Более суровое наказание
Бог вынес Свой приговор и наказал Адама и Еву разделением, болью и трудностями (см. Быт. 3:16-19), но для Евы Он добавил принижение: Он «прикрепил» ее влечение к Адаму (см. Быт. 3:16). Частично причиной послужило то, что ее преступление было заранее обдуманным действием, а раз так, то и заслуживало более сурового наказания.
Как этот дополнительный штраф выплачивается на протяжении долгих лет? Мужчины, пользуясь этой «лицензией» править над женщинами, решили держать их в невежестве и ниже себя по социальному статусу. Это прямое следствие преступления Евы. Вот почему Павел сказал мужчинам избавиться от такого злоупотребления, изменив состояние необразованности, навязанное женщинам тогда, когда их желанием стало подчинение воле мужей. Чтобы уравновесить последствия первого греха, Павел наставляет мужчин сделать женщин равными себе, обучив их. Это не принижение, а повышение!
Если Павел делал кому-то выговор, то только мужчинам, а не женщинам. Когда он соединил необходимость для мужчин учить своих жен и преступление Евы, то это нужно было для того, чтобы подчеркнуть: Ева упала, потому что у Адама не получилось ее научить. Именно он получил запрет есть от дерева и знал все подробности, а она услышала об этом из вторых рук. Судя по тому, как Ева неверно использовала эту информацию, столкнувшись со змеем, можно сказать, что Адам, видимо, не дал ей достаточного наставления.
Сатана задавал Еве вопросы, лживо включив в запрет Бога все деревья. Ева ответила, что это не так, но излишне бурно отреагировала, добавив, что к дереву нельзя прикасаться (см. Быт. 3:3). Бог никогда не говорил ничего подобного, однако в контексте лжи, которую подкинул ей сам отец лжи, а также из-за неточной информации из вторых уст, истина уже была искажена. Адам видел, что Ева идет к запретному дереву и что она отвечает неправильно, однако, он молчал и не сделал ничего, чтобы ее направить. Павел предостерегает мужчин не подводить своих жен так, как сделал это Адам.
Первый кадр
Запрет Павла о том, что женщинам не позволяется учить, нужно рассматривать как развивающийся принцип, а не как установленное правило. Он писал особой группе верующих в первом веке нашей эры — женщине или группе женщин, которые вели себя надменно и старались командовать. Павел указывал, как говорится в Первом послании к Тимофею, что этим женщинам нужно быть «в безмолвии» и проявлять «всякую покорность» (см. 1 Тим. 2:11, 12). Догмат, который он ввел, всеобщ и одинаков для всех культур, но местная ситуация отнюдь не была таковой. Мы склонны рассматривать назидания Павла, как будто они завершающие титры фильма, хотя они на самом деле лишь первый кадр кинематографической ленты. Павел обратился к вопросу о принижении женщин в самый тяжелый момент, на заре христианства, и ввел этот принцип, чтобы восстановить их положение до изначального величия. А для этого, без сомнения, требовалось время.
Пользуясь своим выгодным положением, в начале эры христианства Павел представил лишь первый кадр киноленты. В этом фильме повествуется о необразованных женщинах — их необходимо было научить, чтобы они соответствовали начавшемуся излиянию благодати. Фильм продолжается, и непременно должен появиться новый кадр. По мере развития сюжета этого кинофильма картина восстановления женщин будет, конечно, раскрыта более подробно, чем во времена Павла.
Учиться, чтобы учить
Павел предостерегает женщин, чтобы они не учили других, прежде всего потому, что на тот момент они не были обучены сами из-за последствий преступления Евы. Основное условие для права быть учителем — это знать предмет обучения. Так как женщины не были научены, они не были дипломированными учителями, особенно по религиозным вопросам. Однако после смерти Христа, покрывшей грех Евы, женщин нужно было обучать.
Павел предостерегает женщин, чтобы они не учили других, прежде всего потому, что на тот момент они не были обучены сами.
Как люди узнают, чему впоследствии могут научить других? Сначала этому необходимо научить их самих! Неизбежен вывод: когда женщины будут обучены, они будут способны учить.
Когда мы отделяем порядок сотворения от порядка, установившегося после грехопадения, вместо того чтобы рассматривать их как нераздельные составляющие одного целого, мы видим роль женщины в свете, более согласном с Писанием и распределением духовных даров в Церкви.
Павел не мог запретить всем женщинам в Ефесе учить и иметь какую-либо власть над мужчинами, потому что он безусловно знал: Прискилла была одной из его соработниц в Ефесе, где Тимофей наблюдал за церквями,, и она, наряду с мужем, плодотворно обучила Аполлоса (см. Деян. 18:26).
Более того, в Первом послании к Тимофею (см. 1 Тим. 2:11) Павел больше не пишет о «женах» во множественном числе, как ранее в девятом и десятом стихах второй главы Первого послания к Тимофею. На этот раз он говорит «жена» в единственном числе, подразумевая одну женщину или ограниченное число женщин в Ефесе (Доктор Гари Грейг просветил меня по поводу значения греческого слова «gune»: в Первом послании к Тимофею (см. 1 Тим. 2:11-15) это слово должно переводиться как «жена», а не «женщина», потому что Павел подразумевает Адама и Еву, первых мужа и жену. Поэтому данный отрывок должен переводиться так: «Я сейчас не разрешаю жене учить и доминировать над мужем»).
Такой запрет против особенного презрительного доминирования жены или жен — вовсе не полный запрет благочестивым женщинам учить или практиковать служение, к которому призвал их Бог в Теле Христовом.