Шесть проявлений любви между преданными

В этом стихе Шрила Рупа Госвами обясняет, какие формы принимает преданное служение в общении переданных между собой. Оно включает в себя шесть видов деятельности: 1) приносить дары преданным; 2) принимать от преданных все, что они дарят в ответ; 3) поверять им свои мысли; 4) спрашивать их о сокровенном в служении Господу; 5) почитать прасад – духовную пищу, которой угощают преданные, и 6) угощать преданных прасадом. Опытный преданный объясняет, а начинающие, слушая, учатся у него. Таков смысл слов гухйам акхйати приччхати. Когда кто-то из преданных, желая поддержать в нас дух преданного служения, раздает прасад – остатки пищи, предложенной Верховной Личности Бога, мы должны принимать этот прасад, видя в нем милость Господа, полученную из рук чистых преданных. Следует также приглашать чистых преданных в свой дом, угощать их прасадом и стараться всячески угодить им. Это называется бхункте бходжайате чайва.

Даже обыкновенные люди делают то же самое, когда хотят проявить к кому-нибудь свою любовь и дружеское расположение. К пример, бизнесмен, желая завязать отношения с другим бизнесменом, приглашает его в какой-нибудь ресторан на банкет, во время которого открывает ему свои планы. Затем он советуется с партнером относительно своих дальнейших действий, и иногда они обмениваются подарками. Таким образом, прити, любовные взаимоотношения близких людей, всегда проявляются в этих шести формах. В предыдущем стихе Шрила Рупа Госвами советовал избегать мирского общения и общаться только с преданными. Международное общество сознания Кришны было основано именно для того, чтобы дать преданным возможность строить свое общение на перечисленных выше принципах. Создавая это общество, я действовал в одиночку, однако благодаря тому, что люди, проявляя инициативу, предлагают свои услуги и получают что-то взамен, наше движение ширится, охватывая своей деятельностью весь мир. Мы рады тому, что люди дают щедрые пожертвования на развитие общества и с готовностью принимают любойнаш скромный дар в виде книг и журналов, рассказывающих только о сознании Кришны. Иногда мы проводим праздники Харе Кришна, приглашаем туда всех свободных членов и друзей нашего общества и угощаем их прасадом. Несмотря на то, что в большинстве своем эти люди принадлежат к высшим слоям общества, они приходят к нам и принимают прасад, каким бы скромным он нибыл. Время от времени члены общества и люди, симпатизирующие ему, доверительно спрашивают нас о методах преданного служения, и мы стараемся рассказать им о них. Так наше движение ширится, распростарняясь по всему миру, и образованные люди всех стран постепенно начинают понимать значение деятельности общзества сознания Кришны. Жизнь общества сознания Кришны питают шесть типов любовных взаимоотношений между преданными, и все люди должны иметь возможность общаться с преданными ИСККОН, ибо, просто поддерживая с ними шесть типов перечисленных выше любовных взаимоотношений, обычный человек может пробудеть дремлющщее в нем сознание Кришны. Сангат санджайате камах, – сказано в Бхагавад-гите (2.62): желания и устремления человека определяются кругом его общения. Как говорится, скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты, поэтому если обыкновенный человек будет общаться с преданными, он непременно разбудит дремлющее в нем сознание Кришны. Сознание Кришны заложено в каждом живом существе, и до некоторой степени оно проявляется уже тогда, когда живое существо получает человеческое тело. В Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа, 22.107) говорится: «Чистая любовь к Кришне вечно живет в сердцах всех живых существ. Ее не получают извне. Когда в процессе слушания и повторения святых имен сердце очищается, живое существо сразу пробуждается ото сна». Сознание Кришны присуще всем живым существам, и потому каждый должен иметь возможность услышать о Кришне, Одного только слушания и повторения святых имен – шраванам киртанам – достаточно, чтобы очистить сердце и пробудить в нем сознание Кришны. Сознание Кришны не привносится в сердце искусственно, оно уже там. Повторяя святе имя Верховной Личности Бога, человек очищает свое сердце от всей мирской скверны. В первой строфе Шри Шикшаштаки Господь Шри Чайтанья Махапрабху говорит: «Слава санкиртане Шри Кришны, которая очищает сердце от пыли, скопившейся в нем за долгие годы, и гасит пожар обучловленной жизни, повторяющихся рождений и смертей. Движение санкиртаны – высшее благословение всему человечеству, ибо оно распространяет лучи дарующей благословение луны. В нем – душа трансцендентного знания. Оно увеличивает океан трансцендентного блаженства и дает возможность в полной мере насладиться вкусом нектара, которого мы всегда так жаждем».

Очищается не только тот, кто повторяет маха-мантру, но и сердца всех, кому довелось услышать трансцендентные звуки: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Дажи души, находящиеся в телах низших животных, насекомых, деревьев и т.д., тоже очищаются и, слушая трансцендентные звуки, готовят себя к тому, чтобы когда-нибудь обрести полное сознание Кришны. Об этом говорил Харидас Тхакур, отвечая на вопрос Чайтанья Махапрабху о тм, как можно освободить из материального плена живые существа, Находящиеся на более низком, чем люди, уровне развития. Харидас Тхакур сказал Ему, что повторение святых имен столь могущественно, что произнося их даже в глухих джунглях, можно помочь деревьям и животным, Слушающим эти звуки, развить в себе сознание Кришны. Это продемонстрировал Сам Шри Чайтанья Махапрабху. Когда Он проходил через лес Джарикханада, тигры, змеи, олени и другие животные, забыв о своей извечной вражде, принимались петь и танцевать, присоединяясь к санкиртане. Мы, разуамеется, не можем подражать Шри Чайтанье Махапрабху, но должны следовать по Его стопам. Мы недостаточно могущественны, чтобы, заворожив тигров, змей, кошек и собак, заставить их танцевать, но, давая людям возможность услышать святые имена Господа, Мы можем обратить в сознание Кришны многних людей во всем мире. Распространение святого имени Господа – это возвышенная форма пожертвования или дара (принцип дадати). Кроме того, Мы должны следовать принципу пратигрихнати: с готовностью и желанием принимать трансцендентные дары. Стремясь постичь материальный мир, мы должны задавать вопросы о движении сознания Кришны и поверять свои мысли преданным. Так мы осуществим на практике принцип гухйам акхйати приччхати.

Преданные, члены Международного общества сознания Кришны, устраивая в своих центрах воскресные пиры, приглашают на них членов общества и его друзей. Чтоыб почтить прасад, там собирается много интересующихся людей, которые затем, когда им предоставляется возможность, Приглашают преданных к себе и угощают ихз обильным прасадом. Это приносит благо как преданным, так и обяыкновенным людям. Людям следует избегать общения с так называемыми йогами, гьяни, карми и филантропами, поскольку такое общение никому не приносит пользы. Тот, кто действительно желает достичь цели человеческой жизни, должен общаться с преданными из движения сознания Кришны, потому что только это движение учит, как развить в себе любовь к Богу. Религия – привилегия человека, именно она отличает общество людей от общества животных. У животных нет ни церквей, ни мечетей, ни религиозных учений. Но люди, где бы они ни жили и на какой бы ступени развития ни находились, обязательно исповедуют ту или иную религию, Даже у диких племен, обитающих в джунглях, есть своя религия. Когда религия, развиваясь, превращается в любовь к Богу, она достигет цели. Как сказано в Первой песни Шримад Бхагаватам(1.2.6): «Высшим занятием всех людей является то, которое приводит их к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».

Если члены человеческого общества действительно хотят обрести мир и спокойствие и установить дружеские отношения между людьми и народами, они должны следовать религиозному учению сознания Кришны, которое поможет им пробудить в себе дремлющую любовь к Кришне, Верховной Личности Бога. И как только люди сделают это, в их умах воцарятся мир и покой.

Служение Вайшнавам

Когда преданный начинает понимать, что Кришна буквально жаждет любви каждого из живых существ, он в особенности начинает ценить преданных Господа. Преданные очень редки! Сколько людей ходит по улице, и сколько из них занимаются преданным служением?! Поэтому когда мы служим преданным, помогаем им в их служении, Кришна очень рад этому.

В шастрах описываются следующие виды служения преданным. Во-первых, это должным образом принимать их, когда они приходят к нам в гости. Следует расположить их по удобнее, угостить прасадом. Во-вторых, это выражать почтение. В особенности, когда к нам приходят духовные учителя, следует должным образом принимать их – устроить киртан, омыть стопы, провести пуджу.

В-третьих, это общение – когда мы слушаем повествования о Кришне и преданном служении Ему, сходящие с уст преданных, а также, если уместно, делимся своими реализациями. И в-четвертых, служение вайшнавам подразумевает всевозможную практическую помощь. Мы вспоминали уже о том, как Господь Чайтанья, вернувшись домой после получения посвящения от Ишвары Пури, начал всячески служить вайшнавам – помогать по хозяйству, гладил дхоти и т.д.

Необходимо очень внимательно отнестись ко всем этим замечаниям о служении вайшнавам в особенности, когда вам предстоит принимать у себя дома/в храме духовных учителей или других старших преданных. В этом случае глава семьи или проповеднического центра должен перепоручить все свои дела другим, и в течение всего времени лично служить этому преданному, заботясь о всех его нуждах. Если старший преданный приезжает на поезде или прилетает на самолете, лидер должен лично встретить его на вокзале/в аэропорту, и затем находиться рядом в течение всего времени пребывания его в гостях. Это одновременно и большая ответственность, и большая привелегия. И это самый верный путь к совершенству, как индивидуальному, так и всей общины преданных. Если преданный доволен, то он проливает потоки милости на окружающих (а Кришна проливает их еще в десять раз больше). И вместе с тем, если преданные чувствуют себя дискомфортно, то они будут избегать визитов, и со временем все кругом придет в запустение.

Вот история об одном из основателей Шри-сампрадайе, Тирумангае-альваре, которая ярко иллюстрирует чудеса, которые совершает служение вайшнавам.

Тирумангай-альвар

Шри Тирумангай был последним среди альваров Шри Сампрадайи. Он родился в 397 году века Кали в семье шудры. В детстве его называли Нила, синий, потому что он напоминал Господа Кришну. Предание гласит, что он стал воплощением лука Господа Вишну – Шарнга.

Отец Тирумангая был военоначальником в армии царя Чхолы. У него Нила научился владеть многими видами оружия и военному искусству. Скоро он стал отличатся особой храбростью, обращая в бегство царей, оспаривающих власть царя Чхолы. Высокий, могучего телосложения, неженатый юноша, он вел себя как распутник. Все называли его Кальяном, который удовлетворяет свои чувства.

На другой стороне деревни, где жил Нила, находился красивый пруд. Это было не только очень живописное, но и загадочное место, потому что время от времени небесные женщины приходили сюда совершить омовение. Красивый пруд, полный цветущих лотосов, привлек однажды несколько юных апсар со Сварга-локи (обитель Брахмы). Одна из них увлеклась цветами и заблудилась, оставив своих подруг. Но случтилось аюрведическому доктору оказаться в этих местах. Из любопытства он спросил, что делает в диком лесу сказочно красивая девочка.

– Кто ты? – спросил он.

– Не знаю, – отвечала она. Если бы апсара сказала правду,она уже никогда не вернулась бы на

Райские планеты.

Узнав всю историю, доктор привел ее домой. Жена его встретила девочку как родную дочь, и она осталась в семье. Доктор назвал ее Кумуда-валли, потому что она заблудилась в лесу из-за цветов лотоса. С каждым днем девочка расцветала удивительно чистой красотой, и родители боялись, что не смогут найти ей достойного жениха. Незамужняя девушка, она никогда не выходила из дому, строго следуя принятым традициям.

Но настал день, когда красавицу заметил один из приятелей Кальяна. Он тут же рассказал о ней хозяину, уверяя его, что она станет для него идеальной женой. Кальян разволновался и, не откладывая, бросился к дому Кумуда-валли. Как только он увидел ее, сердце его воспылало любовной страстью. Он сразу пошел к ее родителям, прося руки их дочери. Они ответили, что последнее слово остается за Кумуда-валли. Но девушка решительно сказала, что пойдет замуж только за вайшнава, который принял посвящение и прошел священные обряды. Однако Кальян был настроен решительно. Во что бы то ни стало он хотел получить руку Кумуда-валли.

Он сразу отправился в самый большой в царстве храм Господа Шри Намби и стал пылко молить о необходимых благословениях. Он молился так искренне что божество не могло не ответить.На ладонях Кальяна появились знаки чакры и раковины, а по всему телу – двенадцать знаков тилаки. Счастливый юноша со всех ног бросился к Кумуда-валли, но она сказала:

– Мало называть себя вайшнавом, надо вести себя как подобает настоящему вайшнаву. У меня есть еще одно условие. Каждый день ты должен кормить тысячу вайшнавов и питаться лишь остатками их пищи, выпивая прежде воду, которой омывали стопы этих святых.

Из любви к Кумуда-валли Кальян принял и это условие, и они, наконец, поженились. Кальян честно выполнял свое обещание и тратил все свои деньги на ежедневные пиры. Ему нравилось это делать, он находил это занятие сладостным и веселым, испытывая все больше воодушевление. С каждым днем пиры становились все более пышными, церемония омовения станавилась все более богатой. Кальян, не задумываясь, тратил деньги до тех пор, пока у него не осталось ни гроша. Но он и не собирался прекращать и растратил даже собранную для царя пошлину.

– Что случилось с Нилой? – спросил царь своих министров. – Почему он не приносит денег?

– Мы слышали, что Нила каждый день устраивает огромные пиры для вайшнавов, и очень пышные. Может быть, на это у него ушли все деньги.

– Что? – разгневался царь и послал офицера в сопровождении нескольких солдат в деревню Нилы вернуть деньги и при необходимости арестовать Нилу.

Офицер вызвал Нилу и обьявил о цели своего прихода:

– Я должен расследовать дело… – начал он официально, но нила не стал ждать, и завязалась

битва. Нила конечноже одержал в ней победу, но поскольку он был святым человеком, он не стал убивать своих противников. Глядя в след убегающему офицеру и его изрядно потрепанным солдатам, он крикнул:

– Можешь сказать царю, пусть сам приходит, если сильно хочет. Я заплачу ему пошлину той же монетой, что и тебе!

Завязав свои раны, офицер предстал перед царем и передал слова Нилы. Царь побледнел от гнева и повел в деревню свою армию. Нила мужественно встретил ее и полностью разгромил. Царь лежал новзничь на поле сражения. Нила, победно поставив ногу ему на грудь, наклонился к нему и сказал:

– Считай деньги, которые я взял, займом, договорились?

– Хорошо! – отвечал царь.

Но тут их окужили царские министры и брахманы и обратились к Ниле:

– Конечно, ты очень могуществен, ты один разбил царя и всю его армию. Но это вовсе не означает, что ты был прав.Ты взял царские деньги, а царская собственность священна. На нее нельзя посягать. Ты нарушил закон и подлежишь наказанию.

– Хорошо, – согласился Нила,– если я совершил преступление, я должен быть наказан. Какое наказание вы мне назначите?

– Ты должен отправится в тюрьму.

И Нила повиновался. Хотя его не возможно было взять силой, логика и доказательства из шастр убедили его. Он сам запер за собой двери тюрьмы, но разве мог он там оставаться? Ведь тюрьма лришила его служения Господу, и Нила очень страдал. День и ночь он молился Господу Вишну: «Я хочу только служить тебе! Но я не знаю, как делать это здесь, в заточении». И тогда Господь Варада-раджа явился ему во сне и сказал:

– Ты должен увидется с царем и попросить позволения отправится в Канчипурам. Там на берегу реки Ведаватти зарыт клад. Богатства так много, что ты сможешь расплатится с царем, а все оставшееся использовать в своем служении.

Наутро Кальян рассказал царю о своем сне и царь позволил ему отправится к реке в сопровождении царской охраны. Кальян сделал все, как велел ему Господь, и без труда нашел сокровища. Царь был изумлен.

– Кто я чтобы стоять на твоем пути – сказал он Ниле. – Если Господь Вишну направляет тебя, ты великая душа. Иди, отныне ты свободен.

Нила благополучно вернулся в родную деревню. Теперь денег у него было много, и он стал снова кормить вайшнавов. Господь спас Кальяна от нарушения слова, как некогда спас Драупади.

Со временем деньги стали кончатся, и Нила задумал новый план.

– Повсюду живет столько богатых вайшьев, – говорил он своим товарищам. – У них очень много денег. Я не раз видел, как они перевозят караваны своих товаров. В действительности, они должны давать пожертвования вайшнавам, но они не делают этого. Как хотят, они тратят свои деньги, а я ломаю голову, где взять средства, чтобы продолжать служить вайшнавам! Мы будем останавливать караваны на лесной дороге и, не причиняя им никакого вреда, просить пожертвование. А если они не захотят его давать, нам придется забрать у них все силой.

И они приступили к действию, но никто из вайшьев, которых они останавливали, не хотел давать пожертвований, и все заканчивалось обыкновенным грабежом. Добытые богатства разбойники тратили на служение вайшнавам. Однажды ночью, когда они затаились в кустах, ожидая свою жертву, на дороге показался очень большой караван из тридцати повозок, запряженных буйволами. Караван принадлежал необыкновенной красоты молодому купцу, рядом с которым сидела красивая жена. Оба в богатых одеждах, драгоценности сверкали на их груди, руках и головах. Повозками управляли слуги, которые тоже были очень красивы лицом и сложением и одеты в дорогие наряды.

Нила решительно вышел на дорогу и остановил караван:

– Дорогой господин, похоже ты невероятно богат!

– Да, это все действительно принадлежит мне, – улыбнулся купец.

Нила расхохотался и повернулся к своим пртятелям:

– Ха-ха-ха! Нам выпала редкая удача!

– Если эти богатства действительно твои, наврядли ты захочешь поделится ими, – снова обратился он к купцу.

– Да, – улыбался тот, – мои богатства служат вайшнавам.

– Прекрасно! – воскликнул Нила. – Ведь я – вайшнав. Я уверен, ты будешь счастлив отдать мне все, что имеешь.

– Что ты, я не могу – не прекращая улыбаться, ответил купец.

– Ты хочешь сражаться? – удивился Нила.

– Нет-нет, бери так, – отвечал купец. – ты волен взять все, хоть я и не хочу тебе давать.

– Согласен! – сказал Нила и повелел своим товарищам:

– Начинайте!

Разбойники связали всех, как они обычно это делали, забрались на повозки и собрали не только то, что на них лежало, но и все, что было на купце, его жене и слугах. У жены купца на большом пальце ноги было кольцо с крупным бриллиантом. Нила сам стал снимать его, но кольцо сидело очень плотно. Потеряв всякое терпение, он встал на колено и камнем ударил по кольцу. Но он промахнулся, кольцо осталось целым, не считая маленькой царапины. Но самое удивительное, что пока он это делал, он пережил удивительные экстатические чувства. Однако он был так поглощен своим занятием, что не придал им значения. Наконец он снял кольцо, все богатства были собраны в узел. Но когда разбойники собрались поднять его, они не смогли даже сдвинуть его с места, таким он был ояжелым.

Нила обернулся к купцу:

– Я думаю у тебя есть какая-то мантра, которой ты управляешь своими богатствами. Ясно как день, что они заколдованы и поэтому их невозможно сдвинуть с места.

– Да есть одна священная мантра, – отвечал купец.

– Тебе лучше сказать ее мне, – нахмурил брови Нила.

– Пожалуйста, только подойди поближе.

И когда Нила нагнулся, купец произнес ему в самое ухо:

– Ом намо нараянаях.

Как только Нила услышал эту мантру, он осознал, что купец и кго жена были не кем иным, как Лакшми и Нараяной. Верховный Господь предстал перед ним вместе со своей вечной супругой Лакшми, восседая на гаруде.Нила тут же припал к Их лотосным стопам и, охваченный трансцендентным экстазом, сложил шесть песен во славу Господа. С тех пор Нилу называли Тирумангай-альвар, жизнь его переменилась, а необузданный нрав служил Господу. Возвышенные качества святого проявились в нем.

Поскольку Тирумангай был целиком поглощен своим служением, он скоро вскочил на ноги исказал:

– Все прекрасно, но нам пора. Увидимся завтра!

Лакшми-Нараяна ответили:

– Ъорошо, приходи завтра, поговорим.

И Тирумангай побежал со всех ног с узлом сокровищь, чтобы продолжать свое служение. На следующий день онвернулся в лес, Лакшми-Нараяна сже ждали его. Они были очень довольны го служением вайшнавам, но он тут же сказал Им:

– Я все врмя думаю о том, кде добыть денег, чтобы каждый день кормить тысячу твоихпреданных. Из-за этого мне преходится грабить купцов,и я незнаю, чем это кончиттся. Не подскажешь ли ты, где мне взять богатства?

– Повсюду так много буддийских храмов.Будда – Мое воплощение, но Он приходил прповедовать безбожникам. Эти буддийские храмы, однако, очень богаты. И Я позволяпозволяю тебе ограбить один ищ нихэ

Тирумангай был счастлив.

– Да, я уже думал об этом! – вокликнул он. – Но теперь я получил Твое позволение, и это прекрасно.

Вскоре после встреыи с Господом Тиругай отправился в паломничество по Северной Индии – Харидвар, Бадаринатх, Наймишаранья и другие. Где бы он ни появился, все выражали ему почтение и прославляли. Возвращаясь, альвар посетил Господа Ранганатху в Шри Рангаме,где сложил множество песен, прославляя божество. Господь Ранганатха явился ему во сне и попросил остаться в Шри Рангаме, чтобы расширить храм. Тирумангай-агьвар, конечно же, ппринял это служение, но, чтобы исполнить его, он нуждался в огромных средствах. В поисках денег Тирумангай пускался в самыеневероятные ирискованные приключения . И однажды духовный брат Тирумангая напомнил ему о золотом мурти Будды.

Вместе сосвоими товарищами Тирумангай прбрался ночью в большой буддийский монастырь, где жило десять тысяч монахов, которые поклонялись огроному божеству Будды, отлитому из золота. Используя все свое мистическое искусство, друзья тирумангая гроникли в храм, а сам он остался снаружи. Пытаясь вынести тяжелое божество, они подняли шум и разбудили монахов,Д которые тут же высыпали в храмовый двор. Все они были вооружены и в совершенстве влодели военным искусством и борьбой.

Монахи дружно набросились на Тирумангая, но он тут же расшвырял их и крикнул друзьям:

– Эй, поторопитесь! Что вы там возитесь?

Но разбойники не могли сдвинуть божество с места,оно было заколдовано, и стоило им прикоснуться к нему или попытаться сдвинуть с места,как оно начинало вращаться с невероятной скоростью, и они не могли приблизиться. Им ничего не оставалось,как только позвать на помощь Тирумангая:

– Мы не можем его взять,потому что оно крутся! Оно заколдовано!

Тирумангай, продолжая отражать атаки монахов, крикнул им в ответ:

– Все ясно, помочитесь на него!

Так они и сдклалт, и мурти остановилось. Они тут же подхватили его на плечи и бросились бежать, а монахи, которых сдерживал Тирумангай, побежали за ними. Тирумангай и его люди достигли Шри Рангама, который окружен огромными стенами и подобен крепости, и захлопнули за собой дверь. Возмущенныемонахи пошли к царю жаловаться.

Царь оказался в затруднительном положении. Он позвал Тирумангая и сказал:

– Дорогой Тирумангай, эти буддисты утверждают, что ты украл у них мурти. Я царь здешних мест и должен заботиться о том, чтобы каждый в моем царстве был счастлив. Я обрету покой, если ты вернешь им мурти.

Настоятели буддийского монастыря, которые тоже находились в это время во дворце, ревносно оаблюдали за Тирумангаем.

– Не волнуйтесь, заверил всех Тирумангай, – через две недели я верну мурти, вернее не больше чем палец от него.

Буддийские монахи не приняли всерьез последнюю фразу и были счастливы.

Через две недели они пришли, чтобы встретиться с Тирумангаем и получить свое мурти. Скоро появился Тирумангай и его люди, но мурти у них не было. Монахи заволновались.

– Где наш Будда?

Тирумангай долго искал в своей сумке, пока не извлек из нее золотой палей, который и протянул монахам.

– Вот он, – сказал Тирумангай, – я говорил, что не больше чем палей.

Буддисты пришли в страшный гнкв, завязалась битва. Тирумангай разбил их всех и обратил в вайшнавов. А золотое мурти будды он расплавил и покрыл этим золотом купол над головой Господа Ранганатхи. Даже сегодня, госещая Шри Ранга-кшетру, можно подняться на верхушку храма и увидеть огромный золотой купол, который отлил Тирумангай из мурти Будды.

Тирумангай был очень знамнитым вайшнавом своего времени, силой своего оружия он сдерживал влияние Кали-юги. Встречаясь с ним, каждый становился вайшнавом. У кого бы он ни взимал пошлину, человек сразу предаваося лотосным стопам Господа Кришны. Во время больших праздников,когда божество выносили из храма, процессию возглавлял Тиирумангай. Обнажив свой меч, он смотрел по сторонам, вглядываясь в каждое лицо. И когда его спрашивали:

– Что ты делаешь? Ты выглядишь таким свирепым с мечом в руках и так пристально смотришь на людей.

– Да, я готов наказать любого оскорбителя!

В таком воинственном духе проходили все праздники в Шри Рангаме.

В заключении, мы приведем еще три отрывка из повествований, описывающих игры Господа Чайтаньи, которые лучше всяких объяснений иллюстрируют, что такое вайшнавская дружба.

Наши рекомендации