Краткое изложение части II
Итак, какова цель изучения и медитации в буддизме? Познать природу нашего ума, самого переживающего, для того чтобы раскрыть в нас весь потенциал и чтобы не быть невольно захваченными нашими переживаниями. Всё остальное означает только смену картинок в зеркале ума. Только опыт самого зеркала, природы ума, делает возможным достижение Освобождения и Просветления. Этот опыт является целью изучения и практики Дхармы. Термин «Дхарма» означает «каким всё является», а целью Учения Будды является сам непосредственный и неискусственный опыт действительности.
Изучаем ли мы Дхарму или медитируем на ее основе, осознаем взаимозависимости или применяем в медитации то, чему научились, — это всегда относится к собственному пониманию. Речь идет о том, что мы всё больше и больше постигаем суть вещей прослеживаем взаимосвязи и превращаем их в непосредственный опыт. Гонга Ринпоче, великий ученый и мастер медитации на одном из курсов сказал: «Нужны две опорные ноги: с одной стороны, опорная нога изучения, потому что если не знаешь О чем идет речь, на что тогда медитировать? С другой стороны, безусловно, нужна опорная нога медитации, потому что если не медитируешь, то для чего тогда нужно учиться?» Итак, мы говорим о том, чтобы объединить эти два аспекта, потому что они оба необходимы для получения подлинного опыта.
К такому объединению можно продвигаться двумя способами:
1) на основе опыта в медитации развивается правильный взгляд,
или
2) правильный взгляд служит основой для последующей практики медитации.
Относительно первого способа. Необходим учитель, который сам достиг уровня Освобождения и поэтому может безошибочно наставлять практикующих. Так ученик может обрести глубокое проникающее видение и достичь различных уровней постижения Затем на этой основе он может развить правильный взгляд в собственном потоке ума. Тогда больше не остается никаких непроясненных вопросов, сомнений и колебаний. Например, появляется глубокая убежденность в силе Трех драгоценностей (Будды, Дхармы и Сангхи), которая защищает нас от страдании и страхов в круговороте существования. Точно также начнет созревать глубокая уверенность и доверие к настрою, будет развиваться любовь и сочувствие ко всем существам, включая способность преодолевать любые трудности, принося пользу другим. Это является результатом практики медитации.
Второй способ начинается с развития правильного взгляда тоже с помощью учителя. Если разделить путь к Просветлению на три аспекта — основу, путь и плод — то развитие правильного взгляда относится к основе. Путь состоит в применении обретенного теоретического знания на практике. Тот, кто благодаря слушанию и размышлению устранил все ложные представления и сомнения, будет медитировать правильно и достигнет цели.
Первым делом мы изучаем статьи, книги или тексты о правильном взгляде. Мы начинаем понимать, что каждое явление содержит в себе относительный и абсолютный аспект и что оба аспекта неотделимы друг от друга. Это единство относительной и абсолютной действительности не является чем–то искусственным, оно спонтанно присутствует в каждом явлении. Например, посредством самостоятельного изучения мы получаем теоретическое знание о неразделимости явлений и пустоты — это означает, что пустота спонтанно присутствует в каждом отдельном феномене.
Пустота не создается при помощи медитации — это истинная природа вещей. Представление о том, что во время медитации нужно всё растворить в пустоте, неверно, потому что это создало бы пустоту, независимую от явлений. На самом же деле, все явления изначально пусты от независимого существования. Речь идет только о том, чтобы растворить цепляние за обособленную реальность явлений, что означает — осознать истинную природу вещей. При правильном взгляде становится очевидно, что проявление и пустота неразделимы и не противоречат друг другу.
Если в медитации дано указание: «…все формы исчезают. Есть только осознавание», то это является средством растворения привязанности к форме, предназначенным для того, чтобы практикующий осознал истинную природу вещей, подобную пространству. Поскольку у нас очень сильна привязанность к идее о том, что вещи реальны, это указание позволяет понять, что они реальны не больше, чем во сне. Если мы перестанем цепляться за переживания — картинки в зеркале ума, то узнаем природу переживающего, зеркало за картинками, ясный свет, осознанность вне центра и границ, вневременную и вездесущую.
Итак, на различных уровнях и путях в буддизме необходимо иметь правильный взгляд как основу для медитации. В окончательном смысле изучение Дхармы ведет через правильный взгляд к свободе от ограничений понятийных состояний ума и к бесспорной уверенности в истинной природе вещей. Для тех, кто многие годы провел в школах и университетах и чей ум полон мыслей, лучшим является второй способ продвижения к цели.
Конечно, можно делать выбор в зависимости от состояния ума, наблюдая за ним. Если ум крайне возбужден и активен, тогда лучшим решением будет изучение — возможно, нужно почитать книгу или статью из буддийского журнала. Если ум более спокоен, можно помедитировать. Конечно, мы все хотели бы получить результат максимально быстро, но до тех пор, пока в уме есть неразрешенные вопросы и сомнения, мы еще не в состоянии работать в полную силу. Поэтому очень полезно больше узнавать об уме через изучение.
Часть 3.
Практика медитации в Алмазном пути
В этой части подробно объясняются основы каждой стадии медитации в Алмазном пути.
В большинстве медитационных текстов раздел о правильном взгляде сильно сокращен. Например, в медитации на Шестнадцатого Кармапу и других коротких медитациях, а также в Основополагающих упражнениях четыре основные мысли, ведущие нас по пути к Просветлению, а также Прибежище и развитие Просветленного настроя изложены всего в нескольких предложениях. Из таких лаконичных фраз невозможно до мельчайших подробностей понять эти части медитации. Обычно информацию, необходимую для их понимания, получают из других источников. Чаще всего это «Драгоценное украшение Освобождения» Гампопы или «Махамудра — океан истинного смысла» Девятого Кармапы Вангчуга Дордже.
Это касается и других стадий медитации — и основной части, и фазы перехода к повседневной жизни, включая дарение хороших впечатлений для блага существ. Здесь тоже нужен правильный взгляд в качестве основы для того, чтобы углублять медитацию и избегать ошибок в практике. Конечно, речь всегда идет о том, чтобы найти наиболее прямой путь к опыту природы ума, а не о том, чтобы добиться чисто интеллектуального понимания. Для успешного хода практики необходимо с максимальной точностью знать, что главное. По этой причине мы здесь более подробно остановимся на объяснении отдельных шагов медитации.
Четыре
основные мысли
Четыре основные мысли очень важны и для практики медитации, и для повседневной жизни. Они позволяют оценить нашу настоящую ситуацию. Если человек правильно оценивает свое положение, он также сделает верные выводы. Только вследствие ясного понимания своей ситуации в круговороте существования мы пробуждаем глубокое желание достичь освобождения от всех страданий и полного Просветления, чтобы приносить пользу существам. Растворяются многие жесткие представления о жизни, развивается глубокое сочувствие ко всем существам в круговороте рождений и смертей.