Человек может принадлежать к обладателям Писания, но не знать этого свидетельства, либо
Знать, но не действовать в соответствии с ним.
Указание на необходимость постепенного осведомления людей.
Необходимость начинать с самого главного.
Принцип расходования средств закята.
Ученому следует развеять сомнения обучаемого.
Запрещение брать закят из отборного имущества.
Предписание бояться мольбы угнетенного.
Возвещение о том, что между мольбой угнетенного и Аллахом нет преграды.
Одной из закономерностей таухида являются те трудности, голод и массовые беды, которым
Подвергались господин всех посланников, да благословит его Аллах и приветствует, и любимцы
Аллаха.
Слова «...я вручу знамя...» представляют собой одно из доказательств пророчества.
Плевание в глаза Али — также одно из доказательств пророчества.
Превосходство Али.
Бессонная ночь сподвижников и обсуждение ими доброй вести о победе свидетельствуют, об
Их праведности.
Вера в предопределение: знамя получил тот, кто не стремился к нему, а тому, кто стремился
Получить его, оно не досталось.
Тактичность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его словах: Действуй с
Осторожностью... .
Призыв к Исламу перед началом боевых действий.
Необходимость этого даже для тех, кого раньше уже призывали и с кем воевали.
27. Мудрое ведение призыва, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Сообщи им то, что они обязаны делать...
Знание обязанностей пред Аллахом в Исламе.
Награда тому, кто наставил на путь истинный хотя бы одного человека.
Допустимость клятвы при вынесении фетвы.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: "Это есть путь мой: я призываю к Аллаху, обладая видением* — я и те, кто за
мной последовали. Хвала Аллаху, я не из числа многобожников!"»** (Йусуф, 108).
*В Коране: «басыра», что значит «разум», «дальновидность», «видение».
** Всевышний сказал: «Призывай к пути Господа своего с мудростью и благим увещеванием
И веди с ними споры наилучшим образом» (Пчелы, 125). Ибн аль-Каййим по поводу этого аята
Сказал: «Аллах, хвала Ему, упомянул степени призыва к Исламу и разделил их на три группы в
Зависимости от состояния призываемого. Если он стремится к истине, любит ее, и выбирает истину,
Когда постигает ее, то его следует призывать с мудростью, и нет нужды в увещевании и споре. Если
Он придерживается того, что противоположно истине, но выбирает и следует ей, когда постигает ее,
То необходимо увещевание путем прельщения и устрашения. Если же он упрямствует и противится,
То с ним надо вести спор наилучшим образом. Если он и тогда отвратится, то надо переходить в
Борьбу с ним, если есть возможность»
Это — дорога посланников и их последователей, о которых сказал Всевышний: «Кто же
лучше словом, чем тот, кто призывает к Аллаху, делает благое и говорит: "Поистине, я — один
из мусульман"?» (Разъяснены, 33).
Ибн Аббас рассказывал:
«Посылая Муаза в Йемен, посланник Аллаха сказал ему: Ты придешь к народу, который
Является обладателем Писания. Пусть первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство
Того, что нет божества, кроме Аллаха. (в другой ривайе говорится: «Призови их к таухиду
Аллаха»). Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать
Ежесуточно пять Намазов. Если они покорятся тебе и в этом, то дай им знать, что Аллах
Обязал их богатых делать пожертвования в пользу их бедных. Если они покорятся тебе и в
Этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетенного, ибо между
ней и Аллахом нет преграды»*. (Аль-Бухари 3/225, 3/282-285, Муслим (19), ат-Тирмизи (625), Абу
Дауд (1584), ан-Насаи и 5/55).
*Из этого хадиса еще раз видно, что свидетельство «нет божества, кроме Аллаха» является
Наипервейшей обязанностью людей. А для того, чтобы человек не отступился от него ни в чем и
Заслужил милосердие Аллаха, он должен выполнять семь условий этого свидетельства, без которых
оно не принимается:
1) знание (исключает невежество);
2) убежденность (исключает сомнение);
3) принятие (исключает отказ);
4) повиновение (исключает непокорность);
5) искренность (исключает ширк);
6) верность (исключает ложь);
Любовь (исключает ненависть).
Вместе с этим верующий должен отказаться от всех видов неверия и подчинения тагуту.
Аллах сказал: «Кто отказывается от тагута и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную
Рукоять, для которой нет сокрушения...» (Корова, 256).
Ибн Теймийа сказал: «Из религии Посланника неизбежно понимается, и с этим согласна вся
Община, что основой Ислама и первым, что предписано творениям, является свидетельство аш-
шахада, "нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха". Засвидетельствовав
Это, неверный становится мусульманином, а враг — любимым, и его кровь и имущество становятся
Свободными и неприкосновенными. И если это исходит от сердца, то человек приобретает веру. Если
Же он только произносит это языком, но не подтверждает сердцем, то он входит в Ислам лишь
Внешне, не становясь верующим в душе. Но если он даже не произносит свидетельства, имея на то
Возможность, то он является неверным как внешне, так и в душе, и в этом единодушны все
Мусульмане».
Второй важнейшей обязанностью мусульманина является совершение пяти обязательных