка: Сын замещает бывшего жениха матери.....................162
Семейно-системный орган равновесия............................................164
О совести............................................................................................165
Невиновность.....................................................................................166
Совесть и уравновешивание..............................................................167
Позитивное и негативное уравновешивание....................................167
Границы обмена..................................................................................169
Уравновешивание с помощью благодарности и смирения..............169
Бесконечная ясность ума...................................................................170
Оставить в покое то, что было..........................................................170
Пламя и пепел....................................................................................171
Исчезновение болей вспине.............................................................172
Расстановка: Нарушенное равенство и закон уравновешивания.....172
Ревность и уравновешивание............................................................176
Невиновность и месть........................................................................177
Верность и неверность.......................................................................177
Перенятая месть.................................................................................178
Размышления о невиновности..........................................................179
Подарок для матери............................................................................179
Решения при кризисе легко принимаются, когда достигнута
его крайняя точка............................................................................179
Расстановка: Изменение внутренней динамики...............................180
День третий........................................................................................183
Беседы.................................................................................................183
Перенятые симптомы........................................................................183
Еврейское происхождение.................................................................184
Чувство меры......................................................................................185
Облегчение.........................................................................................186
Цена....................................................................................................186
Исходное негативное чувство и как его изменить...........................188
Исцеление с помощью любви............................................................189
Запрятанное счастье...........................................................................190
Познание другого рода.......................................................................190
Отдавать что-то другому, не принимая ничего взамен....................191
Новая точка зрения............................................................................192
Необоснованные представления ой идеальной связи......................192
«Давать» и «брать» в отношениях между мужчиной и женщиной ... 193
Позволить аффективному давлению утечь.......................................194
Религиозная проблематика...............................................................194
Печаль по погибшим..........................................................................195
Родители детей-инвалидов: как им помочь, сохраняя их
достоинство.....................................................................................195
Что происходит, когда ребенок занимает не соответствующее
своему рангу место в системе.........................................................196
На полпути к счастью........................................................................198
Иметь или не иметь ребенка..............................................................198
Вторая жена........................................................................................199
Желание бросить курить....................................................................200
Способ избавиться от головных болей..............................ч.............. 200
Уважая умерших, уважать Бога..........................................................201
Отказ в уравновешивании.....................................................,...........201
Расстановка: Идентификация младшей дочери с матерью матери ... 202
Принимать или не принимать наследство...............................1........205
Расстановка: Влияние судьбы...................................................\.......207
Короткая беседа........................................................................J........214
Стоять, опираясь на обе ноги...................................................,.......214
Побег от полноты счастья..........................................................:.......214
О целостности человека.....................................................................214
Праздник............................................................................................215
Разница между симпатией и уважением...........................................216
Равные среди равных..........................................................................216
Примиряющее познание...................................................................217
О свободе и несвободе........................................................................218
Сдержанность обеспечивает энергией восприятия и силой............218
Границы невиновности......................................................................218
Признание последствий наших решений облегчает жизнь.............219
Необходимость внутреннего уважения родственников...................220
Как помочь жертвам сексуального совращения...............................220
Как помочь членам семьи, совершившим сексуальное
совращение ребенка........................................................................225
Сдержанность.....................................................................................226
Негодование.......................................................................................226
Изменница.........................................................................................227
Расстановка: Женщины, отождествляющиеся с божеством
в семье..............................................................................................229
Понять голос Бога..............................................................................229
Мужчины и женщины.......................................................................236
Отступничество..................................................................................236
Более высокая вера.............................................................................238
Расстановка: И мертвые должны уступать место в системе.............238
Подарок отжизни...............................................................................243
Расстановка: Рано умерший отец.......................................................243
Расстановка: Внутреннее прекращение прежних отношений..........247
Нет худа без добра..............................................................................250
Следующий шаг..................................................................................251
Отсутствиие свободы действий в семьях..........................................251
Матьиее ребенок.............................................................................252
Выполнение необходимого по отношению к состарившимся
родителям........................................................................................252
Смелость осуществить необходимое.................................................252
Будущие возможности.......................................................................253
Ход жизни...........................................................................................254
Уважать и ценить прошлое................................................................254
Порядки принадлежности. Фрагменты курса для семейных
консультантов...................................................................................255
Решение проблемы как духовный процесс.......................................256
Расстановка: Усыновление при неспособности иметь детей...........257
Плата за усыновление........................................................................262
Очередность ответственности...........................................................263
Возражения участников.....................................................................263
Право ребенка на собственных родителей........................................265
Исцеление, направленное только на помощь жертве......................265
Следующий шаг..................................................................................266
Решение проблемы путем ее решения..............................................268
Ужасное..............................................................................................269
Сострадание и искусство забывать....................................................270
Что важнее..........................................................................................271
Вина и ее воздействие не зависят от пола......................................271
Необходимость отказаться от возражений........................................271
Понимание сущности проблем и исцеление....................................272
Завещанные дети................................................................................274
Расстановка: Усыновление внебрачного ребенка жены....................275
Возвращение......................................................................................280
Причины заболеваний в семьях и их исцеление.
Фрагменты семинара для пациентов, терапевтов и врачей, организованного в рамках международной конференции
«Медицина и религия»..............................................................................283
Введение...............................................................................................284
Небо и Земля.......................................................................................284
Семейные группы, связанные общей судьбой..................................284
Семейно-системная связь и ее последствия....................................284
Подражание и уравновешивание......................................................285
Болезнь следует за душой...................................................................286
«Лучше я, чем ты»...............................................................................286
Знающая любовь................................................................................289
Готовность ребенка к «исчезновению»..............................................289
Даже если ты уйдешь, я останусь......................................................290
«Я последую за тобой»........................................................................291
«Я поживу еще немного»...................................................................291
Вера, способствующая болезни.........................................................292
Исцеляющая любовь..........................................................................292
Болезнь и искупление вины..............................................................293
Компенсация путем искупления вины, приносящая
двойное страдание..........................................................................293
Уравновешивание путем принятия жизни как дара
и примирительных действий..........................................................294
Искупление вины как суррогат отношений.....................................295
На Земле вина преходяща..................................................................296
Болезнь одного, замещающая искупление другого..........................296
Болезнь из-за отказа принять собственных родителей....................297
Уважение родителей соответствует уважению Земли.......................297
Неосуществленное.............................................................................297
Расстановка: «Я последую за тобой»..................................................299
Расстановка: Мать следует за своим умершим
ребенком-инвалидом.....................................................................307
Расстановка: Лучше умереть, чем поклониться отцу........................318
Расстановка: Последствия детского полиомиелита,
тяжелой беременности и трудных родов........................................324
Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи
противоположного пола.................................................................330
Идентификация с лицом противоположного пола
как причина гомосексуальности и психозов.................................333
Сын в качестве заместителя друга матери......„^............................335
Познание служит основой акта исцеления...................7...................335
Расстановка: «Лучше я, чем ты».......................................................336
Расстановки семьи воздействуют через образы внутренней картины...........................................................................................342
Что такое «правильное»?....................................................................343
Расстановки семьи с помощью символов.........................................344
Расстановка: Один брат умер вскоре после рождения,
другой покончил самоубийством...................................................345
Самоубийство из любви.....................................................................349
Чтобы защититься отболи, мы ищем виноватого...........................349
Неуместные вопросы.........................................................................350
Как должен поступать терапевт в процессе расстановки семьи.....350
Когда сам пациент должен встать на свое место в констелляции ... 351
Расстояние между местами умерших и живых в констелляции.....351
Расстановка: Наркомания дочери вследствие отсутствия
мужских энергий в семейной системе...........................................352
Дети должны следовать за своим отцом, так же как их мать
должна следовать за своим мужем.................................................357
Расстановка: Отсутствие эмпатии к мужчинам................................360
Системное превосходство настоящего..............................................365
В семьях дети замещают партнеров по отношениям,
предшествующим нынешнему браку родителей...........................365
Рождение внебрачных детей вовремя брака..........■».........................366
Сообщать детям об аборте нельзя.....................................................367
Когда решения проблемы нет............................................................368
Расстановка: Несчастный случай с сыном в соответствии
с правилом: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!».............................369
Расстановка: Анорексия как результат внутреннего
убеждения: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!»..............................373
Волчий аппетит и последующая рвота: булимия.............................377
Как важно быть в согласии с Высшим.............................................378
Два рода знания..................................................................................379
Эпилог........................................................................................................381
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что чтение книги, которую держит сейчас в руках читатель, принадлежит к числу тех немногих событий, которые способны действительно существенно изменить наше сознание, наше отношение к жизни.
Предлагаемый русскому читателю перевод книги известного психотерапевта Берта Хеллингера требует особого отношения и особого подхода. Приступая к чтению, следует сразу отказаться от всех привычных стереотипов, например, от бессознательного стремления поставить эту книгу в ряд однотипных изданий. Хотя могут ли книги по психотерапии быть однотипными? Тем не менее я бы посоветовал психотерапевтам постараться на время забыть обо всех известных психотерапевтических теориях или, по крайней мере, прибегнуть к такому феноменологическому средству, как эпохэ — «воздержанию от суждений», и воспринимать реальность, описываемую текстом, такой, какая она есть. Собственно, именно к этому и призывает нас автор. Это и составляет суть его психотерапевтического метода. На протяжении всей книги Хеллингер не устает повторять, что ключи к решению всех проблем пациента все время находятся в его собственных руках, а путь к исцелению всегда открыт перед ним. Нужно иметь лишь мужество и силы на него вступить. И прежде всего нужно видеть этот путь, не отворачиваться от истины. Помочь пациенту сделать это — вот основная задача психотерапевта.
Конечно, читая Берта Хеллингера, трудно избавиться от невольно возникающих ассоциаций с известным и подобным. Да и сам автор не скрывает источников своего психотерапевтического метода, прямо указывая на тех, чьи работы в той или иной степени повлияли на становление его собственного подхода к семейно-системной групповой терапии. Многие психотерапевты, о которых упоминает автор в «Эпилоге», разумеется, хорошо известны русскому читателю.
Мне хотелось бы отметить, что сам Берт Хеллингер называет себя не психотерапевтом, а просто терапевтом, подчеркивая свой особый подход к самой проблеме исцеления и к проблеме пациента.
Иногда, читая о «правилах» семейно-системной динамики и психотерапевтических методах, к которым Хеллингер пришел опытным путем, невольно ловишь себя на мысли, что нечто подобное встречал в других древних культурах. То, что говорит автор о любви, о смерти, об отношении к умершим, почти дословно совпадает с тем, что можно прочесть в буддийских тибетских текстах. Автор не скрывает близости своего мировоззрения к китайскому даосизму. Хотя, нельзя не заметить, что Хеллингер старается по возможности дистанцироваться от любых религиозных и вообще культурно обусловленных контекстов, поскольку считает, что они лишь заслоняют от нас Реальность.
Возвращение в Реальность — тот общий итог, к которому мы должны в конце концов прийти. Берт Хеллингер способен помочь тому, кто осознал и стремится к этому. Я уверен, что всякий, кто прочтет книгу, непременно сделает хотя бы шаг в этом направлении.
Сергей Лепехов, доктор философских наук
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие читатели1 v
Вы держите в руках книгу, наиболее полно излагающую основные принципы моей терапевтической работы, то есть техники семейно-сис-темных расстановок. Она полезна не только терапевтам, но и неспециалистам при решении проблем их повседневной жизни. Весь ее материал демонстрирует, что освобождающее и исцеляющее познание возникает у нас только тогда, когда мы готовы взглянуть на реальность непредвзято.
Центральной темой этой книги являются порядки любви, определяемые самой жизнью, иными словами, законы, царящие над отношениями между различными членами семейной группы. Действительно, любовь является позитивной силой только тогда, когда мы знаем об этих законах и соблюдаем их. Слепая любовь часто вводит нас в заблуждение из-за незнания этих порядков. Напротив, когда людям известны законы, управляющие любовью, и они соблюдают их, любовь в нашей жизни не только приносит желанные результаты, но и оказывает благотворное и исцеляющее воздействие — как на нас лично, так и на всех окружающих нас людей
Эта книга содержит лишь слегка сокращенные стенограммы трех терапевтических семинаров, посвященных обсуждению используемых мной техник расстановок семьи.
Первый семинар — «Семейно-системные переплетения и их разрешения» — был посвящен самопознанию и профессиональному совершенствованию группы терапевтов. Этот курс является введением в технику расстановок семьи и позволяет продемонстрировать силы, вызывающие системные переплетения судеб одних членов семьи с судьбами других, а также действие законов, в соответствии с которыми подобные переплетения развиваются. Самый важный аспект курса — демонстрация способов, с помощью которых терапевт может определять момент освобождения пациента от его системных переплетений, а также техники и правила, которые следует соблюдать при этой работе.
Читатель быстро поймет, что фундаментальное, действующее во всех семейных системах поле сил требует, чтобы все члены семейной группы имели равное право принадлежать к системе, для того чтобы она сохраняла равновесие. Это требование не позволяет по какой-то причине исключать одного из членов, поскольку в таком случае судьба исключенного будет неосознанно перенесена и продолжена каким-то другим чле-
ном этой семейной системы в следующих поколениях. Такой процесс я называю «переплетением».
Но как только исключенный член семьи восстанавливается в правах (то есть остальные члены семьи признают его, выражают ему свое уважение), любовь, с которой они это делают, исправляет допущенную ранее несправедливость и избавляет других членов системы от неизбежного повторения ошибок и даже судьбы ранее исключенного члена семьи. Этот процесс я называю «разрешение проблемы».
Системное переплетение всегда является результатом архаичных порядков, действующих в совместной семейной жизни, согласно которым ужасное искупается ужасным и невиновные «слабые» (или младшие) отвечают за действия виноватых «сильных» (или старших) и искупают их грехи. Узел переплетения может быть развязан с помощью исцеляющих действий, восстанавливающих принадлежность к семейной системе и уравновешивающих ее — например, признания, выражения любви и уважения. Таким образом создается другой порядок, который действует во благо данной семейной системы.
Первый порядок семейной жизни, то есть порядок, вызывающий вредное переплетающее влияние, и второй порядок, который позитивно воздействует на пациента и лечит его, — это «порядки любви».
Второй курс — семинар для психотерапевтов и семейных консультантов. В данной книге публикуются только те части семинара, в которых обсуждается вопрос о системном месте детей, потерявших одного или обоих родителей, и последствия усыновления, когда детей отдают лицам, не принадлежащим к собственной системе ребенка, или когда чужие люди усыновляют ребенка без реальной необходимости.
Третий курс — семинар для клиентов, их врачей и терапевтов, в ходе которого клиентам была предоставлена возможность расставить родительские семьи и собственные семьи на глазах нескольких сотен наблюдателей. Во время этих расстановок участникам, играющим роли членов семьи клиента, и присутствующим зрителям были видны не только причины тяжелых болезней, несчастных случаев или самоубийств в семьях, но и возможности изменения в этих семьях.
Разнообразная тематика курсов делает книгу многоплановой.
Во-первых, читатель найдет на ее страницах специально подобранные стенограммы, позволяющие непосредственно наблюдать все усилия терапевта, направленные на поиск решения проблем клиентов, словно он сам присутствовал на семинаре. При этом не исключено, что он сможет найти путь, который выведет его из личных кризисов или поможет справиться с психическим заболеванием.
Во-вторых, при помощи рисунков, представляющих расстановки и движения лиц, участвующих в этих расстановках, читатель увидит и поймет сущность важных терапевтических приемов и подходов. Расстанов-
ки семьи — простые, но эффективные техники, не только проясняющие природу скрытых семейно-системных переплетений и их разрешений, но и дающие возможность провести терапию прерванного движения любви ребенка к своей матери или отцу. Когда терапевту удается привести это движение к цели, страх, эмоциональные и даже психические расстройства, вызванные ранней разлукой с родителями или их потерей, излечиваются или ослабляются.
В-третьих, всем, кто желает глубже изучить проблематику порядков любви и узнать, каким образом постигается их скрытая динамика, книга позволит лично прочувствовать тот факт, что освобождение и исцеляющее решение для пациента внезапно, словно молния из темноты, проявляется в результате сосредоточенной и внимательной работы терапевта с расставленной семьей. Этот путь познания я называю феноменологической психотерапией.
Эпилог поможет читателю лучше понять не только описанные техники, но и путь моего профессионального развития. Я попытался прояснить цели своей терапевтической работы и выяснить природу тех познаний, на которые опирался в своих действиях.
Надеюсь, что вы получите удовольствие от чтения этой книги. Я был бы очень счастлив, если благодаря ей вы смогли понять действие порядков любви. Надеюсь, что это понимание будет способствовать тому, что вы сможете испытать долгую и счастливую любовь.
Берт Хеллингер
ПОЗНАНИЕ ПУТЕМ ОТКАЗА
Начнем с короткого рассказа.
Познание
Представьте, что кто-то захотел наконец что-то узнать. Человек вскакивает на свой велосипед, едет туда, где совсем никого нет; и находит другой путь, вне всех границ обычного. Здесь нет никаких дорожных указателей, и человек может полагаться лишь на то, что видит собственными глазами и что может измерить собственными шагами. Его подгоняет восторг первооткрывателя, и то, что до сих пор было только предчувствием, становится уверенностью.
Но путь кончается у большой широкой реки, и человек слезает с велосипеда. Он знает, что если хочет продолжить свое путешествие, то должен оставить на берегу все, что у него есть при себе. Ему также известно, что тогда он потеряет почву под ногами и погонит и понесет его такая великая сила, что ему останется только довериться ей. Понимая это, он колеблется и... отступает.
И теперь, когда он едет домой, ему становится ясно, что он совсем мало знает о том, что помогает, и что лишь с трудом он может рассказать об этом другим. Слишком часто уже он чувствовал себя как тот человек, который догоняет другого велосипедиста, потому что у того дребезжит защитный щиток. И кричит ему: «Эй, ты, у тебя защитный козырек стучит!» — «Что?» — «Твой защитный козырек стучит!» — «Я не могу тебя понять, — кричит другой, — у меня защитный козырек стучит!» «Что-то пошло здесь не так», — думает он. Затем нажимает на тормоз и разворачивается.
Несколько позже он спрашивает одного старого учителя: «Как же ты это делаешь, когда помогаешь другим? К тебе часто приходят люди и просят у тебя совета в таких вещах, в которых ты не очень-то разбираешься. И тем не менее потом им становится лучше». Учитель говорит ему: «Не в знании дело, когда кто-то останавливается на пути и больше не хочет двигаться дальше. Ибо он ищет безопасности там, где требуется мужество, и свободы там, где правильное не оставляет ему выбора. Так он и ходит по кругу. Но учитель не поддается отговоркам и иллюзиям. Он ищет середину, и там сосредоточенно ждет — как тот, кто подставил паруса ветру, — не придет ли ему слово, которое подействует. И когда к нему приходит другой, он находит его там, куда ему самому нужно, и это ответ для обоих. Они оба слушатели». И добавил: «Середина легка на ощупь».
Научный и феноменологический путь познания
Два пути ведут к познанию. На одном наше сознание, стараясь ухватить неизвестное, стремится вперед до тех пор, пока не овладеет им и не сможет его использовать. Все усилия науки принадлежат этому пути; всем известно, в какой мере результаты этих усилий изменили наш мир и нашу жизнь, обезопасили и обогатили ее.