Очищение ментального тела
Оно является результатом тяжелого труда и различения. Требуется наличие трех составляющих, прежде чем достигается план ментальной единицы и осваивается каузальное сознание (полное сознание высшего «Я»):
Ясное мышление, причем не только о том, к чему есть интерес, но обо всем, что касается расы. Подразумевается манипулирование мыслительной материей и умение давать определения. Имеется в виду навык формировать мыслеформы из мыслительной материи и привлекать эти мыслеформы для помощи людям. Тот, кто не умеет ясно мыслить, у кого ментальное тело в зачатке, живет во мгле, а человек во мгле — всего лишь слепой поводырь слепых.
Умение успокаивать ментальное тело, чтобы мысли с абстрактных уровней и с интуитивных планов могли находить восприимчивый материал, на котором они могли бы запечатлеваться. Этот фактор освещается во многих книгах о концентрации и медитации и не требует моих комментариев. Такое умение нарабатывается кропотливым многолетним трудом.
Особый процесс, осуществляемый Учителем с согласия ученика; он делает необратимыми напряженные многолетние усилия и достижения. Приложение электрической или магнетической силы при каждом посвящении оказывает стабилизирующее действие. Оно закрепляет полученные учеником результаты. Как горшечник лепит и формует глину, затем обжигает ее на огне, так и стремящийся формует, лепит, выстраивает и готовится к обжигу. Посвящение отмечает необратимость достижения и начало нового цикла усилия.
Во главу угла надо поставить два условия:
1. Неизменное, непоколебимое упорство, когда 341] ни время, ни препятствия не имеют значения. Именно наличием упорства объясняется тот факт, что незаметный человек зачастую достигает посвящения раньше, чем гений, раньше, чем человек, привлекающий больше внимания. Способность упорно трудиться в высшей степени желательна.
2. Движение вперед без лишнего самоанализа. Не лезьте из кожи вон, чтобы выяснить, есть ли рост. Это отнимает драгоценное время. Забудьте о собственном прогрессе, исполняя правила и помогая другим. И тогда может прийти внезапное просветление и вас осенит, что пришел момент, когда Иерофант может потребовать вашего присутствия и вознаградит вас посвящением. Исполняя тяжелую работу, самозабвенно стремясь соответствовать Закону и любить всех, вы встроили в свои тела материал, позволяющий вам предстать перед Ним. Великий Закон Притяжения влечет вас к Нему, и ничто не в силах сопротивляться этому Закону.
342]
ПИСЬМО XI
ДАЛЬНЕЙШАЯ ЖИЗНЬ СЛУЖЕНИЯ
Мотивы служения.
Методы служения.
3. Внутреннее состояние после каждого действия.
343]
Сентября 1920
Сегодня, завершая серию писем, я хочу изложить общую информацию. Нам целесообразно поговорить о служении. То, что будет сказано в этой связи, может принести пользу в жизни. Всегда помните, что накопление знания только для самого себя приводит к застою, непроходимости, несварению и боли, если знание не передается дальше с мудрым различением. Если вводимая в человеческое тело пища не усваивается и не проходит через систему пищеварения, она вызывает точно такие же состояния. Аналогия полная. Множество наставлений приходят ко многим в наши дни, но они предназначены для нуждающегося мира, а не для собственного потребления.
Три фактора имеют значение для служения:
1. Мотив.
2. Метод.
3. Внутреннее состояние после каждого действия.
О неверных мотивах и методах я говорить не буду. Вам они известны. Я укажу верные, и если корректировать жизнь служения в соответствии с моими указаниями, положение дел исправляется и приходит вдохновение. В наши дни для многих открывается перспектива большого служения, — так пусть же ему будет положено правильное начало. А правильное начало определяет и дальнейшую безупречность, далеко продвигая всё предприятие. Если имеет место неудача, то всё, что нужно, это исправить ее. Если же неудача произошла при наличии неверного начала (неизбежная неудача), скорректировать придется внутренние побудительные причины.344]
Мотивы служения
Таких мотивов три, перечислим в порядке их значимости:
а. Осознание божественного плана эволюции, понимание крайней нужды мира, уяснение ближайшей предстоящей миру точки достижения и приложение всех сил для их осуществления.
б. Собственная цель достижения, некий великий идеал — такой как святость, — требующий высочайшей устремленности души; или постижение реальности Учителей Мудрости и сильная внутренняя решимость любить, служить и достичь контакта с Ними во что бы то ни стало. Если у вас есть интеллектуальное понимание божественного плана наряду с сильным желанием служить Великим, то активность на физическом плане приведет к осуществлению.
в. Последующее постижение своих врожденных или наработанных навыков и их применение для разрешения осознанной потребности. Служение многообразно, и тот, кто мудро служит, кто старается найти свою сферу действия и, найдя ее, охотно трудится на благо целого, есть тот, чье собственное развитие неуклонно повышается. Тем не менее, личный прогресс — дело второстепенное.
Методы служения
Их много, и они разные. Могу указать лишь самые важные.
Первое и главное, как я часто упоминал, это наработка различения. Тот, кто считает себя вправе браться за всё, кто не пропускает ничего, что происходит у него перед глазами, кто безрассудно бросается в то, от чего мудрый воздержался бы, кто считает себя компетентным, чтобы разобраться в 345] происходящем, кто выказывает рвение, но не ум, при решении текущей проблемы служения и растрачивает силу — тот часто оказывает разрушительное действие, заставляя тех, кто более мудр и велик, исправлять его, сделанные из наилучших побуждений, ошибки и служит ни чему иному, как своим собственным желаниям. Награда за благое намерение наверно его не обойдет, но результаты совершенной глупости могут намного ее перевесить. С распознаванием служит тот, кто мудро осознаёт собственное – большое или малое – надлежащее место в общей схеме; кто трезво рассчитывает свои ментальные, интеллектуальные возможности, свой эмоциональный настрой и свои физические данные, чтобы, задействуя их все, заполнить свою нишу.
С распознаванием служит тот, кто с помощью своего Высшего «Я» и Учителя оценивает природу и объем наличествующей проблемы, а не руководится – звучащими с добрыми побуждениями, но зачастую неразумными – предложениями, просьбами и требованиями своих собратьев-служителей.
С распознаванием служит тот, кто осознаёт фактор времени, и, понимая, что каждый день содержит только двадцать четыре часа и что его возможности ограничены, мудро регулирует свою деятельность.
На следующем месте стоит мудрый контроль над физическим проводником. Хороший служитель не заставляет Учителя волноваться по физическим поводам и так экономит и распределяет свои физические силы, что всегда готов исполнять просьбы Учителя. Он не выказывает физической несостоятельности. Он следит за тем, чтобы его низший проводник не испытывал недостатка в отдыхе и сне. Он рано встает, ложится в надлежащее время. Он расслабляется, когда только возможно; он ест здоровую подходящую пищу, воздерживаясь от тяжелых продуктов. Немного хорошо подобранной и тщательно пережевываемой пищи гораздо лучше плотной еды. Род человеческий 346] ест в наше время, как правило, в четыре раза больше, чем требуется. Хороший служитель прекращает работать, когда (из-за несчастного случая или рецидива наследственной физической недееспособности) тело восстает против насилия и требует незамедлительного внимания. Тогда он старается отдохнуть, выспаться, соблюдать строгую диету и проводит необходимые медицинские процедуры. Он выполняет все разумные предписания, ожидая выздоровления.
Следующий шаг — это постоянное внимание к эмоциональному телу и контроль над ним. Это самый трудный для управления проводник, как хорошо известно. Не дозволяется никакая чрезмерная эмоция, хотя сильные токи любви ко всему, что дышит, вполне допустимы. Любовь, будучи законом системы, является конструктивной и стабилизирующей, и всё приводит в согласие с законом. Никакие страх, тревога, забота не одолевают эмоциональное тело того, кто устремленно служит всем. Он культивирует безмятежность, устойчивость и ощущение того, что он безоговорочно следует закону Бога. Радостное доверие — вот его обычное состояние. Он не позволяет себе ревности, мрачной депрессии, алчности или жалости к себе, но — сознавая, что все люди братья и всё существует для всех — спокойно следует своим путем.
Далее идет развитие ментального тела. Контролируя свое эмоциональное тело, служитель проводит тактику устранения. Его задачей является так настроить эмоциональное тело, чтобы оно стало бесцветным, спокойно вибрирующим, чистым и прозрачным, как заводь в тихий летний день. Настраивая же свое ментальное тело для служения, работник делает нечто противоположное устранению: он старается вложить в него информацию, обогатить его знанием и фактами, обеспечить его интеллектуальное и научное развитие, чтобы со временем оно стало прочным фундаментом для божественной мудрости. Мудрость замещает знание, но нуждается в нем в качестве подготовительной ступени. Надлежит помнить, что служитель проходит через Дворец Учения прежде, 347] чем вступает во Дворец Мудрости. Поэтому, тренируя тело ума, он стремится к упорядоченному овладению знанием, к восполнению того, в чем ощущается недостаток, к последовательному освоению врожденной ментальной способности, наработанной в предыдущих жизнях, и, наконец, к такой устойчивости низшего ума, чтобы высший мог доминировать, и в тишине могла проявляться способность к творчеству. В Безмолвии Абсолюта родилась вселенная. Из тьмы пришел свет, из субъективного выявилось объективное. Негативная тишина эмоционального тела делает его восприимчивым к воздействию свыше. Позитивная тишина ментального тела вызывает высшее вдохновение.
Научившись контролировать и мудро использовать свою троичную личность, тот, кто любит человечество, ищет совершенства в действии. Никакие чудесные мечты о мученичестве и блестящие, но мимолетные фантазии об эффектном служении не отягощают его; немедленное приложение всех сил для исполнения своего ближайшего долга — вот к чему он стремится. Он знает, что совершенство на переднем плане жизни, в мелочах внешней деятельности, обеспечивает совершенство и на заднем плане, и результатом является картина редкостной красоты. Жизнь продвигается маленькими шагами, но каждым шагом, сделанным в надлежащее время, и каждым мигом мудрой работы покрывается большое расстояние, и такая жизнь проживается не зря. Те, Кто ведет человеческое семейство, испытывают кандидатов на служение в мелких частностях будничной жизни, и тому, кто постоянно демонстрирует верное действие в мелочах, на первый взгляд несущественных, поручается более высокая сфера деятельности. Разве могут Они в случае крайней необходимости или кризиса полагаться на того, кто свои каждодневные дела ведет неряшливо и неразумно?
Следующий метод служения — способность к адаптации. Она подразумевает готовность отстраниться в случае, если другим, 348] более квалифицированным людям поручается заполнить занимаемую служителем нишу, или (наоборот) способность снять с себя свои обязанности и приступить к более важной работе, если какой-нибудь менее компетентный исполнитель способен с той же легкостью и рассудительностью делать это дело. Мудрое свойство служителей заключается в том, чтобы не ставить себя слишком высоко, но и не недооценивать себя. Работа исполняется плохо, если за нее берется неквалифицированный человек, но равным образом теряются время и сила, если искусные работники занимаются делом, в котором их мастерство не может полностью проявиться и которое менее оснащенные мужчины и женщины способны делать так же достойно. Поэтому все вы, те, кто служит, будьте готовы посвятить свою жизнь исполнению неэффектной и, по-видимому, незначительной работы, ибо такой может быть ваша судьба и на этом месте ваше служение — оптимальное; но также будьте готовы приступить к явно более важной деятельности, если Учитель вас к ней призовет или если обстоятельства — а не планы служителя — покажут, что время пришло. Продумайте последнюю фразу.