IV. 26-38. Обретение духовного тела
1.(26-30) Нарада прожил остаток жизни в преданном служении и обрел духовное тело.|26| Не завися от внешних условий, [без гордости – он всегда думал «Кто может быть более падшим чем я?»] Нарада, (как всякий искренний преданный), посвятил остаток жизни памятованию и воспеванию [сокровенных лил Господа], (на благо всех людей), [калам пратикшан – ожидая когда он станет спутником Господа]. {БД: анантасйа нАмАни паТханн непрерывно принимал. Хата –трапас – оставив всякое смущение и стыд. Виматсаро – оставив эгоизм.} |27| Встретив смерть, она осветила его подобно вспышке молнии (одновременно со смертью (удар молнии) развивается духовное тело (вспышка света) и человек становится спутником господа [как еще одна вспышка происходящая одновременно]. Ибо он был погружен мыслями в Господа, (т.е. обладал духовным богатством) и потому не имел низших мат. желаний (поскольку даже мат.тело было одухотворено подобно железу в огне). (В положенный срок, когда преданный готов, происходит смена тела.) |28| Затем он получил духовное тело [как было обещано в т.23], вечное, свободное от гун и кармы. (Даже при жизни тело преданного обретает трансцендентные качества, поэтому он не страдает от последствий кармы и способен воочию увидеть Господа.) [Прарабхда-карма не остается у преданных развивших према-бхакти. Она разрушается по мере практики садхана-бхакти. Говорится что всякий кто произнес имя Господа хоть раз, даже если он низший из людей, освобождается от рабства кармы. Но это значит что он должен сразу же оставить тело, мы видим что этого не происходит. Значит благодаря бхакти меняется природа тела. Так смена тела не обязательно означает смерть. Нарада, развив прему уже сменил тело еще до смерти.] |29-30| В конце эпохи он вошел в тело Нараяны и затем явился вновь в своем вечном теле как сын Брахмы, (подобно тому как Господь является как сын Васудевы). [У Нарады вечное тело, но иногда особые дживы тоже принимают форму Нарады.]
2.(31-33) Теперь Нарада и дальше также занимается преданным служением Господу.|31|Благодаря непрерывной бхакти, Нарада беспрепятственно путешествует по всем мирам. (Каждый авторитет в преданном служении принимает его наставником, повинуясь «Нарада-бхакти-сутре»). [Карма йоги не могут покинуть вселенную, а достигшие брахмана, боятся войти в нее. Нарада не такой как Маричи или Кумары. Он вне путей кармы или отречения. Он служит Господу и существует независимо.] |32| Нарада воспевает Господа на своей трансцендентной вине (поэтому преданные также должны правильно использовать музыкальные возможности для прославления Господа). [Семь нот тональности (свара-брахма) представляют Брахман (Господа).] |33| Так как Господь абсолютен, а Нарада совершенно чист, стоит ему начать воспевать Его славу, как Он сразу словно по зову является в его сердце. (Воспевание Господа неотлично от Него, потому чистый преданный может в любой момент почувствовать Его присутствие, воспевая Его не ради выгоды, а из любви к Господу.) [Прийа-шравах – Кришна привлекается и отправляется туда, где воспевают Его славу, чтобы пролить милость на этих преданных. Тиртха-пада – такое место становится святым. Господь подвластен бхакти, потому является даже незвано, потому сказано, что Он является словно по зову.]
3.(34-38) Полное удовлетворение и свободу душе приносит только кевала-бхакти и лучшее средство это кришна-катха.|34| Кришна катха – самое лучшее судно чтобы пересечь океан материальных желаний. (Живое существо всегда что-то делает, говорит или думает, нужно просто наполнить это другим содержанием.) [Этот стих подводит итог обсуждаемой теме. Киртана это главная анга из многих анг бхакти. Однако также имеется ввиду что все остальные анги тоже эффективны.] |35| Йога позволяет обуздать чувства, но она не дает бхакти, и потому не приносит удовлетворения душе. (Бхакти-йога практичнее искусственных методов обуздания чувств, а без бхакти они вовсе не принесут успеха.) [Хотя бхакти дает настоящее освобождение, йога и гйана смешанные с бхакти не удовлетворят атму так, как чистая бхакти. Т.о. йога и пр. методы без бхакти бесполезны, поэтому в этом стихе говорится о йоге и т.д смешанными с бхакти. Хотя бхакти и была описана позже как средство освобождения… Есть три типа бхакти:
1) кевала-бхакти – чистая бхакти (1.5.17, 23), Кевала-бхакти или ананйа-бхакти, шуддха-бхакти, ниргуна-бхакти, уттама-бхакти, акинчана-бхакти практикуют личности нишкама, такая бхакти дает прему.
2) прадханйа-бхакти(прадханибхута-бхакти) – смешанная но преобладающая (1.5.36). Это карма-мишра-бхакти, гйана-мишра-бхакти и йога-мишра-бхакти. Практикуется шантами, дает рати (бхаву) и некоторым освобождение. Если кто-то из них получает общение с личностью обладающей дасйа-бхавой или другими чувствами, в силу преобладания бхакти, желая дасйу или другие чувства, такой человек достигнет премы с преобладанием айшварйи.
3) гуна-бхава-бхакти – смешанная и находящаяся на втором месте (татастха) (1.5.35). Это бхакти-мишра-карма, бхакти-мишра-гйана и бхакти-мишра-йога, они дают освобождение. Тут бхакти не являет собственного результата. Она лишь сопутствует карме, гйане или йоге которые не работают без бхакти.
Т.о. в ШБ, принимаются лишь два типа бхакти: кевала и прадханибхута. Обо всем этом Нарада дал наставления Вйасе, который объяснил это в двенадцатой песни.]
|36| Итак, я поведвл тебе всё самое сокровенное, это позволит тебе обрести удовлетворение. (Нарада поведал свой путь, как он получил милость и слушал чистых преданных. Это настолько могущественно, что даже ребенок стал так не привязан, что воспринял смерть единственной матери как благословение и воспользовался этим для поиска Бога. Описания вошедшие в 5-ю и 6-ю главы не найти даже в изначальных Ведах и Упанишадах. Там это описывается лишь намеками, поэтому ШБ это зрелый плод всех Вед.) [Сарвам: обретение Нарадой бхакти, её виды, развитие и плод; деятельность преданного; разрушение прарабдха-кармы; как преданный оставляет тело; достижение духовного тела свободного от кармы. Рахасйам – этого не знают те кто изучает Веданту.]
|37| Играя на вине, Нарада покинул Вьясу отправившись восвояси. (Только бхакти дарует полную свободу. И само оно обладает такой же свободой. Оно может развиться в преданном, а может и нет. Общение с преданными также свободно. Человеку может выпасть удача общаться с ними, а может и нет, несмотря на все усилия. Свобода это ось всех сфер бхакти. Предание Господу – не зависимость от Него, а обретение истинной свободы.) [Да здравствуют эти три вида беспричинности и независимости (йадриччхики) в бхакти: милость чистого преданного, преданный и его служение.]
|38| Слава Нараде, наслаждающемуся и вдохновляющему остальных прославлениями Господа. (В этом мире все страдают, при этом часто думая что наслаждаются. Миссия Нарады – просвещать просвещать страждущих и возвращить их домой к Богу. Также это миссия и для всех его последователей.)