Наша жизнь — между наслаждением и страданием
Если проанализировать действия человека, мы обнаружим, что все они являются вынужденными. Ведь внутренняя природа человека и внешние обстоятельства вынуждают его действовать по заложенному в нем алгоритму поведения.
Природа поместила нас между наслаждением и страданием. И нет у нас свободы, чтобы выбрать страдания или отвергнуть наслаждения. А все преимущество человека над животными состоит в том, что человек способен видеть отдаленную цель и поэтому готов согласиться на известную долю страданий, видя в будущем компенсирующее вознаграждение.
Но на самом деле, тут нет ничего кроме расчета, когда, оценив пользу, мы находим ее предпочтительней боли и согласны перенести боль ради наслаждения в будущем. Так например, мы идем на хирургическую операцию и платим за нее большие деньги или готовы много трудиться для обретения выгодной специальности. Все дело в расчете, когда, вычитая страдания из ожидаемого наслаждения, мы получаем определенный положительный остаток.
Так устроены все мы. А люди, кажущиеся нам безрассудными и нерасчетливыми — романтики или жертвующие собой, просто руководствуются особым видом расчета. Для них будущее проявляется как настоящее, и столь явно, что во имя него они готовы сегодня пойти на необычные для других страдания, которые расцениваются нами как жертва, подвиг.
Но на самом деле и в этом случае организм сознательно или подсознательно производит расчет. Психологам известно, что в любом человеке можно изменить приоритеты, приучив его производить расчеты так, что самый большой трус станет героем. В глазах каждого человека можно возвысить будущее настолько, что человек согласится на любые лишения ради него. Отсюда следует, что нет разницы между человеком и животными. А если так, то не существует свободного, разумного выбора.
Кто определяет наши наслаждения?
Мы не выбираем наслаждения и их характер. Мы делаем выбор не по своему свободному желанию, а в соответствии с желаниями других.
Мы не выбираем моду, образ жизни, увлечения, досуг, пищу. Выбор производится в соответствии с желаниями и вкусами окружающего общества. Причем не лучшей его части, а большинства. Ведь нам удобнее вести себя проще, ничем не обременяя себя, но вся наша жизнь скована условностями вкусов и манер общества, превращенными в законы поведения и жизни. А если так, то скажите: где же наша свобода? Получается, что нет нам ни вознаграждения, ни наказания ни за какие наши поступки.
Почему все же каждый ощущает себя как индивидуальность? Что в каждом из нас особенного? Какое свойство в нас мы все-таки можем независимо менять? Если оно существует, мы обязательно должны выявить его из всех остальных свойств и развивать только его, потому что все остальные будут реализовываться поневоле.
Четыре фактора
В любом творении существуют четыре определяющих его фактора.
1. Основа — первичный материал данного создания, из которого оно возникло. Неизменные свойства основы — это порядок его развития. Например, разложение зерна пшеницы в земле вызывает появление нового ростка пшеницы, то есть растения того же вида. Зерно разлагается — внешняя его форма полностью исчезает, подобно тому, как наше тело после его смерти разлагается в земле. Но основа пшеницы остается и дает новый побег, подобно тому, как наша душа вынуждает родиться новое тело, чтобы облачиться в него.
2. Неизменные свойства основы. Основа (в данном случае — зерно) никогда не примет форму других хлебных злаков, например, овса, а примет лишь прошлую утраченную форму, то есть форму пшеницы. Возможны определенные изменения в количестве и качестве нового побега. Это зависит от окружающей природы: от почвы, удобрений, влаги, солнца — однако основа формы пшеницы (то есть прежней сути) не претерпевает никаких изменений.
3. Свойства, изменяющиеся под воздействием внешних сил. Под воздействием внешних факторов качественно меняется оболочка сути: зерно остается зерном, но его внешняя форма меняется и зависит от окружающей среды. Дополнительные внешние факторы присоединились к сути и вместе с ней дали новое качество за счет влияния внешней среды. Это может быть солнце, земля, удобрения, влага, дождь — относительно зерна; или общество, группа, книги, учитель — относительно человека.
4. Изменения внешних сил. Человеку необходимо окружение, которое развивается и постоянно влияет на развитие человека. А человек, развиваясь, влияет на окружение, побуждая к росту, что, в свою очередь, вновь поднимает человека. Таким образом человек и его среда параллельно растут.
Этими четырьмя факторами определяется состояние каждого творения. И даже если человек сутки будет проводить в исследованиях, все равно ничего не сможет изменить или добавить к тому, что предоставлено ему этими четырьмя факторами. Как бы мы ни действовали, ни думали, что бы мы ни делали, что бы ни приобретали — все заключается только в этих четырех факторах. Любое добавление, которое человек сможет найти, будет лишь количественной поправкой, вытекающей из накопленных знаний, в то время как качественно здесь абсолютно нечего добавить. Ведь эти факторы в полной мере определяют наш характер, а также форму мышления и выводов.
1. Суть свою человек изменить не может.
2. Законы, по которым меняется его суть, человек изменить не может.
3. Законы изменения его внутренних свойств в зависимости от внешних воздействий человек изменить не может.
4. Окружающую среду, от которой он полностью зависит, человек может изменить!
Если человек в настоящем влияет на изменение окружающей его среды, он определяет этим свое будущее состояние. Окружающая среда может повлиять лишь на качество и количество, то есть на темп развития: пройдет ли человек его с болью, в страхе, в страданиях, в тысячелетиях кровопролитных войн или он пройдет его спокойно, комфортно, поскольку сам стремится к цели. Поэтому каббалисты призывают открывать центры изучения каббалы, чтобы формировать группы — окружение для желающих достичь цели творения.
Свобода выбора
Несмотря на то что мы не определяем свою основу, с которой рождаемся, мы можем влиять на три первых фактора выбором своего окружения, каковым являются друзья, книги, учителя. Но после выбора окружения наше будущее состояние уже определяется тем, что способна дать среда.
Изначально существует свобода, позволяющая выбрать среду из таких учителей, книг и товарищей, которые будут вызывать хорошие мысли. Если человек не сделает этого, а будет готов войти в любую случайную среду, читать случайную книгу, то, конечно, попадет в плохое окружение или будет проводить время за чтением бесполезных книг (их больше, и они намного приятнее). В результате он обязательно получит плохое образование, что приведет к неверному поведению в жизни.
Отсюда понятно, что наказание или вознаграждение приходят к человеку не за плохие мысли и дела, в которых у него нет выбора, а за то, что он не выбрал хорошее окружение, так как в этом, безусловно, есть возможность выбора. Судить и наказывать человека надо так, чтобы он понял, что его судят не за сам проступок, а за выбор неправильного окружения.
Поэтому человек, прилагающий усилия в своей жизни и каждый раз выбирающий лучшую среду, удостаивается успеха не за хорошие мысли, возникающие у него произвольно, а за старание выбрать каждый раз лучшее окружение, приводящее его к этим мыслям. Человек, выбирающий каждый раз лучшую среду, достигает награды — своего следующего, лучшего, более продвинутого состояния.
«Книга Зоар» приводит в пример бедного мудреца, которому богач предложил переехать к нему. На что услышал отказ:
— Ни на каких условиях я не поселюсь в месте, где нет мудрецов!
— Но ведь ты — самый большой мудрец поколения! — воскликнул богач. — У кого тебе еще учиться!
И услышал в ответ, что если даже такой большой мудрец поместит себя среди неучей, то сам в скором времени станет подобен им.
Поэтому надо поступать по известному указанию: «Сделай себе учителя и обрети себе товарища». То есть создай себе окружение, потому что только выбор окружения может принести успех человеку. Ведь после того как человек выбрал окружение, он отдан в его руки, как глина в руки ваятеля.
Мы находимся в плену эгоистической природы. Выйти из-под ее власти, означает прийти к ощущению Высшего мира. Поскольку мы всецело пребываем во власти этого мира, средство для выхода из—под его власти заключается в том, чтобы создать вокруг себя вопреки нашей естественной эгоистической среде искусственную среду, группу, стремящуюся сообща выйти из—под власти эгоистического окружения и попасть под власть окружения, руководствующегося законом Высшего мира.
Нашей свободной реализацией является освобождение от влияния эгоистического окружения, и выявление в себе свойство отдачи. А само свойство отдачи дает возможность человеку реализовать его свободу выбора.