Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий
Аллах привёл притчу о том, что награда для тех, кто расходует на Его пути,
будет многократной. Ведь за доброе деяние может воздаться от десятикратного размера до семисоткратного размера и даже более того.
Слово Всевышнего Аллаха: ﴿مَثَلُ الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ﴾
Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха.
Саид ибн Джубайр сказал, что имеется в виду расходование в повиновении Аллаху.
Макхуль сказал, что речь идёт о пожертвованиях
для джихада на пути Аллаха, закупке конницы, оружия и т.п.
Шайиб ибн Бишр передаёт от ибн Аббаса, что речь идёт о расходовании
имущества на джихад и хадж. В таком случае потраченный для этих целей
дирхам может преумножиться до семисот раз.
Поэтому Всевышний Аллах сказал: (كَمَثَلِ حَبَّةٍ أَنبَتَتْ سَبْعَ سَنَابِلَ فِي كُلِّ سُنبُلَةٍ مِّائَةُ حَبَّةٍ)
Является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев,
и в каждом колосе – по сто зерен – эта притча более красноречива,
чем просто сказать об увеличении капитала в семьсот раз.
Притча символизирует то, что Аллах взращивает благие дела для тех, кто их совершает,
как взращивает посевы для тех, кто посеял семена в плодородную землю.
В достоверной Сунне также говорится об увеличении воздаяния
за благие дела до семисот раз.
Имам Ахмад передаёт от ибн Масуда,
что человек пожертвовал на пути Аллаха верблюдицей с уздечкой.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«لَتَأْتِيَنَّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِسَبْعِمِائَةِ نَاقَةٍ مَخْطُومَة»
«В Судный день ему приведут семьсот верблюдиц с уздечками».
(Этот хадис рассказал Муслим и ан-Насаи)
В варианте Муслима, человек привёл верблюдицу с уздечкой и сказал:
«О, посланник Аллаха, я жертвую ею на пути Аллаха!»
Он, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «لَكَ بِهَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ سَبْعُمِائَةِ نَاقَة»
«В Судный день тебе дадут семьсот верблюдиц[203]».
В другом хадисе Имам Ахмад передаёт от Абу Хурайры,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ، الْحَسَنَةُ بِعَشَرِ أَمْثَالِهَا، إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ، إِلى مَا شَاءَ اللهُ، يَقُولُ اللهُ:
إِلَّا الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِي، وَأَنَا أَجْزِي بِهِ، يَدَعُ طَعَامَهُ وَشَهْوَتَهُ مِنْ أَجْلِي، وَلِلصَّائِمِ فَرْحَتَانِ: فَرْحَةٌ عِنْدَ فِطْرِهِ وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَاءِ رَبِّهِ، وَلَخَلُوفُ فَمِ الصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللهِ مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ، الصَّوْمُ جُنَّةٌ، الصَّومُ جُنَّة»
Всякое (благое)дело сына Адама умножится,( а наименьшее воздаяние)
за доброе дело будет десятикратным, ( но может возрасти и) до семисоткратного.
Аллах Всевышний сказал: «За исключением поста, ибо, поистине,
пост (совершается)ради Меня, и Я воздам за него( ибо человек)отказывается
от (удовлетворения)своих желаний и от своей еды ради Меня! Постящегося
Ждут две радости: одна при разговений , а другая - при встрече с его Господом,
И, поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха,
чем благоухание мускуса! Пост это защита, пост это защита[204]»
Слово Аллаха: ﴿وَاللَّهُ يُضَاعِفُ لِمَن يَشَآءُ﴾
Аллах увеличивает награду, кому пожелает
– в соответствии с искренностью человека в его деяниях.
﴿وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ﴾ Аллах – Объемлющий, Знающий
– т.е. Его милость объемлет всех творений. Он также знает о тех,
кто её достоин и тех, кто ёе не достоин.
Аллах сказал:
الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوالَهُمْ فِى سَبِيلِ اللَّهِ ثُمَّ لاَ يُتْبِعُونَ مَآ أَنْفَقُواْ مَنّا وَلا أَذًى
لَّهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
(262) Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает
Свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа.
Они не познают страха и не будут опечалены.
قَوْلٌ مَّعْرُوفٌ وَمَغْفِرَةٌ خَيْرٌ مّن صَدَقَةٍ يَتْبَعُهَآ أَذًى وَاللَّهُ غَنِيٌّ حَلِيمٌ
) 263) Речь добрая и прощение - лучше, чем милостыня, за которой следует обида. Поистине, Аллах богат, кроток!
يأَيُّهَا الَّذِينَ ءامَنُواْ لاَ تُبْطِلُواْ صَدَقَـاتِكُم بِالْمَنّ وَالأذَى
كَالَّذِى يُنفِقُ مَالَهُ رِئَآء النَّاسِ وَلاَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الاخِرِ فَمَثَلُهُ كَمَثَلِ صَفْوَانٍ عَلَيْهِ تُرَابٌ
فَأَصَابَهُ وَابِلٌ فَتَرَكَهُ صَلْدًا لاَّ يَقْدِرُونَ عَلَى شَىْء مّمَّا كَسَبُوا وَاللَّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَـافِرِينَ
(264) О те, которые уверовали!
Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и обидой,
Подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют
При этом в Аллаха и в Последний день. Притчей о нем является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и оставил скалу голой.
Они не властны ни над чем из того, что приобрели.
Аллах не ведет прямым путем неверующих людей.
Всевышний Аллах поощряет тех, кто расходует на Его пути и не сопровождает
свои пожертвования и благодеяния попреками и оскорблениями.
Тех, кто не упрекает за свои пожертвования ни словом ни действием.
Слово Аллаха: ﴿وَلاَ أَذًى﴾ и обидой – т.е. не совершают вреда по отношению к тем,
кому они дали милостыню, аннулируя тем самым свои милостыни.
Затем Всевышний Аллах обещает им великую награду: ﴿لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ﴾
уготована награда у их Господа– Сам Аллах, а никто другой, наградит их.
﴿وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ﴾ Они не познают страха – в будущем во время ужасов Судного дня.
﴿وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ﴾ И не будут опечалены– т.е. они не будут печалиться
о своих оставленных детях и том, что они покинули этот мир с его прикрасами,
ибо они нашли то, что лучше всего этого.
Слово Аллаха: ﴿قَوْلٌ مَّعْرُوفٌ﴾ Речь добрая – хорошее слово и мольба за мусульманина.
﴿وَمَغْفِرَةٌ﴾ И прощение – прощение за зло и обиду словом или делом.
﴿خَيْرٌ مِّن صَدَقَةٍ يَتْبَعُهَآ أَذًى﴾ лучше, чем милостыня, за которой следует обида.
Ибн Абу Хатим передал от Амра ибн Динара, что он сказал:
«До нас дошло, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Самая любимая милостыня для Аллаха это доброе слово,
разве вы не слышали, что Аллах сказал: (قَوْلٌ مَّعْرُوفٌ وَمَغْفِرَةٌ خَيْرٌ مّن صَدَقَةٍ يَتْبَعُهَآ أَذًى)
Речь добрая и прощение - лучше, чем милостыня, за которой следует обида».
﴿وَاللَّهُ غَنِيٌّ﴾ Аллах богат – т.е. не нуждается в Его творениях.
﴿حَلِيمٌ﴾ Кроток! – Он прощающий и снисходителен к творениям.
Есть несколько хадисов, которые запрещают попрекать за милостыню.
Муслим передаёт в Сахихе от Абу Зарра,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«ثَلَاثَةٌ لَا يُكَلِّمُهُمُ اللهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، وَلَا يَنْظُرُ إِلَيْهِم، وَلَا يُزَكِّيهِمْ، وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ:
الْمَنَّانُ بِمَا أَعْطَى، وَالْمُسْبِلُ إِزَارَهُ، وَالْمُنَفِّقُ سِلْعَتَهُ بِالْحَلِفِ الْكَاذِب»
С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них
и не очистит их, и им (уготовано)мучительное наказание!: Попрекающий
(своими благодеяниями)людей, опускающий(края одежды до земли),